Тематическое планирование по курсу дополнительного образования "Волшебные узоры".
календарно-тематическое планирование по теме

Самойлова Ольга Николаевна

Предлагаемый курс «Волшебные узоры» знакомит дошкольников с древнейшим видом народного искусства – орнамента в различных техниках вышивания. Данное направление не входит в содержание работы по изобразительной деятельности в детском саду и школе. При этом оно позволяет в комплексе решать задачи эстетического, трудового воспитания, коррекционной деятельности,  культурологической области знаний. Количество лет обучения – 2 года. Количество учебных часов в год  –66 (132 в 2 года). Возраст детей: с 5 до 6 лет; с 6 до 7 лет. апробация осуществлялась в специальном коррекционном учреждении для детей с проблемами в развитии (зрительными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiyskaya_federaciya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время всё более значимой в процессе формирования личности ребёнка становится эстетическая направленность воспитания. Существует множество методик развития творческих способностей детей средствами музыки, изобразительной деятельности. И несомненным их достоинством является не только развитие у ребёнка  эстетического восприятия мира, но и  практической реализации своего потенциала.

Работа по реализации данного курса направлена на:

  1. знакомство с народным видом искусства – вышиванием;
  2. формирование навыков обращения с изобразительным материалом: развитие мелкой моторики, практическое овладение техническими приемами работы;
  3. развитие творческого мировосприятия;
  4. обогащение словарного запаса ребенка художественными терминами;
  5. развитие  сенсорной сферы: восприятие  цвета  и  формы, тактильной чувствительности;
  6. повышение мотивации к трудовой деятельности, развитие умения планировать и организовывать свою деятельность, добиваться результата.
  7.  формирование умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Тематическое планирование разделено на 2 блока  по 66 академических часов (1 год–дети 5-6 лет, 2 год– от 6 лет). Занятия проводятся группой из 5-6 человек в лекторно-практической форме. Длительность занятий 25-30 минут с периодичностью 2 раза в неделю.

В течение первого учебного года у детей должны сформироваться:

  1. представления об орнаменте как виде искусства, видах орнамента, материалов и инструментах для вышивания;
  2. умение понимать и использовать в речи специальные термины (канва, пяльцы, простой крест, итальянский крест, болгарский крест, вензель, пейзаж, обмётка, пико, бахрома, кисть, помпон);
  3. умение выполнять различные виды декоративного шва «крест»;
  4. представление о различных видах обработки края изделия;
  5. умение выполнять композиции крестом, используя до 7 цветов.

В течение второго учебного года у детей должны сформироваться:

  1. умение понимать и использовать в речи специальные термины (русская гладь, счётная гладь, восточная гладь в прикреп, гладь с простым прикрепом, мозаичная гладь в прикреп, плетёная гладь в прикреп, полтавская гладь, владимирская гладь, белая гладь, стяги, александровская гладь, гладь с вливанием тонов);
  2. умение выполнять различные виды декоративного шва гладью;
  3. умение выполнять различные виды обработки края готового изделия;
  4. умение выполнять композиции гладью, используя до 10 цветов.

Проверка результатов реализации задач курса осуществляется после изучения каждой темы в процессе анализа творческих работ детей, а также дважды в год на открытых мероприятиях (открытое занятие, презентация) и выставках.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. открытые занятия;
  2. выставка «Чудо-крестики», «Музей орнамента», «Картинная галерея»;
  3. презентация творческих работ «Куклы-модницы».

Тематическое планирование.

2 года обучения.

Первый год обучения.

№ блока

Темы блоков

№ занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Количество часов

1

Искусство орнамента

1

Из истории орнамента Виды орнамента.

Отбор экспонатов в «Музей орнамента»

Аппликации плоскостные и объёмные (орнамент из цветных нитей).

2 ч.

2

3

Орнамент в вышивке.

Составление коллажей из заготовок  орнаментов.

1 ч.

2

Шкатулка вышиваль-щицы

4

Материалы (ткань, нитки).

«Помоги Марье-искуснице» (отбор ниток и ткани для  вышивания ).

1 ч.

5

Инструменты (пяльцы, иглы, ножницы, напёрсток).

«Помоги Марье-искуснице» (заправление  ткани в пяльцы, вдевание нитки в иглу из набора для  детского творчества (пластмассовая с закруглённым концом), работа с канвой).

1 ч.

6

Схемы.

Перенесение схем на рабочую поверхность.

1 ч.

3

Крестики не нолики!

7

8

9

Простой крест.

Обучение выполнению простого креста.

Выполнение простого одноцветного рисунка.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

3 ч.

10

11

12


Болгарский крест.

Обучение выполнению болгарского креста.

Выполнение простого одноцветного рисунка.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

3 ч.

13

14

15



Итальянский крест.

Обучение выполнению итальянского креста.

Выполнение простого одноцветного рисунка.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

3 ч.

16

17

18

19

Вышивка крестом. Геометрические орнаменты.

Выполнение двуцветного геометрического узора на «деталях одежды».

4 ч.

20

21

22

23

Вышивка крестом. Растительные орнаменты.

Выполнение трёхцветного орнамента на «салфетке».

4 ч.

24

25

Вышивка крестом. Вензеля (каллиграфический орнамент).

Выполнение трёхцветного вензеля на основе квадратной формы.

2 ч.

26

27

28

29

30

Вышивка крестом. Детский орнамент.

Выполнение картинки с использованием 4-5 цветов.


Выставка работ «Музей орнамента».

5 ч.

31

32

33

34

35

Вышивка крестом. Предметный орнамент.

Выполнение картинки с использованием 5-6 цветов.

5 ч.

36

37

38

39

40

41

Вышивка крестом. Пейзажный  орнамент.

Выполнение картинки с использованием 6-7 цветов.

6 ч.

42

43

44

45

46

47

Вышивка крестом. Изображения животных (анималистический орнамент).

Выполнение картинки с использованием 6-7 цветов.

6 ч.

4

Не видно конца и края! (оформление края вышитых изделий).

48

49

50

Обмётка

Оформление края готовых работ.

3 ч.

51

52

53

54

Пико.

Оформление края готовых работ.

4 ч.

55

56

57

58

59

Бахрома

Оформление края готовых работ.

5 ч.

5

Полёт фантазии.

60

61

62

63

64

65

66

Итоговые занятия.

Самостоятельная работа детей.

Подготовка работ к выставке «Чудо-крестики».

7 ч.

Второй год обучения.

№ блока

Темы блоков

№ занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Количество часов

1

Полёт фантазии.

1

2

3

Выполнение композиций крестом по выбору детей.

Выставка работ «Картинная галерея.

3 ч.

2

«А я ткала-вышивала дивной гладью покрывало».

4

5

Русская гладь.

Обучение выполнению стежков русской глади.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

2 ч.

6

7

Счётная гладь.

Обучение выполнению стежков счётной глади.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

2 ч.

8

9

Восточная гладь в прикреп.

Обучение выполнению стежков восточной глади в прикреп.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

2 ч.

10

11

12

Плетёная гладь в прикреп.

Обучение выполнению стежков плетёной глади в прикреп.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

3 ч.

13

14

15

Мозаичная гладь в прикреп.

Обучение выполнению стежков мозаичной глади в прикреп.

Выполнение простого двуцветного рисунка.

3 ч.

16

17

18


Гладь с простым прикрепом.

Обучение выполнению стежков гладью с простым прикрепом.

Выполнение простого трёхцветного рисунка.

3 ч.

19

20

21

Закрепление материала

Выполнение узоров различными видами глади.

Открытое занятие.

3 ч.

22

23

Полтавская гладь.

Обучение выполнению стежков полтавской гладью. Выполнение трёхцветного орнамента на «салфетке».

2 ч.

24

25

26

27

28

Владимирская гладь.

Обучение выполнению стежков владимирской гладью.

Выполнение узоров владимирской гладью.

5 ч.

29

30

31

32

33

34

Белая гладь.

Обучение выполнению стежков белой гладью.

Выполнение узоров белой гладью на «салфетках».

6 ч.

35

36

37

38

39

Александровская гладь.

Обучение выполнению стежков александровской гладью.

Выполнение узоров александровской гладью.

5 ч.

40

41

42

43

44

45

Гладь с вливанием тонов

Обучение выполнению стежков гладью с вливанием тонов.

Выполнение узоров с использованием 3-4 цветов.

6 ч.

46

47

48

49

Закрепление материала

Выполнение узоров различными видами глади.

4 ч.

3

Кукольное ателье.

50

51

52

Вышиваем платочки

Выполнение узоров различными видами глади.

3 ч.

53

54

55

Вышиваем рукава рубашки

Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом.

3 ч.

56

57

58

59

60

Вышиваем платье

Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом.

5 ч.

61

62

63

Вышиваем узор на фартуке

Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом.

3 ч.

64

65

66

Вышиваем узоры на головных уборах.

Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом.

Презентация творческих работ «Куклы-модницы».

3 ч.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов:

  1. Введение в тему. Дети знакомятся с темой занятия, мотивируются на дальнейшую деятельность.
  2. Теоретический блок. Даются теоретические основы по изучаемой теме, повторяется  пройденный материал.
  3. Практический блок. Дети закрепляют полученные знания в практической деятельности.
  1. Заключение. Подведение итогов практической и теоретической части.

Для реализации программы требуется:

  1. набор иллюстрированного материала по темам: «Виды орнамента», «Вышивка крестом», «Вышивка гладью»;
  2. схемы выполнения стежков различных видов вышивки;
  3. схемы для вышивания крестом, гладью;
  4. пластиковые иглы из набора для детского творчества, картон различной плоскости, нити различных цветов (серии «Ирис», «Пион»).

Описание тем.

Первый год обучения.

Первый блок (занятия №1-№5). В теоретической части дети знакомятся с искусством орнамента в целом и видами вышивания в частности. Практическая часть представляет собой имитацию вышитых работ путём аппликации.

Второй блок (занятия №6-8). Дети получают представления о материалах и инструментах вышивальщиц, учатся практически работать с ними.

Третий блок (занятия №9-49).  Дети знакомятся с различными видами вышивки крестом, учатся выполнять композиции с помощью изучаемой техники. Материал даётся последовательно с усложнением. Материал каждого этапа закрепляется   в практической деятельности.

Четвёртый блок (занятия №50-61). Дети учатся выполнять обработку края готового изделия различными способами.

Пятый блок (занятия №62-66). Детям предоставляется возможность закрепить свои знания в практической деятельности и подготовить свои работы к выставке «Чудо-крестики» для родителей, воспитанников и сотрудников учреждения.        

Второй год обучения.

Первый блок (занятия №1-№3). Целью этого блока занятий является уточнение и закрепления программного материала первого года обучения. 

Второй блок (занятия №4-49). Дети знакомятся с различными техниками вышивания гладью, учатся выполнять композиции различными видами глади. Отрабатывается специальная лексика (учатся понимать и использовать термины).

Третий блок (занятия №50-66).  Детям предоставляется возможность закрепить свои знания в практической деятельности и подготовить свои работы к выставке презентации «Куклы-модницы» для родителей, воспитанников и сотрудников учреждения.        

Литература:

  1. Ермакова С.О. «Вышиваем крестом. Большая энциклопедия орнаментов». М. ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
  2. Хворостухина С.А. «Вышиваем гладью. Шторы, скатерти, салфетки». М. ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
  3. Боэренс П. «Вышивка крестиком». М. ЭКСМО – Пресс 2000 г.
  4. «Чудесные мгновения. Ручная вышивка». (под. Ред. Шуршикова Е.). М. ЗАО «Агенство Дистрибьютер Прессы». 2004-2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Развивающая задача -...

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «С АНГЛИЙСКИМ ВОКРУГ СВЕТА» (англоязычная литература) для учащихся 9 класса

Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся; развитие навыка аналитического чтения; формирование навыка перевода; умение записывать лекции на английск...

ПРОГРАММА И УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ХИМИК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Создание  кружка «Юный химик» для учеников 4-7 классов было вызвано рядом причин. 11-12 лет- это возраст наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных по...

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по курсу "Химия: дополнительные главы"

Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ, природного и антропоге...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...