Конспект бинарного урока по биологии и географии для учащихся 7 класса "Значение леса. Красная книга"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Долгова Татьяна Семеновна

- Сформировать целостные представления о значении леса.

- Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких животных и растениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_binarnogo_uroka_znachenie_lesa_7_klass.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8 Г.ЛАБИНСКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

бинарный урок по географии и биологии в 7 классе

Тема: «Значение леса.

Красная книга»

Разработали:

Долгова Татьяна Семеновна, учитель биологии

Савченко Мария Анатольевна, учитель географии

г. Лабинск

 2025г.

Класс

7

Тема:

«Значение леса. Красная книга»

Тип урока

Комбинированный, бинарный

Цель

формирование целостных представлений о значении леса в жизни людей и животных; расширение знаний о необходимости защиты природы.

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные: 

- сформировать целостные представления о значении леса.

- Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких животных и растениях.

- коррекция образной

 - корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;

- развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать

- способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;

- развивать речь, память, внимание обучающихся, умение строить связный рассказ.

- воспитывать интерес к предмету, любознательность, умение работать в коллективе.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос. Проверка д/з.

3. Повторение и закрепление материала. Физминутка.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Методы и формы:

Методы: словесные (эвристическая беседа);

наглядные (демонстрация наглядного материала по теме: Значение леса, демонстрация иллюстраций зверей лесной зоны, домашних животных, карты природных зон России, демонстрация расположения лесной зоны на карте России, географических источников в рамках отрытого урока, Красная книга России и Краснодарского края, демонстрационный материал «Одежда» и «Головные уборы», «Природные зоны России», наглядный материал);

практические (выполнение практических учебных заданий в рабочей тетради, работа с иллюстративным материалом, работа на карточках).

Формы :индивидуальная, парная, фронтальная.

БУД

Личностные:

Коммуникативные: 

Регулятивные:

Познавательные: 

Учащиеся смогут по карте определять лесную природную зону, выявить особенности значения лесной зоны. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Смогут находить в учебнике достоверную информацию, выделять главное, определять понятия.

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном

Планируемые результаты

Личностные:

Предметные:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии и биологии;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- формирование приемов работы с полученной информацией;

- формирование учебно-логических умений и навыков;

- с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Образовательные ресурсы

Учебник географии и биологии для 7 класса специальных коррекционных образовательных учреждений, Т.М. Лифанова , Е. Н. Соломина; презентация, видеофрагменты, демонстрационные картинки по теме урока; карточки со словарными словами, с заданиями.

СТРУКТУРА УРОКА

Дидактическая
структура 
урока

Формы, методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

М.А.: Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, приложений, тетрадей, домашнего задания.

Учитель:

Итак, друзья, внимание

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем же наш урок!  

- На столах у вас лежат картинки с рисунком дерева. Скажите, чего на них не хватает?

- В течении урока за свои ответы вы будете получать листочки – если ответ недостаточно полный и цветочки – за полный ответ, которые вы будете приклеивать на ваше дерево и в конце урока мы подсчитаем какую оценку вы сегодня заработали.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.

 

Учащиеся отвечают: Листочков и цветов.

формировать умение вести себя на уроках в соответствии с правилами поведения в школе.

2. Актуализация знаний.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок по закреплению знаний о лесной зоне, значении леса в жизни животных и человека (стук в дверь заходит учитель биологии).

Т.С.: - Здравствуйте, ребята и Мария Анатольевна! Я слышала, что у вас начался урок о значении леса в жизни людей и животных и решила присоединиться и совершить с вами виртуальное путешествие в мир леса.

3.Проверка домашнего задания

Работа с картой

     

Решаемые проблемные вопросы

М.А.: Отлично! В этом и будет необычность нашего урока - мы проведем его вместе с Татьяной Семеновной.

- Как вы знаете любому путешественнику, чтобы добраться до места назначения нужна карта. Давайте вспомним где расположена лесная зона на Карте природных зон России.

Т.С.: - Кстати ребята я только, что вернулась из леса, насобирала в корзинку грибов, да пока шла к вам корзина упала, грибы выпали и собирая их я переживаю, что могла в спешке нечаянно положить ядовитые грибы, а мы с вами на прошлом уроке как раз проходили эту тему. Ребята помогите мне разобрать грибы на съедобные и несъедобные.

- А еще я знаю, что есть грибы двойники и некоторые из вас подготовили сообщение о том, что это за грибы и как их можно отличить.  

- Ребята, а как же нам быть с ядовитыми грибами, если увидел растоптать, может они вообще не нужны?

М.А.: -Ребята, какие животные леса любят грибы?

- На прошлом уроке у нас была тема «Пушные звери». Я знаю, что вы подготовили короткие сообщения о пушных жителях леса.

-Но прежде я хочу пригласить к доске Бровченко Н. для выполнения индивидуального задания. Нужно распределить животных по месту их проживания.

Выходит, Неупокоев С., показывает и рассказывает расположение лесной зоны на карте Природных зон России.

Выходит, ученик и сортирует грибы – кладет в корзинку и называет только съедобные грибы, а ядовитые откладывает в сторону.

Вариант 2 Бровченко Н. Предлагается выбрать одежду, обувь и головной убор для похода в лес.

Учащиеся показывают карточку и рассказывают отличия грибов: шампиньон и бледная поганка, опенок и ложный опенок, белый гриб и желчный гриб.

Ответ учащихся: Нужны, ими питаются и лечатся животные леса.

Ответ уч-ся: - Белки, ежи, лоси и олени лечатся грибами.

Сообщения учащихся:

Белка – Гуряшина А.

Горностай – Козлов Р.

Соболь – Неупокоев В.

Лиса – Егоров В.

Вариант 2: У доски уч-ся распределят в две колонки животных «Дом – Лес».

Умение давать ответы по тексту домашнего здания. 

Умение выполнять предлагаемые задания.

уметь правильно давать полные ответы на поставленные вопросы.

Умение выполнять предлагаемые задания.

4.Сообщение темы и цели урока.

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

 

5.Физкульминутка

Решаемый проблемный вопрос

Групповая работа

Рассказ учителя, беседа по плану на доске.

Работа с презентацией.

ИКТ,

Работа в тетради.

Словарная работа.

Практическая, экспериментальная работа.

ИКТ

ИКТ

Карточки с изображением травянистых растений.

ИКТ

Работа с учебником.

ИКТ

Работа по презентации.

М.А.: Ребята, послушайте высказывание писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования.»

Как вы понимаете эти слова, верны ли они?

- Правильно, лес имеет важное значение в жизни человека и животных.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Значение леса. Красная книга.»

М.А.: Ребята, на доске вы видите схему. Вам нужно в тетради посередине написать слово ЛЕС и дальше в течение урока мы будем с вами обсуждать и открывать каждую карточку за которой прячется ОДНО из значений леса, а вы его будете записывать в тетрадь.

Т.С.: 1 значение. Кислород.

- А лучше справиться вам помогут наши подсказки – загадки.

В чём горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без … (кислорода). 

- Ребята, на уроке биологии мы с вами изучали дыхание растений. Кто помнит растения дышат только днем или днем и ночью?

- Правильно, днем и ночью.

М.А.: - Вторая загадка:

Для строительства немало нужно стройматериала: Кедр, дуб, сосна, осина. По-другому... (древесина). 

- Ребята, давайте обратим внимание как правильно пишется слово ДРЕВЕСИНА.

Т.С.: Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили.  А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят.  Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетради.

- Ребята давайте запишем в тетради слова «Бумага, книги, газеты».

- А вы знали, что раньше на Руси люди писали на бересте специальными палочками.

- Предлагаю Матвею попробовать написать слово лес на бересте.

М.А.: - Ребята, береза это лиственное или хвойное дерево?

- Какие еще деревья растут в лиственном лесу?

- А как называется хвойный лес и какие деревья в нем растут?

ФИЗМИНУТКА

М.А.: - Сейчас мы проведем физминутку. Я вам раздам карточки хвойных и лиственных деревьев и когда я буду называть тип леса должны встать те учащиеся в руках которых будет соответствующее дерево.

(Музыка шум леса)

Т.С.: - Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что вы видите изготовлено из дерева, как общим словом это можно назвать?

Посмотрите на стол, какие еще предметы быта изготавливают из древесины.

- Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь: «Мебель, посуда, игрушки».

М.А.: Учитель вывешивает на доске растения (вьюнок, горошек, зверобой, крапива, мак, мята, папоротник, подорожник, цикорий))

 - Ребята, посмотрите на доску, нужно распределить эти растения на 2 группы по значению для человека.

- Объясните, почему вы так распределили.

- Где можно встретить эти растения?

- Значит мы можем сделать еще один вывод: лес нам дает….

- Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь: лекарственные растения.

Т.С.: - Ребята, посмотрите на следующий слайд, как вы думаете почему эти растения особенные?

- Как называется книга где можно найти названия растений, которые нуждаются в защите.

- А вы знали, что в каждом крае и области есть своя Красная книга, а также есть большая Красная книга России. (Показать 2 книги: Краснодарского края и России)

- Я вам приготовила творческое домашнее задание: ваша задача раскрасить растение и написать о нем небольшое сообщение. Листочки с заданием вы возьмете после урока.

М.А.: - Ребята, все мы знаем, что в лесу кроме растений можно встретить разнообразных животных, в начале урока мы с вами послушали сообщения о некоторых из них. Какую ценность для человека они представляют?

- Откройте учебник на стр. 89, найдите последний абзац и прочитайте о промыслово-охотничьих ресурсах.

- Запишем в тетрадь со слайда еще одно значение леса: промыслово-охотничье хозяйство.

 

Т.С.: Ребята, как вы понимаете пословицу: «В лесу жить – голода не видать»

Предлагаю вам сыграть в игру «Сортировщик».

Мне нужен очень внимательный ученик: перед тобой 3 вида орехов – грецкий, фундук, арахис, твоя задача разделить эти орехи по трем емкостям. Где можно найти эти орехи?

- Так, что мы с вами запишем в тетрадь, что дает нам лес: грибы, ягоды, орехи.

М.А.: Ребята, у нас на доске осталась не открытой последняя карточка. Как вы думаете. О чем мы еще не сказали?

- Вы любите отдыхать, а кто из вас отдыхал в лесу?

- Давайте запишем последнее значение леса в жизни человека: отдых.

- Что ваш отдых в лесу был безопасным и приятным, все должны соблюдать определенные правила. Я вам раздаю памятку, что бы вы никогда не забывали о правилах поведения в лесу.

Т.С:

Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Весенний, осенний, зимний и летний сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учащиеся определяют и записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся отгадывают загадку, рассуждают о правильности ответа и записывают первое значение леса в схему в тетради.

Учащиеся отгадывают загадку, рассуждают о правильности ответа и записывают первое значение леса в схему в тетради.

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь.

Просмотр презентации учащимися.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Выходит Матвей к доске и пробует писать на бересте слово ЛЕС.

Ответы учащихся:

- Лиственное.

- Дуб, клен, ольха и т.д.

- Тайга. Деревья: ель, сосна, пихта и т.д.

Ответы учащихся:

- Стол, стулья, шкафы – это мебель.

- Посуда, подсвечник, игрушки

Учащиеся записывают в тетрадь.

Выходит к доске учащийся и делит растения на 2 группы: Лекарственные и не лекарственные.

Объяснение учащегося.

- В лесу, на полянах.

-….лекарственные растения.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Ответ учащихся:

- Их мало, т.к. люди часто их собирают для букетов.

- Красная книга.

Учащийся читает из учебника абзац, а остальные следят.

Ответы учащихся:

-В лесу можно найти много съедобного: ягоды, орехи, грибы.

Учащийся раскладывает орехи по трем емкостям.

- Грецкие и фундук можно найти в лесу на дереве и кустарнике, а арахис растет в земле.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Ответы учащихся.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Вклеивают памятку в тетрадь.

Уметь предлагать свои варианты ответа. Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают словарное слово в тетрадь.

уметь работать с глобусом и картой полушарий.

Уметь работать со словарем.

Уметь выполнять движения под музыку.

уметь выполнять задания с иллюстрированным материалом.

Подведение итогов

Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Оценивание

Лист самооценки

Выставление самостоятельно оценок на лист самооценки.

- Ребята, внимательно посмотрите на ваши деревья, посчитайте чего на них больше цветочков или листочков. Если цветочков больше, то ставим оценку 5, если листочков то 4; но если нет цветочков  и листочков меньше четырех, то это оценка 3.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.

умения принимать адекватно те оценки, которые были получены на уроке.

Рефлексия

Психологическая разгрузка «Научились. Узнали. Вспомнили».

«Я сегодня узнал (а)….»

Ребята, как вы думаете, были ли достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока: выяснить значении леса в жизни животных и человека, познакомиться с Красной книгой.

(учитель возвращается к началу урока)

Учащиеся дают анализ уроку.

формирование умения делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся.

Домашнее задание

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Запись в дневник

География: с.112 выучить памятку.

Биология: Разукрасить растение и подготовить сообщение о нем.

Спасибо, урок окончен!

Запись д/з в дневник

 формирование умения самостоятельно записывать д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"

Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует  коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Урок на тему: «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга»

Урок на тему:«Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга»...

Объединенный урок химии, биологии и географии для учащихся 8-10 классов: тема "Вода"

В образовательные учреждения зачисляются дети с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ), основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»

Данная разработка поможет в формировании экологической культуры и привлечении внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии....

Презентация для бинарного урока в 7 классе Значение леса. Красная книга.

Презентация для бинарного урока в 7 классе Значение леса. Красная книга....