Применение ИКТ на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt-kompetentnost.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках биологии, как средство формирования ключевых компетентностей школьника

 В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание обучаемого;
  • целях.

 Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

 Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.

 Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • общекультурные;
  • компетенции личного самосовершенствования;
  • социальные.

 Использование компьютерных технологий на уроках биологии позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

 Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

 Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование
коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

 Для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.     

 Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

  • Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
  • Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе  Power Point.
  • Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
  • Оформление слайдов, анимация, навигация.

 Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
  • Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
  • Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

 В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.

 Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей и мотивации учения;
  • возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);

  ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений,  известных людей и др.,
  • отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
  • схемы и таблицы,
  • тесты, кроссворды для проверки знаний,
  • видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,
  • аудиозаписи «Голоса животных»;
  • музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

 В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:

  • Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями  в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
  • Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
  • Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
  • ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
  • Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
  • Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. 
  • Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению. Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:

  Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе

 Метод. Характеристика. Пример использования

- Метод проектов. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

- Исследовательская работа. «Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т. д.

- Мозговой штурм. Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров».

 - Баскет-метод. Во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения» в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом — кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».

- Тренинги. Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т. д.

- Деловые игры. Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило, используется на уроках в 9–11 классах. 11 класс, деловая игра  «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т. д. Таким образом, развитию ИКТ-компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд  являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"

При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное  значение  имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам,  сколько кор...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

Огромное значение имеет применение  ИКТ на уроках  биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...

статья «Применение ИКТ на уроках биологии».

С внедрением ФГОС учителю необходимо использовать новые способы обучения, которые позволяют формировать предметные компетенции, в этом   помогает использование информационно-коммуникационных...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...