Программа "Одарённые дети"
рабочая программа ( класс) на тему

Величко Ольга Андреевна

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Одарённые дети»

Разработчики программы

Неганова Любовь Сергеевна – зам. директора по УВР

Величко Ольга Андреевна - методист, педагог дополнительного образования

Классификация

По времени реализации – долгосрочная.

Целевая группа – мотивированные и одарённые дети.

Рецензент

 

Учредитель

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с.Перегрёбное

Адрес учреждения

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район,  с.Перегрёбное, 

ул. Строителей, д. 50

География

Октябрьский район с. Перегрёбное

Обоснование для работы программы

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
  • «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»,
  • Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное
  • Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г.

Цель программы

создание условий для оптимального развития мотивированных и одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы

  1. выявление мотивированных и одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий;
  2. разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;
  3. организация системы проектно-исследовательской работы обучающихся;
  4. организация участия мотивированных и одарённых детей в научно-практических конференциях, волонтёрских и лидерских слётах.

Этапы и сроки реализации программы

 

5 лет:

Проектировочный этап – 1 год

Деятельностный этап - 3 года

Рефлексивный этап – 1 год

Ожидаемые результаты реализации программы

  • формирование системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися;
  • творческая самореализация выпускника Дома детского творчества;
  • обеспечение преемственности в работе с общеобразовательными школами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti.docx130.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

ПРОГРАММА

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

с. Перегрёбное

2011 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Одарённые дети»

Разработчики программы

Неганова Любовь Сергеевна – зам. директора по УВР

Величко Ольга Андреевна - методист, педагог дополнительного образования

Классификация

По времени реализации – долгосрочная.

Целевая группа – мотивированные и одарённые дети.

Рецензент

Учредитель

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с.Перегрёбное

Адрес учреждения

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район,  с.Перегрёбное,  

ул. Строителей, д. 50

География

Октябрьский район с. Перегрёбное

Обоснование для работы программы

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
  • «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»,
  • Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное
  • Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г.

Цель программы

создание условий для оптимального развития мотивированных и одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы

  1. выявление мотивированных и одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий;
  2. разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;
  3. организация системы проектно-исследовательской работы обучающихся;
  4. организация участия мотивированных и одарённых детей в научно-практических конференциях, волонтёрских и лидерских слётах.

Этапы и сроки реализации программы

5 лет:

Проектировочный этап – 1 год

Деятельностный этап - 3 года

Рефлексивный этап – 1 год

Ожидаемые результаты реализации программы

  • формирование системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися;
  • творческая самореализация выпускника Дома детского творчества;
  • обеспечение преемственности в работе с общеобразовательными школами.

Оглавление

Пояснительная записка        

Цели и задачи программы        

Концепция программы        

Этапы работы        

Проектировочный этап – 2011-2012 учебный год        

Деятельностный этап - 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебный год        

Рефлексивный этап – 2015-2016 учебный год        

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»        

Кадровое обеспечение программы        

Методическое обеспечение системы работы с мотивированными и одаренными детьми        

Основные формы работы с мотивированными и одарёнными детьми по программе        

Список литературы        

        

Пояснительная записка

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с мотивированными и одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку мотивированные и одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по С.И. Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с мотивированными и одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для оптимального развития мотивированных и одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  1. выявление мотивированных и одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий;
  2. разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;
  3. организация системы проектно-исследовательской работы обучающихся;
  4. организация участия мотивированных и одарённых детей в научно-практических конференциях, волонтёрских и лидерских слётах.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися;
  • творческая самореализация выпускника Дома детского творчества;
  • обеспечение преемственности в работе с общеобразовательными школами.

Концепция программы

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Выявление мотивированных и одаренных детей должно начинаться уже с младшего школьного возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с мотивированными, одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с мотивированными и  одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Элементы педагогических технологий в работе с мотивированными и одарёнными детьми:

  • деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
  • формирование внутренней мотивации;
  • личностно-ориентированный подход при организации образовательного процесса;
  • предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся для развития;
  • рефлексия;
  • возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
  • соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
  • интегративный подход.

Кодекс педагога дополнительного образования, работающего с мотивированными и одарёнными детьми:

  • непременно талантливый, способный к экспериментальной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотный;
  • интеллигентный, нравственный и эрудированный;
  • владеющий современными педагогическими технологиями;
  • воспитатель и умелый организатор учебно-воспитательного процесса;
  • имеющий позитивную Я – концепцию, целеустремленный, настойчивый, эмоционально стабильный.

 При работе с мотивированными и одаренными детьми необходимо уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • стимулировать познавательные способности обучающихся;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать детей;
  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • анализировать учебно-воспитательную деятельность;
  • отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Этапы работы

Проектировочный этап – 2011-2012 учебный год

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися в Доме детского творчества.

Задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с мотивированными и одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;
  • накопление библиотечного и медиафонда по данному вопросу;
  • изучение нормативной базы, подзаконных актов;
  • разработка программы работы с мотивированными и одаренными детьми;
  • диагностика склонностей обучающихся;
  • анализ материально-технических, кадровых условий реализации программы.

Деятельностный этап - 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебный год

Цель: функционирование системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися.

Задачи:

  • ведение проектно-исследовательской работы обучающихся;
  • организация работы занятий в сотворчестве;
  • увеличение количества обучающихся, участвующих в конкурсах, выставках и соревновательных мероприятиях;
  • повышение качества работ детей, участвующих в конкурсах и выставках разного уровня;
  • разработка методических рекомендаций по работе с мотивированными и одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения викторин, праздников и пр.;
  • коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

Рефлексивный этап – 2015-2016 учебный год

Цель: анализ результативности реализации программы

Задачи:

  • достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения;
  • анализ количества обучающихся, участвующих в конкурсах, выставках и соревновательных мероприятиях;
  • анализ качества работ детей, участвующих в конкурсах и выставках разного уровня;
  • обобщение опыта работы педагогов с мотивированными и одарёнными детьми.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Проведение тематических семинаров и методических объединений

2011-2012 уч.год

Зам. директора по УВР, методисты,

руководитель МО

2

Разработка программы

2011-2012 уч.год

Зам. директора по УВР, методисты

3

Создание кадровых условий реализации программы

2011-2012 уч.год

Директор

4

Создание материально-технических условий реализации программы

2011-2012 уч.год

Зам. директора по АХЧ

5

Диагностика мотивированных и одаренных детей        

Октябрь, ежегодно

Методисты

6

Проведение совещания по результатам диагностирования способных обучающихся

Октябрь, ежегодно

Директор

7

Участие в поселковых конкурсах: «Весенняя ласточка», «Золотой Орфей», «Мы едины» и др.

ежегодно

ПДО

8

Участие в районных конкурсах: «Юный мастер»,  «Не преступи черту», «Школьная газета», «Видеописьмо солдату», «Предпринимательство сегодня», «Сыны России», «Зажги свою звезду», «Школьная лига КВН» и др.

ежегодно

ПДО

9

Участие в окружных конкурсах:

«Северное сияние», «Подарок Деду Морозу», ССИТ и др.

ежегодно

ПДО

10

Участие в научно-практических конференциях: «Юный изыскатель», «Тимофеевские чтения», «Шаг в будущее» и др.

ежегодно

ПДО

11

Участие в слётах: лидерских -«Школа лидеров», волонтёрских -«Доброе сердце», туристических и др.

ежегодно

ПДО

12

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

1 раз в полугодие

Зам. директора по УВР

13

Пополнение банка педагогической информации по работе с мотивированными и одаренными детьми

постоянно

Методисты

14

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с мотивированными и одаренными детьми

постоянно

Директор

15

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2011-2012 уч.год

Зам. директора по УВР, методисты

16

Презентация результатов деятельности мотивированных и одарённых детей:

-тематический творческий отчет;

-выставка;

-открытые занятия;

-ученическая конференция

ежегодно

Зам. директора по УВР, методисты, ПДО

17

Обобщение опыта работы педагогов, работающих  с мотивированными и одаренными детьми

2014-2015 уч.год

ПДО

18

Диссеминация опыта работы с мотивированными и одаренными детьми

2015-2016 уч.год

Зам. директора по УВР, методисты

19

Мониторинг участия в конкурсной деятельности

1 раз в полугодие

Методисты

20

Разработка методических рекомендаций по работе с мотивированными и одаренными детьми

2013-2014 уч.год

Зам. директора по УВР, методисты

Кадровое обеспечение программы

Кадровый состав

Направление деятельности

Содержание

Директор

Административно-координационная

1.Осуществление общего контроля и руководства.

2. Руководство деятельностью коллектива.

3. Анализ ситуации и внесение корректив.

Заместитель директора по УВР

Методисты

Консультативно-методическая

  1. Координация реализации программы.
  2. Проведение семинаров, консультаций.
  3. Подготовка и издание методических рекомендаций.
  4. Аналитическая деятельность.
  5. Организация профессиональной помощи педагогам.
  6. Проведение тренингов, круглых столов, встреч
  7. Диагностика

Педагоги дополнительного образования

Педагогическая

  1. Осуществление программы
  2. Использование новых педагогических технологий
  3. Организация проектно-исследовательской работы обучающихся

Методическое обеспечение системы работы

с мотивированными и одаренными детьми

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

  1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • Положение о конкурсах, выставках, смотрах, соревнованиях.
  • Положение о поощрении обучающихся
  • Положение о портфолио обучающегося
  • Положение о выставке рисунков
  • Положение о конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества
  • Положении о соревнованиях по пейнтболу
  • Положении о соревнованиях по настольному теннису

2. Программное обеспечение - образовательные программы дополнительного образования детей по направленностям:

  • Художественно-эстетическая;
  • Физкультурно-спортивная;
  • Научно-техническая;
  • Эколого-биологическая;
  • Культурологическая;
  • Туристско-краеведческая

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Проведение методического объединения по проблеме работы с мотивированными и одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему  тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

Основные формы работы

с мотивированными и одарёнными детьми по программе

 

Формы

Задачи

Конкурсы, выставки, смотры

  1. Развитие творческих способностей обучающихся.
  2. Содействие в профессиональной ориентации.
  3. Самореализация обучающихся в дополнительном образовании.

Спортивные мероприятия

  1. Развитие физических способностей обучающихся.
  2. Самореализация обучающихся в дополнительном образовании.

Проектно-исследовательская деятельность

  1. Формирование и совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Формирование и совершенствование исследовательских навыков.
  3. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  4. Формирование и развитие познавательного интереса.
  5. Развитие творческих способностей обучающихся.
  6. Развитие и совершенствование информационной  и коммуникативной культуры обучающихся.
  7. Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков.

Открытые занятия

  1. Развитие творческих способностей обучающихся.
  2. Самореализация обучающихся в дополнительном образовании.

Ученическая конференция

  1. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  2. Обобщение и систематизация знаний.
  3. Формирование информационной и коммуникативной культуры обучающихся.

Тематический творческий отчёт

  1. Развитие творческих способностей обучающихся.
  2. Самореализация обучающихся в дополнительном образовании.
  3. Формирование коммуникативной и культурологической компетенции обучающихся.

Волонтёрское движение

  1. Развитие творческих способностей обучающихся
  2. Самореализация обучающихся в дополнительном образовании.
  3. Формирование коммуникативной и культурологической  компетенции обучающихся.

Список литературы

  1. Бискер, Л.М. Программа “Одаренные дети” /Л.М. Бискер// Завуч.- 2001.- №4.- C.39-45.
  2. Бурменская, Г.В. Одаренные дети/ Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. — М.: Академия, 1991. – 416 с.
  3. Волков, И.П. Много ли в школе талантов/ И.П. Волков. — М.: АСТ, 1989. – 253 с.
  4. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети/Ю.З. Гильбух. — М.: АСТ, 1991. -154 с.
  5. Завельский, Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми/Ю.К. Завельский//Завуч.- 2000.- №1.- С.107-116.
  6. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей/А.В. Золотарева.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
  7. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст/Н.С. Лейтес. — М.: Академия, 1971. – 128 с.
  8. Матюшкин, A. M. Загадки одаренности/А.М.Матюшин. -  М.: Академия,1992. – 327 с.
  9. Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея/Л.Г. Петросян // Дополнительное образование детей.- 2001.- № 24.- С. 37-39.
  10. Подласый, И.П. Педагогика/И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 576 с.
  11. Савельева, Е.А. О художественных способностях детей/Е.А. Савельева// Завуч.- 2000.- № 6.- С.132-137.
  12. Савенков, А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе/А.И. Савенков. — М.: Академия, 1981. – 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...