Рабочая программа факультативного курса 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fk_7vklass_iskandarova.docx | 349.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля» составлена и предназначена для обучающихся 7-х классов, на основе примерной программы авторского коллектива под редакцией В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с. ISBN 978-5-358-19242-3и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 7 класса, мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание. Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника. Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов. Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 35 часов,1 ч. в неделю.
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.
Задачи:
- расширить и углубить знания по курсу зоологии;
- формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
- раскрыть и развить творческие способности учащихся;
- продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).
Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.
Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
- Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности е решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
- классификацию животного мира
- жизненные формы животных
- организацию животных
- значение животных и меры их защиты
уметь:
- самостоятельно выполнять творческую работу
- работать с различными информационными источниками
- анализировать и делать выводы из полученной информации
- творчески подходить к решению задачи
2.Содержание курса
Раздел | Кол-во часов |
1.Введение | 1 |
2.Многообразие и развитие животного мира | 4 |
3. Среды жизни и места обитания животных | 6 |
4. Животные и биотические факторы | 6 |
5. Животные и абиотические факторы среды | 6 |
6. Животные и антропогенные факторы | 5 |
7. Сезонные явления животных | 4 |
8. Заключение | 3 |
ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Содержание учебного материала | Практические работы | Экскурсии | Проектные и творческие работы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1.Введение (1 час) | ||||||
1 | Введение | Основные цели и задачи курса. Значение знаний экологии животных в жизни человека. | ||||
2.Многообразие и развитие животного мира (4 часа) | ||||||
2 | Систематика животных | учащиеся должны знать: - систематические категории животных среды жизни и места обитания животных - доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические учащиеся должны уметь: - распознавать животных различных таксономических единиц - называть доказательства эволюции | ||||
3 | Многообразие животных | Практическая работа «Изучение простейших животных» | ||||
4 | Историческое развитие животного мира | Практическая работа «Построение генеалогического древа» | ||||
5 | Доказательства эволюции животных | Творческие работы | ||||
3. Среды жизни и места обитания животных (6 часов) | ||||||
6 | Наземно-воздушная среда жизни | учащиеся должны знать: - среды жизни животных - условия разных сред, - представителей животных разных сред жизни - особенности животных-паразитов учащиеся должны уметь: - описывать многообразие условий обитания животных - приводить примеры животных разных сред обитания - приводить примеры и характеризовать животных-паразитов | ||||
7 | Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор | Экскурсия в музей «Знакомство с животными арктической зоны и тундры» | ||||
8 | Водная среда жизни | |||||
9 | Животные океанов, морей, рек, озёр | Творческие работы | ||||
10 | Почвенная среда жизни. Животный мир почвы | |||||
11 | Организменная среда. Животные-паразиты | Проектная деятельность | ||||
4. Животные и биотические факторы (6 часов) | ||||||
12 | Взаимовлияние животных и растений | учащиеся должны знать: -типы взаимосвязей животных с другими организмами - типы связей животных между собой - роль животных в разных сообществах учащиеся должны уметь: - объяснять значение животных в сообществах - объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов - выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни | ||||
13 | Животные и грибы | |||||
14 | Животные и бактерии | |||||
15 | Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи | Творческие работы | ||||
16 | Взаимовыгодные отношения животных | |||||
17 | Конкурентные отношения животных | Проектная деятельность | ||||
5. Животные и абиотические факторы среды (6 часов) | ||||||
18 | Значение воды в жизни животных | учащиеся должны знать: - абиотические факторы и их влияние на животных учащиеся должны уметь: - объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора -приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных | ||||
19 | Экологические группы животных по отношению к воде | Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных» | ||||
20 | Значение температуры в жизни животных | |||||
21 | Экологические группы животных по отношению к теплу | Экскурсия в музей «Приспособительные особенности животных арктической зоны» | ||||
22 | Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода | |||||
23 | Свет в жизни животных | |||||
6. Животные и антропогенные факторы (5 часов) | ||||||
24 | Влияние человека на животных | Проектная деятельность | учащиеся должны знать: - антропогенные факторы и их влияние на животных - меры охраны животных - значение животных в природе и жизни человека; - знать законы об охране животного мира учащиеся должны уметь: - объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора -приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний животными; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними | |||
25 | Естественные и искусственные условия обитания животных | |||||
26 | Одомашнивание животных | |||||
27 | Охрана животных. Красная книга | Творческие работы | ||||
28 | Заповедники, заказники России, Красноярского края | Экскурсия в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра | ||||
7. Сезонные явления животных (4 часа) | ||||||
29 | Размножение и индивидуальное развитие разных животных | учащиеся должны знать: -сезонные изменения разных животных - значения миграции, спячки, оцепенения в жизни животных - индивидуальные изменения животных учащиеся должны уметь: - объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора -приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними | ||||
30 | Размножение и индивидуальное развитие разных животных | Творческие работы | ||||
31 | Приспособленность различных животных к сезонным изменениям | |||||
32 | Миграции. Спячка. Оцепенение | Творческие работы | ||||
8. Заключение (3 часа) | ||||||
33 | Создание и защита проектов «Мир животных» | Проектная деятельность | ||||
34 | Создание и защита проектов «Мир животных» | Проектная деятельность | ||||
35 | Итоговый тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....