Карта обследования устной речи первоклассника
тест по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Обследование устной речи по карте поможет выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_obsledovaniya_ustnoy_rechi.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования устной речи первоклассника

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________

Число, д/с  ____________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

собака – маска – нос

      У осы не усы, а усики.

сено – василек – высь

Синица сидит на осине.

замок – коза

У зайки заболели зубы.

зима – магазин

Зина зимой зябнет.

З-ж: У тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка.

цапля – овца – палец

Нет конца у кольца.

С-ц: Лисица гонится за зайцем. Синица заметила гусеницу.

шуба – кошка – камыш

У машины широкие шины.

С-ш: Шесть сушек у шести старушек.

жук – ножи

Жук жужжит.

щука – вещи – лещ

В ящике сидит щенок.

чайка – очки – ночь

Девочки и мальчики прыгают как  мячики.

Ч-щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Ч-ть: ручей течёт, течёт, никак не вытечет.

рыба – корова – топор

Наши поросятки выросли на грядке.

река – варенье – дверь

На рисунке нарисованы репа и брюква.

лампа – молоко – пол

Мама Милу  мыла мылом.

лето – колесо – соль

Лимон лежит на блюдце.

Р-л, рь-ль: Рыбу ловит рыболов. Лара играла на рояле.

Балерина уронила лекарство около зеркала.

Ль-i: Юля поливает лилию из лейки.

Юля и Илья гуляют по аллее.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

Мотоциклист

Перепорхнуть

Градусник

Аквалангист

Велосипедист

Библиотекарь

Экскаватор

Фотоаппарат

Экскурсовод

Тротуар

Регулировщик

Виолончелист

У фотографа фотоаппарат со вспышкой (по картинке)

Регулировщик руководит движением на перекрестке (по картинке)

Милиционер стоит на перекрестке (3 раза)

Водопроводчик чинит водопровод  (3 раза)

Космонавт управляет космическим кораблем (3 раза)

Дополнительные упражнения

  1. «Рядоговорение» - перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели (возможны наводящие вопросы, не содержащие порядкового перечисления).

2.  «Ритмы» - послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же.

  1. простые ритмы - // /, / //, // / /, / ///, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.
  2. Сложные ритмы - /// / /, / // //, / /// /, // /// /

3. Тест «кулак–ребро–ладонь» - посмотри на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же (3 раза).

4. Субтест «Повторение цифр»: -

             1) повтори цифры в таком же порядке,

              2) повтори цифры, но только начинай с конца, повторяй цифры в обратном порядке:

Прямой счет

3-8-6

6-1-2

3-4-1-7

6-1-5-8

8-4-2-3-9

5-2-1-8-6

Обратный счет

2-5

6-3

5-7-4

2-5-9

7-2-9-6

8-4-9-3

Состояние фонематического восприятия

1. опознавание фонем: 

А) подними руку, если услышишь «ы» среди других гласных;

Б) хлопни, если услышишь согласный звук (П, К, Н, М, Т, Р)

2. различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

А) звонких и глухих по картинкам п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф

Б) шипящих и свистящих: с, з, щ, ш, ж, ч

В) соноров: р, л, м, н

3. повторение за логопедом слогового ряда:

Са-ша-са

Да-та-да

Бу-бу-бю

Зы-жи-зы

Та-да-та

Ва-вя-ва

Си-щи-чи

Ба-па-ба

Ге—гэ-ге

Ше-ще-се

Па-ба-па

Да-дя-да

Су-цу-су

Ша-жа-ша

Пе-пэ-пэ

Ца-ча-ца

Жа-ша-жа

Те-то-те

Са-ца-ца

Са-за-са

      Ле-ло-ле

Цы-ты-цы

За-са-за

      Ру-рю-ру

Тя-ча-тя

Го-ко-го

      Лы-ры-ры

Ше-ще-се

Ко-го-ко

      Я-ля-ля

Ча-тя-ща

Вэ-фэ-вэ

      Ма-на-ма

Зэ-же-ше

Фэ-вэ-фэ

      Ю-лю-лю

4. выделение звука среди слогов: подними руку, если услышишь «о» среди других гласных: ла, ка, ша, со, ны, мы, су, ко, жу, сы, го, си, гё

 

5. выделение звука среди слов: подними руку, если услышишь слово со звуком «ж»: лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

6. называние слов со звуком «з»:

7. определение наличия звука «Ш» в названии картинок: колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда

8. называние картинок и определение отличий в названиях:

Пашня-башня                        

                         

Крот-грот                                                        

Собор-забор

Сук-жук

Катушка-кадушка                      

                     

Мышка-мошка                                                

Касса-каша

Лук-люк

9. определение места звука «Ч» в словах (начало, середина, конец): чайник, ручка, мяч

10. раскладывание картинок в два ряда: в первый «с», во второй – со звуком «Ш»: сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • выделение конечного согласного из слов
  • гласного

Кот

Ведро

Сом

Грибы

Лимон

Рука

Сироп

Чулки

Сук

шары

Малыш

Шимпанзе

  • выделение начального согласного из слов
  • гласного

Мост

Оля

Пол

Аня

Вода

Уши

Дом

Осы

Тапки

Эля

Чайник

Щетка

  • определение последовательности звуков в слове

Кот

Вата

Дом

Лапа

Нос

Рыба

Суп

Шина

  • определение количества звуков в слове

Нос

Батон

Кит

Банка

Ваза

Диктант

  • Определение места звука в слове

Первый звук в слове КОРЗИНА

Первый звук в слове ШАПКА

Третий звук в слове СОСНА

Третий звук  в слове КНОПКА

Последний звук в слове БОКАЛ

Последний звук в слове САМОВАР

  • Определение слогов в слове

Мак

Лук

телефон

карандаш

  • Переставить, заменить, добавить звуки (слоги), чтобы получилось новое слово:

Сук (сок)

Ложа (жало)

Стол (стул)

Сосна (насос)

Марки (рамки)

  • Закончить слово

Бара…

Лопа....

Пету…

Кенгу..

Замо..

Коле..

  • Сколько слов в предложении, объяснить смысл предложений:

Дачница посадила лук.

За рекой зеленый луг.

Исследование состояния экспрессивной речи

А) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Назвать существительные по темам                                                    

Назвать одним словом (обобщить)

«Ягоды»:

Клубника, смородина, черника -

«Дикие животные»:                                                                                

Волк, лиса, заяц -

«Домашние животные»:                                                                      

Кошка, собака, свинья -

«Птицы»:

Автобус, самолет, теплоход -

Б) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Ворона каркает.

А как подает голос кукушка? (Кукует)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)

А как подает голос волк? (Воет)

А что делает продавец? (Продает)

А как подает голос лошадь? (Ржет)

А что делает маляр? (Красит)

А как подает голос овца? (Блеет)

А что делает швея? (Шьет)

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)

Руль какой? (Круглый)

Слива какая? (Овальная)

Окно какое? (Квадратное)

Одеяло какое? (Прямоугольное)

Флажок какой? (Треугольный)

В) ПОДБОР АНТОНИМОВ

Друг

Горе

Добро                                                                

Горячий

Поднимать

Легкий                                                                

Давать

Продавать

Длинный    

Г) СОСТОЯНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии)

Глаз – глаза

Ухо -

Окно -                                                                                          

Лист –

Дерево -                                                                                      

Стул -                                                                                                                                                              

Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)

Два пня – пять пней

Две книги - …

Два воробья - пять …

Два ведра - …

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос

«Много чего?» по картинкам)

Карандашей -

Книг -

Листьев -                                                                                  

Вилок -

Ушей -

Ведер -                                                                                      

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам)

Фиолетовый колокольчик                                            

Розовое платье

Серая ворона                                        

Разноцветные цветы

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)

Где спит собака? (Под крыльцом)                                                                      

Откуда выходит кошка? (Из-за дома)

Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца)

Где прячется кошка? (За домом)                                                                          

Д) СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

Лист – листик

Изба – избушка

Трамвай – трамвайчик

Крыльцо – крылечко

Кресло – креслице

Образование названий детенышей животных

У коровы –

У  медведя -

У лошади –

У барсука -

У собаки –

У козы -

У овцы –

У лося -

Образование относительных прилагательных

Стол из дерева (какой?) – деревянный

Носки из шерсти (какие?) –

Аквариум из стекла (какой?) –

Сапоги из резины (какие?) –

Крыша из соломы (какая?) –

Крепость из снега (какая?) –

Стена из кирпича (какая?) –

Лопатка из металла (какая?) –

Шапка из меха (какая?) –

Сок из яблок (какой?) –

Образование притяжательных прилагательных

Очки бабушки (чьи?) – бабушкины

Ухо  лисы (чьё?) –

Туфля (чья?) –

Берлога медведя (чья?) –

Усы кошки (чьи?) –

Гребень петуха (чей?) –

Состояние связной речи

Составление рассказа по серии картинок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы.

Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начльной школы....

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Обследование устной речи детей 6-7 лет, поступающих в школу

Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Представлена подборка диагностичесих заданий, составленных на основе методики  Фотековой Т.А., направленных...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обуч...

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Обследование устной речи учащихся старших классов. Протокол обследования

Тестовая диагностика устной речи старших школьников по Фотековой Т.А. Приведены речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протоко...