Конспект открытого занятия по ИЗО
план-конспект урока по теме

 Устинова Ирина Раверовна

Тема занятия: Введение в образовательную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_m.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

                               Конспект открытого занятия

                  Устиновой И.Р. педагога дополнительного образования

                 МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г.Сусумана

                         Тема: Введение в образовательную программу»

Цель занятия: Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству. Познакомить детей с видом изобразительной деятельности-рисованием акварельными красками. Определить задатки каждого учащегося к занятиям изобразительного искусства.

                                                  Задачи:

Обучающие: научить детей рисовать акварельными красками цветок  используя технику «чистой кисти» и способ размывания.

Развивающие: развитие начальных творческих способностей, самостоятельности, способности решать творческие задачи.

Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, желание достигнуть результат.

Оборудование и материалы: альбомные листы, краски акварельные, кисти, мультимедиа оборудование.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Возраст детей-8-9 лет.

                                        План занятия.

1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2.Теоретическая часть. Рассказ педагога о путешествии в страну Рисовалию. История возникновения акварели. Знакомство в игровой форме.

3. Практическая часть. Рисование цветка. Физкультминутка.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов занятия.

                                       Ход занятия

1.Организационный момент. Слайд с названием темы занятия « Цветы для страны Рисовалии».

2.Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я-добрая волшебница Палитрия. Я прилетела к вам из страны Рисовалии, где живут юные художники. Я очень хочу рассказать вам о своей стране. Там происходят самые настоящие чудеса, потому что именно в ней живут мои самые лучшие друзья-Краски. Сегодня нас ждет много-много удивительного и познавательного. Я так хочу увидеть способности каждого из вас к изобразительному искусству.Я познакомлю вас своим любимым видом изобразительного творчества- рисованием акварельными красками, научу вас рисовать с помощью чистой кисточки. Но мне для этого нужны помощники. Вы согласны быть ими?

Дети:-Да!

Педагог: Тогда сначала нам с вами нужно познакомиться. Давайте поиграем. Я вам буду говорить слова, а вы дружно отвечайте. Если согласны, то поднимайте руку и отвечайте: «Это я, это я!», а если не согласны, то топайте ногами!

Спросим мы сейчас у всех

Кто здесь любит шутки, смех?

Кто не любит рисовать?

Кто готов весь день проспать?

Кто из вас не любит скуки?

Кто здесь мастер на все руки?

Кто из вас своим трудом

Украшает школу, дом?

Отвечайте хором вмиг:

Кто здесь главный баловник?

Я так много о вас узнала! Это хорошо, что у меня нашлись такие трудолюбивые и способные помощники.

 Кто из вас рисовал когда-нибудь акварелью? (Ответы детей) Как вы думаете, ребята, чем акварельная краска отличается от гуашевой? Демонстрация гуашевой и акварельной краски.  Гуашевая краска более насыщенная и её можно наносить слоями, а у акварели насыщенность цвета зависит от количества воды. Но у этих двух красок есть одно общее свойство-они обе разводятся в воде. Слово «акварель» в переводе с французского означает «водянистая». Эту краску создали в Китае после изобретения бумаги во 2 веке нашей эры. До этого в Европе была популярна роспись по сырой штукатурке. Акварельные краски при растворении в воде образуют тоненькую прозрачную массу и поэтому создается эффект воздушности, легкости. Посмотрите, какие картины созданы с использованием акварельной краски. А это работы юных художников из моей волшебной страны. (показ слайдов). А это работы профессиональных художников. (показ слайдов).

3.Педагог: А теперь мы будем творить. А вы знаете, что в природе существует только три основных цвета. Как вы думаете, какие? (Ответы детей). Да, красный, желтый и синий, потому что смешивая их, можно получить все другие цвета. (Показ слайдов) Я чуть не забыла, мои маленькие художники готовятся к празднику Цветов, но цветов нарисовать нужно очень много, а времени у них осталось мало и поэтому они попросили вас о помощи. Ну что, поможем им? (Дети отвечают).

Возьмите лист и простой карандаш (Педагог рисует с учениками на ватмоне) и нарисуйте кружок посередине листа, ничего страшного, если круг получится неровным. А теперь нарисуем лепестки. Молодцы! Вот у нас готов контур цветка. Возьмем кисточку, покажите, как нужно держать её правильно. Да, также как и карандаш. Набирать краску нужно круговыми движениями кончиком кисти. А теперь возьмем акварельные краски и кисть. Сначала раскрасим по кругу середину цветка, возьмем желтую краску и по краю начинаем раскрашивать, только не раскрашиваем середину, молодцы! А теперь вымоем чисто кисть и убирая чистой кистью краску, вот так, круговыми движениями, доходим до середины. Посмотрите, создается впечатление, что середина цветка выпуклая.

Физкультминутка.

Дирижер взмахнул руками,     Врач вздохнул и наклонился,

  Головою покачал.        Завязал свои шнурки.

А певец пожал плечами,        А художник покружился

На носочки быстро встал        И нарисовал кружки.

А теперь, возьмите любой понравившийся вам цвет краски и начинаем раскрашивать лепестки, раскрашиваем каждый лепесток полностью, а потом опять моем хорошо кисточку, стряхиваем слегка воду, если не получается, то вытираем не сильно салфеткой и размываем чистой кистью середину. Смотрите, у нас лепестки, как и серединка, тоже смотрятся выпуклыми. Пока дети рисуют, педагог снимает первый ватман на доске, показывает на готовый под ним рисунок цветка. –Рели-акварели-ОП! Молодцы! Вот какие красивые цветы у нас получились, то-то мои художники обрадуются. Спасибо вам, мои замечательные помощники!

Рефлексия. Ребята, какими красками мы сегодня с вами рисовали?

                     Почему три цвета: желтый, красный и синий являются основными?

                     Кому из вас сегодня было интересно?

                     А кто из вас скучал?

                     Вы хотели бы заниматься этим видом творчества?

 У каждого из вас на парте лежит белый цветок. Раскрасьте его цветом вашего настроения. Пока дети раскрашивают цветы, педагог раскладывает на полу по кругу листья в виде венка.

Педагог: Цветут ромашки на лугу.

                 В траве краснеет мак.

                 Из них венок сплести могу,

                 Вот так, вот так, вот так!

Педагог раскладывает рисунки детей на листочки. –Вот какой красивый венок из цветов получился. Спасибо вам за помощь, я обязательно отвезу ваши прекрасные цветы в мою страну и они украсят наш Праздник цветов. До свидания!

Утверждено на педсовете

«___» __________ 20__ г.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Сусуманского района

П Р О Г Р А М М А

Кружка «Юный художник»

Педагог   дополнительного  образования

Устинова Ирина Раверовна

г. Сусуман

2011 г.

Пояснительная записка

        Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.

        Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственности и эстетического воспитания детей.

        Основная задача кружка «Юный художник» - развить детские представления, путем наблюдений, и на их основе строить обучение, последовательно, ведя детей к овладению основами изображения. Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Формы художественной деятельности:

рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;

рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;

декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;

индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа;

изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

 Методы:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

 - Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

 - Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;

 - В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

 - Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

 - Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

 - Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

 Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

 Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

 Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

         Режим занятий

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй и т ретий год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 6 часов, 216 часов в год, из которых 2 часа отводится на индивидуальные занятия для одаренных детей или для устранения пробелов в знаниях и умениях у отстающих ребят.

        Программа кружка «Юный художник» рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 8-14 лет.

Ведущие  темы  программы

1. Рисование с натуры – способствует художественному освоению реального мира. Учит анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

2. Работа по наблюдению и по памяти – формирует мировоззрение детей, зрительную память, помогает увидеть значительное в обычном, выделить характерное.

3. Тематическая композиция – умение удержать в памяти и передать особое впечатление, дать яркую характеристику объекту, персонажу, событию; поиск изобразительных форм, изобразительных форм и выразительных средств.

Основные цели

Целевые установки направлены на развитие ребенка в целом, а также развитие определенных способностей: воспитывать интерес к искусству, расширять представление об окружающем мире, развитие определенных способностей у ребенка, а так же на его развитие в целом: развитие в ребенке индивидуальности, формирование творческих и нравственных идеалов,

формирование практических навыков художественной деятельности.

Содержание занятий:

-  рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (в профиль);

- передача в рисунках формы, очертаний, цвета изображаемых предметов доступными детям средствами;

-   выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Задачи, которые необходимо решить для достижения

поставленных целей

  1. учить умению передавать смысловую связь между предметами;
  2. учить учащихся передавать свое отношение к сюжету художественно-выразительными средствами;
  3. развить творческое воображение учащихся , цветовое восприятие, чувство ритма;
  4. проявить интерес к декоративно-прикладному искусству;
  5. воспитать уважение к народному искусству;
  6. учить простейшим приемам и навыкам лепки;
  7. развивать зрительную память, глазомер;
  8. воспитать у детей представление о прекрасном, как о совершенстве, гармоничности, целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности.

Прогнозируемые результаты

В результате занятий учащимся должны быть привиты следующие навыки:

1. Умение пользоваться рисовальными материалами и принадлежностями.

2. Правильно сидеть за столом; держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

        3.  Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

        4.  Правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать нужную поверхность, выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира.

        5.  Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений.

        6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия, пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, соленое тесто) и аппликации.

Педагогические принципы работы

Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме. Развитие творческих способностей происходит в процессе игры. Развивать активность детей, воображение, фантазию.

Список оборудования и материалов,

необходимых для занятий по предмету:

  1. Простые карандаши
  2. Цветные карандаши
  3. Резинка (ластик)
  4. Бумага (ватман)
  5. Краски (акварель, гуашь)
  6. Кисти (мягкие)
  7. Мольберт (станковый)
  8. Фломастеры
  9. Ножницы
  10. Клей
  11. Пластилин

 Тематический план

(1 год обучения)

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

-

2

2.

 Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

8

30

38

3.

 Рисование на темы и иллюстрирование

(композиция)

6

30

36

4.

Декоративно-прикладное творчество

(лепка)

8

36

44

5.

Оформительская деятельность

4

10

14

6.

Культурно-досуговая  деятельность

10

-

10

ИТОГО

38

106

144

Содержание  тем

(1-й год обучения)

           1. Введение (2 часа)

        Задачи:

        - познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

        - вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством;

        - воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов изобразительного и декоративно- прикладного творчества.

        Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на первом году обучения на углубленном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Выставка работ учащихся прошлых лет обучения. Демонстрация произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

        2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (38 часов)

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым учащегося к дальнейшей учебной работе. Целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности учащегося анализировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Рисуя с натуры, учащийся внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные способности, понять структуру предмета.

При рисовании с натуры понятие о предмете становится все более ясным, так как находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Например, учащийся, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно - ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому такие занятия строятся по двум направлениям – изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки».

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: «Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы».

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти.

В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления. Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека

Рисование с натуры предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками.

Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.  

        Задачи:

        - развивать и совершенствовать умение видеть и передавать в рисунках с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, светотеневых отношений изображаемых объектов и их композицию в листе бумаги;

        - развивать умение передавать в рисунках гармонию цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета;

        - воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым объектам;

        - воспитывать уважение к труду, бережное отношение ко всему, что создается трудом человека.

        На занятии учащиеся слушают литературные и музыкальные произведения для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования нравственно-эстетических убеждений.

        Цель: углублять знания о видах изобразительного искусства.

        Содержание занятий раздела углубленного уровня первого года обучения предполагает рисование с натуры отдельных предметов действительности и в группе (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм. Предусмотрено рисование фигуры человека, животных, птиц.

        Примерные задания (карандаш, акварель):

        - рисование с натуры, по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности деревьев, городских и сельских построек, машин, животных и т.п.

        Упражнения:

        - выполнение кистью одноцветной акварелью силуэтных изображений деревьев разных пород (тополь, дуб, ель, сосна, береза);

        - подбор акварельными или гуашевыми красками парных цветовых контрастов (малиново-красный и зелено-голубой, желто-зеленый и красновато-фиолетовый и т.д.);

        - достижение одноцветного цветового контраста, определение зависимости восптиятия цвета от его окружения (опыты с квадратиками красного, желтого, голубого и других цветов, накладываемыми на плоскость листа тонированной бумаги – желтой, фиолетовой, серой и т.д.);

        - составление цветовых оттенков, соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, дальнему лесу и т.п. (эмоциональная выраженность цвета);

        - работа как всем ворсом так и концом кисти по сухой и влажной поверхности бумаги;

        - составление холодных и теплых оттенков, нахождение на палитре наиболее красочного сочетания цветов;

        - по представленному образцу назвать и составить на листе бумаги акварельными или гуашевыми красками аналогичные цвета;

        Рекомендуются беседы с учащимися на следующие темы:

        - «Изображение транспорта в произведениях художников»;

        - «Хлеб – наше народное достояние».

3. Рисование на темы и иллюстрирование (композиция) (36 часов)

На занятиях педагог знакомит учащихся с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами, художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений.

Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются – начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед педагог показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на занятиях педагог показывает репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзажа и т.д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании.

Мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся.

Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последовательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования определяется кругом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каждому учащемуся. Объем и содержание определяются учебным планом и программой.

Учебная программа содержит в систематизированном виде перечень всех тем заданий и постановок, которые составляют содержание рисования: весь учебный материал распределяется по годам обучения на основе учета возрастных особенностей учащихся. Определяя объем знаний, умений и навыков по рисованию, программа дает педагогу указания о последовательности изучения и планирования материала. Новые задания вводятся по мере овладения необходимыми для их сознательного выполнения знаниями и навыками.

В учебной программе имеется пояснительная записка, в которой сжато и ясно излагаются цели и задачи преподавания, указываются основания для предлагаемого содержания знаний и дается общее методическое направление работы.

Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные программой цели и задачи, необходимо, прежде всего, хорошо усвоить методику работы с учащимися, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Только при наличии правильного методического руководства, учащимися рисование приобретает нужное образовательное и воспитательное значение.

        Задачи:

        - совершенствовать и закреплять умения грамотно передавать пропорции, конструктивное построение, объем, пространственное положение, освещенность, цвет предметов, дальнейшее изучение законов композиции;

        - формирование умения добиваться выразительности рисунка (образные характеристики персонажей, смысловой взаимосвязи персонажей с другими элементами рисунка, оригинальной композиции, контрастов светотени и цвета);

        - поощрять самостоятельность учащихся в выборе тем и техники исполнения;

        - дальнейшее развитие у учащихся воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования;

        - воспитывать патриотические, трудовые, нравственные и эстетические качества личности учащихся.

Содержание занятий раздела предусматривает рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на тему современной жизни на основе наблюдений и по воображению, иллюстрирование произведений устного народного творчества, русских- народных сказок, загадок, былин, иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм. Учащиеся продолжают знакомство с книжной графикой – одним из видов декоративного искусства. Они должны развивать умение узнавать творческий стиль ведущих художников-иллюстраторов, знать средства художественной выразительности, которые эти художники используют в своей работе.

Примерные задания:

- рисование на темы: «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Прилет птиц», «Пейзаж с озером», «Большие и маленькие».

- русские народные сказки, сказки: «Царевна-лягушка», «Иван-Царевич и Серый волк», «Никита Кожемяка»;

- былины – «Добрыня и Змей», «Три богатыря», «Вольга и Микула».

Примерные темы бесед:

- «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства».

4. Декоративно-прикладное творчество (лепка) (44 часов)

Задачи:

- дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира;

- развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобразительные элементы декоративного обобщения;

- дальнейшее совершенствование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства;

- воспитывать уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, к традициям своего народа;

- учить верно передавать позу, общую форму и характер (повадки) одного животного или группы животных;

- развивать и углублять навыки работы по памяти и воображению;

- углублять знания и навыки учащихся в лепке рельефа.

        Содержание занятий по декоративно-прикладному творчеству предполагает дальнейшее знакомство  с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции.

        В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.

        Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях которые выполняются по ним.

        Содержание занятий первого года обучения предусматривает сочетание лепки на тему с лепкой с натуры.

        Выполняется лепка сюжетных композиций на темы окружающей жизни (школа, семья, спорт, труд, отдых) и литературных произведений.

        Цель: закреплять и систематизировать сведения и знания учащихся о скульптуре как виде изобразительного искусства.

        Примерные задания:

        - выполнение эскиза и роспись бытового изделия – фигурные, «волшебные» сосуды: сосуд-зверь, сосуд-птица, «волшебные» фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной сказочной мебели;

        - выполнение декоративного украшения русской народной прялки;

        - лепка декоративно-прикладных изделий;

        - лепка на сюжеты литературных произведений;

        - лепка тематических композиций на свободную тему.

        Примерные темы бесед:

        - «Детеныши животных в произведениях скульпторов-анималистов».

        5. Оформительская деятельность (10 час)

        Задачи:

        - стимулировать активность, самостоятельность, инициативу учащихся в придумывании содержания и способов изображения;

        - развивать умения и навыки в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды;

        - учить выполнению шрифтов в декоративно-оформительских работах.

        В содержание раздела входит подготовка к выставкам по итогам обучения.

        Примерные задания:

        - оформление стенгазеты;

        - оформление плаката;

        - праздничное оформление учебного кабинета;

        - оформление художественной выставки;

        - конструирование театральной маски (пластилин, бумага, роспись изделия).

        6. Культурно-досуговая деятельность (20 часов)

        Задачи:

        - развивать творческие способности учащихся,

        - развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

        - воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки;

        - осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей;

- знакомить с творчеством русских и зарубежных художников;

- экскурсия на природу, в город;

-воспитывать патриота, гражданина, творца, труженика-профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни.

        Содержание: работа с детским коллективом, родителями.

Знания и умения учащихся

К  концу первого года обучения  учащиеся должны знать:

        - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

        - первоначальные сведение о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

        - особенности симметричной и асимметричной композиции;

        - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

        - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

        - рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов: доступными графическими или живописными средствами;

        - сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправить замеченные ошибки;

        - самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

        


                                                    Тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

-

2

2.

 Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

8

48

56

3.

 Рисование на темы и иллюстрирование

(композиция)

8

48

56

4.

Декоративно-прикладное творчество

(лепка)

12

46

58

5.

Оформительская деятельность

4

30

34

6.

Культурно-досуговая  деятельность

10

-

10

ИТОГО

44

172

216

                                             

                                                Содержание тем

(2-й год обучения)

        1. Введение (2 часа)

        Задачи:

        - познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

        - вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством;

        - воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

        Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на втором году обучения на углубленном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Выставка работ учащихся прошлых лет обучения. Демонстрация произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

        2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (56 часа)

        Задачи:

        - закреплять умение анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

        - развивать и совершенствовать умение видеть и передавать в рисунках с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, светотеневых отношений изображаемых объектов и их композицию в листе бумаги;

        - развивать умение передавать в рисунках гармонию цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета;

        - развивать умение передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

        - способствовать дальнейшему развитию графических навыков;

        - воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым объектам;

        - воспитывать уважение к труду, бережное отношение ко всему, что создается трудом человека.

Вводное занятие.

Беседа на тему «Портреты выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников».

В беседе педагог обращает внимание учащихся на то, что все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывает о человеке – передают его характер, внутренний мир, настроение, психологию, мировоззрение, общественное положение. Раскрытие различной смысловой нагрузки портрета.

Цель: развивать интерес и любовь учащихся к творчеству русских художников; развивать композиционное мышление, художественный вкус.

Содержание занятий раздела углубленного уровня второго года обучения предполагает рисование отдельных предметов быта, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Предусмотрено рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, животных, птиц.

Примерные задания (карандаш, акварель):

  1. рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: балалайки, бубна, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, веток рябины, цветов в вазах, банках, а также натюрмортов из них;
  2. рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;
  3. выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов.

Рекомендуются беседы с учащимися на следующие темы:

- «Рисунки животных гениального живописца XVII в. Рембрандта»;

- «Красота родной природы. Пейзажи И. Шишкина».

3. Рисование на темы и иллюстрирование (композиция) (56 часа)

Задачи:

- совершенствовать и закреплять умения грамотно передавать пропорции, конструктивное построение, объем, пространственное положение, освещенность, цвет предметов;

-  дальнейшее изучение законов композиции;

- формировать умение добиваться выразительности рисунка (образные характеристики персонажей, смысловой взаимосвязи персонажей с другими элементами рисунка, оригинальной композиции, контрастов светотени и цвета);

-  развивать умение изображать пейзаж по литературному произведению;

- поощрять самостоятельность учащихся в выборе тем и техники исполнения;

-  воспитывать патриотические, трудовые, нравственные и эстетические качества личности учащихся.

Содержание занятий второго года обучения предусматривает дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы. Учащиеся продолжают рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию педагога).

Необходимо продолжать обучать учащихся способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма). Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Примерные задания:

  1. рисование на темы: «Подвиги русских богатырей», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Улица. Транспорт. Пешеход», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Наша школа», «Праздничный концерт», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Старинные корабли», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Купание на реке»;
  2. иллюстрирование литературных произведений:

- русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»;

-  А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Аленький цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; Ю.Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»;

  1. иллюстрирование стихотворений русских поэтов-классиков XIX в.: Н. Некрасова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.;

-  «По дорогам сказка» - иллюстрирование произведений зарубежных писателей: Дж. Барри «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон «Вересковый мед», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Примерные темы бесед:

- «Красота пейзажа в русской живописи»;

- «Архитектурные памятники в произведениях художников»;

- «Картины русской жизни в произведениях художников  60-90 гг. XIX в. (творчество И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова  и других передвижников)».

4. Декоративно-прикладное творчество (лепка) (58 часов)

Задачи:

- дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира;

- развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобразительные элементы декоративного обобщения;

- дальнейшее совершенствование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства;

- воспитывать уважение к русскому народному и декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, к традициям своего народа;

-  продолжать совершенствовать умения учащихся в лепке рельефа;

-  развивать навыки композиционного мышления учащихся;

- дальнейшее развитие и углубление навыков работы по памяти и воображению;

-  закреплять общие навыки в освоении академических основ изобразительного искусства.

Содержание занятий раздела углубленного уровня второго года обучения предполагает совершенствование умения составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира; углубление представления о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним.

Во время практических работ важно использование учащимися самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, линогравюра, аппликация и т.д.

          Лепка по памяти и наблюдению является средством дальнейшего развития и углубления навыков работы по памяти и воображению  и закрепляет общие навыки в освоении академических основ изобразительного искусства. Продолжаются занятия по лепке рельефа, цель которых – ознакомление учащихся с профессиональными приемами в лепке, основанными на строгой методической последовательности. Желательно, чтобы тематические рельефы создавались исходя из практических задач оформления различных помещений. В качестве наглядных пособий на занятиях используются иллюстрации известных русских художников; дымковские и богородские игрушки (в натуре или репродукциях).

Примерные задания:

  1. выполнение эскизов по мотивам народного русского костюма;
  2. выполнение эскизов интерьера крестьянской избы русского Севера;
  3. выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;
  4. выполнение эскизов приглашения;
  5. индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно  по заданиям тематического рисования;
  6. лепка животных (по памяти и наблюдению).

Главная задача в лепке животных, к достижению которой должны стремиться учащиеся, - уметь выразить собственное отношение к модели.

  1. лепка рельефа (растительный орнамент); тематический рельеф;
  2. лепка фигуры человека в движении;
  3. лепка на сюжеты литературных произведений;
  4. лепка декоративно-прикладных изделий;
  5. лепка тематических композиций на свободную тему.

Примерные темы бесед:

-   «Внутренний мир русской избы»;

-   «Узоры в убранстве крестьянского костюма»;

- «Древние образы в современных народных игрушках» (филимоновская, каргопольская, глиняная игрушка).

5. Оформительская деятельность (34 часов)

Задачи:

- продолжать развивать умения и навыки учащихся в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды;

- продолжать учить выполнению шрифтов в декоративно-оформительских работах;

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу учащихся в придумывании содержания и способов изображения.

В содержание данного раздела программы углубленного уровня второго года обучения входит ознакомление учащихся с интерьером. Учащиеся  продолжают знакомиться с закономерностями декоративного оформления помещения, особенностями постоянной и меняющихся экспозиций наглядно-изобразительного материала в кабинете изобразительного искусства, правилами использования растений в оформлении помещений.

В содержание раздела входит подготовка к выставкам по итогам обучения.

Примерные задания:

  1. оформление афиши;
  2. праздничное оформление учебного кабинета;
  3. оформление художественной выставки;
  4. конструирование театральной маски (пластилин, бумага, роспись изделия);
  5. создание голов кукольных персонажей для кукольного спектакля (пластилин, водоэмульсионная краска, гуашь).

6. Культурно-досуговая деятельность (10 часов)

Задачи:

-    развивать творческие способности учащихся;

-    развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки;

-    осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей;

- знакомить с творчеством русских и зарубежных художников;

- экскурсия на природу, в город;

- воспитывать патриота, гражданина, творца, труженика-профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

Знания и умения учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

-   отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

-  особенности национальных традиций искусства и быта;

-  закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

-  различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, композицией  и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

-  передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Тематический план

(3 год обучения)

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

-

2

2.

 Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

8

48

56

3.

 Рисование на темы и иллюстрирование

(композиция)

8

48

56

4.

Декоративно-прикладное творчество

(лепка)

12

46

58

5.

Оформительская деятельность

4

30

34

6.

Культурно-досуговая  деятельность

10

-

10

ИТОГО

44

172

216

                                       Содержание тем

(3-й год обучения)

        1. Введение (2 часа)

        Задачи:

        - познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

        - вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством;

        - воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

        Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на третьем году обучения. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Выставка работ учащихся прошлых лет обучения. Демонстрация произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

        2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (56 часа)

        Задачи:

        - закреплять умение анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

        - развивать и совершенствовать умение видеть и передавать в рисунках с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, светотеневых отношений изображаемых объектов и их композицию в листе бумаги;

        - развивать умение передавать в рисунках гармонию цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета;

        - развивать умение передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

        - способствовать дальнейшему развитию графических навыков;

        - воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым объектам;

        - воспитывать уважение к труду, бережное отношение ко всему, что создается трудом человека.

        Вводное занятие.

        Беседа на тему «Портреты выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников. В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»; К. Брюллов «Портрет И.А. Крылова»; П. Заболотский «Портрет М.Ю. Лермонтова»; И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского».

        В беседе педагог обращает внимание учащихся на то, что все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке – передают его характер, внутренний мир, настроение, психологию, мировоззрение, общественное положение. Раскрытие различной смысловой нагрузки портрета.

        Цель: развивать интерес и любовь учащихся к творчеству русских художников, развивать композиционное мышление, художественный вкус.

        Содержание занятий третьего года обучения предполагает рисование отдельных предметов быта, предметов де6коративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Предусмотрено рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, животных, птиц.

        

Примерные задания (карандаш, акварель):

  1. рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: балалайки, бубна, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, веток рябины, цветов в вазах, банках, а также натюрмортов их них;
  2. рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в движении;
  3. выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов.

Рекомендуются беседы с учащимися на следующие темы:

- «Красота родной природы. Пейзажи И. Шишкина».

3. Рисование на темы и иллюстрирование (композиция) (56 часов)

Задачи:

- совершенствовать и закреплять умения грамотно передавать, конструктивное построение, объем, пространственное положение, освещенность, цвет предметов;

- дальнейшее изучение законов композиции;

- формировать умение добиваться выразительности рисунка (образные характеристики персонажей, смысловой взаимосвязи персонажей с другими элементами рисунка, оригинальной композиции, контрастов светотени и цвета);

- развивать умение изображать пейзаж по литературному произведению;

- поощрять самостоятельность учащихся в выборе тем и техники исполнения;

- воспитывать патриотические, трудовые, нравственные и эстетические качества личности учащихся.

Содержание занятий третьего года обучения предусматривает дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы. Учащиеся продолжают рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию педагога).

Необходимо продолжать обучать учащихся способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма). Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Примерные задания:

  1. рисование на темы: «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Улица. Транспорт. Пешеход.», «Туристический поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Наша школа», «Праздничный концерт», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Старинные корабли», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Купание на реке»;
  2. иллюстрирование литературных произведений:

- русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»;

- А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Аленький цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; Ю. Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»;

  1. иллюстрирование стихотворений русских поэтов-классиков девятнадцатого века: Н. Некрасова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.;

- «По дорогам сказки» - иллюстрирование произведений зарубежных писателей: Дж. Барри «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон «Вересковый мед», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Примерные темы бесед:

- «Красота пейзажа в русской живописи»;

- «Архитектурные памятники в произведениях художников»;

- «Картины русской жизни в произведениях художников 60-80 гг. девятнадцатого века (творчество И. Крамского, Г. Мясоедова, К. Савицкого, И. Репина, В. Сурикова,       В. Перова и других передвижников)».

4. Декоративно-прикладное творчество (лепка) (58 часов)

Задачи:

- дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира;

- развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобразительные элементы декоративного обобщения;

- дальнейшее совершенствование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства;

- воспитывать уважение к русскому народному декоративно- прикладному искусству, к искусству родного края, к традициям своего народа;

- продолжать совершенствовать умения учащихся в лепке рельефа;

- развивать навыки композиционного мышления учащихся;

- дальнейшее развитие и углубление навыков работы по памяти и воображению;

- закреплять общие навыки в освоении академических основ изобразительного искусства.

Содержание занятий раздела третьего года обучения предполагает совершенствование умения составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира; углубление представления о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним.

Во время практических работ важно использование разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, линогравюра, аппликация и т.д.

Содержание занятий третьего года обучения предполагает более высокие требования к работам учащихся. Задания рассчитаны на закрепление полученных ранее навыков и выработку самостоятельного отношения к модели.

Лепка по памяти и наблюдению является средством дальнейшего развития и углубления навыков работы по памяти и воображению и закрепляет общие навыки в освоении академических основ изобразительного искусства. Продолжаются занятия по лепке рельефа, цель которых – ознакомление учащихся с профессиональными приемами в лепке основанными на строгой методической последовательности. Желательно, чтобы тематические рельефы создавались исходя из практических задач оформления различных помещений. В качестве наглядных пособий на занятиях используются иллюстрации известных русских художников; дымковские и богородские игрушки (в натуре или репродукциях).

Примерные задания:

  1. выполнение эскизы по мотивам народного русского костюма;
  2. выполнение эскизов интерьера крестьянской избы русского Севера;
  3. выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;
  4. выполнение эскизов выполнения;
  5. индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования;
  6. лепка животных (по памяти и наблюдению).

Главная задача в лепке животных, к достижению которой должны стремиться учащиеся, - уметь выразить собственное отношение к модели.

  1. лепка рельефа (растительный орнамент); тематический рельеф;
  2. лепка фигуры человека в движении;
  3. лепка на сюжеты литературных произведений;
  4. лепка декоративно-прикладных изделий;
  5. лепка тематических композиций на свободную тему.

Примерные темы бесед:

        - «Внутренний мир русской избы»;

        - «Узоры в убранстве крестьянского костюма»;

        - «Древние образы в современных народных игрушках» (филимоновская, каргопольская, глиняная игрушки).

5. Оформительская деятельность (34 часов)

        Задачи:

        - продолжать развивать умения и навыки учащихся в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды;

        - продолжать учить выполнению шрифтов в декоративно-оформительских работах;

        - стимулировать активность, самостоятельность, инициативу учащихся в придумывании содержания и способов изображения.

        В содержание данного раздела программы третьего года обучения входит ознакомление учащихся с интерьером. Учащиеся продолжают знакомиться с закономерностями декоративного оформления помещения, особенностями постоянной и меняющихся экспозиций наглядно-изобразительного материала в кабинете изобразительного искусства, правилами использования растений в оформлении помещений.

        В содержание раздела входит подготовка к выставкам по итогам обучения.

        Примерные задания:

  1. оформление афиши;
  2. праздничное оформление учебного кабинета;
  3. оформление художественной выставки;
  4. конструирование театральной маски (пластилин, бумага, роспись изделия);
  5. создание голов кукольных персонажей для кукольного спектакля (пластилин, водоэмульсионная краска, гуашь).

6. Культурно-досуговая деятельность (10 часов)

Задачи:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей;

- знакомить с творчеством русских и зарубежных художников;

- экскурсия на природу, в город;

- воспитывать патриота, гражданина, творца, труженика-профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

Знания и умения учащихся

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

         - применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Используемая  литература  для  составления  программы:

  1. В.Н. Полунина  «Искусство  и  дети»  Москва                                                                      изд.  «Просвещение»  1982 г.

  1. Г.В. Беда  «Основы  изобразительной  грамоты»  Москва                                                  изд.  «Просвещение»  1981 г.

  1. Р.М. Чумичёва  «Дошкольникам  о  живописи»  Москва                                                   изд.  «Просвещение»  1992 г.

  1. Г. Бедарёв  «Рисуем  орнаменты»  Москва                                                                              изд.  «Оникс  21 век»  2001 г.

  1. А.Б. Максимов  «Как  рисовать  утку,  собаку,  белку,  зайца»  Москва  АО                        изд.  «АСТ-ПРЕСС»  1994 г.

  1. Н.П. Костерин  «Учебное  рисование»  Москва                                                                      изд.  «Искусство»  1976 г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....