Открытый урок по ритмике "Волшебная музыка весны"
методическая разработка по теме

Рощина Елена Александровна

Данная разработка представляет собой конспект урока в группе детей 6-7 лет, в котором сочетаются различные виды работы: коллективное музицирование, пение, движение под музыку, анализ прослушанных музыкальных произведений, ритмические игры, рисование. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ritmike.docx28.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок преподавателя Рощиной Е. А.

по предмету «Ритмика и развитие музыкальных способностей»

в группе учащихся отделения раннего эстетического развития

Дата: 25.04.2013 г.

Тема: «Волшебная музыка весны»

Цель урока: Развитие у детей музыкальных и творческих  способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, чувства ритма, воображения и музыкальной памяти. Формирование навыков игры на шумовых инструментах, навыков восприятия музыкальных произведений. Доставить детям эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на занятия.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями,  развитие навыков в области музыкально-ритмического движения;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения;
  • обучение элементарным навыкам коллективного музицирования.

Развивающие задачи:

  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и интереса к музыке;
  • всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке;
  •  воспитание  умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми;
  •  учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: Традиционный

Форма организации урока: Групповая

Необходимое оборудование: музыкальный центр, CD-диски,  клавишный синтезатор «YAMAHA», компьютер, карточки, шумовые инструменты, мольберт, фломастеры, искусственные цветы, волшебные палочки в виде сосульки, веточки вербы и бутона, шапочки с названиями месяцев.

План урока:

№ п/п

Этап урока

Время, мин.

1

Приветствие

2

2

Ритмическая игра «Весной»

3

3

Танцевально-ритмическая импровизация

4

4

Упражнение «Телеграмма»

2

5

Загадки и песня про птиц

5

6

Слушание музыки, определение лада и трехчастной формы.

5

7

Графическое изображение звуков природы

3

8

Песня о весне

3

9

Релаксация – «Волшебный цветок добра»

3

Ход урока:

Дети под музыку заходят в класс

Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга в начале нашего урока.

Музыкальное приветствие

Педагог: Ребята, а кто из вас знает, какое время года сейчас за окном? Я хочу загадать вам загадку, послушайте внимательно!

 Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла … /весна/

Молодцы, ребята! Конечно весна! А сколько месяцев весны вы знаете? Назовите их. (Ответы детей)

Ребенок: У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.

 Проводится ритмическая игра «Весной».

Месяц март играет на бубне в ритм словам первого четверостишия, Апрель сопровождает игрой на колокольчике второе четверостишие, а Май – игрой на маракасе – третье.

  1. В марте тает рыхлый снег –

Скользкая дорога (дети идут по кругу дробным, ритмичным шагом).

Приготовились к весне

Мы с тобой задолго.

  1. Сняли валенки вчера,

Сапоги надели (дети выполняют движения)

Потому что со двора

Слышатся капели.

  1. Ну, а в мае – красота!

Все зазеленело (садятся на корточки, медленно поднимаются с пола, вытягивая руки – росточки вверх, в конце раскрывают пальцы рук – «бутоны распускаются»).

То художница – весна

Принялась за дело.

А теперь, дорогие месяцы, возьмите свои волшебные палочки и назначьте музыкантов  и танцоров.

Раздает месяцам волшебные палочки: Марту – в виде сосульки, Апрелю – в виде веточки с почками, Маю – в виде бутона. Месяцы выбирают несколько музыкантов из детей (они будут подыгрывать на шумовых инструментах),  танцоров. Педагог предлагает импровизировать и включает музыку.

Звучит вальс Йозефа Штрауса «Весенние голоса»

Дети садятся на стулья.

Педагог: Как красиво вы двигались и ритмично подыгрывали!

 Весной с юга прилетают перелетные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте поможем ему ее отправить!

Дети: Дятел сел на толстый сук,

Тук-тук, тук-тук

Всем друзьям своим на юг,

Тук-тук, тук-тук.

Телеграммы срочно шлет,

Туки-туки-тук.

Что весна уже идет,

Туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг,

Туки-тук, туки-тук.

Что подснежники вокруг,

Туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал,

Тук-тук, тук-тук.

В жарких странах не бывал,

Тук-тук, тук-тук.

Ну, скажите, почему

Скучно дятлу одному?

Педагог: Телеграмма быстро дошла до перелетных птиц, и они вернулись домой. Какие же птицы прилетели? Отгадайте загадки!

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.

А зовут его…(скворец)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит… (жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (грач)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

А давайте споем о них песенку?

Песня «Возвращаются певцы»

Педагог:   Ребята, весной погода очень неустойчивая (показывает картинки): то ярко светит солнышко, то его тучки заслоняют. От этого и настроение меняется – то оно веселое, то грустное. У музыки тоже бывает разное настроение: когда мелодия веселая, то мы говорим, что она звучит в мажоре, а когда грустная – в миноре. Сейчас вы послушаете музыкальные фрагменты и попробуете определить, какое настроение у музыки? (Дети слушают фрагменты и поднимают соответствующие картинки).

Молодцы, ребята! А сейчас следующее задание. Нужно послушать музыку и повесить на доску картинки, обозначающие настроение, переданное музыкой. У произведения несколько частей, постарайтесь их услышать, получится небольшая картина. Спокойную музыкальную часть отметим солнышком, напряженную – тучкой. Будьте внимательны.

Звучит «Норвежский танец» Грига. Дети вешают на доску солнышко, тучку, солнышко.

Педагог: Сколько же частей в этом музыкальном произведении? Правильно, три части.

 А сейчас давайте послушаем звуки весны в природе. И ответы быстро нарисуем. Вот как я.

Звучит первая фонограмма звуков природы: пение птиц сменяется шумом дождя. Педагог рисует фломастером на листе бумаги птиц (галочками), Затем тучку, льющую дождик.

Затем детям предлагается послушать вторую фонограмму и самим нарисовать ответы на новую загадку. Звучит шум грозы, затем птичье пение. Дети могут нарисовать тучку, зигзаг молнии, птиц. Фонограммы-задания могут быть разными, например: шум ручья, птичий щебет, ветер и т. д. педагог хвалит детей.

 А сейчас я предлагаю вам спеть песенку о весне.

Ребенок: Вот и солнышко проснулось, стало ярче припекать,

Потянулось, улыбнулось, малышей зовет гулять.

Вместе с солнышком встаем, вместе с птицами поем.

-С добрым утром! С ясным днем! – Вот как славно мы поем!

Песня «Весна»

Релаксация - «Волшебный цветок добра».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки, ваше тело, вашу душу. От цветка  исходит удивительный, неповторимый аромат. Звучит приятная музыка. И вам хочется ее слушать и слушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение внутрь цветка и в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас хорошее, радостное, солнечное настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли и поделитесь своим хорошим настроением с друзьями!

Дети встают.

Педагог: Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!

 Поздравляю вас, ребята, с приходом весны! Будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе

Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....

Открытый урок Волшебство в музыке

Аналогии и ассоциации, комплекная афферентация и  когнитивные эффекты - основа открытого урока "Волшебство в музыке". Дети находят самостоятельно связи звуков, их композиций с картинами окружающе...

Открытый урок по предмету "Музыка и движение"

20.04.2013 на базе музыкальной школы г. Нижнеудинска Иркутской области прошло районное методическое мероприятие. Я давала два открытых урока по предметам "Музыка и движение" и "Работа с хором мальчико...

Открытый урок по теме"Музыка в Германии"

Данный урок я готовила  для проведения декады по немецкому языку....

Открытый урок на тему "Музыка в нашей жизни"

Основной задачей каждого учителя является формирование учебной мотивации на уроке. Для формирования мотивации необходимо использование различных методических приемов. Предлагаю побробный план урока по...

Конспект открытого урока на региональном семинаре (весна 2013г)

Подгрупповое занятие по теме "Дифференциация звуков с - ц в устной речи и на письме 3 класс"...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...