пожарная безопасность.8класс.
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Никонов Владимир Алексеевич

Занятие по теме "Пожарная безопасность" 8класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пожарная безопасность108 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дополнительного

 образования детей – центр дополнительного образования детей «Развитие» 

ГБОУ СОШ сАлексеевка

Разработка урока по ОБЖ на тему:

"Основы пожарной безопасности"

8кл.

Педагог дополнительного образования:

 Никонов В.А.      

2014-2015 учебный год


Содержание

1. Цель урока................................................................................................................................................3

2. Учебные вопросы....................................................................................................................................3

3. Учебно-материальное обеспечение.......................................................................................................3

4. План урока ...............................................................................................................................................3

5. Ход урока..................................................................................................................................................3

6. Пожар в квартире.....................................................................................................................................4

7. Горит подвал............................................................................................................................................4

8. На человеке загорелась одежда..............................................................................................................4

9. Первая помощь при ожогах....................................................................................................................5

10. Горит телевизор или другая домашняя техника.................................................................................5

11. Правила поведения при пожаре...........................................................................................................5

12. Профилактика пожара...........................................................................................................................5

13. Брейн-ринг..............................................................................................................................................6

14. Ответы на вопросы..............................................................................................................................10

15. Список литературы..............................................................................................................................13

Разработка урока по ОБЖ на тему:

«Основы пожарной безопасности»

Цель урока:

1.Актуализировать и расширить знания учащихся об основах пожарной безопасности.

2.Рассмотреть различные ситуации при пожаре.

3.Научить правильно вести себя в критической ситуации.

4. Сформировать навык профилактики пожара.

Учебные вопросы :

1. Пожар в квартире.

2. Горит подвал.

3. На человеке загорелась одежда.

4. Первая помощь при ожогах

5. Горит телевизор или другая домашняя техника.

6. Правила поведения при пожаре.

7. Профилактика пожара.

Учебно-материальное обеспечение.

- компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок.

-плакаты-знаки: 1 “Запрещается курить”, 2 “Запрещается пользоваться открытым огнём”, 3 “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”, 4 “Запрещается тушить водой!”;

 -плакаты.

План урока

1.Организационный момент(1,5-2).

2. Краткое повторение пройденного материала(15 мин.)

3.Брейн-ринг (30мин).

4.Подведение итогов урока и домашнего задания (3мин.)

ХОД УРОКА

Проверка готовности к уроку: Преподаватель ОБЖ принимает доклад дежурного о готовности к занятию, объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.

На экране демонстрируется слайд «Тема урока: Основы пожарной безопасности». Преподаватель кратко объясняет ранее пройденный материал, небольшая разминка перед брейн-рингом.

Различные ситуации при пожаре:

Пожар в квартире

  • Позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
  • Попробовать водой из крана, стиральным порошком, плотной тканью потушить пожар.
  • Отключить электроприборы.
  • Закрыть окна и форточки. При сильном задымлении немедленно покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь. Очень важно не забыть ее плотно закрыть, чтобы не дать огню распространяться дальше. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, выйти  тогда через балкон или окно. Если человек оказался в задымленном подъезде, нужно двигаться к выходу, держась за стены. При этом как модно дольше задержать дыхание (дым может вызвать отравление, а горячий воздух может обжечь легкие).
  • Поэтому при выходе из квартиры или подъезда нужно защитить глаза и органы дыхания от дыма маской, ватно-марлевой повязкой, кусками ткани или полотенцем, смоченными водой.
  • Если помещение сильно задымлено, двигаться, нужно пригнувшись или ползком.
  • Накрыть голову и тело мокрой тканью.
  • главное любым способом привлечь к себе внимание. Громко кричать «Пожар!»
  • Постараться не пользоваться лифтом – его в любое время могут отключить.
  • По возможности нужно указать прибывшим пожарным место пожара.

Горит подвал

  • Позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
  • Ни в коем случае не пытаться самому проникнуть в подвал, это может закончиться трагично. В задымленном помещении можно погибнуть.
  • Если из-за пожара в подвале появился дым, открыть окна( но не дверь на лестничную площадку, так может образоваться тяга и огонь усилится).
  • Покинуть дом, постараться оповестить соседей, одиноких престарелых людей.
  • Продукты горения опасны для дыхания и могут вызвать отравление
  • Не найдя выхода, ложиться в проходе, где температура не очень высока. и постараться чем-нибудь накрыться.

На человеке загорелась одежда

  • Если на тебе загорелась одежда – остановиться, если пытаться бежать, пламя разгорится еще сильнее.
  • Постараться быстро сбросить горящую одежду.
  • Нужно падать на землю и вертеться, пока не собьешь пламя.
  • Если одежда продолжает гореть, накинуть на себя любую плотную ткань (одеяло, матрас, пальто).
  • Голова должна быть открытой, так как от дыма пострадают органы дыхания.
  • Постараться не снимать одежду с обожженных участков тела до обращения к врачу.

Первая помощь при ожогах

  • Первым делом подставить обожженное место под струю холодной воды.
  • Постараться не пользоваться кремом, спиртом или маслом для смазывания ожогов.  Это может вызвать еще больше воспаление.
  • Когда боль утихнет наложить на обожженное место сухую чистую повязку.
  • До приезда врачей напоить водой пострадавшего (чаем, соком).
  • Постараться укрыться потеплее.
  • Если пострадавший получил крупные ожоги, завернуть его в чистую ткань и ждать помощи врачей.

Горит телевизор или другая домашняя техника

  • Выдернуть вилку из розетки.
  • Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
  • Если после отключения прибор продолжает гореть, прикрыть его плотной тканью (одеялом, пледом, пальто). Отсутствие доступа воздуха прекращает горение.
  • Если прибор взорвался и пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна.

Правила поведения при пожаре

НЕДОПУСТИМО:

  • бороться с огнем самостоятельно, не вызвав пожарных;
  • гасить водой воспламенившиеся электроприборы, не отключив от электросети (можно получить удар током);
  • открывать окна и двери, чтобы выпустить дым (горение усилится из-за притока воздуха!);
  • пользоваться лифтом, если пламенем охвачена уже значительная площадь (можно застрянуть и задохнуться!);
  • пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым токсичен, горячий воздух может обжечь легкие!);
  • спускаться по водосточным трубам и стоякам, а также с помощью простыней и веревок (простынь и веревка могут оборваться);
  • прыгать из окна (выше 3-го этажа каждый второй прыжок смертелен!).

Профилактика пожара

  • При пожаре постараться не паниковать, думать о хорошем, о том, что спасут и придут на помощь.
  • Не оставлять дома электроприборы включенными в течение длительного времени.
  • Если электроприбор неисправен, не пользоваться им.
  • Не перегружать в электросеть, включая одновременно в одну розетку слишком много приборов.
  • Не пользоваться электропроводкой с поврежденной изоляцией. Некачественным соединением и оголенными участками проводов.
  • При пользовании электрообогревателями (электрокаминами, тепловентиляторами) соблюдать осторожность. Не располагать их вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, покрывал).
  • Не оставлять включенные электрообогреватели без присмотра, на допускать их перегрева, не пользоваться самодельными электрообогревателями.
  • Если случился пожар, то спускаться через балконы по лестницам на нижние этажи.
  • В зимнее время необходимо очищать лоджии и балконы от снега.
  • В случае обнаружения утечки или появления запаха газа необходимо немедленно выключить электроприборы из розеток, вызвать аварийную службу по телефону «01». Проследить, чтобы в  помещении не курить.
  • До устранения неисправности в помещении категорически запрещено зажигать спички, включать или выключать свет, электроприборы.
  • Не оставлять без присмотра горящие газовые приборы. Уходя из квартиры или помещения, отключать их общим краном от газовой сети.
  • Не сушить белье над газовой плитой;
  • Легко воспламеняющиеся жидкости хранить вдали от отопительных и нагревательных приборов. В помещениях, где хранятся эти материалы не пользоваться открытым огнем.

Брейн-ринг по теме: "Основы пожарной безопасности"

Цель: выявить уровень умений, знаний и действий детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

  1. Привить навыки учащимся в случаях пожароопасных ситуаций.
  2. Определить круг проблем подростков по ОБЖ.

В игре участвуют две команды учащиеся 8-го класса.

Заранее готовятся игровые столы и палочки-знаки для каждой команды. Палочки- знаки предлагаю такие: 1 “Запрещается курить”, 2 “Запрещается пользоваться открытым огнём”, 3 “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”, 4 “Запрещается тушить водой!” (См. ответы)

В жюри предлагаю: учителя ОБЖ, учителя химии, отв. по охране порядка в учреждении, зам. директора по АХЧ, члена школьного совета старшеклассников.

После знакомства с командами и капитанами команд (заранее подготовленные названия и девизы у каждой команды) начинаем игру.

Ребята, на уроках химии вы изучили тему: “Кислород. Оксиды. Горение”, познакомились с явлением горения более подробно. Ответьте на

1 вопрос: Что такое горение?

Я проделаю (рассказываю и показываю одновременно) небольшой опыт (для опыта всё заранее подготовлено): налью в фарфоровую чашку немного спирта, подожгу его, а затем плотно прикрою чашку листом картона.

Вопрос 2. Почему пламя гаснет, а бумага не загорается? Перечислите, таким образом, условия горения вещества.

Гораздо больше усилий надо приложить, чтобы погасить пламя. Послушайте отрывок из книги “Унесённые ветром”, в котором описывается сцена тушения пожара: “… Сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь как воду… Скарлетт сунула ковёр в бадью и, набрав побольше воздуха в лёгкие, ринулась в тёмную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность она кашляла, задыхалась, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг неё”.

Вопрос 3. Каковы условия прекращения горения? Как, учитывая эти условия, объяснить действия героини?

Знание условий горения веществ необходимо человеку для тушения пожара. Наше народное хозяйство всё ещё несёт немалый урон от пожаров и возгораний. А сколько гибнет людей! Причиной пожаров являются многие факторы и, прежде всего - это химическая неграмотность многих людей, недопустимая небрежность в выполнении учебных, бытовых и производственных операций, нарушение условий обращения с веществами и источниками энергии.

Вопрос 4. Что же такое пожар?

Горючие вещества обычно находятся в соприкосновении с воздухом. Поэтому достаточно наличия источника зажигания, чтобы возник пожар. Источником зажигания или пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и другие. Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту, и так постепенно разогреваются. Например, сложенные в кучу после обтирания машин промасленные тряпки или сложенный в кучу навоз – это потенциальные источники самовоспламенения и возникновения пожара. Большой вред наносят пожары лесам. Они возникают в результате непотушенных костров, грозовых разрядов. Пожары приводят к гибели птиц, млекопитающих, ценных пород древесины и всего живого. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Доказано, что кислород атмосферы Земли возник в результате деятельности живых растительных организмов. Леса всего мира ежегодно высвобождают 55, 5 млн. тонн кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать. Поэтому, отправляясь в лес, помните, что это – бесценное сокровище, а главный враг его - огонь. Итак, ребята, на уроках ОБЖ, выходя в лес, вы неоднократно повторяли и наверняка соблюдаете определённые правила поведения на природе, чтобы не возник пожар.

Вопрос 5. Каковы же эти правила?

Однако если уж пожар возник, то необходимо принять меры, чтобы как можно быстрее потушить его или хотя бы ограничить. При этом надо действовать чётко, организованно и, самое главное без паники. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

Вопрос 6. От непотушенного костра в лесу началось возгорание хвои деревьев. Ваши действия?

Вопрос 7. Как выходить из зоны лесного пожара?

Мы с вами уже говорили, что пожар можно погасить:

  • охлаждением горящего предмета,
  • прекращения доступа воздуха к очагу горения.
  • удаления горючих веществ и предметов с возможных путей распространения огня.

Ответьте на вопросы:

Вопрос 8. Перечислите все возможные средства тушения пожара.

Вопрос 9. Перечислите виды огнетушителей. Какие огнетушители лежат у вас на столе

(заранее подготовлены разного вида огнетушители)? Как пользоваться данными огнетушителями? Покажите на одном из огнетушителей.

Вопрос 10. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым?

Вопрос 11. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?

Вопрос 12. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин?

Ребята, особое внимание необходимо обратить на то, как вести себя при пожаре, который может возникнуть в помещении, где вы живёте или учитесь.

Вопрос 13. Как правильно вызвать пожарную команду?

Вопрос 14. Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом?

Вопрос 15. Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?

Ну, а сейчас пришла очередь немного поработать капитанам команд.

Прошу остаться за столами только капитанов команд. На листочках написаны вопросы, которые капитаны выберут сами. Им даётся 3 минуты на подготовку ответа на свой вопрос.

Вопросы для капитанов:

  1. Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале, 2) в кабинете химии на третьем этаже.
  2. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны.
  3. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог.
  4. Возникло возгорание спирта на твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. А как вообще правильно пользоваться спиртовкой?

В то время, пока капитаны готовятся отвечать на свои вопросы, ведущий задаёт вопрос болельщикам.

Вопрос. Скажите, что означают знаки, которые держит капитан каждой команды в руках? Где эти знаки изображают?

Жюри подводит итоги.

Оглашаются результаты игры.

Ответы на вопросы.

1. Горение – это реакция окисления, сопровождающаяся интенсивным выделением теплоты и света.

2. Пламя гаснет, так как нет доступа воздуха, а бумага не загорается, так как не нагрелась. Т. о., чтобы вызвать горение, нужно: 1) нагреть вещество до температуры воспламенения, 2) обеспечить доступ к нему кислорода, а именно этот газ поддерживает горение.

3. Условия прекращения горения: охладить вещество ниже температуры воспламенения (поэтому героиня смочила ковёр) и прекратить доступ кислорода (то есть героиня использовала тяжёлую ткань для тушения огня).

4. Пожар - это неконтролируемый, быстропротекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнём и нарушения правил противопожарной безопасности.

1) Костёр устраивайте лишь на специально отведённых для этого местах; если их нет, выберите старое кострище.

2) Для нового кострища снимите осторожно слой дернины и сохраните его, а, уходя, тщательно уложите на прежнее место.

3) Не следует разводить большой костёр. Особенно осторожно нужно разжигать костёр в засушливое время, а в жару следует вообще отказаться от него. Не бросайте зажжённых спичек, не оставляйте непотушенных костров.

4) Не оставляйте после себя мусор. Нужно помнить, что обыкновенная бутылка, брошенная жарким летом туристами, не только захламляет лес, но может стать причиной лесного пожара, подобно линзе, способной сфокусировать солнечные лучи.

6. Пучком зелёных веток постараюсь сбить пламя с хвойного дерева.

7. На ветреную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, берегам ручьёв и рек.

8. Вода, пена, углекислый газ, снег, земля, песок и другие негорючие материалы. Эффективным средством является сода. Она разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается тепло и выделяется углекислый газ, обволакивающий горящий предмет. Кроме того, применяют накидки из огнезащитной ткани или тяжёлые покрывала. И, конечно же, огнетушители.

9. Огнетушители могут быть воздушно-пенные ОВП-5 (ОХП-10), углекислотные, порошковые (ОП-2, ОП-5, Момент). Воздушно-пенный огнетушитель подносят к очагу пожара на расстоянии длины струи (4-5 м) и ставят вертикально на пол. Рукоятку на крышке поворачивают вверх до отказа. Затем огнетушитель приподнимают одной рукой за ручку, а другой подхватывают за дно и переворачивают (спрыском в сторону огня). Удерживая его в вертикальном положении вниз спрыском, направляют струю пены в очаг пожара. Запрещается применять для ликвидации пожаров на необесточенных электроустановках. Недопустимо попадания в глаза пены. Углекислотный огнетушитель предназначается для тушения загорания различных предметов, в том числе и электроустановок, находящихся под напряжением не выше 1000В. Их запрещается применять для тушения щелочных металлов. При работе с таким огнетушителем, его подносят на два метра к месту пожара, раструб направляют в сторону огня, убирают пломбу, вытягивают чеку (кольцо) и сжимают рукоятку до упора. Во время работы надо сохранять вертикальное положение баллона. Образуется снегообразная масса углекислого газа. Струя снега подводится к огню с края. Раструб охлаждается при этом до -700С, поэтому нужное направление потоку вещества придают перемещением корпуса или изменяют положение раструба деревянным предметом, чтобы не произошло ожога кисти руки. Порошковые огнетушители хороши тем, что применять их можно для ликвидации всех видов пожаров, возможность работы с ними на морозе. В нашей школе есть порошковые огнетушители “Момент”. Для приведения в действие его снимают с кронштейна и ударяют головкой о твёрдый предмет. При этом с насадка срабатывается колпачок, и плоская струя выбрасывается с огнетушителя. Её направляют в пламя так, чтобы порошок накрыл весь очаг пожара.

10. Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло.

11. Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.

12. Затушу огонь песком или землёй.

13. При вызове “01” указать фамилию, улицу, номер дома, этаж и номер телефона.

14. Закрою органы дыхания влажной тканью, и прижимаясь к полу, осторожно покину квартиру.

15. Перекрою газ, проветрю квартиру и позвоню “04” для вызова мастера.

Что означают знаки? 

1.Знак перечёркнутой сигареты “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.

2.Знак перечёркнутой горящей спички “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.

3. Знак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь “Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.

4. Треугольный знак – огонь “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.

Ответы капитанов:

1. Актовый зал - есть специальный выход сразу на улицу. Из кабинета химии – вниз по спуску до 1 этажа, выходим на улицу через выход № 1.

2. Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, прежде всего, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, можно даже пенный огнетушитель. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.

3. Различают четыре степени ожога:

  1. - покраснение кожи, припухлость;
  2. - появление пузырей;
  3. - в месте ожога образуется струп;
  4. - обугливание ткани.

Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Сразу же нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. В последствии на поражённое место можно наложить повязку с фурацилином. Ожоги иных степеней не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя при ожогах использовать жир или вазелин, а также растворы “марганцовки” (перманганата калия) и “зелёнки”, которые затрудняют распознавание степени тяжести ожога.

4. Горящий спирт, разлитый на столе можно тушить самым дешёвым средством тушения – водой, так как он в ней хорошо растворяется и прекращает гореть. Правила работы со спиртовкой: снять колпачок, немного выдвинуть фитиль, зажечь спиртовку спичками. Горящую спиртовку нельзя передавать из рук в руки, переносить по классу. Задувать зажжённую спиртовку нельзя! Для погашения пламени спиртовки используют колпачок. Подождать, пока спиртовка остынет.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник для учащихся 8кл. общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов А.Т., Б.О.Хренников. М.: Просвещение –,2008г.

2. Брошюра «Безопасность для каждого». Авторы: Абросимов Н.Б., Андреев И.С. -  Самара Изд-во НТЦ, 2005г.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11кл. общеобразовательных учреждений – А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев - М.: Просвещение,2004г.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений.– Авторы: А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев - М.: Просвещение,2004г.

5.  Методичка «По основам безопасности жизнедеятельности». Авторы: Колодницкий Г.А., Латчук В.Н.-  М.: Дрофа, 2001

6. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин – М.: Просвещение,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессия – пожарный» (Экскурсия в пожарную часть)

Цель:  - организация полезного досуга детей, посещающих 2 смену лагеря             «Родник»...

Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей»

В презентации "Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей» раскрываются понятия "пожарник" и "пожарный" и их различия. Даётся краткий обзор книг о пожарных с примерами их...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

История пожарной охраны в России. Как вызвать пожарную охрану. Информационный час

Цели: 1) дать сведения об истории развития пожарной охраны в России; 2) познакомить учащихся с алгоритмом вызова службы «01»....

ПОЛОЖЕНИЕ о отряде юных пожарных МОУ СОШ №18 «Бесстрашные, отважные, смелые пожарные»

Настоящее Положение определяет порядок создания, деятельности отряда, задачи и условия осуществления деятельности отряда юных пожарных, их финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавлива...

Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...