методическая разработка занятия "Уж верба вся душистая"
методическая разработка на тему

в данном познавательном занятие-игре задается образовательная ситуация, когда ребенок включается в реальный культурный процесс и в его имитацию. Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребенок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. таким образом происходит личностное усвоение норм и способов культурной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon verbnoe_voskresene.doc517 КБ
Office presentation icon verbnoe_voskresene.ppt689.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Методическая разработка

познавательного занятия - игры:

«Уж верба вся душистая»

                                                                               Пономарева Елена Юлдашевна,

                                                                             педагог детского объединения

                                                                            «Карусель» МОБУ ДОД ЦВР

п. Магдагачи

2012г.

Аннотация

        Восстановить и хранить традиции своего народа может сам ребёнок, самое главное  направить, заинтересовать и увлечь ребенка.

        В данном познавательном занятие - игре задаётся образовательная ситуация, когда ребёнок включается в реальный культурный процесс и в его игровую имитацию.  И тем самым обеспечитвается эмоциональное проживание и осознанное видение происходящего действа.

Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребёнок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. Таким образом, происходит личностное усвоение норм и способов культурной деятельности.

 

 

Цели:

- Расширение представлений у детей о православной культуре.

- Развитие эмоционально- чувственной сферы у детей.

- Воспитание духовно-нравственных качеств ребенка

Задачи:

1.Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о дереве верба.
2.Учить детей  передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
3.Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе материала.
4.Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками.

Возраст детей:

Учащиеся 1 класса, в возрасте 6-7 лет – обучающиеся в творческой мастерской «Карусель»

Словарная работа:

         Ввести в активный словарь детей:

- существительные: ветка, верба, «барашки»; Христиане, христианство, предания, православие, церковь, икона, Бог, обряд, губерния.

- прилагательные: красивый, пушистый, мягкий, серый, белый.

Предшествующая работа:

 рассматривание веточек вербы, рисование веток деревьев,  аппликации.

Оборудование:

слайдовая презентация к занятию,

подбор литературы,

ветки вербы,

кисточки для клея,

клей,

вата,

цветной картон,

цветная бумага.

Ход занятия:

(слайд 1)


        Проходите, детки милые да рассаживайтесь поудобнее.

        Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу.

(слайд 2)

У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветёт,
Праздник Пасхи к нам зовёт.

(Верба)

                               


        Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно серёжки. Распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.

        А знаете ли вы стихотворения о вербе?

(слайд 3)

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

                       

(слайд 4)


Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!

                            

         Какой православный праздник мы будем отмечать в воскресенье? (Вербное воскресенье).

                                       

(слайд 5)

        Вербное воскресенье отмечается как великий праздник за 6 дней до Великой Пасхи. На входе в город Иерусалим люди приветствовали Иисуса Христа, в знак любви, ветками пальм. В Древней Руси им нашли замену в виде вербы.

Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны. Именно с ветвями вербы и зажжёнными свечами православные люди вспоминают торжественный Вход Христа на страдания.

        В последнее   воскресенье   перед   Пасхой в России всегда было принято освящать веточки вербы. Отсюда и название у православных христиан этого праздника – Вербное Воскресение.

         Еще вербу называли деревом Господнем. В народе считалось,  что  освященная  верба  очищает  и  отгоняет  нечистую силу, наделяет людей здоровьем. Веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год.

На Руси еще с древних времен образовалась масса обрядов, связанных именно с вербой.

В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине.

В костромских селениях пекли «барашки»- печенье в форме вербных почек.

Ветками вербы, принесенной из церкви, хлестали друг друга и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба хлест бьет до слез.

Верба синяя бьет не сильно,

Верба красная бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело

Верба хлест бьет до слез

        А маленьких деток касались веточками вербы да приговаривали: «Как вербочка растёт, так и ты расти».

Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы – от града и болезней.

        «Хворь в лес, а здоровье – в кости», - так лечили бабушки дедушек. И, казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому, по хозяйству.

(слайд 6, 7, 8, 9)

        Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

(Слайд 10)

- Какого цвета барашки?

 (Серые, белые).
- Какой они формы?

 (Овальные, круглые).
- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще?

 (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).
- Как расположены барашки?

(Поочерёдно).
- Какие ветки вербы?

 (Прямые, ровные, не разветвляются).
- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка?

 (Длинная).
- А эта, какая?

 (Короткая).
        К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (нарисовать или сделать аппликацию).
        Хорошо, давайте сделаем аппликацию на цветном картоне, используя цветную бумагу, клей, ножницы и вату. Эти ветки вербы останутся с нами надолго, и будут радовать нас.

Физкультурная минутка

 А теперь  давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки.

(Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки.

 (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём,

(Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем

(Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём.

 (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

(слайд 11)

Этапы работы:

1. Отрезать от коричневой бумаги три веточки, произвольно, без линейки.

2. Приклеить их к основе, так что бы они были разные по высоте (букетик).        

3. На веточки приклеить овальчики из желтой бумаги (основа для почек).

4. Сформировать из ваты небольшие "лепешки", под размер овальчиков.

5. Намазать овальчики клеем. Приклеить вату.

6. Вырезать несколько маленьких полукругов из коричневой бумаги, для формирования "ножки" у вербной почки.

7. Приклеить их на почки, прикрыв немного вату.

                                     

(слайд 12)

        Издавна верба считалась целебным растением. По верованию крестьян считалось, что если съесть десяток вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой. В Вербное воскресенье устраивали на больших площадях вербные базары с играми и аттракционами. И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».

         Поиграем и мы с вами в эту игру. Согласны?

Игра «Верба-вербочка»

         Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка, и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо не вьет.

Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня, - скажет, - милый мой».

        Молодцы! Теперь – то мы с вами знаем, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем» и как его отмечали  на Руси. И кроме этого приготовили такие замечательные подарки – аппликации для родных.

         

Литература
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей./ М. Просвещение 2003год
2.Русское народное творчество и обрядовые праздники /сост. Куприна Л.С. и др. Владимир 1995год
3.Урадовских Г. Руки учат говорить.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Уж верба вся душистая»

Слайд 2

У нее цветочки – Пушистые комочки. По весне она цветёт, Праздник пасхи к нам зовёт.

Слайд 3

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом. Опять весна душистая Повеяла крылом.

Слайд 4

Сиянье, плеск и щебет во дворе… А верба вся в пушистом серебре: Вот-вот сорвутся да и улетят Комочки этих сереньких утят. Притронешься, погладишь – как нежны Доверчивые первенцы весны!

Слайд 14

Отрезать от коричневой бумаги три веточки, произвольно, без линейки. 2. Приклеить их к основе, так что бы они были разные по высоте (букетик). 3. На веточки приклеить овальчики из желтой бумаги (основа для почек). 4. Сформировать из ваты небольшие "лепешки", под размер овальчиков. 5. Намазать овальчики клеем. Приклеить вату. 6. Вырезать несколько маленьких полукругов из коричневой бумаги, для формирования "ножки" у вербной почки. 7. Приклеить их на несколько почек, прикрыв немного вату. ЭТАПЫ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...