Конспект бинарного урока по биологии и географии для учащихся 7 класса "Значение леса. Красная книга"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
- Сформировать целостные представления о значении леса.
- Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких животных и растениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8 Г.ЛАБИНСКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарный урок по географии и биологии в 7 классе
Тема: «Значение леса.
Красная книга»
Разработали:
Долгова Татьяна Семеновна, учитель биологии
Савченко Мария Анатольевна, учитель географии
г. Лабинск
2025г.
Класс | 7 | ||||||
Тема: | «Значение леса. Красная книга» | ||||||
Тип урока | Комбинированный, бинарный | ||||||
Цель | формирование целостных представлений о значении леса в жизни людей и животных; расширение знаний о необходимости защиты природы. | ||||||
Задачи | Образовательные: | Коррекционно – развивающие: | Воспитательные: | ||||
- сформировать целостные представления о значении леса. - Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, рассказать о Красной книге, расширить и углубить знания о редких животных и растениях. | - коррекция образной - корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя; - развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать - способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов; - развивать речь, память, внимание обучающихся, умение строить связный рассказ. | - воспитывать интерес к предмету, любознательность, умение работать в коллективе. | |||||
План урока: | 1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос. Проверка д/з. 3. Повторение и закрепление материала. Физминутка. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. | ||||||
Методы и формы: | Методы: словесные (эвристическая беседа); наглядные (демонстрация наглядного материала по теме: Значение леса, демонстрация иллюстраций зверей лесной зоны, домашних животных, карты природных зон России, демонстрация расположения лесной зоны на карте России, географических источников в рамках отрытого урока, Красная книга России и Краснодарского края, демонстрационный материал «Одежда» и «Головные уборы», «Природные зоны России», наглядный материал); практические (выполнение практических учебных заданий в рабочей тетради, работа с иллюстративным материалом, работа на карточках). Формы :индивидуальная, парная, фронтальная. | ||||||
БУД | Личностные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | Познавательные: | |||
Учащиеся смогут по карте определять лесную природную зону, выявить особенности значения лесной зоны. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Смогут находить в учебнике достоверную информацию, выделять главное, определять понятия. | организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном | ||||
Планируемые результаты | Личностные: | Предметные: | |||||
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии и биологии; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. | - формирование приемов работы с полученной информацией; - формирование учебно-логических умений и навыков; - с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. | ||||||
Образовательные ресурсы | Учебник географии и биологии для 7 класса специальных коррекционных образовательных учреждений, Т.М. Лифанова , Е. Н. Соломина; презентация, видеофрагменты, демонстрационные картинки по теме урока; карточки со словарными словами, с заданиями. | ||||||
СТРУКТУРА УРОКА
Дидактическая | Формы, методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне | М.А.: Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, приложений, тетрадей, домашнего задания. Учитель: Итак, друзья, внимание Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнем же наш урок! - На столах у вас лежат картинки с рисунком дерева. Скажите, чего на них не хватает? - В течении урока за свои ответы вы будете получать листочки – если ответ недостаточно полный и цветочки – за полный ответ, которые вы будете приклеивать на ваше дерево и в конце урока мы подсчитаем какую оценку вы сегодня заработали. | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.
Учащиеся отвечают: Листочков и цветов. | формировать умение вести себя на уроках в соответствии с правилами поведения в школе. | |
2. Актуализация знаний. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы. | - Ребята, сегодня у нас будет необычный урок по закреплению знаний о лесной зоне, значении леса в жизни животных и человека (стук в дверь заходит учитель биологии). Т.С.: - Здравствуйте, ребята и Мария Анатольевна! Я слышала, что у вас начался урок о значении леса в жизни людей и животных и решила присоединиться и совершить с вами виртуальное путешествие в мир леса. | |||
3.Проверка домашнего задания | Работа с картой
Решаемые проблемные вопросы | М.А.: Отлично! В этом и будет необычность нашего урока - мы проведем его вместе с Татьяной Семеновной. - Как вы знаете любому путешественнику, чтобы добраться до места назначения нужна карта. Давайте вспомним где расположена лесная зона на Карте природных зон России. Т.С.: - Кстати ребята я только, что вернулась из леса, насобирала в корзинку грибов, да пока шла к вам корзина упала, грибы выпали и собирая их я переживаю, что могла в спешке нечаянно положить ядовитые грибы, а мы с вами на прошлом уроке как раз проходили эту тему. Ребята помогите мне разобрать грибы на съедобные и несъедобные. - А еще я знаю, что есть грибы двойники и некоторые из вас подготовили сообщение о том, что это за грибы и как их можно отличить. - Ребята, а как же нам быть с ядовитыми грибами, если увидел растоптать, может они вообще не нужны? М.А.: -Ребята, какие животные леса любят грибы? - На прошлом уроке у нас была тема «Пушные звери». Я знаю, что вы подготовили короткие сообщения о пушных жителях леса. -Но прежде я хочу пригласить к доске Бровченко Н. для выполнения индивидуального задания. Нужно распределить животных по месту их проживания. | Выходит, Неупокоев С., показывает и рассказывает расположение лесной зоны на карте Природных зон России. Выходит, ученик и сортирует грибы – кладет в корзинку и называет только съедобные грибы, а ядовитые откладывает в сторону. Вариант 2 Бровченко Н. Предлагается выбрать одежду, обувь и головной убор для похода в лес. Учащиеся показывают карточку и рассказывают отличия грибов: шампиньон и бледная поганка, опенок и ложный опенок, белый гриб и желчный гриб. Ответ учащихся: Нужны, ими питаются и лечатся животные леса. Ответ уч-ся: - Белки, ежи, лоси и олени лечатся грибами. Сообщения учащихся: Белка – Гуряшина А. Горностай – Козлов Р. Соболь – Неупокоев В. Лиса – Егоров В. Вариант 2: У доски уч-ся распределят в две колонки животных «Дом – Лес». | Умение давать ответы по тексту домашнего здания. Умение выполнять предлагаемые задания. уметь правильно давать полные ответы на поставленные вопросы. Умение выполнять предлагаемые задания. |
4.Сообщение темы и цели урока. Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
5.Физкульминутка | Решаемый проблемный вопрос Групповая работа Рассказ учителя, беседа по плану на доске. Работа с презентацией. ИКТ, Работа в тетради. Словарная работа. Практическая, экспериментальная работа. ИКТ ИКТ Карточки с изображением травянистых растений. ИКТ Работа с учебником. ИКТ | Работа по презентации. М.А.: Ребята, послушайте высказывание писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования.» Как вы понимаете эти слова, верны ли они? - Правильно, лес имеет важное значение в жизни человека и животных. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Значение леса. Красная книга.» М.А.: Ребята, на доске вы видите схему. Вам нужно в тетради посередине написать слово ЛЕС и дальше в течение урока мы будем с вами обсуждать и открывать каждую карточку за которой прячется ОДНО из значений леса, а вы его будете записывать в тетрадь. Т.С.: 1 значение. Кислород. - А лучше справиться вам помогут наши подсказки – загадки. В чём горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без … (кислорода). - Ребята, на уроке биологии мы с вами изучали дыхание растений. Кто помнит растения дышат только днем или днем и ночью? - Правильно, днем и ночью. М.А.: - Вторая загадка: Для строительства немало нужно стройматериала: Кедр, дуб, сосна, осина. По-другому... (древесина). - Ребята, давайте обратим внимание как правильно пишется слово ДРЕВЕСИНА. Т.С.: Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетради. - Ребята давайте запишем в тетради слова «Бумага, книги, газеты». - А вы знали, что раньше на Руси люди писали на бересте специальными палочками. - Предлагаю Матвею попробовать написать слово лес на бересте. М.А.: - Ребята, береза это лиственное или хвойное дерево? - Какие еще деревья растут в лиственном лесу? - А как называется хвойный лес и какие деревья в нем растут? ФИЗМИНУТКА М.А.: - Сейчас мы проведем физминутку. Я вам раздам карточки хвойных и лиственных деревьев и когда я буду называть тип леса должны встать те учащиеся в руках которых будет соответствующее дерево. (Музыка шум леса) Т.С.: - Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что вы видите изготовлено из дерева, как общим словом это можно назвать? Посмотрите на стол, какие еще предметы быта изготавливают из древесины. - Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь: «Мебель, посуда, игрушки». М.А.: Учитель вывешивает на доске растения (вьюнок, горошек, зверобой, крапива, мак, мята, папоротник, подорожник, цикорий)) - Ребята, посмотрите на доску, нужно распределить эти растения на 2 группы по значению для человека. - Объясните, почему вы так распределили. - Где можно встретить эти растения? - Значит мы можем сделать еще один вывод: лес нам дает…. - Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь: лекарственные растения. Т.С.: - Ребята, посмотрите на следующий слайд, как вы думаете почему эти растения особенные? - Как называется книга где можно найти названия растений, которые нуждаются в защите. - А вы знали, что в каждом крае и области есть своя Красная книга, а также есть большая Красная книга России. (Показать 2 книги: Краснодарского края и России) - Я вам приготовила творческое домашнее задание: ваша задача раскрасить растение и написать о нем небольшое сообщение. Листочки с заданием вы возьмете после урока. М.А.: - Ребята, все мы знаем, что в лесу кроме растений можно встретить разнообразных животных, в начале урока мы с вами послушали сообщения о некоторых из них. Какую ценность для человека они представляют? - Откройте учебник на стр. 89, найдите последний абзац и прочитайте о промыслово-охотничьих ресурсах. - Запишем в тетрадь со слайда еще одно значение леса: промыслово-охотничье хозяйство.
Т.С.: Ребята, как вы понимаете пословицу: «В лесу жить – голода не видать» Предлагаю вам сыграть в игру «Сортировщик». Мне нужен очень внимательный ученик: перед тобой 3 вида орехов – грецкий, фундук, арахис, твоя задача разделить эти орехи по трем емкостям. Где можно найти эти орехи? - Так, что мы с вами запишем в тетрадь, что дает нам лес: грибы, ягоды, орехи. М.А.: Ребята, у нас на доске осталась не открытой последняя карточка. Как вы думаете. О чем мы еще не сказали? - Вы любите отдыхать, а кто из вас отдыхал в лесу? - Давайте запишем последнее значение леса в жизни человека: отдых. - Что ваш отдых в лесу был безопасным и приятным, все должны соблюдать определенные правила. Я вам раздаю памятку, что бы вы никогда не забывали о правилах поведения в лесу. Т.С: Нельзя нам на свете прожить без чудес, | Учащиеся предлагают свои варианты. Учащиеся определяют и записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся отгадывают загадку, рассуждают о правильности ответа и записывают первое значение леса в схему в тетради. Учащиеся отгадывают загадку, рассуждают о правильности ответа и записывают первое значение леса в схему в тетради. Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь. Просмотр презентации учащимися. Учащиеся записывают в тетрадь. Выходит Матвей к доске и пробует писать на бересте слово ЛЕС. Ответы учащихся: - Лиственное. - Дуб, клен, ольха и т.д. - Тайга. Деревья: ель, сосна, пихта и т.д. Ответы учащихся: - Стол, стулья, шкафы – это мебель. - Посуда, подсвечник, игрушки Учащиеся записывают в тетрадь. Выходит к доске учащийся и делит растения на 2 группы: Лекарственные и не лекарственные. Объяснение учащегося. - В лесу, на полянах. -….лекарственные растения. Учащиеся записывают в тетрадь. Ответ учащихся: - Их мало, т.к. люди часто их собирают для букетов. - Красная книга. Учащийся читает из учебника абзац, а остальные следят. Ответы учащихся: -В лесу можно найти много съедобного: ягоды, орехи, грибы. Учащийся раскладывает орехи по трем емкостям. - Грецкие и фундук можно найти в лесу на дереве и кустарнике, а арахис растет в земле. Учащиеся записывают в тетрадь. Ответы учащихся. Учащиеся записывают в тетрадь. Вклеивают памятку в тетрадь. | Уметь предлагать свои варианты ответа. Записывают тему урока в тетрадь. Записывают словарное слово в тетрадь. |
уметь работать с глобусом и картой полушарий. Уметь работать со словарем. Уметь выполнять движения под музыку. уметь выполнять задания с иллюстрированным материалом. | ||||
Подведение итогов Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Оценивание Лист самооценки | Выставление самостоятельно оценок на лист самооценки. - Ребята, внимательно посмотрите на ваши деревья, посчитайте чего на них больше цветочков или листочков. Если цветочков больше, то ставим оценку 5, если листочков то 4; но если нет цветочков и листочков меньше четырех, то это оценка 3. | Учащиеся подают дневники для выставления оценок. | умения принимать адекватно те оценки, которые были получены на уроке. |
Рефлексия | Психологическая разгрузка «Научились. Узнали. Вспомнили». «Я сегодня узнал (а)….» | Ребята, как вы думаете, были ли достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока: выяснить значении леса в жизни животных и человека, познакомиться с Красной книгой. (учитель возвращается к началу урока) | Учащиеся дают анализ уроку. | формирование умения делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся. |
Домашнее задание Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. | Запись в дневник | География: с.112 выучить памятку. Биология: Разукрасить растение и подготовить сообщение о нем. Спасибо, урок окончен! | Запись д/з в дневник | формирование умения самостоятельно записывать д/з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
Урок на тему: «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга»
Урок на тему:«Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга»...

Объединенный урок химии, биологии и географии для учащихся 8-10 классов: тема "Вода"
В образовательные учреждения зачисляются дети с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ), основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Путешествие по страничкам Красной книги Якутии»
Данная разработка поможет в формировании экологической культуры и привлечении внимания к проблеме сокращения растительного и животного мира Якутии....

Презентация для бинарного урока в 7 классе Значение леса. Красная книга.
Презентация для бинарного урока в 7 классе Значение леса. Красная книга....
