Разработка учебного занятия
план-конспект занятия по теме

Шипицына Наталья Васильевна

Разработка учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»

Учебное занятие

Тема:  Коллаж «Божьи коровки»

для воспитанников  1–го года обучения

детского объединения «Мозаика плюс»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Наталья Васильевна Шипицына

Тема:  Коллаж "Божьи коровки"

Раздел программы: Лепка из пластилина с использованием природного материала.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование и материалы: 

  • кабинетная доска;
  • столы, стулья;
  • медиапроектор, компьютер;
  • образец, выполненный педагогом;
  • коллажи, выполненные воспитанниками-выпускниками детского объединения "Мозаика плюс";
  • цветные иллюстрации и ватман с изображением божьей коровки;
  • технологические карты;
  • загадки, стихи, рассказ;
  • презентация "Божья коровка";
  • CD c  песнями про божью коровку, запись «Звуки леса»;
  • CD с записью анимационного урока по лепке из пластилина «Приключения червячка Яши».

Для воспитанников: 

  • пластилин;
  • стеки;
  • салфетка;
  • картон;
  • природный материал - скорлупки грецкого ореха;
  • дополнительный материал - макаронные изделия "Цветочки".

Цель: изучить технологию выполнения коллажа «Божьи коровки».

Задачи:

1.Научить приёмам поэтапной работы с пластилином, природным и дополнительным материалом на занятии.  

2.Развивать творческие способности, чувство объема и форму, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений и мелкой моторики детских рук.

3.Расширять кругозор детей, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.

4.Воспитывать аккуратность, бережливость, дисциплинированность, культуру труда, эстетический вкус.

Обогащение словаря: коллаж, стека, контррельеф.

Возраст воспитанников: 7-8лет (1 год обучения в детском объединении).

Время занятия: 1 пара (2 занятия по 40 минут, между ними переменка 10 минут).

Ход занятия

I.Вводная часть.

Психологический настрой воспитанников. Демонстрация фрагмента анимационного урока по лепке из пластилина «Приключения червячка Яши».

Педагог. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!

Воспитанники. Приветствуют педагога.

Педагог. Сначала мы повторим правила поведения на занятии: (ответы детей)

  • Каждый работает на своем рабочем месте.
  • Внимательно слушает объяснение педагога.
  • Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
  • На занятии соблюдай тишину, не отвлекай других детей.
  • Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  • Закончил работу – убери свое рабочее место.

Педагог.  С какими материалами мы сегодня будем работать на уроке? Воспитанники. Пластилин и природный материал.

Педагог. Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином: (ответы детей)

  • Работать пластилином на клеенке.
  • Руки вытирать специальной салфеткой.
  • Стеком пользоваться осторожно.

Проверка готовности к занятию.

Педагог. Сейчас проверим готовность к занятию. Я буду называть предметы, которые понадобятся вам для работы, а вы глазами проверяйте их наличие на рабочем столе.

II. Основная часть.

1.Вводная беседа.

Педагог. Дорогие ребята, вспомним солнечную полянку. Красота! Обилие разных трав, цветов, приятных запахов. И, конечно, невозможно представить эту полянку без пения птиц и жужжания насекомых! Каких насекомых вы знаете?

Воспитанники. Кузнечики, стрекозы, паучки, мухи, пчёлы, муравьи, бабочки.

Педагог. Хорошо, послушайте загадки ещё об одном насекомом:

Жук — жужжит, присев на ножки,
Спинка — круглая, как ложка,
Два крыла — в горошек, 
И летать, он — может.
 (Божья коровка)

                        Н. Кораблинова

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... 
 (Божия коровка!)

                               Т. Эйдензон

Педагог. Верно. Молодцы!

Демонстрация слайдов с изображением божьей коровки. 

Педагог.

Божья коровка мне на пальчик села.

"Божья коровка, ты куда летела?

И куда, малютка, ты теперь спешишь?

Скоро пальчик кончится - ты и улетишь.

Крылышки - скорлупки весело расправишь.

Поиграть со мной как тебя заставишь?"

                                                       Е.Корюкин.

Педагог. Божья коровка – это жук, просто вот с такой особенной раскраской в крапинку. С весны до поздней осени эти жучки активно истребляют тлю, которая вредит всем растениям,  а зимой божьи коровки забираются под опавшие листья, кору деревьев или камни и там ждут следующей весны. В зависимости от наличия пищи, эти насекомые живут от нескольких месяцев до года, и очень редко – до двух лет. Молодые божьи коровки отличаются яркой окраской, которая постепенно тускнеет с возрастом, при этом оставаясь достаточно убедительным предупреждением для хищников, которые захотят посягнуть на жизнь насекомого. Эффективный способ защиты — ядовитая резко пахнущая жёлтая жидкость, которую божьи коровки выделяют из суставов ног. Она отпугивает их главных врагов — пауков, лягушек и некоторых насекомых, питающихся божьими коровками. Птицы и другие позвоночные животные на божьих коровок не охотятся. Божьи коровки неплохо летают, делая крыльями до 85 взмахов в секунду.

Божья коровка – хищник. За один день жучок с удовольствием поедает до 50 тлей, а личинка его за время развития – около 800 штук. Экологически чистое уничтожение тли – поэтому «божью коровку» разводят на специальных фермах и выпускают в поля и сады. Во Франции на один куст розы высаживают 2-3 жучка – и тлей нет… Божья коровка борется с тлей и клещами и это очень важно.

Само имя этого жука говорит о том, что наши предки считали его таинственным персонажем, даже божественным. К тому же у многих народов есть поверье, что её нельзя ни в коем случае убивать, потому что это насекомое от бога.

2.Игра-задание "Мастерилка" (после каждого правильного ответа дети восстанавливают изображение божьей коровки на ватмане цветными деталями).

Педагог. Ребята, а сейчас мы с вами будем выполнять задания  "Мастерилки".

Педагог. Обратите внимание на иллюстрации, которые лежат на ваших столах. Скажите, сколько лапок у божьей коровки и как они расположены?

Воспитанники. Шесть лапок (три с одной стороны и три с другой).

Педагог. Молодцы, вы очень внимательно рассмотрели иллюстрации. У божьей коровки: две лапки расположены возле головки насекомого, две лапки по центру, две лапки сзади.

Педагог. Посмотрите внимательно, на голове божьей коровки есть усики и глаза. А на крылышках насекомого находятся точки.

Педагог. А кто из вас, ребята, знает, почему у божьей коровки на спинке чёрные пятна? (ответы детей).

Педагог. Очень интересные ответы у вас, ребята! Самые известные божьи коровки – те, у которых 7 черных точек на спинке. Количество чёрных точек зависит от того, какого вида коровка. А видов этих не менее четырех тысяч!

Очень красивая божья коровка получилась и у нас на ватмане, вы очень постарались, ребята!

И сегодня мы с вами выполним коллаж "Божьи коровки".

3.Новое определение:

Педагог. Коллаж - это картина, выполненная из разных материалов (пластилин, природный и дополнительный материал).

Педагог обращает внимание на присутствие на столах природного и дополнительного материала.

Показывая готовый коллаж "Божьи коровки" (образец), педагог анализирует его вместе с детьми.

Педагог. Какой формы туловище божьей коровки? Какой природный материал мы будем использовать для туловища.

Воспитанники. Овал. Скорлупки грецкого ореха.

Педагог. Как называют пластмассовые или  деревянные лопатки и ножи для моделирования пластилина?

Воспитанники.  Стеки.

Педагог. Верно. Какую рельефность на поверхности рисунка можно получить продавливая или процарапывая стекой тонкие бороздки, изображая траву на пластилиновом фоне.

Воспитанники. Контррельефный рисунок. 

Педагог. Какой дополнительный материал мы будем использовать для оформления рамки нашей работы.

Воспитанники. Макаронные изделия - цветочек.

Педагог. Этими цветочками можем оформить и фон нашей работы.

4.Повторение определений и понятий:

Педагог. Мы с вами уже знаем основные приемы работы с пластилином.

-Вспомните, как называется приём лепки, чтобы из куска пластилина получить шарик для головы? (Скатывание).

-Каким приёмом скрепляем детали головы и туловища? (Заглаживание).

-Как называется приём при помощи которого мы разделяем брусок пластилина стеком или резачком на отдельные куски? (Разрезание).
-Как будем прикреплять лапки к туловищу? (
Соединение).

Педагог. Ребята, а сейчас повторим правила личной гигиены.

  • Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.
  • Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе с пластилином? (ответы детей).

III. Практическая работа. Во время выполнения работы играет музыка.  

Демонстрация приёмов работы, последовательность выполнения коллажа. Во время выполнения творческого задания оказывается индивидуальная помощь воспитанникам, испытывающим затруднения  в выполнении задания.

Педагог. Каждый из вас получил технологическую карту, где показано, в какой последовательности надо делать коллаж. Какую основу для работы мы будем использовать?

Воспитанники. Картон.  

Педагог. Божья коровка любит ползать по траве, и мы будем использовать зелёный цвет для фона нашей работы:

а) берём в руки пластилин зелёного цвета 2-х оттенков: светлый и тёмный, пластилин хорошо разогреем в руках. Отщипываем маленькие кусочки и наносим (размазываем) на основу  (картон) - справа налево, опускаясь вниз;

б) оформляем рамочку цветочками (макаронные изделия). Для закрепления основы цветочка берём пластилин либо красного (лилового, синего, оранжевого) цвета, какой вам по душе. На ладошку кладём кусочек пластилина и пальчиком круговыми движениями катаем маленький шарик,  кладём его по краю картонки, крепим на него цветочек, закрепляем цветочек шариком из пластилина. Таким образом, оформляем всю картонку, и получается цветочная рамочка;

в) можно оформить полянку в технике контррельеф.

Педагог. Скажите, какой инструмент вам понадобится для этой работы?

Воспитанники. Стека.

Физкультминутка (выполняется 3 раза под запись «Звуки леса»):

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

И кружимся потом.

Продолжение практической работы.  

Педагог:

г) приступаем к выполнению божьей коровки: туловище (скорлупку грецкого ореха обмазываем пластилином красного цвета), прямыми движениями между ладошками катаем жгутик чёрного цвета, кладём жгутик на скорлупку, таким образом, она разделена на две равные части; катаем шарик чёрного цвета для головы насекомого, присоединяем его к скорлупке;  затем катаем жгутики для 2 усиков и 6 лапок, присоединяем их к туловищу. Украшаем туловище божьей коровки: катаем шарики из чёрного пластилина, кладём их на скорлупку и прижимаем пальчиком;

д) аналогично выполняем вторую божью коровку. Можно дополнить цветочками  (дополнительный материал) фон своей работы.

IV. Подведение итогов занятия.

Педагог. Работа закончена. Посмотрите, какие разные получились божьи коровки.

Воспитанники сами оценивают свои работы, выбирая из предложенных  звёздочек нужный цвет (красный – отлично справился, синий – получилось не очень хорошо). Педагог, учитывая мнение детей, оценивает работы. Поощряет детей золотыми звёздочками, которые справились с работой без помощи педагога и принимали активное участие в ходе занятия.

Педагог. Молодцы, все работы, получились очень интересными. Ребята, понравилось вам выполнять работу в технике коллаж? (ответы детей). 

Педагог. Ваши работы украсят наш кабинет, но для прочности я покрою их бесцветным лаком.

Творчеству во все века и годы

Человек учился у природы.

Ведь она - и мастер, и мудрец,

Для искусства высший образец.

                                        Л.Никонова

Педагог. Ребята, я желаю вам творческих успехов в дальнейшей деятельности.

V. Уборка рабочих мест.

Каждый воспитанник убирает свое рабочее место, дежурные наводят порядок в кабинете.

Литература:

1.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272 с.: ил. - (Воспитание и доп. образование детей).

2.Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. -М.: Издательский центр "Академия", 2004. -256с.

3.Лыкова И.А. Мастерилка "Цветные ладошки": Учеб.-метод. пособие. Дмитров: ИД "Карапуз", 2005. -68с.

4.Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -48с. - (Город мастеров).

5.http://deti-burg.ru/deti-posle-goda/uchimsya-lepit-iz-plastilina.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...