Урок биологии в 9 классе
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neorganicheskie_veshchestva_vhodyashchie_v_sotav_kletki.docx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Использование современных образовательных технологий

Тема урока№5: Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:  презентация, учебник учебник: С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012. 

Цель:   Изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

Задачи:

Образовательные:

1.Показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов

2. Выяснить значение неорганических веществ в процессах жизнидеятельности

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на окружающий мир.
  2. Продолжить формирование ответственного отношения к выполнению полученных заданий.

Развивающие:

  1. Продолжить развивать познавательный интерес учащихся.
  2. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, формулировать выводы

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Метод

Средства обучения

Время

1

Организационный момент

Готовятся к уроку

Обеспечивает учащихся всем необходимым для урока

 _

Слайд1

1мин

2

Постановка целей урока

Записывают тему урока

Концентрирует внимание учащихся

Рассказ

Слайд1,2

3мин

3

Мотивация учебной деятельности

Слушают

Концентрирует внимание учащихся

Рассказ

Слайд3

3

мин

4

Изучение нового материала

Часть1.

Слушают

Делают записи

Вспоминают функции воды и строение ее молекулы

Рассказывает

Задает вопросы

Рассказ

Беседа

Слайд 3-8

10

мин

5

Изучение нового материала

Часть2.

Заполняют таблицу при помощи учебника

Помогает заполнять таблицу

Беседа

Слайд 9-10

10

мин

6

Изучение нового материала

Часть 3

Заполняют таблицу при помощи презентации и рассказа учителя

Помогает заполнять таблицу

Рассказ

Слайд 11-16

7мин

7

Закрепление и подведение итогов урока

Формулируют выводы при помощи учителя

Помогает сформулировать вывод

Беседа

Слайд 18

5

мин

8

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Поясняет домашнее задание

Беседа

Слайд 18

2мин

Ход урока

Содержание

Оборудование

1

Организационный момент

Сообщение темы урока

 Слайд 1

2

Постановка целей

Сегодня на уроке нам предстоит изучить химический состав клетки и выявить роль неорганических веществ в клетки и в живом организме

Слайд2

3

4.

Мотивация учебной деятельности

В состав живой клетки входит почти вся таблица Д.И.Менделеева, роль каждого из элементов до конца не выяснена

Изучение нового материала.  Часть1

В состав клетки входит около 80 различных химических элементов, которые встречаются в объектах неживой природы.

О чем это может говорить?

(Доказательство общности живой и неживой природы)

Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

5.

6.

7

8

Больше всего в клетке содержится воды – 75-85%

Вода выполняет огромное количество функций в клетке.

Запишем самые основные:

Функции воды

  1. Внутренняя среда клетки
  2. Среда для протекания биохимических реакций
  3. Регулятор тепла и кислотности
  4. Определяет объем и упругость клетки
  5. Универсальный растворитель

Вспомним строение молекулы воды из курса химии!

http://www.peremeny.ru/book/rd/files/2011/06/7-%D0%9D2%D0%9E.JPG

    Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка.

Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны

  • Катионы: K, Na, Ca, Mg . 
  • Анионы: H2PO4, Cl, HCO3. 

На что они влияют???

Изучение нового материала.  Часть2

Заполняем таблицу при помощи учебника

Сравниваем с таблицей на слайде

Большое количество минеральных элементов в клетки поступает с продуктами питания.

Выясним , в каких продуктах содержатся важнейшие химические элементы.

Изучение нового материала.  Часть 3.

Заполняем таблицу

Рассказ про химические элементы и их содержание с последующим сравнением таблицы в тетради и таблицы на слайде

Таблица для сравнения!

Элементы

В каких продуктах содержаться

Кальций

Молочные продукты, рыба

Хлор

Яица, молоко, мясо, повареная соль

Железо

Злаки, орехи, мясо

Фтор

Рыба, чай

Калий

Злаки, молоко, фрукты

Закрепление и подведение итогов урока!

  1. В состав клетки входят два класса веществ : органические и неорганические
  2. Из всех химических веществ воды в клетке больше всего.
  3. Минеральные вещества выполняют важнейшие функции в клетках живых организмов.
  4. Человеку необходимо иметь разнообразный рацион для нормальной работы клеток всего организма.

Домашнее задание

С.105-107 читать

С 107 вопрос 4 (ответить письменно)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11-16

Слайд 16

Слайд 17

Слайд18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...