Разработка конспекта урока по биологии "Остров СПИД".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок проводится с целью привлечения внимания подростков к одной из острых проблем нашего времени, сформировать знания об особенностях ВИЧ, мерах предупреждения заболевания СПИДом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrov_spid.doc | 618.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Остров СПИД
Цель: привлечь внимание подростков к одной из острых проблем нашего времени, сформировать знания об особенностях ВИЧ, мерах предупреждения заболевания СПИДом, раскрыть пути передачи ВИЧ – инфекции; воспитывать чувство ценности человеческой жизни, формировать такие качества, как милосердие, доброта, сопереживание.
Ход урока
Воспрянь же, разум, ото сна,
От эйфорического рая!
Даруй здоровье, радость дня,
Иди на свет, зло побеждая!!!
СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита – опасное, тяжёло протекающее инфекционное заболевание, которое зарегистрировано почти во всех странах мира.
Многие из вас скажут: ну сколько можно говорить об одном и том же? Тем более, что нас это не коснётся. Мы – нормальные люди. Пусть где –то умирают миллионами, а у нас сотней больше, сотней меньше – особой разницы нет. Тем более, что сейчас в России есть проблемы пострашнее СПИДа. Но задумайтесь: в России темпы роста эпидемии остаются одними из самых высоких в мире. Общее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных, за все годы наблюдения на 1 января 2018 года составило 1,2 миллиона (1 220 659) человек. Носители вируса зарегистрированы в 44 населённых пунктах в Ростовской области. Всего же на территории региона за весь период регистрации с 1989 года выявлены 15027 ВИЧ-инфицированных.
За последние полгода в стране прирост составил 22%.Каждый день СПИДом заражается от 8 до 10 тысяч человек.
Послушайте отрывок из дневника больного, который не нуждается в комментариях.
«Я умираю. Знаю, что сам во всём виноват. Я ещё молод и многое не успел в жизни. Но, видимо, суждено.
Свечки осталось совсем немного,
Даже на час не хватит,
Даже на чай не хватит,
Который можно выпить при свечке.
Чувств осталось совсем немного,
Даже на жизнь не хватит,
Даже на то не хватит,
Чтоб долюбить до конца.
Жизни осталось совсем немного,
Не хватит, чтобы дожить до смерти».
Вот и оборвалась жизнь на взлёте, на пике молодости. То, что произошло с молодым человеком, происходит с миллионами, пристрастившимися к наркотикам. В мире более 40 миллионов человек – инфицированы, а в 1996 – 20,1 млн.
Просмотр фильма.
Несмотря на то, что человеку удалось полностью победить или поставить под контроль многие неизлечимые инфекционные заболевания, СПИД всё ещё господствует на нашей планете.
Все должны понимать, что СПИД, к сожалению, вошёл с нами и в XXI век. Чтобы выжить и уменьшить риск заражения и распространения заболевания, мы должны знать о развитии и проявлениях СПИДа, его профилактике.
Обратимся к данным о распространении заболевания. Впервые о неизвестной болезни сообщил «Еженедельный вестник заболеваемости» (США) в 1981 году и уже к концу 1981г. Упоминалось о 166 случаях инфицирования вирусом. Через 4 года в Атланте состоялась первая Всемирная конференция по СПИДу, на которой царил «явный и безусловный шок».
Ребята, это страшное заболевание унесло и продолжает уносить миллионы человеческих жизней. В этом ряду сотни музыкантов, танцоров, художников: Джимми Хендрикс, Элвис Пресли, Бонн Скотт, Рудольф Нуриев, Фреди Меркьюри.
( фото + голос в песне «Шоу продолжается».)
1.Остров СПИД в океане ненастном,
Так далеко от привычной земли
Очень нечасто и очень несчастно
В небе над нами кричат журавли
2.Остров СПИД …
Всё что было прекрасным,
Смысл изначальный утратило вдруг
Вспыхнули ссоры, а звёзды погасли
Счастье по каплям уходит из рук.
3.Остров СПИД в бесконечном круженье
Будних дел, огорчений, забот –
Так незаметно приходит крушенье,
И от себя никто не спасёт.
4. Остров СПИД … беспросветные тучи
Ветер колючий трубит
Что же нас мучит? Судьба или случай?
Все: как мы попали на остров СПИД?
Давно прошли те времена, когда эпидемии гриппа миллионами убивали людей. С помощью вакцин и противовирусных средств врачи научились справляться с любыми вирусными инфекциями. Вирусологию даже стали считать отмирающей наукой: казалось, ничего нового в ней открыть невозможно.
Выходит Клетка:
Вдруг откуда ни возьмись,
Появился грозный ВИЧ,
Он зовёт своих друзей, самый
Главный он злодей.
Он коварный, злой, опасный,
Очень страшный и ужасный
Вирус ВИЧ ловит сетью Клетку и накрывает её своим плащом и поёт песню «На улице Марата».
На острове Разврата я счастлив был когда – то
И жизнь свою потратил здесь не зря
Заманил я многих в любовный треугольник,
И радовался этому, друзья,
Я рисковал и это ведь тогда,
Когда я увлекался и часто развлекался
Ведь с опытом приходит всё, друзья.
Вирус утаскивает Клетку в свои сети.
ВИЧ не способен жить самостоятельно, он паразит и для существования ему необходимо присвоить чужую жизнь, т.е. поселиться в живой клетке. А поселившись, он её пожирает и за счёт её размножается. Вирус поражает Т – лимфоциты. Поражаются защитные свойства организма. И заражённый человек становится беззащитными перед любыми бактериями и вирусами.
- Будьте добры, назовите основные пути передачи ВИЧ.
ВИЧ передаётся:
- при использовании загрязнённых медицинских инструментов;
- при нарушении целостности покровов;
- половой контакт;
- от инфицированной матери; через молоко, плаценту, в процессе родов ребёнку;
- через инфицированную иглу ( многие наркоманы были инфицированы при внутреннем введении наркотиков).
Более 40 лет в больницах Элисты, Волгограда, Ростова – на – Дону через кровь были заражены дети. В данном случае медицинский персонал проявил преступную халатность в отношении к своим обязанностям, а служба здравоохранения оказалась на недопустимо низком уровне.
- А как не передаётся?
- воздушно – капельным путём;
- бытовым путём;
- при укусах кровососущих насекомых
На сцене появляются Наркоманы. Поют на мотив «Бременские музыканты».
Говорят, мы буки- буки,
Как выносит нас земля?
Дайте, что ли, иглы в руки,
Кайф поймаем мы не зря,
Ой – ля –ля , ой – ля – ла, героинчик для меня
Никаких забот не надо, лишь бы
Сесть, косяк забить!
Ой – ля – ля, ой – ля – ля, хороша ты Конопля!
…Эх – ха!
И такая вот житуха каждый день
И каждый час,
Ни семьи, ни перспективы,
Будущего нет у нас
Ой – ля – ля, ой – ля – ля, подходите
К нам друзья
………. Точно!
К наркоманам подходит ВИЧ и предлагает наркотики.
А в ресторане, а в ресторане
А там армяне, а там цыгане
Кого душа захочет – выбирай,
За баксы здесь начинается рай 2 раза
Медленная музыка. Парень приглашает девушку, танцуют. Появляется другой, показывает ей деньги. Отталкивает первого партнёра и начинает танцевать с ним. А потом вирус уводит с собой.
В здоровом организме в 1 мл крови содержится 1400 Т- лимфоцитов. Когда их число снижается до 200, ВИЧ – инфицированному ставится диагноз – СПИД. Это означает, что иммунная защита организма уже разрушена. Эта болезнь сопровождается потерей массы тела, усталостью, малокровием, появлением сыпи, болями в суставах, воспаление мозга и мозговых оболочек заболевание развивается медленно.
Вирус может жить в организме человека 7 – 15 лет, прежде, чем появляются проблемы со здоровьем. Иногда люди не подозревают, что заражены. Единственный путь – определить наличие вируса – это тест крови на наличие антител к ВИЧ.
В течение нескольких лет единственным признаком может быть увеличение лимфатических узлов.
В дальнейшем наблюдаются повышение температуры, длительное расстройство кишечника, потливость, воспаление лёгких, гнойничковые поражения кожи.
А дальше – смерть…
1.Часть суши, окружённая водой
Все: Часть суши
2.И души, обожженные бедой,
- И души …
3.Но где – то там, пока ещё вдали,
- ….. вдали …
4. …надежда снаряжает корабли
- корабли
Первый луч надежды на избавление от СПИДа блеснул в 1987 г. Но оказалось, что препарат смог лишь приостановить развитие вируса. Но вирус приспосабливался к лекарствам и начинал ещё быстрее размножаться. Скорость размножения может достигнуть от 100 млн. до 100 млрд. вирусов в сутки.
На сегодняшний день вакцины нет. Несмотря на усилия сотен учёных, миллионные денежные затраты не удалось найти средство. Это связано со сложностью природы самого вируса СПИДа, его способностью «прятаться» внутри клеток человеческого организма и другим причинам. И борьба с болезнью напоминает поле военных действий. Однако работа по созданию вакцины продолжается во всём мире. Надежда умирает последней. Будем надеяться …
Может быть из драматической истории СПИДа будут всё же извлечены и практические уроки, важные для всех людей планеты, что СПИД – самое опасное из всех заболеваний.
Мой друг, ему всего лишь 22,
В расцвете окрылённости и силы
Ему одна дорога до могилы,
Из чаши жизни отхлебнув едва
И это СПИД … Ослаблен организм,
Внезапно вышел из повиновенья,
Сорвав незримой силой за мгновенье
Защитный лимфоцитный механизм
А если – мысли яростный ожог –
Планета станет вся больная СПИДом
Тревоги разом повергают в шок,
И что тогда, для погребенья где
Рыть котлован безжизненный планете?
Ужель стратеги держат на примете
Такое место где – то на звезде?
Представьте, человек исчез с планеты
И успокойтесь, этого не будет
Никогда!
Вопросы:
- Почему СПИД – чума века?
(быстрое распространение, тяжёлое течение, высокая смертность).
- Кого можно отнести к группе риска?
(люди, ведущие беспорядочную половую жизнь, гомосексуалисты; наркоманы; от матери к плоду; больные гемофилией).
3.Что надо делать, чтобы не заразиться СПИДом?
(обследование; контролировать кровь доноров; презервативы – не практиковать незащищённый секс; проводить просветительную работу среди населения).
Тест
1.Какие заболевания сопутствуют наркомании?
А – сахарный диабет
Б – СПИД
В – дизентерия
2.Каким путём можно заразиться СПИДом?
А – при использовании одним стаканом
Б – при переливании крови
В – при укусе насекомого
3.Какие кровяные клетки поражаются при заболевании СПИДом?
А – лейкоциты
Б – эритроциты
В – тромбоциты
4.Сколько времени может пройти с момента заражения до проявления заболевания?
А – несколько часов
Б – несколько дней
В – несколько лет
5.Что такое СПИД?
А – заболевание печени
Б – снижение иммунитета
В – заболевание нервной системы
6.Какие симптомы характерны для проявления у человека иммунодефицита?
А – увеличение лимфатических узлов
Б – появление сыпи
В – ухудшение настроения
7.Какие меры способствуют предотвращению заболевания СПИДом?
А – соблюдение правил гигиены
Б – использование одноразовых шприцев
В – рациональное питание
8.Какие болезни могут сопутствовать СПИДу?
А – цирроз печени
Б – менингит (воспаление мозговых оболочек)
В – гастрит
Взаимопроверка.
- Ваше отношение к теме сегодняшнего урока?
Я желаю, чтобы вы никогда не уловили приторного запаха анаши (и других наркотиков) и не увидели родных вам людей в муках ломки.
Пусть ваше будущее будет светлым и прекрасным! От всей души желаю вам здоровья!
Д/З Подготовить сообщения:
«Как возник СПИД»; «Как произошло распространение СПИДа?
Финал (песня).
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю со школы устало!
Я люблю тебя жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала
В звоне каждого дня,
Как я счастлив, что нет мне покоя,
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна;
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Тема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе
ема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе...
Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»
Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....
Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...
Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»
Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...
Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
Конспект урока и презентация используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...