Урок "Гигиена питания"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Веденкина Галина Александровна

Данный урок разработан для обучающихся 8 классов, который формирует у ребят умение правильно питаться, разъясняет гигенические требования к нормальному питанию, развивает познавательный интерес к пробеме рационального питания, умения находить самостоятельно ответы на поставленные вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_gigiena_pitaniya.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:

Тема урока: Гигиена питания

Цель : Формировать у обучающихся анатомо-физиологические понятия – о питательных веществах, пищеварении, ферментах, разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения, применять активные проблемно-поисковые методы обучения, вопросы для размышления, развивать познавательные способности обучающихся, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Как говорил русский писатель М.А. Шолохов: «Здоровье – всему голова».

Задания по рядам: пользуясь учебником, заполните таблицы, параграф № 35:

Первому ряду: заполните таблицу:

Группа условий

Какие условия (правила) соблюдать

Научное обоснование условий

Заболевание при нарушении условий

Другие отрицательные последствия нарушений

А

Б

В

Г

Д

1. При приготовлении пищи

2. При сервировке стола

3. Перед приемом пищи

4. Во время приема пищи

5. После приема пищи

6. Режим питания

Второму ряду: заполните таблицу:

Виды заболеваний

Названия заболеваний

Причины заражения

Первая доврачебная помощь

Правила профилактики

Обоснование правил

А

Б

В

Г

Д

Е

Глистные

Инфекционные

Пищевые отравления

Ожирение от переедания

Вопрос учителя к обучающимся: А как бы ты предложил окончание фраз (самостоятельная работа обучающихся с тетрадью)?

«Здоровый человек тот -………»     и  «Здоровый образ жизни –это……..»

Ответ: «Здоровый человек –тот, кто не болеет и ведет здоровый образ жизни»

Ответ: «Здоровый образ жизни –это прежде всего, отсутствие вредных привычек - переедание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя, неумение управлять собой.

Проблемные вопросы: (задает учитель классу)        

1. Из болезней века –ожирение. Чем  объяснить опасность этой болезни для человека?

2. В каком случае пища может попасть в гортань?

3. Почему у людей с плохими зубами часто страдает желудок?

4. Почему пищу нужно хорошо пережевывать?

5. Почему вредно принимать за один раз много пищи?      

6. У больного больные почки, а врач рекомендует лечить гнилые зубы.                                                                Почему?

 Запись задания на доске (выполнить в тетради каждому самостоятельно):

Из перечня (1-11) выберите ответы на вопросы (I - XII) и зашифруйте их.

1.Кариес                                                        6. Тиф

2.Цинга                                                         7. Ожирение

3.Дизентерия                                                8. Гастрит

4.Холера                                                        9. Отсутствие аппетита

5. Глистные заболевания                            10. Язва желудка

                                                                       11.Церроз печени

I. Инфекционные заболевания кишечника.

II. Источник –недоваренное, недожаренное мясо и рыба.

III. Источник-грязные руки, вода, пища, посуда.

IV. Профилактика-предупредительные прививки.

V. Профилактика-чистота рук, овощей, воды, посуды.

VI. Результат  нарушения гигиены ротовой полости.

VII. Результат нарушения режима дня и питания.

VIII. Результат - хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

IX. Профилактика-чистить зубы перед сном.

X. Результат плохой сервировки стола.

XI. Результат курения и алкоголя.

XII. Результат недостаточности движения( гиподинамия).

Биологический диктант « Знакомы ли тебе эти понятия?»

Раскройте на листе бумаги предложенные понятия:

1.Пищевые продукты.

2.Питательные вещества.

3.Ферменты.

4.Желудочный сок.

5.Кулинарная обработка пищи.

6.Режим питания.

7.Аппетит.

8.Желудочно-кишечные болезни.

9.Пищевое отравление.

Оценивание правильных ответов:

За 8-9 понятий - «5»

За 7 понятий -    «4»

За 6 понятий -    «3»

За 5 понятий -    «2»

Игра : «Советы гигиениста»  ( Задания со свободным ответом ):

В классе выбирают из обучающихся гигиениста он задает вопросы обучающимся класса и они отвечают одним предложением. (Тем кто отвечает правильно на вопрос гигиениста, тот получает жетон. Кто набирает больше всех жетонов, тот получает «отлично» и «хорошо».)

Вопрос: Для чего нужна кулинарная обработка пищи?

Ответ: Обработка пищи необходима для того, чтобы пища хорошо усваивалась и соответствующим образом была подготовлена к действию пищеварительных соков.

Вопрос: Почему вредно утром не завтракать?

Ответ: Если утром в организм человека не будет поступать пища,то выделяемая в желудок соляная кислота и ферменты в результате сокоотделительных рефлексов начнут переваривать сами органы пищеварения, что может вызвать гастрит и язву желудка.

Вопрос: Почему надо есть в одно и то же время?

Ответ: Это объясняется выработкой у организма определенного режима питания.

Вопрос: Каков наиболее благоприятный режим питания?

Ответ: Необходимо употребление пищи четыре раза в сутки, причем есть в одно и то же время через равные его промежутки.

Вопрос: Почему нельзя съедать сразу большое количество пищи?

Ответ: Происходит переполнение желудка, что затрудняет процесс пищеварения, так как пищеварительные соки не могут расщепить все питательные вещества, находящиеся в пище сразу.

Вопрос: Почему перед едой нужно мыть руки?

Ответ: Мыть руки перед едой нужно обязательно, так как на коже рук и под ногтями могут переноситься яйца паразитических червей, попавших при игре в мяч с земли, с шерсти ласкаемых животных, с различных предметов.

Вопрос: Какие вы знаете желудочно-кишечные заболевания и меры их предупреждения?

Ответ: Чаще всего встречаются желудочно – кишечные заболевания: дизентерия, брюшной тиф, холера. Против этих заболеваний необходимо применять правила личной гигиены, а также профилактические прививки.

Хорошо ли это?

…..что уже в Древней Греции знали: питание, соразмерное возрасту и физическим нагрузкам - главное условие активного, без болезней, долголетия. «Как потеете?» - пятьдесят три века назад спрашивали эллины друзей после традиционного «хайре». Ибо утренняя зарядка до пота была им делом привычным.

…..что в Японии уже более 2000 лет существует национальная борьба-сумо. Особым почетом пользуются сумоисты-тяжеловесы. Чтобы стать им, борец регулярно выпивает сразу дюжину бутылок пива и съедает много изысканной еды. Завтрак   у сумоиста начинается в полдень, затем постепенно переходит в обед, а там и в обильный ужин.

Редко кто из таких спортсменов борется более  7-10 лет, а до старости они почти не доживают. Это еще одно подтверждение правильности поговорки: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».  

…..что по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) -до 60 лет доживает 60% тучных и 90% худых людей, до 70 лет - соответственно 30% и 50%, до 80лет - 10% и 30%.

Итак, назовите основные правила гигиены питания:

1.Необходимо тщательно пережевывать пищу.

2.Употреблять в пищу продукты, подвергнутые термической обработке.

3.Есть следует в одно и то же время.

4.Есть необходимо с аппетитом.

5.В пищу необходимо использовать только доброкачественные продукты.

6.Перед приемом пиши необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Домашнее задание:

1.Дать свое определение «Питанию»

2.На листе бумаги составить кроссворд с ответами на тему: «Гигиена питания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....