Сольфеджио 5 НДО итоговая аттестация
план-конспект урока (5 класс) по теме
В конспектах даны ответы на теоретическую часть билетов по сольфеджио в музыкальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Теория, билеты для 5 класса
Билет №1 , 2
Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.
ЛАДЫ | ||
Мажоро-минорной системы | Особые виды диатонических ладов | Искусственные лады |
Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.
ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА.
1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.
СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА.
МАЖОР | Интервальный состав | МИНОР | Интервальный состав | |
Т Т П Т Т Т П | б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2 | Т П Т Т П Т Т | б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2 |
НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА.
№ СТУПЕНИ | НАЗВАНИЯ |
I | Тоника (Т) |
II | Нисходящий вводный звук |
III | Медианта (средняя) |
IV | Субдоминанта (S) |
V | Доминанта (D) |
VI | Субмедианта (нижняя медианта) |
VII | Восходящий вводный звук |
Билет №3
Интервал - это расстояние между двумя звуками. Диатоническими интервалами называются интервалы построенные на ступенях натурального мажора и минора.
Название свое получили от итальянских числительных: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Интервал измеряется двумя величинами :
1) ступеневая, обозначает количество ступеней в интервале, обозначается цифрой
2) тоновая, обозначает количество тонов или полутонов в интервале, обозначается маленькой буквой ( б, м, ч)
Обращением интервала называется перенесение нижнего звука (основания) интервала на октаву выше или вершины интервала на октаву ниже.
Каждый интервал имеет при обращении пару:
1 – 8 2 – 7 3 – 6 4 – 5 б – м , ув. – ум. , ч – ч и наоборот.
При гармоническом звучании интервалы делятся на диссонансы и консонансы.
К диссонансам(резкозвучащим) относятся секунды(б2, м2) , септимы (б7, м7) и тритоны(ув4, ум5).
К консонансам(мягкозвучащим) – все остальные.
Билет №3 4.ИНТЕРВАЛЫ.
Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.
4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ.
Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.
Простые интервалы образуются в пределах октавы.
Наименование | Количественная величина | Качественная величина | Обозначение |
Прима чистая | 1 | 0 т. | Ч1 |
Секунда малая большая | 2 | 0,5 т. 1 т. | М2 Б2 |
Терция малая большая | 3 | 1,5 т. 2 т. | М3 Б3 |
Кварта чистая увеличенная | 4 | 2,5 т. 3 т. | Ч4 Ув4 |
Квинта чистая уменьшённая | 5 | 3,5 т. 3 т. | Ч5 Ум5 |
Секста малая большая | 6 | 4 т. 4,5 т. | М6 Б6 |
Септима малая Большая | 7 | 5 т. 5,5 т. | М7 Б7 |
Октава чистая | 8 | 6 т. | Ч8 |
Билет №4
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.
ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА.
Название интервала | Количество интервалов | Построение от ступеней a moll | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | ||
Ч1 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
М2 | 3 | - | + | - | - | + | - | + |
Б2 | 3 | + | - | + | + | - | - | - |
Ув2 | 1 | - | - | - | - | - | + | - |
М3 | 4 | + | + | - | + | - | - | + |
Б3 | 3 | - | - | + | - | + | + | - |
Ум4 | 1 | - | - | - | - | - | - | + |
Ч4 | 4 | + | + | + | - | + | - | - |
Ув4 | 2 | - | - | - | + | - | + | - |
Ум5 | 2 | - | + | - | - | - | - | + |
Ч5 | 4 | + | - | - | + | + | + | - |
Ув5 | 1 | - | - | + | - | - | - | - |
М6 | 3 | + | - | - | - | + | - | + |
Б6 | 4 | + | - | - | - | + | - | + |
Ум7 | 1 | - | - | - | - | - | - | + |
М7 | 3 | - | + | - | + | + | - | - |
Б7 | 3 | + | - | + | - | - | + | - |
Ч8 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
Билет №5
5. АККОРДЫ.
Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.
5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ.
Аккорды терцовой структуры (классицизм, романтизм) | Аккорды нетерцовой структуры (поздний романтизм, современная музыка) | ||
1 | Трезвучия | Кварто-квинтовой структуры («Прометеев аккорд» А.Скрябина) | |
2 | Септаккорд | Секундовой структуры ( кластеры) | |
3 | Нонаккорд | Сочетающие 1 и 2 | |
4 | Ундецимаккорд | - |
5.2 ТРЕЗВУЧИЯ.
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.
ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
Наименование | Обозн. | Состав | |
1 | Мажорное, или большое. | Б | Б.3+М.3=Ч.5 |
2 | Минорное, или малое. | М | М.3+Б.3=Ч.5 |
3 | Увеличенное | Ув. | Б.3+Б.3=Ув.5 |
4 | Уменьшенное | Ум. | М.3+М.3Ум.5 |
Билет№6
1. Трезвучие это аккорд, состоящий из 3 звуков расположенных по терциям.
Главными являются трезвучия построенные на главных ступенях гаммы, а именно Т5/3, S5/3 и D5/3.
Обращением трезвучия называется перемещение звуков трезвучия вверх или вниз.
У трезвучия 2 обращения : секстаккорд(6-ак) и квартсекстаккорд (4/6 ак)
1-е обращение образуется при перенесения нижнего звука трезвучия на октаву вверх.
2-е – при перенесении верхнего звука на октаву вниз.
Tаблица главных трезвучий и обращений трезвучия.
Т5/3 Т6 Т6/4 I III V | S5/3 S6 S6/4 IV VI I | D5/3 D6 D6/4 V VII II |
Билет №7 Пентатоника
1. Со времен древней Греции, несколько раз меняя свои названия, дошли до нас особые звукоряды – Лады народной музыки.
Они бывают мажорного и минорного наклонения.
К мажорным ладам относятся :
1) лидийский лад с повышенной IV ступенью( от ФА)
2) миксолидийский с понижен. VII ст.(от СОЛЬ)
К минорным ладам относятся:
1) фригийский лад с понижен. II ступ.(от МИ)
2) дорийский лад с повышенной VI ступ. (от РЕ)
К ладам народной музыки относится и пентатоника, пятиступенный лад без полутонов.
В мажорн. пентатонике отсутствуют IV иVII, а в минорной II и VI ступени.
Хроматической гаммой называется 12 – ступеневый звукоряд состоящий из полутонов.
Строение хроматической гаммы:
Мажор: при движении вверх повышаются все звуки, кроме III и VI(они записываются 1 раз). При движении вниз все звуки понижаются, кроме I и V.
Минор: при движении вверх и вниз не изменяются I и V.
3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ
(лады народной музыки).
Семиступенные лады:
Название лада | Наклонение и изменение расположения ступеней |
Ионийский лад | Совпадает со звукорядом натурального мажора |
Лидийский лад | Мажор с высокой IV ступенью |
Миксолидийский лад | Мажор с низкой VII ступенью |
Эолийский лад | Совпадает со звукорядом натурального минора |
Дорийский лад | Минор с высокой VI ступенью |
Фригийский лад | Минор с низкой II ступенью |
ПЕНТАТОНИКА.
Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).
Мажорная пентатоника | Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором |
Минорная пентатоника | Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором |
Билет №8
1. Септаккорд это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям, крайние звуки составляют интервал септиму, отсюда и название аккорда.
Доминантсептаккорд ( другое его название малый мажорный септаккорд), строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре на V ступени, т.е. D, обозначается D 7.
Аккорд состоит из Б5/3 + м3 (б3+м3+м3). Это диссонирующий аккорд, поэтому он должен разрешаться в Т. При разрешении все ступени , кроме IV переходят в I, а IV в III, Таким образом D7 -à Т3 ( в тоническую терцию) – I –I – I – III ст.
У D7 3 обращения :
1 –е – квинтсекстаккорд (D6/5), образуется при перемещении нижнего звука D7 на октаву вверх. Состоит из м3+м3+б2(секунда вверху). Разрешается в Т – I-I-III-V ступени.
2-е - терцквартаккорд (D4/3), образуется при перемещении нижнего звука D6/5 на октаву вверх. Состоит из м3+ б2+б3(секунда в середине). Разрешается в Т – I-III-V-I ступени.
3 –е - секундаккорд (D2) образуется при перемещении нижнего звука D4/3 на октаву вверх. Состоит из б2+б3+ м3 (секунда внизу). Разрешается в Т6 – III-V-I -I ступени.
D7 D6/5 D 4/3 D2 V VII II IV V VII # II IV |
Билет №9
1. Тритон это интервал, состоящий из 3-х тонов. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Тритоны бывают диатонические, т.е. расположенные на ступенях натуральной гаммы, и хроматические, которые строятся в гармоническом ладу. Тритоны взаимообратимые интервалы, поэтому пара строится на одних и тех же ступенях. Тритоны строятся только на неустойчивых ступенях.
Таблица тритонов:
Натурал. мажор | Гарм. минор | Натур.минор | Гарм. мажор |
ув.4 IV- VII ум5 VII- IV | ув.4 IV- VII# ум5 VII# - IV | ув.4 VI- II ум5 II- VI | ув.4 VI пониж.- II ум5 II- VI пониж. |
Тритоны должны разрешаться в устойчивые интервалы по принципу тяготения:
Ув. 4 звуки расходятся в противоположные стороны в м. 6 (б. 6 в гарм. ладах),
ум. 5 звуки движутся навстречу в б. 3 (м. 3 в гарм. ладах)
Характерные интервалы относятся к хроматическому виду, т.к. строятся только в гармоническом ладу. К характерным интервалам относятся ув.2 и ум.7, а также ув.5 и ум.4. В образовании этих интервалов участвуют всего три ступени – VI,VII и III. Нужно помнить, что в каждом интервале должна присутствовать гармоническая ступень, в мажоре VI пониженная, в миноре VII повышенная.
Таблица характерных интервалов: moll гар.
Ув. 2 VI Ум.7 VII # |
Ув. 5 III Ум. 4 VII # |
dur - гар.
Ув. 2 VI пон. Ум.7 VII |
Ув. 5 VI пон Ум. 4 III |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-166096-1508946164.jpg)
Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-331939-1383288642.jpg)
Аналитическая справка по сольфеджио об итоговой аттетстации
Разработка формы аналитической справки об итоговой аттетсации по сольфеджио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389438-1390490954.png)
Положение О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации и государственной ( итоговой) аттестации в 9 классах в традиционной форме
Положение О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации и государственной ( итоговой)...
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-462651-1444416370.jpg)
Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников: ознакомление с правовой базой государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена, изменения в контрольно-измерительных материалах, формирование универсальных учебных действи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образованияКрасноперекопский районРеспублика Крым...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-836052-1477235842.jpg)
Методическая разработка Итоговая аттестация по музыкальной дисциплине "СОЛЬФЕДЖИО"
Данная методическая разработка предназначена для проведения итоговой или промежуточной аттестации по дисциплине Сольфеджио, расчитана на базовый уровень освоения программы со сроком обучения 5 лет....