Методическая разработка урока
методическая разработка по биологии (7 класс)

Шевченко Олеся Алексеевна

Разработка урока биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shevchenko_o.a.razrabotka_inklyuzivnogo_zanyatiya_.doc926 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

Выполнила: Шевченко Олеся Алексеевна

учитель биологии

Технологическая карта инклюзивного занятия

Автор:

Шевченко Олеся Алексеевна

Класс:

7

Продолжительность занятия

45 мин.

Тема занятия

«Тип Круглые черви. Класс Нематоды»

Цель занятия

Сформировать у учащихся представление об особенностях строения круглых червей, познакомить их с разнообразием круглых червей, с мерами профилактики заражения паразитами.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

мультимедиа проектор, ПК, карточки, учебник «Биология. Животные. 7 класс»

Список литературы и интернет-источники:

1.EduContest.Net: интернет-библиотека 
учебно-методических материалов
 :«Педагогические технологии на уроках биологии в рамках инклюзивного образования» 

2.Воронкова В.В., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011 г., 224с.

3.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

4.Материалы по инклюзивному образованию

http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio

5. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1

6. Коновалова О.В. Адаптация рабочей программы по биологии. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. – 353 с.

Методы и формы

проблемно-поисковый, словесный, наглядный

Основные понятия:

пищеварительная, выделительная, половая системы, мускулатура, схизоцель, анальное отверстие, раздельнополость, половой диморфизм.

Конспект инклюзивного занятия

Автор:

Шевченко Олеся Алексеевна

Класс:

7

Продолжительность занятия

40 мин.

Тема занятия

«Тип Круглые черви. Класс Нематоды»

Цель занятия

Сформировать у учащихся представление об особенностях строения круглых червей, познакомить их с разнообразием круглых червей, с мерами профилактики заражения паразитами.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

мультимедиа проектор, ПК, карточки, учебник «Биология. Животные. 7 класс»

Список литературы и интернет-источники:

1.EduContest.Net: интернет-библиотека 
учебно-методических материалов
 :«Педагогические технологии на уроках биологии в рамках инклюзивного образования» 

2.Воронкова В.В., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011 г., 224с.

3.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

4.Материалы по инклюзивному образованию

http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio

5. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1

6. Коновалова О.В. Адаптация рабочей программы по биологии. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. – 353 с.

Методы и формы

проблемно-поисковый, словесный, наглядный

Основные понятия:

пищеварительная, выделительная, половая системы, мускулатура, схизоцель, анальное отверстие, раздельнополость, половой диморфизм.

№ п/п

Этап занятия

Время(мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Цели и задачи для учителя:

– создать благоприятную психологическкую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока;

– подготовить учащихся к осознанному восприятию материала

Цели для учащихся:

– включиться в деловой ритм урока.

2 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку. Рассказывает восточную мудрость.

Давным-давно жили два мудреца.

Один был очень мудрый, а другой ему завидовал. Второй, чтобы показать себя мудрее первого придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил: «Живая она или мертвая?». А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрет. Если скажет: «Мертвая», выпущу ее и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец ответил: «Все в твоих руках».

– Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках.

Желаю вам удачи на уроке.

Ученики встали, проверили на столах наличие учебника тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Включаются в деловой ритм урока.

Эмоциональный настрой.

Личностные:

самоопределение

смыслообразование.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности.

Цели и задачи для учителя:

– воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся;

– оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.

Цель для учащихся:

– вспомнить особенности типа плоские черви.

4 мин.

Оценивает уровень подготовленности учащихся, корректирует их знания, проверяет готовность к восприятию новой информации.

Учитель зачитывает стихотворения, учащиеся вставляют пропущенные слова (презентация, рис. 1–5).

При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задает наводящие вопросы.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5.

Выполняют требования учителя.

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы.

Познавательные:

логические-анализ, сравнение, синтез;

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные

контроль и оценка прогнозирования

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

3.

Постановка учебной задачи.

Цели и задачи для учителя:

– посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты;

– стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое.

Цели для учащихся:

– сформулировать цель и тему урока;

– определить практическое значение материала урока в своей жизни.

4 мин.

Посредством деятельности детей формулирует цели и задачи урока, ожидаемые результаты;

стимулирует познавательный интерес. Задает проблемный вопрос.

Организует учащихся по записи темы урока.

Перед вами представлены животные. Каких животных вы здесь видите? (рис. 6)

Рис. 6.

(ребята называют животных, но одно животное назвать не могут)

Какова цель нашего урока?

(познакомиться с новым видом животных)

Даны поперечные срезы животных (рис. 7).

Какова тема урока?

Рис. 7.

(тип Круглые черви)

По какому алгоритму мы изучаем новый тип животных? (рис. 8).

1.Среда обитания.

2. Строение.

3.Системы органов.

4.Размножение.

5.Значение.

Рис. 8.

Каковы задачи нашего урока?

Эпиграф к уроку:

«Кто предупрежден-тот вооружен»

Почему такой эпиграф, вы ответите позднее.

Формулируют тему, цель урока и записывают тему в тетрадь

Познавательные

общеучебные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

4.

Открытие нового знания.

Цели и задачи для учителя:

– познакомить учащихся с особенностями типа Круглые черви и строением, и жизнедеятельностью представителей класса Нематод;

- осмысление новых знаний при сравнении типа Круглые черви и раннее изученного типа Плоские черви;

– развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, находить главное, самостоятельно работать с учебником;

– работая с учебником, научить путям достижения поставленных целей;

– при коллективном выполнении заданий, создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.

Цели для учащихся:

– изучить особенности строения Круглых червей и представителей данного типа;

– сравнивать особенности типов Круглые черви и Плоские черви

Физкультминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксация.

15 мин.

2 мин.

1. Задает вопросы.

Распределяет учащихся по темам для работы с учебником.

2. Задает вопрос, показывает фрагмент фильма.

3. Организует работу в группах.

4.Беседует с учащимися.

Составление характеристики круглых червей (рис. 9).

Работа с учебником.

Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 79–82, сведения о…

1 вариант – о среде обитания;

2 вариант – о строении нервной системы;

3 вариант – об органах чувств;

4 вариант – о пищеварительной системе;

5 вариант – об органах выделения;

6 вариант – о половой системе.

Рис. 9.

Составление общей характеристики Круглых червей совместно с учителем (рис. 10). (презентация, доска)

1. Численность.

2. Среда обитания.

Рис. 10.

(рассказ учителя, работа с рисунком учебника)

3.Строение (рис. 11).

Рис. 11.

4. Строение нервной системы.

5. Органы чувств.

6. Пищеварительная система.

7. Органы выделения.

8. Половая система.

А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (рис. 12)

Рис. 12.

Физкультминутка (для обеспечения равных возможностей для всех детей, в т. ч. И учащегося с ОВЗ, упражнения выполняются, не вставая с места).

Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Рис. 13.

Среди 20 тысяч видов круглых червей 7 тысяч видов являются паразитами.

Просмотр и обсуждение фрагмента «Жизненный цикл человеческой аскариды»

Обратить внимание на развитие аскариды.

Есть ли у аскариды промежуточный хозяин? (нет)

Где происходит развитие яиц? (в кислородной среде)

Где происходит развитие половозрелой особи?

(в бескислородной среде, в тонком кишечнике)

Каким образом яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека?

(с пищей, с водой)

Паразитические черви как аскарида, называют гельминтами.

А в народе? (Глистами)

Чем опасна аскарида? (вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, вызывает разрывы внутренних органов и воспаление легких)

Заболевание, вызываемое аскаридами, называют – аскаридозом.

Длина тела самки до 40 см, самца 15–25 см.

Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей?

(все время движутся навстречу пище)

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Кто предупрежден, тот вооружен»

Актуален ли он на сегодняшнем уроке?

(нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими).

Отвечают на вопросы,

работают с текстом учебника.

Смотрят фрагмент, обсуждают его.

Работа в группах

Высказывают свое мнение

Заполняют опорный конспект.

Познавательные

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения; логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.

Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Цели и задачи для учителя:

– осмыслить, систематизировать, обобщить и закрепить новые знания;

Цели для учащихся:

– закрепление знаний, проговаривание во внешней речи.

5 мин.

Задает вопросы по рисунку учебника.

Какова тема урока?

Почему их так называют?

Представители.

Среда обитания.

Особенности строения.

Особенности систем органов.

Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника

Смотрят фрагмент, обсуждают его.

Работа в группах

Высказывают свое мнение

Заполняют опорный конспект.

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные

управление поведением партнера – контроль, оценка его действий.

6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цели для учителя:

продемонстрировать самому ученику, что новое понятие или алгоритм зафиксировано в его сознании;

– подбор заданий, требующих от ученика применить новые знания самостоятельно в новой ситуации;

– определить степень усвоения учащимися нового материала.

Цели для учащихся:

– применение новых знаний самостоятельно в новой ситуации.

10 мин.

Организует тестовую работу, подобрав задания, требующие от ученика применить новые знания самостоятельно в новой ситуации.

Определяет степень усвоения учащимися нового материала.

Самопроверка выполнения работы.

(обучающиеся проверяют свои ответы с эталоном).

Самооценивание.

Выполняют тестовую работу по вариантам и проверяют по эталону.

Самооценивание.

Личностные:

самоопределение

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7.

Информация о домашнем задании.

Цели за дачи для учителя:

– объяснить особенности выполнения домашнего задания;

– мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.

Цели для учащихся:

– используя текст параграфа 17 и записи в тетради выучить особенности строения Круглых червей;

– уметь отвечать на вопросы после параграфа

– выполнить творческие задания по желанию.

2 мин.

Инструктирует, объясняет

особенности выполнения домашнего задания.

Мотивирует выполнение учащимися дополнительных.

заданий.

1. Параграф 17, уметь ответить на вопросы после параграфа.

2. Выполнить (по желанию) творческое задание.

Составить кроссворд на тему «тип Круглые черви»

Подготовить сообщения о фитонематодах.

Слушают объяснение, записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:

оценка процессов и результатов деятельности.

8.

Рефлексия деятельности.

Цель: зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; организация самооценки своей деятельности.

1 мин.

Подводит совместно с учащимися итог урока.

Какую цель ставили?

Удалось ли ее решить?

Расскажите о своем открытии.

Самооценка своей деятельности.

Оценка учителя.

Подводят итог урока

Познавательные: рефлексия, умение структурировать знания.

Личностные:

смыслообразование

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...