Методическая разработка урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Сердюк Алевтина Александровна

План урока в 8 классе "Витамины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока78.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в  

                                обмене веществ и их практическом значении для здоровья

                                человека.

 Развивающие: способствовать поисковой активности,

умению делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

                                творческой личности с положительными нравственными

                               качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер и  мультимедийный проектор; презентация

                            «Витамины

раздаточный материал: инструктивные карточки, рабочий лист урока

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, объяснение материала с использованием презентации, самостоятельная работа.

Организационный момент.

Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

 Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

    - Что помогает нам сохранить здоровье?

    Фронтальная беседа. 

Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

Почему необходимо соблюдать режим питания.

Какие критерии используют при составлении норм питания? От чего зависит количество белков, жиров и углеводов в рекомендуемой пище?

Что отражает закономерность Макса Рубнера?

Люди занимаются разным трудом, скажите людям занятым каким трудом необходимо больше всего калорий?

Каких веществ больше всего нужно потреблять людям занятым умственным и физическим трудом?

Какие еще вещества мы получаем из пищи или покупаем в виде таблеток в аптеке, кроме названных?

Проверка знаний в форме теста:

Вызов
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Витамины»?

Задание на слайде. Комментарий учителя: Расположите слова на слайде по порядку, исключив названия вредных продуктов. (Слайд 2,3)

     При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них. 

На доске VITA – жизнь!

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Слайд 4    - Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

    Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

Что вы слышали о витаминах?

Примеры возможных вариантов ответов:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

(Слайд 4)

Видеофрагмент слайд 5

Постановка проблемного вопроса:

Цель нашего урока узнать,  какую роль (основная цель) витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Зная это вы сможете отделить ложные убеждения о витаминах от истинных.

(Слайд 6)

  1. Изучение нового материала.
  2. Ребята обратимся к вашим учебникам, страница …. Найдите определение Что такое витамины?

Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ. (Слайд7)

  • ЗАПОЛНЯЕМ  Иформационную карточку «Виды витаминов, их открытие»                                                                                  (Слайд 8)

Общие сведения

Группы витаминов

Кто и когда открыл витамины?

?

?

Кто и когда дал витаминам название?

Учитель:

О существовании витаминов догадался впервые ученый – врач Николай Иванович Лунин в 1881году. 

А позднее в 1911 году из рисовой шелухи витамин в кристаллическом виде выделил польский ученый-биохимик Казимир Функ. Через год он придумал ему название, оттолкнувшись от латинского vita – «жизнь».

(Слайд9, 10)

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

 (Слайд10)

  • Сейчас известно около 50 видов витаминов, делятся на две группы

(Слайд8)

ЗАПИСЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТОЧКЕ

Рассказ учителя:

      Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К). (на доске)

При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. (Слайд 11)

Новые понятия записываются в словарь.

Изучите текст учебника про витамины А, В, С, D и объясните следующие факты: (сообщения учащихся и вопросы одноклассникам)

Факт 1.

Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали.
От какой болезни страдали моряки?

Факт 2.

В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?


Факт 3.

Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом. 
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала?

Факт 4.

Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям. 
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает?

Факт5.

А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано? 

Факт 6.


В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину. 

Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы в тетради).

Характеристика витаминов

Витамин

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление и авитаминоза

А

В

С

D

(Слайд 12-19)

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.

       - Какой витамин самый важный?

       - Что является источником витаминов в организме?

      - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

      - Как восполнить недостаток витаминов в организме?

(Слайд 20)

Вопрос для домашнего задания: Как сохранить витамины при приготовлении пищи? Слайд 21

      Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Ребята, в начале урока мы знакомились с высказываниями о витаминах. С какими из них вы согласитесь теперь? Прокомментируйте свой ответ! Слайд 22 

Ребята, наш урок окончен, запишите домашнее задание и нарисуйте смайлик « +»-урок понравился, «0»- нейтрально, «-« - не понравился.

Подсчитайте количество «+» в рабочем листе урока.

Запишите Д/з, поднимите руки, кто желает подготовить сообщения? Слайд 23

Всем спасибо за внимание!                                                                     Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...