Обследование устной речи детей 6-7 лет, поступающих в школу
методическая разработка по теме

Сенкова Елена Александровна

Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Представлена подборка диагностичесих заданий, составленных на основе методики  Фотековой Т.А., направленных на  определение готовности  ребёнка к школьному обучению. Предлагаются тестовые задания по всем  напрвлениям развития речи дошкольников. Каждое тестовое задание имеет  инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Исследование состояния фонематического восприятия.

а) повторение слоговых цепочек из двух - трёх слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

(предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение)

ба - па -                                         па - ба

са - ша-                                          ша - са

ша - жа - ша -                                жа - ша - жа

ца - са - ца -                                   са - ца - са

ра - ла - ра -                                    ла - ра - ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба - па), а затем второй (па - ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба - па - па - ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.

Оценка:

высокий уровень - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

средний уровень - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется  первому (ба - па - ба - па);

низкий уровень - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.

б) воспроизведение и различение  слов-паронимов.

( коза - коса, бочка - почка)

Инструкция (даётся поэтапно):

- внимательно послушай и повтори за мной слова: коза - коса;

- что означают эти слова?

- какими звуками отличаются?

Оценка:

высокий уровень - правильное и точное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;

средний уровень - правильное воспроизведение пары слов,  трудности определения лексического значения или звукового состава слов;

низкий уровень - неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.

II. Исследование языкового анализа и синтеза.

а) определение количества и последовательности слов в предложении.

Инструкция: Внимательно послушай  предложение.

Стоят тёплые деньки.

Сколько слов в предложении?

Назови 1, 2, 3… слово.

Аналогично разбираются предложения: Жёлтые листья падают на землю.

Около дома росла высокая берёза.

Оценка:

 высокий уровень - правильный ответ с первой попытки;

средний уровень - правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).

низкий уровень - неэффективное использование помощи взрослого, неверный ответ с третьей попытки.

III. Исследование фонематического анализа.

а) выделение звука на фоне слова.

Инструкция: Внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).

Сом, щётка, зайка, собака, шум, самолёт, зубы, цапля,  посуда, магазин, квас, закат, листок, птица, капуста, зонтик, цветник, капуста.

б) выделение первого звука в слове.

Инструкция: Внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.

Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

в) выделение последнего звука в слове.

Инструкция: Внимательно послушай слова и назови последний  звук в каждом слове.  Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

г) определение места звука в слове (начало - середина - конец).

Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…

Р - ракета, барабан, забор.  К - капуста, макароны, мальчик. О - обруч, дорога, кино.

д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).

Инструкция: Послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.

Утка, зонт, бант, рама,  банан, кошка.

е) определение общего звука в словах.

Инструкция: Внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается во всех этих словах.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка.

ж) придумывание слов с заданным звуком.

Инструкция: Назови мне слова, в которых  есть звук…        Л, М, Д, Ш.

Оценка:

высокий уровень - правильный ответ с первой попытки;

средний уровень - правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень - правильный ответ с третьей  попытки, неэффективное использование помощи.

IV. Исследование фонематического синтеза.

Инструкция: Внимательно послушай и назови слово, которое я буду произносить по звукам.

Ч-а-с, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.

Оценка:

высокий уровень - правильный ответ с первой попытки;

средний уровень - правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень - правильный ответ с третьей  попытки, неэффективное использование помощи.

V. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

а). Произнесение слов сложной слоговой структуры.

Инструкция: повтори  за мной слова.

Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, кораблекрушение, аквалангист, термометр.

б). Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: Повтори за мной предложения.

Корабль потерпел кораблекрушение.

Стрелочник перевёл стрелки.

Милиционер остановил мотоциклиста  у железнодорожного полотна.

(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).

Оценка:

высокий уровень - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления,

средний уровень - замедленное послоговое воспроизведение,

низкий уровень - искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и  перестановки звуков и слогов внутри слова).

VI. Исследование словаря и навыков словообразования.

а) названия детёнышей животных.

Инструкция: у кошки котята, а у …

Козы - …, волка - …, утки - …, лисы - …, льва - …, собаки - …, курицы - …, свиньи - …,

коровы - …, овцы - ….

б) подбор антонимов.

Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот - маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.

Светлый - …, высокий - …, старый - …, смелый - …, трудный - …, грустный - …,

близкий - …, лёгкий - …, тихий - ….

в) образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стул - …, стол - …, дом - …, снег - …, дерево - …, окно - …, ухо - …, платье - …,  трава - ….

г) образование прилагательных от существительных.

Относительных.

Инструкция: кукла из бумаги - она бумажная.

Шляпка из соломы -…, горка изо льда - …, салат из моркови - …, суп из грибов - …, лист дуба - …, шишка ели - …, варенье из черники - …, варенье из сливы - ….

Качественных.

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность - …, зайца за трусость - …, медведя за силу - …, льва за смелость - ….

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …

Мороз - …, солнце - …, снег - …, дождь - …, ветер - …, холод -….

Притяжательных.

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

Кошки - …, медведя - …, волка - …, льва - …, лисы - …, зайца - …, белки - …,

гнездо орла - …, клюв птицы - …, ружьё охотника - ….

Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:

высокий уровень - правильный ответ;

средний уровень - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей  помощи;

низкий уровень - неверно образованная форма.

VII. Исследование грамматического строя речи.

а) повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)

Птичка свила гнездо.

Над водой летали белые чайки.

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Оценка:

высокий уровень - правильное и точное воспроизведение;

средний уровень - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

низкий уровень - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.

б) составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка,  читать, книжка.

Доктор, лечить, дети.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Оценка:

высокий уровень - предложение составлено верно;

средний уровень - нарушен порядок слов;

низкий уровень - наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, смысловые

неточности, аграмматизмы.

в) добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й - стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).

Оценка:

высокий уровень - правильный ответ;

средний уровень - правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень - правильный ответ после помощи второго вида.

г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один - дом, а если их много, то это - дома. Один -  стол, а много - это ….

Стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

Инструкция: один дом, а много чего? - Домов. Один стол, а много чего? - ….

Стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

VIII. Исследование связной речи.

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Оценка:

высокий уровень - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

средний уровень - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ

составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации,

неправильное воспроизведение причинно - следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;

низкий уровень - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение         смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование  лексических средств.

б) пересказ прослушанного текста.

Инструкция: я сейчас прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

(рассказ предъявляется не более двух раз)

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Кроме данного текста, могут быть предложены рассказы, имеющие скрытый смысл:

Горькое лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство.

Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит:

«Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»

(по К. Ушинскому)

Голодный человек.

Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.

Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»

(по Л. Толстому)

Оценка:

 высокий уровень - самостоятельный пересказ после первого предъявления,

воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения

лексических и грамматических норм;

средний уровень - пересказ после минимальной помощи (1 - 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены  с незначительными

сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления

высказывания, отдельные близкие словесные замены;

низкий уровень - пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или

искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются  повторы,

аграмматизмы, неадекватные словесные замены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта

В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...

Карта обследования устной речи первоклассника

Обследование устной речи по карте поможет выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обуч...

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Обследование устной речи учащихся старших классов. Протокол обследования

Тестовая диагностика устной речи старших школьников по Фотековой Т.А. Приведены речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протоко...