«Прекрасное вокруг нас. Необходимость экологического воспитания детей»
методическая разработка на тему

Чишко Светлана Петровна

Вся жизнь наша связана невидимыми нитями с красотой природы  и, конечно, надо помочь детям увидеть эту связь искусства, красоты с жизнью, природой.

Внимательно рассмотрим образцы народного искусства. Очень популярные, например, белоснежные кружева являются прекрасным образцов применения народными мастерами красоты природные элементов, переосмысленных в красоту линейных ритмов, ритмических повторов, составляющих элементов, композиционных смысл которых уходит в глубину веков. Дети счастливы узнаванием, в кружевах нитей паутинок морозных узоров, волнообразных змеек- ручьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Задонский Дом школьника

Доклад на тему:

«Прекрасное вокруг нас.

Необходимость экологического воспитания  детей»

                                                 Материал подготовила методист

Чишко С.П.

Задонск 2013г.

Вся жизнь наша связана невидимыми нитями с красотой природы  и, конечно, надо помочь детям увидеть эту связь искусства, красоты с жизнью, природой.

Внимательно рассмотрим образцы народного искусства. Очень популярные, например, белоснежные кружева являются прекрасным образцов применения народными мастерами красоты природные элементов, переосмысленных в красоту линейных ритмов, ритмических повторов, составляющих элементов, композиционных смысл которых уходит в глубину веков. Дети счастливы узнаванием, в кружевах нитей паутинок морозных узоров, волнообразных змеек- ручьев.

Сережки на ветках деревьев, семя одуванчика - парашюта, строение паутинки с капельками росы, узор крыльев бабочек - весь микромир раскрыт перед ребенком. Умей только читать эту дивную книгу природы. А рассмотреть внимательно надо не только логически, но и эмоционально, образно.

Каждый человек видит природу по - своему. Один - через восприятия великих мастеров кисти, музыки, слова, другой может часами любоваться бушующим морем и с широко раскрытыми от восторга глазами стоять на прибрежной скале, подставив свою непокрытую голову ураганным порывам ветра, несущим клочья  морской пены и горько соленые брызги.

Неисчерпаемыми красотами одарит природа того, кто умеет ее видеть — и не только то, что можно увидеть — познать, заглянув в природу глубже, присмотревшись к.ней пристальным взглядом искателя.

Корчевали лес. Пни с перепутавшимися корнями стащили трактором в кучи. Что, кажется, интересного может увидеть человек в  этом кладбище деревьев? Но пришел к нему искатель с руками умельца - волшебника и душой мечтателя, пришел и увидел среди засохших скрюченных корней бородатую голову Лешего, сгорбленную старостью Бабу - Ягу, задумавшегося над нивой хлебороба. Умершая природа получила вторую жизнь в творчестве человека.

Человек1 умеющий видеть! Это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество -умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни.

Причины  пагубного  воздействия детей  на  природу

Обратимся к нашей повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран - всю ночь лилась вода. Ходили с детьми на прогулку в лес, принесли охапки цветов - и тут же выбросили завядшие букеты.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек,, то наблюдаются различные негативные проявления у детей в отношении к природе. Вот что по этому вопросу говорят современные ученые - педагоги: «Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимость заботы о животных и растениях (Встречаются дети, которые бережно относятся к, какому либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробочку насекомых),составляют букет и из цветущей земляники; обрывают бутоны для игры и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к, природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывая ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относится к .животным, они могут бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к. природе - отсутствие знаний о растениях, животных их потребностях особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно - в условиях города, недооценка взрослыми проблем воспитания у детей познавательных интересов  окружающему миру, в том числе и к природе.

Безумное, а порой жестокое отношение к природе - результат нравственной невоспитанности, когда дети глухи к, состоянию других людей, тем более - животных и растений; не способны к. сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Пути  воспитания  позитивного  отношения к  природе

Для устранения этих негативных явлений необходимо формировать у детей представления о растениях и животных как, Живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Надо обучать ребят навыкам ухода за растениями, животными. Военным фактором является и эстетическое восприятие природы детьми, широкое включение в образовательный процесс произведений искусства.

Но одного зрительного восхищения и любования природой еще мало. Нужно закрепить понимание красоты природы в себе, чтобы подлинно обогащаться ею духовно и беречь ее.  Необходимо закрепление этого творческим созиданием.

Практическая творческая деятельность детей, организованная таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство линии, ритма, композиции, формы и т. д., является здесь замечательным помощником. Язык искусства - отличное средство взращивания любви к природе. Необходимо только умело им пользоваться, не отрывая форму от содержания. Поэтому очень важна связь с окружающей детей жизнью, бытом, традициями, искусством.

Необходимость экологического воспитания детей

Начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника  к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Современные психолого-педагогические исследования поколебали прежние представления о ребенке младшего школьного возраста как о  «несмышленыше», слепо повторяющем поведение взрослых. Традиционное представление о нем существенно отличается от реального обучающегося начальной школы, который нередко проявляет себя как,  деятельный субъект воспитания. В научной литературе отмечается особая чувствительность младших школьников к различным воздействиям окружающей природы и социальной среды; их не  только наглядно - образное мышление, но элементы логического, абстрактного мышления; целостное, нерасчлененное мировосприятие, что создает большие потенциальные возможности для обучения и воспитания детей в духе экологической ответственности и создает базу для по следующих ступеней школьного обучения.

Современные тенденции развития экологического образования в нашей стране и за рубежом показывают, что оптимальные возможности для достижения цели экологического образования представляет смешанная (комбинированная) модель. При этом все учебные предметы сохраняют свои специфические цели обучения, воспитания и развития, внося определенный вклад в формирование экологической культуры.

Автором были изучены многие программы по прикладному творчеству. Типового плана или программы по курсу «Работа с различными природными материалами» нет. Планы или учебные программы подобных кружков в различных детских образовательных учреждениях глубоко индивидуальны в зависимости от занятий и опыта конкретного педагога. Учитывая резкое ухудшение экологической обстановки в мире, современные тенденции развития экологического образования. Была создана программа по прикладному искусству, включающая вопросы по экологии, что позволяет ориентировать на воспитание и обучение поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающим миром.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Задонский Дом школьника

МЕТОДИЧЕСКАЯ       РАЗРАБОТКА

«Реализация экологического воспитания обучающихся

в системе дополнительного образования»

                                                 Материал подготовила методист

Чишко С.П.

Задонск 2013г.

 

Дополнительное экологическое образование направлено на решение                                          важнейшей задачи воспитания экологической культуры молодого поколения.

Оно призвано обеспечить формирование научных эколого – биологических                              представлений и понятий, содействовать переводу их в план практической                           экологической деятельности. Поэтому использование потенциала                                            дополнительного образования наряду с изучением в школьном курсе основ экологии не только обогащает обучающихся дополнительными экологическими знаниями, но и позволяет формировать у них умения и навыки, необходимые для проведения мероприятий по защите и улучшению окружающей среды,  экологически активную жизненную позицию, т.е. природоохранное поведение. Необходимо отметить, что эколого – биологическое (натуралистическое) направление деятельности учреждения                                            дополнительного образования на сегодняшний момент признано одним из                                 приоритетных, т.к. именно оно становится основой для формирования нового                         образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с                                 окружающей средой. В связи с проведением оптимизации учреждений                                дополнительного образования возникло ряд проблем.

             Среди проблем, с которыми сталкиваются педагоги учреждений                                      дополнительного образования, осуществляющие экологическое образование                                   и воспитание, наиболее важными, на наш взгляд являются следующие:

  -  взаимосвязь урочных и внеурочных видов экологической деятельности;

  -  ориентация экологического обучения и воспитания ценностных

аспектов экологического знания, формирование нравственных оценок и                                 суждений по поводу экологических проблем и путей их решения

( аксиологический компонент экологической культуры личности);

   -  взаимосвязь национального и регионального в раскрытии

экологических проблем.

          Важным моментом является также сотрудничество учреждений                                       дополнительного образования со специалистами научных, природоохранных,                              просветительских, санитарно – гигиенических, туристических учреждений и                                 организаций; проведение совместных акций и мероприятий, оказание                                   помощи при сборе экологических данных для экомониторинга и пр.

             Следует отметить, что экологическое образование и воспитания детей и                 подростков в учреждениях дополнительного образования России имеет                           широкую географию, интересно и разнообразно по содержанию, и порой                              организовано лучше , чем в школьном курсе.

           Территориально организация дополнительного экологического образования детей и подростков может осуществляться в школе, учреждении                                           дополнительного образования, городском лагере дневного пребывания,                                   загородном оздоровительном лагере. При этом процесс экологического                                   образования и воспитания охватывает во временном отношении несколько                             часов (экологическая акция), дней (экологическая экспедиция), месяц                                    (экологическая смена в оздоровительном загородном лагере), или                                            осуществляется на постоянной основе ( биостанция, экологическая база).

Разнообразны направления экологической  деятельности – образовательные,

исследовательские, просветительские, природоохранные, комплексные,                                 психологические тренинги.

            Для того, чтобы решать эти проблемы учреждениями дополнительного                образования  необходимо использовать в своей работе нетрадиционные,

инновационные формы и методы работы по экологическому воспитанию.

              В Задонском районе реализация содержания дополнительного                                       экологического образования обучающихся осуществляется в учебной сфере                               как традиционными формами – уроком, практическими занятиями, лекциями,                         так и нетрадиционными – экологическим практикумом, олимпиадами,                              выставками, экскурсиями в природу, экологическими походами, учебными

экологическими тропами и летними экологическими лагерями,                                          экологическими акциями, эколого – просветительскими мероприятиями,                                 «круглыми столами», конференциями и др. Используемые при этом средства                                также специфичны, это натуральные (природные) и изобразительные                                 пособия ( гербарий, муляжи, поделки из природных материалов, рисунки),                           экологические  фотоэкспозиции, экологические теле – и радиопередачи, кино                             - видеофильмы, интернет.

             Организацию работы по экологическому направлению в реорганизованных учреждениях дополнительного образования можно проследить, на примере МБО УДОД Задонского Дома школьника. Здесь работают детские объединения «Юный лесовод», «Юный турист» и «Родные тропинки».

           Кроме выполнения учебных программ педагоги вместе с воспитанниками занимаются общественной экологической деятельностью.

  Большая прилегающая территория требует внимания и заботы, к тому же

Разбит плодовый сад ( яблони, сливы, барбарис, груша), растут ландыши.

Здесь были высажены саженцы голубой ели. По периметру участка                                                  посажены молодые липы, рябины, каштаны. С фасада здания разбиты цветники.

            За Задонским Домом школьника администрацией города закреплено                                     несколько участков: отрезок русла р. Тешевка, улица Ленина. Здесь ведется         постоянная работа по расчистке, озеленению данной территории.

Мероприятия экологической направленности ( День воды, День птиц, День                 Земли, День малых рек и пр.) планируются и проводятся не только                                   посредством трудовых десантов, но и с использованием различных, в том                            числе инновационных форм проведения: народные обряды, ритуалы, игры.

          В учреждении ведется планомерная методическая работа по учету и

оказанию помощи учебно-опытным участкам школ района. По итогам

каждого учебного года  проводится районная выставка-конкурс «Урожай года».Задонский Дом школьника принимает активное участие во всех акциях, проводимых различными государственными и международными                                    экологическими организациями: Государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого - биологический центр», Международный фонд защиты животных Международная неправительственная природоохранная организация

ГРИНПИС, районный комитет охраны природы.

                Многие  воспитанники учреждения занимают призовые места в областных, региональных и всероссийских акциях и конкурсах: «Подрост». Целью экологического воспитания является становление экологической                   культуры личности и общества как совокупности практического и духовного                               опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его                                     выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет                               формирование и развитие экологического сознания и экологической                                        культуры личности. И в этом большую роль играют учреждения                                         дополнительного образования, так как их задача несколько  обучающая, сколько развивающая и воспитывающая.

.                                    

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие "Прекрасное - вокруг нас"

Прекрасное – вокруг нас (по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)Урок-открытиеЦель: воспитание  учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование и развитие у учащихся положительны...

Плавание, как жизненно необходимый навык и прекрасный спорт

методические рекомендации по плаванию...

"Прекрасное вокруг нас"

презентация и конспект  урока русского языка 5 класс "Повторение по теме имя прилагательное"....

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...