Технологическая карта урока "Живые организмы и наша безопасность" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Борисова Анжелика Николаевна

Урок в 5 классе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского "Введение в биологию". На уроке предусмотрена групповая исследовательсая  работа учащихся, включена игровая деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение в биологию. 5 класс

Урок. Живые организмы и наша безопасность.

Тема урока

Живые организмы и наша безопасность

Планируемые результаты:

Личностные

предметные

 умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

 Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных

УУД: коммуникативные

познавательные

регулятивные

умение работать в составе творческих групп

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Формирование умения работать/

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления при помощи мультимедийных источников.

Цели по содержанию

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися значимости знаний об опасных представителях флоры и фауны.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, предметные и межпредметные навыки обучения.

Создать условия для увлечённого обучения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока

Комбинированный (контроль пройденного материала, изучение нового  материала и первичное закрепление).

Метод обучения

Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный.

Форма организации учебной деятельности

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Личная значимость изучаемого   для школьника

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах  ядовитых  животных.

Приёмы деятельности учителя

Организация контроля знаний, беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают материал учебника и дополнительный материал, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в таблице, работают с видеоинформацией.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками, видеоинформацией и текстом,  сравнивать, самостоятельно делать выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу, аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхание,  устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание

Средства обучения:

материальные:

технические:

Учебник: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса, М, - «Русское слово»- 2013.

Учебная презентация к уроку.

Учебный фильм «Борщевик»  

https://youtu.be/cjyrEYQXNSU

Интерактивное контрольное задание  -

интерактивное приложение к учебнику биологии.

Компьютер, экран, проектор, ноутбуки,  выход в Интернет.

.

Этап урока

Деятельность учителя

Работа ТСО.

Деятельность обучающихся

Организационный

Добрый день, дорогие ребята.

Приготовим всё к уроку, проверим, что все в сборе.

Садитесь.

Включение проектора

СЛАЙД 1

Подготовка к уроку, рассаживание по местам.

Проверка домашнего задания

Сегодня наш урок биологии пройдет в новом формате – мы будем работать в группах. Сначала надо создать эти группы. Их состав пока не известен. На столах лежат карточки. Возьмите одну любую карточку. Прочитайте, что на ней написано.

Встаньте, подойдите ко мне. Я даю вам минуту на то, чтобы вы  самостоятельно разделись на группы.

Сколько получилось  групп?

Покажите ваши карточки.

Объясните, почему вы собрались в одну группу?

Молодцы! Мы вспомнили признаки 4 царств живой природы, которые изучали на предыдущих уроках, а заодно разделились на 4 команды.

Рассаживаемся за столы.

.

Активное слушание, чтение текста карточек, обсуждение данных, деление на группы.

Дети делятся на 4 группы(грибы, бактерии, растения, животные).

Учащиеся объясняют по какому принципу появились группы, вспоминают признаки четырех царств.

Рассаживаются на места.

Актуализация

знаний

Чем же мы будем заниматься сегодня?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вашему вниманию подборку слайдов. После просмотра каждая команда должны будет мне ответить на вопрос – что общего у этих  живые организмов по их отношению к человеку?

Внимание на экран.

У вас есть полминуты на обсуждение в группе. 1-2 версии от группы.

 Какие будут предположения?

Подсказка

(Могут ли эти живые организмы представлять опасность для человека? (Да).)

Вы абсолютно правы. Все эти живые существа могут угрожать здоровью человека.

Как вы думаете, в нашей стране обитает много опасных видов организмов?

С некоторыми из них вы уже знакомились в начальной школе и на уроках биологии в 5 классе: бледная поганка, мухоморы, вороний глаз.

Какая тема урока у нас сегодня?

Для чего мы будем с ними знакомиться?

Нас сегодня ждет интереснейшая работа. Глубоко ошибаются те, кто думает, что биологи изучают только скучных букашек и безвредные цветочки. Существует множество видов грибов, растений и животных, которые представляют для человека прямую угрозу. Немало таких видов  и в нашей стране.

Тема нашего урока звучит так –

                             «Живые организмы и наша безопасность»

На какие вопросы вы бы хотели услышать ответ на этом уроке?

 Давайте сформулируем их.

1.Выяснить какие ОПАСНЫЕ ВИДЫ живых организмов можно встретить на территории России.

2.Научиться распознавать опасные виды организмов.

3.Выяснить какие ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  необходимо соблюдать при встрече с опасными видами живых организмов, как оказывать первую помощь.

Прежде чем мы начнем работать, давайте запишем тему урока. Перед вами лежат РАБОЧИЕ КАРТЫ. Подпишите их, запишите тему урока.

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Смотрят презентацию, активное восприятие.

Формулирование темы и задач урока, работа в группе.

 

Формулируют вопросы.

записывают тему в карточку.

Новый материал.

Познание и обучение.

Готовы?

Мы с вами будем собирать своеобразное досье на самых опасных существ. Вы мне в этом поможете. Каждая команда получит набор карточек с описанием различных живых организмов. У вас 5 минут для работы с ними. На экране – план работы. Если вы готовы  - выставляем флажок.

Прописано на экране:

  • Впишите названия организмов в таблицу рабочей карты.

  • Изучите предложенный вам на карточках материал.

  • Используя текст параграфа 19, дополните имеющийся материал.

  • Подготовьте устный рассказ о ваших видах живых организмов

СЛАЙД 6

Активное вос-приятие, анализ текста учебника и карточек, отбор наиболее важной информации, подготовка устных ответов, заполнение таблицы.

Проверка первичного восприятия.

Начнем наш разговор.

Заходя в лес или на полянку отдохнуть, мы можем встретиться с растениями представляющими для человека серьезную, или даже смертельную опасность.

 Первый кандидат в наше досье – вот это растение.

Что это за растение?

Борщевик. Но у нас в стране растет несколько видов борщевика. Опасным является только один. И это  борщевик Сосновского.

Заслушиваю ответ детей

Почему его так много? Откуда он появился? Как с ним бороться? Ответы на эти вопросы – в небольшом видеосюжете.

ВИДЕО

Кто знает, что это за растение? Очень привлекательно на вид, правда?

Заслушиваю ответ детей

У этого растения есть один признак, по которому мы его можем отличить от всех остальных – цветы и ягоды  у него будто приклеены к стеблю. Для средней полосы – это редкость.

У этого растения много родственников, хорошо нам знакомых – черника, голубика, клюква, брусника.

Заслушиваю ответ детей

Итак, с какими опасными видами растений мы с вами познакомились?

Запишем их в таблицу.

Что нужно делать, чтобы не пострадать от опасных растений?

Следующая страница нашего досье будет посвящена грибам. Речь пойдет о самых ядовитых представителях этого царства.

Заслушиваю ответ детей

 (ложный опенок кирпично-красный, серно-желтый)

Напомните главное правило грибника.

Как помочь человеку, отравившемуся грибами ( стакан с водой, уголь, смекта)

Запишите названия грибов в таблицу.

Немало в нашей стране и опасных членистоногих.

Что это за животное?

Заслушиваю ответ детей

Тарантул – имя заграничное. На Руси его называли МИЗГИРЬ. Кстати, тарантелла – итальянский народный танец – имеет прямое отношение к тарантулу. Человеку, укушенному тарантулом, рекомендовалось танцевать до упаду, чтобы излечиться от яда.

Этого паука до недавнего времени окружал ореол таинственности. Его боялись, о нем слагали легенды одна ужаснее другой.

Что же это за паук?

Заслушиваю ответ детей

Ближайший родственник – черная вдова. Наиболее опасны эти пауки в мае-июне.

Это паукообразное знают все. Скорпион.

Заслушиваю ответ детей

Скорпионы – заботливые родители. Самка охраняет свой выводок и первую неделю носит детенышей на своей спине. Живут 8-10 лет.

Чем опасны эти насекомые?

Заслушиваю ответ детей

Следующая страница посвящена более крупным животным.

Посмотрите на  эту пеструю красотку. Это один из наиболее опасных черноморских обитателей.

Заслушиваю ответ детей

При получении укола необходимо немедленно оказать потерпевшему помощь в течении первых 10 минут. Необходимо отсасывать кровь из раны, смазать перекисью водорода и срочно вызывать врача.

Чтобы предотвратить встречу с этой рыбой нужно не ходить босыми по мелководью, не трогать руками незнакомых обитателей моря.

Еще один опасный представитель, с которым можно столкнуться в море.

Заслушиваю ответ детей

Меры предосторожности точно такие же, что и при  встрече с морским дракончиком.

Последний опасный представитель животного мира, с которым мы знакомимся сегодня перед вами. Это один из самых распространенных видов змей. О них ходит много легенд, которые чаще всего не соответствуют действительности.

Заслушиваю ответ детей

Как вы думаете, какие общие правила безопасности нужно соблюдать при встрече с животными в природе?

Запишите в таблицу названия опасных видов животных.

СЛАЙД 7

 

«Борщевик»

Видео-сюжет

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10-11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

Активное восприятие устного материала, видеоматериала, формулирование ответов, взаимная корректировка ответов, работа с таблицей, демонстрация практических навыков.

Контроль изученного материала.

Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал

        Проверяем записи в таблице

Откройте ноутбуки, включите их, на рабочем столе найдите значок «Биология 5класс», откройте приложение, найдите параграф 19, выполните задания к параграфу 19.

СЛАЙД 19

- проверка в таблице

Групповое выполнение интерактивного задания, фронтальная работа с таблицей, самооценивание.

Итог урока

Подводим итог нашего урока.

Итак, мы с вами установили, что флора и фауна нашей страны богата видами, которые представляют определенную опасность для нашего здоровья. Надо четко знать влицо ядовитых представителей растительного, животного и грибного царств. Уметь правильно оказывать 1 помощь пострадавшему.

Ребята, как мы должны вести себя по отношению к опасным представителям живой природы? Можно их уничтожать?

А вот об этом мы поговорим еще на одном из уроков биологии.

Беседа.

Итоговая рефлексия

Какую полезную информацию вы вынесли для себя из этого урока?

Ребята, понравился ли вам урок?

Давайте с помощью аплодисментов проверим это.

Рефлексия

Д/З

Прочитать содержание учебника. Пар.19, стр. 71-74, доделать таблицу. По желанию – задания в рабочей тетради к п.19

Творческое задание:

  1. Провести исследование – в каких случаях домашние животные могут быть опасны для человека..

СЛАЙД 20

Запись д/з в дневник, организационный выход из кабинета.

Ход урока спланирован и тесно взаимосвязан со структурой ведущей урочной презентации.

Приложение 1.

Индивидуальная рабочая карточка по теме «Живые организмы и наша безопасность».

Фамилия имя

Тема урока

Опасные виды растений

Опасные виды грибов

Опасные виды животных

Как избежать опасности



Предварительный просмотр:

ХЛОРОФИЛЛ

ПОГЛОЩЕНИЕ ПИЩИ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ТЕЛА

ФОТОСИНТЕЗ

ШЛЯПКА

КОРЕНЬ

НОЖКА

СТЕБЕЛЬ

ГРИБНИЦА

ЦВЕТОК

ДРОЖЖИ

ВОДОРОСЛИ

ПЛЕСЕНЬ

ПАПОРОТНИК

ТРУТОВИК

МХИ

БЕЛЫЙ ГРИБ

АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЛОЖНОЕ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ

НЕТ ЯДРА

САМОЕ БОЛЬШОЕ ЦАРСТВО (1,5 МЛН. ВИДОВ)

КОККИ

МОЛЛЮСКИ

БАЦИЛЛЫ

ПТИЦЫ

САМЫЕ ДРЕВНИЕ

ЧЕРВИ

МОЛОЧНО-КИСЛЫЕ

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ЧУМА

РЫБЫ

СПИРИЛЛЫ

РАСТЕНИЯ

БАКТЕРИИ

ЖИВОТНЫЕ

ГРИБЫ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ПЛОДОВОЕ ТЕЛО


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Наши реки".

Полная разработка урока при помощи технологической карты. Дидактическая цель: сформировать представление об собенностях рек России,составить развернутую характенистику реки,используя различные источни...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

Технологическая карта урока "Организмы в Мировом океане"

Технологическая карта урока с подробным описанием системы оценки и отметки в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока английского языка "Наша деревня"

Данный материал содержит в себе готовую технологическую карту урока английского язык во 2 классе по теме "Наша деревня" (Our village) УМК "Forward"...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...