"Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
методическая разработка (5 класс) по теме

Лопатина Галина Викторовна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарии74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка

Методическая разработка

«Рождественские

Посиделки»

                                                Автор:

Лопатина Галина Викторовна

ЦДОД «Развитие»

руководитель

Алексеевка, 2013 г.

Введение

      Сегодня разрыв между традиционной этнической культурой, с одной стороны, и специальным образованием и массовой культурой, которая создается универсальными средствами массовой информации с другой, огромен и небезобиден.  Человек в результате лишается культурной оседлости. На этом фоне для подрастающего поколения особенно важно знакомиться   с высокими образцами народного словесного творчества, вошедшего в основание национальной культуры, языка и литературы.

      Русское народное творчество  представляет собой уникальное явление, имеющее свою историю, философию, психологию, свой неповторимый язык и стиль.

      Знакомство  народным творчеством создает необходимое в современной школе духовное поле, благоприятное для развития личности, является источником соприкосновения с историческими и культурными традициями народа.

      Данная методическая разработка посвящена знакомству с календарной обрядовой поэзией зимнего цикла, способствует формированию творческих умений, связанных с интерпретацией народнопоэтических текстов.

     

Сценарий

Под музыку за занавесом звучат слова и колокольный звон.

 К нам сюда собирайся народ,

Сегодня вас праздник рождественский ждёт,

Забавы, колядки, игры и шутки –

Скорей, ни одной не теряйте минутки!

Спешите, спешите, спешите!

Скорей всей семьёй подходите!

Бабушки и дедушки,

Мальчики и девочки,

Папы вместе с мамами,

Дяди вместе с дамами,

Вам на удивление,

Наше представление!

Дорогие зрители, дети и родители,

Всех без исключенья

Зовём мы на веселье!

Будем шуточки шутить,

Будем смехом смешить,

Будем пляски плясать,

Будем в игры играть!

( Входят коробейники.)

 Коробейники (вместе): Слушайте, слушайте, слушайте нас!

1 коробейник: Вышел Рождественский Указ!

Параграф первый даёт вам право,

Пойти налево, пойти направо,

Пойти назад, пойти вперёд

И только права скучать не даёт!

2 коробейник: Параграф второй – входя, предъявлять свою улыбку в развёрнутом виде.

3 коробейник: параграф третий Указа хлопочет о том, что каждый хохочет, как хочет.

4 коробейник.: Параграф четвёртый ко всем обращается: Хранить тишину на балу запрещается!

5 коробейник.: Желаем, друзья, и в конце и в начале, чтоб вы ни минуты у нас не скучали.

( рассказ о истории праздника).

Ведущий 1

Со Христовым Рождеством,

Со великим праздником!

Свят – свят, свят – свят.

И ваших ребят,

Ваших нянюшек,

Ваших батюшек!

Свят – свят, свят – свят!

В вашем доме лад!

Ведущий 2

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды.

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг.

Поляна спит

В объятьях сна.

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Ведущий 1

Святая торжественная ночь тихо опустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. И не только люди, но и деревья принимали участие в великом торжестве -  поклонении Божественному младенцу. Именно Ангел украсил её яркими звёздами, сделав знамением весёлого рождества.

 

Ведущий 2

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный луч упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветке заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светятся глаза…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

(Исполнение рождественской песни).

Ведущий 1

За неделю до рождества открывались двухнедельные новогодние празднества – Святки. Первая неделя святок называлась «святые», а вторая – «страшные» вечера. Народ занимался гаданием, колядованием, пением поблюдных песен, из дома в дом ходили ряженые.

Ведущий 2

Всё дальше уходят  от нас традиции встречать праздники всей семьёй, в родном доме. Но если не пожалеть сил и времени, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: « Вся душа вместе – так и душ на месте»

Ведущий 1

Ужину в Рождественский Сочельник, накануне Дня Рождества Христова, придавалось большое значение. Именно в этот вечер молодёжь ходила по деревне, пела колядки, поздравляла всех домочадцев с праздником, обсыпая зерном на долгий век, на счастье, на благополучие, на здоровье.

( Заходят дети и поют песню).

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепёшками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай.

Кто даст пирога – тому скота, живота,

Кто не даст пирога – мы корову за рога.

 

Хозяйка  

Не кличьте, расходитесь по домам, ничего вам не дам.

Колядующий 1

Родионов Эдик: У Федула жена

Очень жадная была.

У ней шуба не зашита,

И рубаха не помыта,

Да и муж не дюж –

Лентяй неуклюж.

Головушка – неудаха,

Деверек – картинка,

В голове – мякинка.

Ха –ха-ха! ( Собираются уходить.)

 

Хозяин

Что, вы, что, вы? Оставайтесь!

Чем вы хотите, угощайтесь!

Что придумала, жена?

Ишь, какая сатана!( возвращает колядников)

Колядующий 2

Скок на крылечко,

Бряк во колечко,

Дома ли хозяйка?

 

Хозяин

Просим в избу: красному гостю – красное место.

Колядующий 3

Ехал бы мимо, да завернул до дыма.

Хозяин

Нежданный гость – лучше жданных двух.

Колядующие вместе

Что есть на печи – всё на стол мечи.

Пироги, печенья – для вашего угощенья.

Внучка

Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок ёлок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову – ка я ребят

К себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски…

Сейчас избу приберу

И гостей позову.

Эй, подруженьки – подружки,

Веселушки – хохотушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать –

Зимний вечер скоротать.

Сорока стрекочет –

Гостей пророчет.

( Раздаётся звон бубенцов, смех и пение.)

Бабушка

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Внучка

Веселья вам да радости!

 

Бабушка

Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Внучка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Бабушка

Припасли мы для вас забаву – смех на всякий вкус, кому – сказку, кому песенку.

(Дети рассаживаются по лавкам. Звучит русская народная песня «Барыня»).

Колядующий 1

Счастья вам, хозяюшки!

Колядующий 2

Большого здоровья!

Колядующий 3

Хозяин весел и гости радостны.

Колядующий 4

Русский человек хлеб – соль водит.

Колядующий 5

За шутку не сердись, а в обиду не давайся!

Колядующий 6

 У нашей хозяюшки всё в работе, и собаки посуду моют.

Бабушка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Колядующий 1

Гостям –то, известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Внучка

В тесноте – да не в обиде. Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван   - ни людям ни нам.

Бабушка

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

( звучит музыка, друг к другу два мальчика)

Колядующий 1

Федул, что губы надул?

Федул

Кафтан принёс починить.

Колядующий 2

А велика ли дыра?

Федул

Починить можно, да иглы нет.

Колядующий 3

А ты пальцем придержи.

Колядующий 4

Остались ворот да рукава.

(Расходятся в разные стороны).

 ( Проводится игра «Горелки»).

Колядующий 1

Хватит девки горевать, не пора ли поплясать.

Колядующий 2

Отойдём да поглядим, каково – то мы сидим.

Колядующий 3

Нет посиделок без хороводов.

Колядующая девушка

Стой наш девичий хоровод. Стой не расходись! Я в этом хороводе ходила, гуляла.

( Образуется хороводная пляска).

(Затем девочки поют частушки).

Если не было воды,

Не было б и кружки,

 Если не было б девчат,

Кто бы пел частушки?

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся,  народ, по сторонушке!

Если не было погоды –

Не пошёл бы снова снег.

Если не было б миленка –

Не пошла бы сюда ввек.

С горы камушек свалился

В быстру реченьку попал.

Мой милёночек женился,

Не богаче меня взял.

Сшей-ка, батюшка сапожки –

Вдоль деревни мне ходить:

Накладу часты следочки-

Пускай миленький глядит.

На середину сцены выбегает мальчик и поёт:

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги;

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Музыка.

 

Иван

 Расступись, народ честной, идёт медведюшка со мной. ( Медведь кланяется). Много знает он потех. Будут шутки, будет смех.

Медведюшка, ты петь умеешь?

( Медведь кивает головой, начинает беззвучно открывать рот.)

Иван

Больно тихо ты поёшь. А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче поёт.

( Все просят, медведь начинает реветь на весь зал. Поводырь накрывает рот своей ладонью).

Иван

Ну, не скучай, Михайло Потапович, не пугай народ. Покажи-ка, нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрятся, прихорашиваются?

(Медведь садится на пол, смотрит в зеркало, прихорашивается.)

Иван

 А, как Мишенька, малые дети горох воруют?

(Медведь ползёт в сторону, плюхается)

Иван

А как бабы не спеша на работу бредут?

( Медведь еле передвигается)

Иван

 А как после работы домой бегут?

( Медведь быстро бежит).

Иван

Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

( Медведь надевает косынку, берётся за её концы и пляшет).

Иван

Уж Мишутка утомился! И народу покланился(Медведь кланяется). Хозяин и хозяюшка,  с праздником! Наделите, подарите медведюшку. С амбару решетом или с печи пирогом.

Колядующий 1

Дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Вам и каша густа,

Вам и мёд на уста,

Вам и плюшки с творогом,

И детишек полон дом.

Колядующий 2

С Рождеством вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница

И горох, и чечевица.

На столе – всегда пирог,

Лёгких вам всегда дорог.

Колядующий 3

Праздник зимы забавляется: шуметь, острить не запрещается. А загадки отгадывать вдвойне разрешается.

Колядующий 4

Я загадки загадаю, постарайтесь отгадать.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнёт перинки – над миром пушинки.(зима.)

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)

Без ног, без рук а рисовать умеет.(мороз.)

Под гору коняшки, а в гору – деревяшки.( санки).

 Колядующий 5

 Коляда! Коляда! А бывает коляда?

 

Колядующий 6

Накануне Рождества!

Колядующий 1

Коляда пришла, Рождество принесла.

Колядующий 2

Коляда, Моляда, уродилась коляда!

Кто подаст пирога     - тому двор живота,

Колядующий 3

Ещё мелкой скотинки, чтоб числа не знать!

А кто не даст ни копейки – завалили лозейки.

Колядующий 4

Кот не даст лепёшки – завалим окошки.

Кто не даст пирога – сведём корову за рога.

Колядующий 5

Кто не даст хлеба – уведём деда.

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Колядующий 6  

А дай Бог тому, кто в этом дому! Рожь густа, рожь ужиниста!

Колядующий 1

Ему с колодец осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Колядующий 2

Наделил бы вас Господь… И житьём, и жильём, и богатством.

Колядующий 3

Лето для старания, а зима для – гуляния. Не жалей лаптей в хороводушке.

Ведущий 1

«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» - гласит русская народная пословица. Но мы замыкаемся в стенах собственного мира, отгораживаемся от близких. Лишаем своих детей лада, милостивого беспокойства и желания принести в каждый дом добро, радость. Лишаем их возможности видеть, как рождественские пожелания дарят особое, счастливое сияние людям, приносят надежду, веру в завтрашний день и старым и молодым.

 Ведущий 2

Праздник великий настал уже снова;

Всюду веселье, пиры,  торжество…

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чьё справляем теперь Рождество:

«Каждый да будет милосердным

К слабым, сиротам, больным!

Доброе дело - великое счастье,

Это святое души торжество».

Иван

Где песня льётся, там мне живётся. Запевай песню звонкую, шуточную, прибауточную.

(Исполняют русскую песню).

 

Колядующий 1

 Хорошо в гостях , а дома лучше.

Колядующий 2

 На новое вам лето, на красное вам лето, куда конь хвостом, туда и жито кустом.

Колядующий 3

Куда коза рогом, там и сено стогом.

Колядующий 4

Жил-был кот Колоброз

Он развёл огород.

Уродился огурец,

Играм, песенкам конец.

(Все уходят  из зала).

Ведущий 1

Ай, люли, ай люли, гости все домой ушли. Вышла Маша маленька да закрыла ставеньки.

(Закрывает занавеску).

Ведущий 2

Вот так и коротали долгие зимние вечера наши сверстники много лет назад.

Список литературы:

  1. Колпакова Н.П.  Сокровище народа. М., 1964.
  2. Живая вода: Русское народное поэтическое творчество. М., 1974.
  3. Осетров В. Живая древняя Русь. М., 1964.
  4. Веселова Т.С. Художественно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения сказки // Литература в школе, 1984 г. № 3.
  5. Вороник М.Т. Работа над пословицами и крылатыми словами. Русский язык в школе, 1966, №3.
  6. Елонский С.Ф. Литература  и народное творчество: Пособие для учителей. М., 1956.
  7. Жемчужина н.И. Изучение русской народной  песни как средство эстетического воспитания младших школьников// вопросы преподавания русского языка и литературы в школе. Л., 1968.
  8. Лапина К.Р., Асташов Н.А. использование малых жанров фольклора для формирования навыков чтения// Начальная школа, 1980. № 8.
  9. Львова М.Е. Игра-драматизация как средство обучения выразительности речи (На примере русских народных сказок)// Начальная школа, 1982. № 6.

10.Никитина  М.А. Фольклор  в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск, 1968.

11. Гончарова А.В. Уроки о загадках// Литература в школе, 1984. №3.

12. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1977.

13. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия/ Сост. А.В. Кулагин. М., 1996.

14. Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. М., 1984.

15. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия/ Сост. Э.в. Померанцева и С.И. минц. М., 1963.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»

Образовательная программа творческого объединения  реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет) ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...