Программа "Семья - семь Я"
рабочая программа (6 класс) по теме

Исаенко Наталья Викторовна

Программу можно использовать в системе дополнительного образования или в с классом, организовав совместную деятельность учащихся и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya_-_sem_ya.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Семья — семь Я»

Пояснительная записка

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно замечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истину которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, и цивилизованное  общество обращается к опыту предков. Рано или поздно человек начинает присматриваться к культуре прошлого, к тому, что сохранилось от неё в культуре, анализировать, сравнивать, восстанавливать  подлинную картину развития культуры. В последние годы в мировой практике отмечается интерес к этническому компоненту в культуре, к изделиям народных промыслов и ремёсел. Причём, не как к простому рукоделию, а как связи с национальными и историческими корнями. В тоже время продолжает оставаться одной из важнейших проблема оценки педагогического наследия прошлого и его значимости на современном этапе. Народная художественная культура – живое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения.

Школа во  все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача классного руководителя состоит в объединении усилий школы и семьи в процессе становления личности.

Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Время идет, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало крестьянскому народному быту и мировоззрению, изжило себя. К сожалению, когда-то мощный слой традиционной культуры давно уже размыт или вовсе смыт. Исконный смысл многих обрядов постепенно переосмысливался народом и даже вовсе забывался. Так что обратиться к этому пласту мудрости, опыта, хранителю национального сознания можно опосредованно – через книги, звукозаписи, концерты, но встречаясь с носителями этой культуры – старожилами, старшими членами семьи, можно получить сведения из первоисточника, что, безусловно, важнее и просто необходимо. Детей можно познакомить с той частью народного быта, которая, организовывала и украшала жизнь простых тружеников. Стремление быть в ладу со всем ходом жизни естественно для всех живущих на земле. Взрослые, родители и педагоги, передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Ребёнок нуждается в умном, тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого. Собирание архива семьи, реликвий, сведений об истории своей семьи – одно из направлений программы. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять, а взрослому, чтобы вспомнить.

Образовательной областью данной программы является народная художественная культура, в частности русская текстильная кукла как неотъемлемая часть жизни русского человека. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, не гаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя «лоскутная история».

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, она является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Кукла, сделанная ребенком с помощью близкого человека, особенно привлекательна.

В программе не преследуется цель создания кукол в том изначальном смысловом предназначении, технология их изготовления утрачена, мастеров, занимающихся изготовлением кукол в селе, к сожалению, нет. Знания о технологии почерпнуты из литературы, поэтому в наших условиях воссоздание кукол в их традиционном исполнении проблематично. Кукла - элемент народной художественной культуры, средство народной педагогики, с помощью которого и ребёнок и его близкие могут приобщиться к опыту предков. В данной программе кукла становится связующим звеном между прошлым и настоящим, поводом для общения, творчества между членами семьи.

Ручной труд является эффективным средством для развития интеллекта и таких психических свойств, как эмоциональная устойчивость, организованность, управляемость, гибкость. Работа — не скучная зубрёжка и не  механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Он доводит до сознания детей, что над каждым, даже самой простым изделием следует много работать. Решение задач воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного выполнения изделия. Поэтому требуется овладение определёнными умениями и навыками.

Творчество — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Художественное творчество, по своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему развития личности. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности! Уже с детства надо внушать учащимся мысль, что нет нетворческих дел, что к любой работе надо подходить с душой, с полной отдачей сил и энергии. Каждый из них тогда сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за ними кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Цель: Формирование и развитие личности на основе гуманистических ценностей средствами народной педагогики.

         Задачи:

  1. Воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры через знакомство с традициями создания семьи, рождением и воспитанием детей.

2.   Создание условий для сплочения коллектива через  совместную творческую деятельность детей и родителей.

3.   Изучение русской текстильной куклы как составляющей семейно-обрядовой культуры.

4. Формирование представления о многообразии жанров русской куклы, её художественной специфике как элементе народной художественной культуры.

5. Обучение практическим навыкам и умениям работы с текстильными материалами, инструментами, умению создавать художественные изделия в традиции народного искусства и авторские произведения.

6. Развитие интеллектуальных и художественных способностей детей в различных видах познавательной, художественно-творческой и исследовательской деятельности.

Объекты программы:

- учащиеся 6 класса МОУ «Селиверстовская СШ», Волчихинского района,

-  семьи учащихся, в том числе младшие в семье дети,

- актив школьного музея «Истоки»,

-  педагогический коллектив.

 Основные принципы программы:        

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие  родителей и других членов семьи);

- сознательности;

- систематичности (реализация мероприятий постоянно, систематично);

- целенаправленности (подчинение комплекса методов и приемов четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины нагрузки).

Содержательно – деятельностный подход

 Деятельность как система учебных действий представлена включением учащихся в активную учебную и художественную творческую деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира народной культуры: интерес к пластическим и декоративным видам деятельности, ориентация на её положительный результат.

Системно – комплексный подход. 

Основой познания целостной картины мира является художественный образ. Образ русской текстильной куклы нельзя представить себе вне культуры народа. Кукла представлена в программе в системе семейного воспитания.

Личностно – ориентированный подход 

Процесс изготовления текстильной куклы — культурное пространство для формирования и развития личности ребёнка. Программа построена с учётом интересов ребёнка, мотивации его успешной деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это способствует формированию готовности к саморазвитию, потребности к самообразованию, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентироваться в пространстве народной художественной культуры и соотносить её достижения с современным миром.

Виды художественной деятельности:

1. Диалоги о народной художественной культуре способствуют обогащению зрительной памяти, активизируют образное мышление; восприятие произведений народного творчества направлено на развитие активного эстетического отношения к творчеству как части культуры народа, её традиций, обычаев.

2. Основы художественного изображения включают практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера в процессе изготовления текстильной куклы.

3. Декоративно – прикладная деятельность - это развитие умений и навыков, направленных на сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа: ритм, силуэт, цвет, композиция декоративного образа; учёт назначения художественной вещи при выборе материала, связи  декоративного оформления и практической значимостью вещи, связи предмета со средой бытования, понимание духовной ценности.

4. Художественно – творческая деятельность на основе синтеза искусств, который объединяет практическую деятельность по изготовлению кукол с музыкальным народным творчеством и театральным действием; с игрой и праздником.

Предметно пространственная среда:  

- Школьный музей «Истоки» представляет интерьер избы 19 века.

  Музей в школе является маленьким исследовательским центром по сохранению и возрождению и развитию культурно-исторических традиций. Наиболее актуальной темами для детских исследований в школьном музее являются: «Семья», «Родословное древо», «Семейные реликвии и предания», «Судьбы семьи в судьбе страны», «Семейный архив», «Семейные ремёсла». Здесь расположена реконструкция русской печки, «Красный угол». Стол, лавки, сундуки, домотканые половики; предметы домашней утвари, колыбель, вышитые полотенца, пучки душистых трав создают атмосферу старины.

 - Атрибут «избы» — кукольная композиция «Семья»: семь ростовых кукол в русских народных костюмах и одна текстильная кукла – «Пеленашка»:

    1.«Бабушка» — добрая старушка.

    2.«Дедушка» — старичок с бородой.

   3.«Батюшка» — мужчина, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с вышивкой, на ногах лапти.

   4.«Матушка» — с очень добрым лицом, одета в сарафан, на плечах -  платок, на голове -  кокошник.

   5. «Сын» — стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха, порты в полоску, на ногах лапти.

   6. «Дочь» — обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове повязка.

   7.«Младший сын» — лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

    8.« Лялька» — это кукла – «Пеленашка» в лоскутном одеяле.

Материальная база для практической работы:

  1.  Наличие образцов кукол, схем, иллюстраций, описаний технологии изготовления кукол.
  2.  Технические средства обучения для активизации учебного процесса.
  3. Организация выставочного пространства.
  4. Костюмы для детей, руководителя.
  5. Инструменты и материалы для работы с текстильными материалами.

 Образовательная часть программы (Приложение 1)

В возрастном смысле предметом внимания становятся три эпохи жизни человека: детство, отрочество, юность, которая завершается созданием собственной семьи. В данном смысле кукла, являясь атрибутом детских игр и духовного мира девочек, отражает традиции подготовки девочки к роли невесты, жены, матери, хозяйки дома.

Особое место в программе уделено знаниям, направленным на формирование представлений:

- о народном творчестве как части культуры своего народа:

- о духовных ценностях, традиции как законе развития народного искусства;

- эстетике текстильной куклы, её внешнего художественного образа и духовного внутреннего содержания;

- о деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариативности, импровизации.

 Форма организации деятельности учащихся – занятие, длительностью 2 академических часа с перерывом 15 минут.

Структура занятия может быть представлена схемой: слушаем – читаем – мастерим – играем.

         Элементами занятия являются:

  1. Сообщение информации от имени куклы или персонажа в занимательной форме, театрализовано, с сюрпризными моментами (история куклы, её место в быту семьи).
  2. Обсуждение с детьми и взрослыми новой информации, обмен знаниями и опытом по вопросам воспитания, художественного творчества.
  3. Совместное творчество в процессе изготовления кукол.
  4. Игровая ситуация (ролевые игры или словесное творчество, обсуждение, анализ).

 

         Особенности интегрированного занятия:

  1. Возможность комплексно и сжато излагать материал.
  2. Взаимосвязанность и освоения различных видов деятельности.
  3. Большая информативная емкость материала.

         Преимущества интегрированных занятий:

  1. Повышают мотивацию и формирует познавательный интерес учащихся.
  2. Способствуют формированию целостной картины мира, развитию устной речи, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления,  проявлению творческого подхода к выполнению учебного задания.

Практические занятия с элементами театрализации проводятся с привлечением родителей, что, предположительно, будет способствовать тесному общению детей с родителями в процессе изготовления куклы, обмену опытом между родителями, ознакомлению и детей и взрослых с народной педагогикой. Общение свободное, как в традиционной семье, где старшие в повседневной, а не в специально организованной обстановке, передают опыт младшим. (Приложение 1) Предусматривается поисковая проектная деятельность по сбору сведений о традициях семейного воспитания, обрядах,  изготовлению игрушки в семье.

Формы контроля — открытое занятие, выставка детских работ, общешкольные мероприятия.

         Требования к организации выставки:

  1. Разработка положения по организации проведения выставки.
  2. Создание организационно-технических условий её проведения.
  3. Определение тематики лекционного материала.   

Критерии оценки:

 В конце учебного года учащиеся должны:

- знать историю возникновения, виды русских текстильных кукол, назначение их в семейной обрядности, символику, технологию изготовления;

- уметь соблюдать последовательность изготовления куклы, в соответствии с символикой.

 Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
  2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
  3. Стиль и фон семейной жизни (какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов).
  4. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
  5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения. (Приложение 2)

         Методы:

  1. Анкета для родителей.
  2. Беседы с родителями.
  3. Беседы с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.
  5. Посещение семьи ребёнка.         

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

              Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

Цель: изучение истории семей учащихся. 

  1. Дни открытых дверей. Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.  

Цель: формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня.

  1. Совместные занятия для детей и родителей. Творческие мастерские.

 Цель: выявление и содействие развитию творческой активности учащихся и их родителей.

  1. Организация совместных дел.

 Цель: активизация работы, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе, формирование здорового образа жизни.

  1.  Экскурсии. «Экспедиции» в историю своей семьи, в страну своего детства, по странам и континентам, в другие виды искусства для самостоятельного сбора информации о куклах.

Цель: привитие интереса к изучению своей семьи, села, родного края, профилактика правонарушений.

  1. Мастерская — это одна из обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.          

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы: 

  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных).
  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации.
  3. Самостоятельность решения творческих задач.
  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других.
  5. Умение работать в команде. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Ожидаемые результаты реализации программы для учащихся: 

  1. Повышение заинтересованности детей в самостоятельном  изучении истории своего народа, художественной культуры, традиций, обрядов.
  2. Расширение представлений учащихся о традиционной русской семье. Укрепление доброжелательных семейных отношений.
  3. Повышение уровня воспитанности. Сплочение детского коллектива на основе совместной творческой деятельности.
  4. Закрепление навыков технологии изготовления русской текстильной куклы, во всем многообразии её видов;  знаний о её применении в жизни.
  5. Побуждение учащихся к  практическому  освоению  других видов декоративно-прикладного творчества.
  6. Реализация творческого потенциала и активности.

Ожидаемые результаты реализации программы в отношении родителей:

  1. Возрождение традиций семейного воспитания.
  2. Объединение семьи на основе общих интересов.
  3. Выявление общей нравственно-эстетической основы народной художественной культуры в отношении к проблемам детства, семьи и материнства. Получение родителями знаний о воспитании детей в традиционной семье.
  4. Активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.
  5. Приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.

  Примерное тематическое планирование уроков не является жестким трафаретом на пути творчества, как учителя, так и ученика. В программном содержании предусмотрены широкие возможности для реализации вариативного и дифференцированного характера заданий. Программа рассчитана на разновозрастную группу, с разным уровнем технической подготовки в работе с текстильными материалами, что напоминает традиционную многодетную русскую семью. Родители непосредственно участвуют в процессе изготовления кукол, подготовке и проведении праздников, мероприятий, выставок, сборе информации о куклах, делятся своим педагогическим опытом. Наглядный показ технологий народной текстильной куклы способствует выработке методик со специфичной терминологией, не известной ранее. Доступность технологии традиционной тряпичной куклы, остроумные изобретательные приемы и способы ее формообразования привлекательны для всех, кто хочет реализовать свои творческие возможности. (Приложение 3) Практическое изготовление кукол, причастность ребёнка к их созданию, особенностям технологии, выбора материала, декорирования поможет формированию и развитию творческих способностей школьников, обогащению тактильных и визуальных ощущений, воспитанию духовности. Использование педагогического потенциала народной текстильной куклы можно оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Академик РАО Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: « Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» [12 с.11]. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья — эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья — ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Чтобы успешно воспитать всесторонне развитую личность педагогам надо знать ту предметную область, на которой базируется их деятельность − народную педагогику, содержание народной художественной культуры, её историю и область применения.

Программа может быть использована в воспитательной работе с детьми, родителями в условиях общеобразовательной школы, школ искусств, системе дополнительного образования: кружков и студий эстетического профиля, декоративно-прикладного творчества.

Заключение

           Результаты исследования по теме «Педагогический потенциал русской текстильной куклы» показали, что народная культура является важным источником, питающим новые поколения знаниями, опытом, накопленными веками, вдохновляющим человека любого возраста на самовоспитание и творческую самореализацию.  

            В коллективном творчестве  народа отражался бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В нем воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народная художественная культура — цельная, многогранна и всеобъемлющая система, отражающая миропонимание наших предков, выраженная в произведениях устного, декоративно-прикладного, музыкального творчества, в размеренном чередовании праздников и трудовых будней, родовых взаимоотношениях. Предметы, окружающие человека несли в себе не только утилитарное назначение, но и глубокий духовный смысл. Не было случайных, ненужных вещей, каждая из них появлялась и исчезала в свое, отведенное для нее время, выполнив необходимую функцию.

Одним из таких знаковых предметов была текстильная кукла, многофункциональная по своей природе:  от ритуальной, обрядовой, игровой, воспитательной и познавательной, до высокохудожественной, эстетической. В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование текстильной куклы в работе с детьми может послужить приобщению не только детей, но и их родителей к культуре своего народа.  В данном случае кукла выступает вектором, привлекающим внимание к положительному опыту воспитания в традиционной русской семье как целостной, эффективной системе, комплексно  воздействующей на формирование личностных качеств ребёнка народными средствами, просто необходимых в современных условиях.

              В теоретической части работы были изложены сведения об истории происхождения, эволюции куклы, ее значении в обрядовой культуре, социализации личности. Её педагогический потенциал в традиционной русской семье — очевиден и неоспорим. Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могли передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учили  такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что «старые и малые» более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности.

             Воспитание это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем. Обществу нужны активно действующие личности: в центре человеческой истории всегда были и будут конкретные люди с конкретными принципами и творческим потенциалом. Основной целью школы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в жизни, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих. А эту цель невозможно реализовать без знания и понимания своих корней, ведь человек без корней, не осознающий связь собственной судьбы с судьбой родной земли, своего народа представляет жалкое подобие гражданина. Объединить усилия школы и семьи в плане реализации этой цели — одно из направлений работы классного руководителя в школе.

             Во второй главе представлена авторская программа «Семья — семь Я», направленная на организацию семейного досуга классного коллектива   с использованием средств народной педагогики. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье — не анахронизм, а необходимое условие разрешения ее кризиса. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей  жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни коллектива, разделяя все его цели и планы, исчезает привычное одноголосное воспитания, уступая место подлинному диалогу. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.  Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и поучать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.  Умению быть родителями тоже нужно учиться.

               Реализация программы на практике показала, что созданные условия для совместного досуга дали положительные результаты. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, об истории своей семьи, но и сделали для себя определенные жизненные выводы.

            Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью великого целого — своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.

Список литературы:

  1. Агаева, И. Уроки мастерства тряпичные куклы // Народное творчество. – 2004. — №3. – С. 44-47.
  2. Агаева, И. Кукла – «Купавка» / И. Агаева // Народное творчество. — 2003. — №3 — С. 48-50.
  3. Андреева, И. В. «И каждая кукла как тайна…» статьи, очерки, эссе / И. В. Андреева. ЧГАКИ. – Челябинск, 2009. – 111с.
  4. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие/ С. А. Арутюнов. — М.: 1889. — 240с.
  5. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно–методическое пособие/ С. В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова / под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов: Феникс, 2006. – 347с.
  6. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х томах: научное издание / А.Н. Афанасьев. — М.: Современный писатель. Т.1: 1995. — 412с.
  7. Белов, В.И. Лад: очерки о народной эстетике / В. И. Белов. – М.: Современник, 1984. – 350с.
  8. Батурина, Г., Лисова, К., Суворова, Г. Народные традиции – основа воспитания/ Г. Батурина, К. Лисова, Г.Суворова // Сельская школа. – 2001. — №6 – 110 с.
  9. Бережнова, Л.Н.  Этнопедагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. — М. : Академия, 2007. — 233 с.
  10. Большакова, Е. Русская тряпичная кукла // Русская традиционная культура. – М.: 1996.— №3. — С. 58-60.
  11. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. — М.: Медицина, — 1999.
  12. Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика /Е.Г.Вакуленко. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 380 с.
  13.  Гарбузов, В.И. От младенца до подростка /В.И. Гарбузов С. - Петербург, 1999. – 240с.
  14. Гачев, Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М.: Академический Проект, 2007. — 511с.
  15. Гамзатова, П. Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа): научное издание / П.Р. Гамзатова. — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 139с.
  16. Голдовский, Б.П. Куклы. Энциклопедия / Б.П. Голдовский. – М.: Время,2004. – 496с.
  17. Дайн, Г. Л. Русская игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: 1987. – 197с.
  18. Дайн, Т. Детский народный календарь / Т. Дайн // Детское творчество. – 2000. — №1.—. С.33-35.
  19. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. — СПб. 2005.
  20. Детский быт и фольклор: сборник / под ред. О. И. Капица. – Л.: 1930. – 130с.
  21. Детский поэтический фольклор. Антология. Том 15 / сост. А.Н. Мартынова – СПб. : Изд. Дмитрия Буланина, 1992. – 70с.
  22. Думенко, О. Куклы из бабушкиного сундука / О. Думенко//Народное творчество. – 2004. – №3. – С. 43-42.
  23. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала ХХI века: научное издание. — М.: ИД Магистр-Пресс, 2003. — 379с.
  24. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954: научное издание / Д.К. Зеленин. — М. : Индрик, 2004. — 366с.
  25. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы/ З. И. Зимина. – М.: Изд. «Ладога – 100», 2007. – 64с.
  26. Зинурова, Р.И., Психология и педагогика этноса: Учебное пособие, Издательство КГТУ, 2003. —  425 стр.
  27. Ильин, И.А. Путь к очевидности/ И. А. Ильин. — М.: Республика, 2003.
  28. Капица, Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор /Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Изд. Фанта, 2002. – 313с.
  29. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье /Л.Е. Ковалева. — М., 1999.
  30. Котова, И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И.Н. Котова, А.С. Котова. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240с.
  31. Крысько, Владимир Гаврилович.  Этническая психология : учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Крысько. - 3-е изд. — М.: Academia, 2007. — 314 с
  32. Латынин, Л.А. Образы народного искусства /Л.А. Латынин. – М.: Знание,1983. – 48с.
  33. Лазарев, А. И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение: избранное / А. И. Лазарев. — Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2008. — 384с.
  34. Маленкова,  Л.И. Педагоги, родители и дети /Л.И. Маленкова. — М., Знание, 1999.
  35. Махов, Ф.С. Кого мы растим / Ф.С. Махов. — Москва, 1999.
  36. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор /М.Н. Мельников. – М.: Изд. Фанта, 1998. — 240с.
  37. Морозов, И.А. Игровые формы свадьбы в системе традиционных «переходных» обрядов / И. А. Морозов // Живая старина. – 1995. - № 2. – С. 21-26.
  38. Народное искусство России в современной культуре ХХ - ХХI век: научное издание / Сост. М.А. Некрасова. — М.: Коллекция, 2003. — 254 с.: цв.ил.
  39. Народная художественная культура: учебник / Т.И.Бакланова, Е.Ю.Стрельцова — М.: МГУКИ, 2000. – 344с.
  40. Народное детское поэтическое творчество: сборник фольклорных материалов//Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд. Центрополиграф, 2000. – 344  с.
  41. Нестеренко, А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков : учебное пособие / А. В. Нестеренко. — М.: МГУКИ, 2008. — 209с.
  42. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов  пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков; Ред. В.С. Кукушкин. — Изд. 2-е, исправ. и доп. — М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, Б. г. — 335с.
  43. Педагогика: теории, системы, технологии : учеб. для студентов вузов и сузов / Ред. С.А Смирнов. — 7 изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 510 с.
  44. Платонов, О.А. Русская цивилизация / О.А. Платонов. — М.: Роман-газета, 2005.
  45. Погодой год припоминается / Сост. Б. Ховратовича. – Красноярск: Кн. изд-во, 1992. – 205с.
  46. Поляничкина, Галина Андреевна. Этнография : учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Поляничкина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 159с.
  47. Попков, В.А., Коржуев А.В., Методология педагогики: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования / В.А.Попко, А.В. Коржуев. – М. – 2002. — 138с.
  48. Рожнова, П.К. Русский народный календарь/ П.К. Рожнова; – М.: «АиФ-Принт», 2001. – 544с.
  49. Рожнова, П.К. Колыбельная/ П.К. Рожнова // Воспитание школьника. — 2000. — №9. – С. 19 – 22
  50. Розин В.М. Судьба молодой семьи / В.М. Розин. — М., 1999. — 160с.
  51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн; — М.: Педагогика,1989. – 322с.
  52. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси /Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 783с.
  53. Сельская Русь в IX-XVI веках / сост. И. Н. Кузина. — М. : Наука, 2008. — 418с.
  54. Семёнова, М. Мы – славяне /М. Семёнова . – СПб.: Изд. «Азбука» - «Терра», 1997. – 556с.
  55. Сергеева, А. В.  Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность: научное издание / А.В. Сергеева. — 3-е изд. - М. : Флинта ; М. : Наука, 2005. — 314с.
  56. "Советы родителям о воспитании детей" под ред. А.П.Усовой. Изд. АПН М. – 2007. – 220с.
  57. Соколова , Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях/ Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 208 с., ил.
  58. Титов, В.А. История педагогики. Конспект лекций,
  59. Титов, В.А. Социальная педагогика: Конспект лекций,
  60. Терещенко, А. В.  История культуры русского народа : историческая литература / А.В. Терещенко. — М. : ЭКСМО, 2007. — 735 с : ил.
  61. Традиции. Обычаи. Обряды. / ред. – сост. Л.И. Жук //Праздник в школе.— М.: Изд. ООО Красико – Принт, 2004. – 128с.
  62. Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива : сб. материалов науч.-практ. конф. - Вологда : Изд-во ВГПУ ; Вологда : Русь, 2005. — 89с.
  63. Чуриков, И.А. Этнопедагогика народов мари: учебное пособие для вузов/И. А. Чуриков. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 304 с.
  64. Этнография детства: сборник фольклорных материалов //сост. Г.М. Науменко. – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. – 340с.
  65. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений /под ред. Г.Н. Волкова. – М.: Центр Академия, 2000. – 176с.
  66. Юдин, Алексей Валерьевич. Русская народная духовная культура: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Юдин. — Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2007. — 415 с.
  67. Юрина, Н. Куклы / Н. Юрина Н. – М.: Слово, 2002. – 48 с.
  68. Яворская,  С. Куклы Маши Дмитриевой //Юный художник. – 2002. —№ 4. – С. 46-48.

Приложение 8

Словарь терминов

  1. Антропоморфизм — наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также отчетливо проявляющаяся в различных культурах тенденция к представлению в человеческом образе различных мифологических персонажей, героев и божеств.
  2. Артефакт — вещь в системе культуры, обладающая помимо своих природных свойств определенными культурно-специфическими функциями и символическими значениями.
  3. Анимизм  – поскольку сталкиваясь со смертью, наши предки стремились объяснить, куда человек уходит после смерти, возникла вера в загробный мир. Основа многих религий. Культ умерших предков.
  4. Духовно-нравственные ценности:
  1. Ценностное отношение к матери;
  2. Ценность семьи и традиционных семейных отношений;
  3. Ценность родной земли и Родины;
  4. Ценность трудолюбия и труда;
  5. Ценность здорового образа жизни;
  6. Ценность знаний и умений.

  1. Искусство форма отражения действительности художественных образов с помощью особых средств (мелодия, ритм, движение, цветовое пятно).
  2. Культура – «возделывание» (дословно) В настоящий момент насчитывается около 500 определений понятия «культура». Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Художественная культура – неотъемлемая часть понятия «культура». Она включает: искусство, способы трансляции, сохранение.

Предполагается, что художественная культура  – эта такая среда, которая окружает человека с момента его рождения. Культура ценности. Представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

  1. Магия – чародейство, колдовство, волшебство.
  2. Макошь или Мокашь – считалась богиней всех прях, поэтому ее обычно изображали на прялках. Она следила за соблюдением всех правил и обрядов. Награждала тех, кто соблюдает старинные традиции. Сидит высоко в небе с двумя помощницами – Долей и Недолей. Прядет нити человеческих судеб. Макошь входила в дохристианский пантеон князя Владимира. Впоследствии ее образ воплотился в Праскевию Пятницу.
  3. Мать - сыра земля — представляли в  виде знака засеянного поля. В орнаментах – один из самых почитаемых мифологических образов. Считалась кормилицей и заступницей. Древние славяне очеловечивали этот образ – кусты, цветы, травы – ее пышные волосы; скалы – кости; корни деревьев – жилы; моря, реки – кровь. Считалось, что тот, кто отбывает на чужбину и не возьмет горсть сырой земли – не вернется.
  4.  Менталитет – понятие, наиболее употребляемое в настоящее время. Принято считать, что этот термин пришел к нам с запада, однако это ошибочное мнение, потому что в зарубежной науке термин «менталитет» не употребляли вообще, а слово близкое ему по значению и звучанию не имеет устоявшего значения. До нашего времени за термином «менталитет» не закреплено определенное значение, чаще всего под определением «менталитет», такие понятия:
  1. Этническая картина мира;
  2. Национальный характер и т.д.

Чаще всего менталитет сравнивают с традицией, иначе говоря, менталитет определяют, как нематериальное составляющее термина «традиция».

  1.  Миф – это древнее сказание, предание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.
  2.  Народное художественное творчество – духовный процесс размышления, поиска и переработки народом информации из микро и макро космо (сферы), актуализируемой народом созидательной художественной деятельности в соответствии со своей картиной мира.
  3.  Народная культура – развивается как универсальное национально-этническое образование в производстве распространения и сохранения, которая задействована абсолютным большинством населения.

НХК отличает ряд особенностей:

  1. Произведения НХТ имеют устный характер передачи;
  2. Вариативность;
  3. Невозможность точного установления, где возникло;
  4. Отсутствие автора;
  5. НХК складывалась, как культура быта и развивалась во всех слоях общества (ни одно из изделий, созданных умельцами не создавались просто так, все они имели утилитарное назначение);
  6. НХК развивалось в непосредственном взаимодействии с церковным искусством, которое опиралось на православную веру (на библейские и Евангельские сюжеты, а так же образы и сюжеты других религий);
  7. НХК неразрывно связано со светской ХК, появившейся в РФ в 18 веке. Особенностью светской культуры явилось то, что она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального, изобразительного), но перенесенные на русскую почву эти традиции заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
  1.  Обряд – это система определенных условно-символических действий, имеющих в своей основе магический характер.
  2.  Онтогенез человека — индивидуальное развитие с момента рождения до смерти.
  3.  Ритуал – условно-символическое действие, главный смысл которых – общение с богами, порядок проведения обряда. Определенная последовательность символических действий.
  4.  Род – это Бог древних славян и создатель всего, что их окружало, от сюда родня, родители, Родина. С Родом связан миф о сотворении Мира, в нем говориться о том, что вначале мир пребывал во тьме, но Всевышний явил золото яйцо, внутри сидел Род. Из лица его вышло солнце, из груди – месяц, из очей – звезды, из бровей – зори ясные, из души – ночи темные, из дыхания – ветры буйные.
  5.  Рожаница – богиня плодородия. По древним поверьям их было две: старшая – Лада, младшая – Лель. Лада отвечала за порядок в доме, Леля отвечала за воспитание детей. От нее пошло - люлька, лелеять.
  6.  Тотемизм – явление раннего родового общества, вера в свое происхождение и кровное родство с определенными видами животных, насекомых, растений.
  7.  Творчество – особый вид деятельности, который предполагает выдвижение новых идей и нестандартных подходов.
  8.  Традиция – имеет множество значений. В обывательском представлении, традиция – это нечто неизменное и передающееся от поколения к поколению на протяжении столетий. Слово “традиция” происходит от лат. traditio (“передача”) и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени.  Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия. В современной науке считается, что традиция состоит из двух частей:
  1. Действительно не меняется – консервативная;
  2. Подвержена изменению – креативная. Но характер этого изменения непроизволен. Он задается традицией изнутри.
  1.  Фитолатрия -  культ растений. Из растения появляются семена жизни. Растения наделены душой, умением разговаривать  слышать. Многие растения – священны. Мифические образы Мирового Древа или Древа Жизни.
  2.  Художественная культура.  С 20 века общество представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства. Она включает в себя способы, хранение, репродукции и трансляции. Художественная культура включает в себя искусство.
  3. Этническая картина мира – это понятие наиболее близко понятию «менталитет». Под этнической картиной мира принято понимать структурированное представление о мироздании, характерное для членов того или иного этноса. Это представление с одной стороны несет функцию адаптации к внешнему миру, с другой стороны воплощает в себе ценности, присущие данной культуре.
  4. Этнопедагогика  –  отрасль педагогических исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания; современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших ценностей современных детей и подростков;  приобщения их к культурному наследию, педагогические условия развития интереса национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.
  5. Этническая педагогика – складывается как отрасль педагогической науки, особенности семейного воспитания у разных народов. Изучает  процесс общения на   традициях.
  6. Этнография  в большей мере – описательная наука, она занимается описанием быта и жизни различных этносов, описание их материальной культуры. Этнография является практической стороной народоведения. Этнографические исследования позволяют создать базу данных, необходимых для теоретических осмыслений, при их помощи ученые могут обследовать тенденции развития художественной культуры.
  7.  Язычество – вера во множество богов, покровительствующих природным стихиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....