Сольфеджио 5 НДО итоговая аттестация
план-конспект урока (5 класс) по теме

Ханова Альфина Байтуровна

В конспектах даны ответы на теоретическую часть билетов по сольфеджио в музыкальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_dlya_5_ndo.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Теория, билеты для 5 класса

Билет №1 , 2

Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.

ЛАДЫ

Мажоро-минорной системы

Особые виды диатонических ладов

Искусственные лады

Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.

МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.

ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА.

1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.    

СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА.

МАЖОР

Интервальный          состав

МИНОР

Интервальный состав

Т Т П Т Т Т П

б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2

Т П Т Т П Т Т

б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2

НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА.

№ СТУПЕНИ

НАЗВАНИЯ

I

Тоника (Т)

II

Нисходящий вводный звук

III

Медианта (средняя)

IV

Субдоминанта (S)

V

Доминанта (D)

VI

Субмедианта (нижняя медианта)

VII

Восходящий вводный звук

Билет №3 

Интервал - это расстояние между двумя звуками. Диатоническими интервалами называются интервалы построенные на ступенях натурального мажора и минора.

Название свое получили от итальянских числительных: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

  Интервал измеряется двумя величинами :

 1) ступеневая, обозначает количество ступеней в интервале, обозначается цифрой

  2) тоновая, обозначает количество тонов или полутонов в интервале, обозначается маленькой буквой ( б, м, ч)

Обращением интервала называется перенесение нижнего звука (основания) интервала на октаву выше или вершины интервала на октаву ниже.

Каждый интервал имеет при обращении пару:

 1 – 8         2 – 7        3 – 6         4 – 5     б – м , ув. – ум. , ч – ч   и наоборот.

                                     

При гармоническом звучании интервалы делятся на диссонансы и консонансы.

 К диссонансам(резкозвучащим) относятся  секунды(б2, м2) , септимы (б7, м7) и тритоны(ув4, ум5).

 К консонансам(мягкозвучащим) – все остальные.

Билет №3 4.ИНТЕРВАЛЫ.

Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.

4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ.

Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.

Простые интервалы образуются в пределах октавы.

Наименование

Количественная

величина

Качественная

 величина

Обозначение

Прима чистая

1

0 т.

Ч1

Секунда  малая

большая

2

0,5 т.

1 т.

М2

Б2

Терция малая

большая

3

1,5 т.

2 т.

М3

Б3

Кварта чистая

увеличенная

4

2,5 т.

3 т.

Ч4

Ув4

Квинта чистая

уменьшённая

5

3,5 т.

3 т.

Ч5

Ум5

Секста малая

большая

6

4 т.

4,5 т.

М6

Б6

Септима малая

Большая

7

5 т.

5,5 т.

М7

Б7

Октава чистая

8

6 т.

Ч8

  Билет №4

 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.

В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.

ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА.

Название интервала

Количество

интервалов

Построение от ступеней

a moll

I

II

III

IV

V

VI

VII

Ч1

7

+

+

+

+

+

+

+

М2

3

-

+

-

-

+

-

+

Б2

3

+

-

+

+

-

-

-

Ув2

1

-

-

-

-

-

+

-

М3

4

+

+

-

+

-

-

+

Б3

3

-

-

+

-

+

+

-

Ум4

1

-

-

-

-

-

-

+

Ч4

4

+

+

+

-

+

-

-

Ув4

2

-

-

-

+

-

+

-

Ум5

2

-

+

-

-

-

-

+

Ч5

4

+

-

-

+

+

+

-

Ув5

1

-

-

+

-

-

-

-

М6

3

+

-

-

-

+

-

+

Б6

4

+

-

-

-

+

-

+

Ум7

1

-

-

-

-

-

-

+

М7

3

-

+

-

+

+

-

-

Б7

3

+

-

+

-

-

+

-

Ч8

7

+

+

+

+

+

+

+

  Билет №5

5. АККОРДЫ.

Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.

5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ.

Аккорды терцовой структуры

(классицизм, романтизм)

Аккорды нетерцовой структуры

(поздний романтизм, современная музыка)

1

Трезвучия

Кварто-квинтовой структуры

(«Прометеев аккорд» А.Скрябина)

2

Септаккорд

Секундовой структуры

( кластеры)

3

Нонаккорд

Сочетающие 1 и 2

4

Ундецимаккорд

-

5.2 ТРЕЗВУЧИЯ.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.

ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.

Наименование

Обозн.

Состав

1

Мажорное, или большое.

Б

Б.3+М.3=Ч.5

2

Минорное, или малое.

М

М.3+Б.3=Ч.5

3

Увеличенное

Ув.

Б.3+Б.3=Ув.5

4

Уменьшенное

Ум.

М.3+М.3Ум.5

Билет№6

1.  Трезвучие это аккорд, состоящий из 3 звуков расположенных по терциям.

 Главными являются трезвучия построенные на главных ступенях гаммы, а именно Т5/3, S5/3  и D5/3.      

    Обращением трезвучия называется перемещение звуков трезвучия вверх или вниз.

    У трезвучия 2 обращения : секстаккорд(6-ак) и квартсекстаккорд (4/6 ак)

  1-е обращение образуется при перенесения нижнего звука трезвучия на октаву вверх.

  2-е – при перенесении верхнего звука на октаву вниз.

                                 Tаблица главных трезвучий и обращений трезвучия.

Т5/3     Т6     Т6/4

 I     III    V

S5/3     S6     S6/4

 IV    VI    I

D5/3      D6       D6/4

 V     VII    II

Билет №7 Пентатоника

1. Со времен древней Греции, несколько раз меняя свои названия, дошли до нас особые звукоряды – Лады народной музыки.

Они бывают мажорного и минорного наклонения.

К мажорным ладам относятся :

 1) лидийский лад с повышенной IV ступенью( от ФА)

 2) миксолидийский с понижен. VII ст.(от СОЛЬ)

К минорным ладам относятся:

 1) фригийский лад с понижен. II ступ.(от МИ)

 2) дорийский лад с повышенной VI ступ. (от РЕ)

К ладам народной музыки относится и пентатоника, пятиступенный лад без полутонов.

В мажорн. пентатонике отсутствуют IV иVII, а в минорной II и VI ступени.

Хроматической гаммой называется 12 – ступеневый звукоряд состоящий из полутонов.

Строение хроматической гаммы:

Мажор:  при движении вверх повышаются все звуки, кроме III и VI(они записываются 1 раз). При движении вниз все звуки понижаются, кроме I и V.

Минор: при движении вверх и вниз не изменяются I и V.

3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ

(лады народной музыки).

Семиступенные лады:

Название лада

Наклонение и изменение расположения ступеней

Ионийский лад

Совпадает со звукорядом натурального мажора

Лидийский лад

Мажор с высокой IV ступенью

Миксолидийский лад

Мажор с низкой VII ступенью

Эолийский лад

Совпадает со звукорядом натурального минора

Дорийский лад

Минор с высокой VI ступенью

Фригийский лад

Минор с низкой II ступенью

ПЕНТАТОНИКА.

Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).

Мажорная пентатоника

Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором

Минорная пентатоника

Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором

 

Билет №8

1. Септаккорд это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям, крайние звуки составляют интервал септиму, отсюда и название аккорда.

    Доминантсептаккорд  ( другое его название малый мажорный септаккорд), строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре на V ступени, т.е. D, обозначается D 7.

   Аккорд состоит из Б5/3 + м3 (б3+м3+м3). Это диссонирующий аккорд, поэтому он должен разрешаться в Т. При разрешении все ступени , кроме IV переходят в I, а IV в III, Таким образом D7 -à Т3 ( в тоническую терцию) – I –I – I – III ст.

    У D7   3 обращения :

   1 –е – квинтсекстаккорд (D6/5), образуется при перемещении нижнего звука D7 на октаву вверх. Состоит из м3+м3+б2(секунда вверху). Разрешается в Т – I-I-III-V ступени.  

   2-е  - терцквартаккорд (D4/3), образуется при перемещении нижнего звука D6/5 на октаву вверх. Состоит из м3+ б2+б3(секунда в середине). Разрешается в Т – I-III-V-I ступени.

  3 –е   - секундаккорд (D2) образуется при перемещении нижнего звука D4/3 на октаву вверх. Состоит из б2+б3+ м3 (секунда внизу). Разрешается в Т6 – III-V-I -I ступени.

D7             D6/5               D 4/3                D2

V                VII               II                   IV

V               VII #              II                   IV

Билет №9

1. Тритон это интервал, состоящий из 3-х тонов. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Тритоны бывают диатонические, т.е. расположенные на ступенях натуральной гаммы, и хроматические, которые строятся в гармоническом  ладу. Тритоны взаимообратимые интервалы, поэтому пара строится на одних и тех же ступенях. Тритоны строятся только на неустойчивых ступенях.

                                                  Таблица тритонов:

Натурал. мажор

Гарм. минор

Натур.минор

Гарм. мажор

ув.4    IV- VII

ум5    VII- IV

ув.4    IV- VII#

ум5    VII# - IV

ув.4    VI- II

ум5    II- VI

ув.4    VI пониж.- II

ум5    II- VI пониж.

Тритоны должны разрешаться в устойчивые интервалы по принципу тяготения:

Ув. 4  звуки расходятся в противоположные стороны  в м. 6 (б. 6 в гарм. ладах),

ум. 5 звуки движутся навстречу  в б. 3 (м. 3 в гарм. ладах)

Характерные интервалы относятся к хроматическому виду, т.к. строятся только в гармоническом ладу. К характерным интервалам относятся ув.2 и ум.7, а также ув.5 и ум.4.  В образовании этих интервалов участвуют всего три ступени – VI,VII и III. Нужно помнить, что в каждом интервале должна присутствовать гармоническая ступень, в мажоре VI пониженная, в миноре VII повышенная.

                                     Таблица характерных интервалов:                                                                                                                                                                                                                                                                     moll гар.

     Ув. 2      VI      

      Ум.7        VII #

Ув. 5       III

      Ум. 4      VII #

dur - гар.

Ув. 2     VI пон.      

Ум.7        VII

Ув. 5      VI пон

Ум. 4      III

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по сольфеджио об итоговой аттетстации

Разработка формы аналитической справки об итоговой аттетсации по сольфеджио...

Положение О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации и государственной ( итоговой) аттестации в 9 классах в традиционной форме

Положение О порядке  экспертизы,   утверждения и хранения  экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации  и государственной ( итоговой)...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....

Методическая разработка Итоговая аттестация по музыкальной дисциплине "СОЛЬФЕДЖИО"

Данная методическая разработка предназначена для проведения итоговой или промежуточной аттестации по дисциплине Сольфеджио, расчитана на базовый уровень освоения программы со сроком обучения 5 лет....