План-конспект занятия "Исходные данные при конструировании одежды"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Мирасова Нурия Самиуллаевна

В настоящее время существует множество методик конструирования одежды. Все методики основаны на замерах фигуры, но подходы к обмерам и к самому построению отличаются друг от друга: каждая ситема имеет свои достоинства и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirasova_izluchinsk_spektr.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

п. Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра

Аннотация

В настоящее время существует множество различных методик конструирования одежды. Все методики основаны на замерах фигуры, но подходы к обмерам и к самому построению несколько отличаются друг от друга: каждая система кроя имеет свои достоинства и недостатки. На занятии учащиеся знакомятся с размерными признаками и обмером фигуры по  французской технике кроя Лин Жак.

Перед учащимися ставятся задачи:

- формировать представление обучающихся о процессе конструирования одежды,  познакомить с перечнем размерных признаков, необходимых для построения основы плечевого изделия; формировать практические навыки снятия мерок с женской фигуры;

- развивать  внимание, мышление, память;

- воспитывать терпение, усидчивость, интерес к конструированию одежды и профессии конструктора, закройщика.

План-конспект занятия

Педагог: Мирасова Нурия Самиуллаевна          

Раздел программы: Конструирование

Тема: «Исходные данные при конструировании одежды»

Тип урока: формирование новых знаний, умений.

Вид занятия: практическое занятие.

Методы обучения: словесные - инструктирование, рассказ, объяснение, наглядные - демонстрация приемов работы,  презентация.

Методы учения: практические упражнения, устные ответы.

Методы контроля: фронтальный опрос, наблюдение, практические упражнения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах.

Возраст: учащиеся 8 класса.

Цель: Знакомство с размерными признаками по методике кроя Лин Жак и снятие их  с женской фигуры.

Задачи:

- формировать представление обучающихся о процессе конструирования одежды,  познакомить с перечнем размерных признаков, необходимых для построения основы плечевого изделия; формировать практические навыки снятия мерок с женской фигуры;

- развивать  внимание, мышление, память;

- воспитывать терпение, усидчивость, интерес к конструированию одежды и профессии конструктора, закройщика.

Материально-техническое обеспечение:

- Для педагога: проектор, манекен,  сантиметровая лента, тетрадь, ручка, линейка, лента-шнурок, конспект занятия.

- Для учащихся: сантиметровая лента, лента-шнурок, тетрадь, ручка, линейка, манекен.

Новые понятия: размерный признак, типовая фигура, базовые конструкции основ, закройщик, прибавки,  размерные стандарты, массовое производство.

Этапы занятия, время:

Организационный момент – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 5 мин.

Введение в практическую часть – 10 мин.

Практическая работа – 22 мин.

Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов – 5 мин.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Наше занятие мы сегодня начнем с высказывания испанского писателя и журналиста Артуро Перес-Реверте: «Одежда – это не только удобство или способ очаровать. Это даже не элегантность или статус, а некие нюансы внутри статуса. Одежда может быть состоянием Духа, характером, властью. Человек одевается соответственно тому, кем он является, или тому, кем хочет быть».

Скрытый смысл его слов заключается в том, что к выбору одежды нужно подходить серьезно и ответственно.

Давайте вспомним: зайдя в магазин одежды за покупками, на что мы, в первую очередь, обращаем внимание при выборе изделия? (на цвет, форму, назначение, соответствие моде и т.п.).

Правильно. Определив для себя, что нам изделие нравится, подходит по всем параметрам, на что мы далее смотрим? (выбираем нужный нам размер).  

А как вы выбираете свой размер, можно изделие «на глаз» прикинуть? (можно и на «глаз», но когда знаешь свой размер, это лучше; знание своего размера экономит время при выборе одежды;  размер определяют по обозначениям M, S, L, X и т.д.).  

Хорошо. В разных странах используется разная система обозначения размеров, которые указываются на изделиях. Латинскими  буквами от ХS до XXXL маркируется европейская одежда. Одежда в России обозначается цифрами, имеющими: 40, 42, 44 и т.д. 

Вы догадываетесь, откуда взяты эти цифры? (учащиеся предлагают возможные варианты ответов).

Эти цифры означают величину основного размерного признака, по которому определяется размер одежды. У женской одежды размер определяется по размерному признаку «обхват груди», у мужчин – по размерному признаку «обхват шеи».

Размерный признак - это характеристика фигуры человека по величине и форме. В просторечии размерный признак называют меркой.

Сегодня мы рассмотрим размерные признаки, которые будем использовать для построения конструкции (выкройки) плечевого изделия,  а также познакомимся с приемами снятия мерок с женской фигуры.

  1. Актуализация опорных знаний

        

      Для изготовления швейного изделия и построения конструкции, в зависимости от методики конструирования, размерных признаков может быть разное количество. Прежде чем мы начнем знакомиться с ними, я расскажу немного о методиках кроя, которыми пользуются профессионалы и любители шитья в России.

Одной из старейших в России является (ЕМКО ЦОТШЛ) Единый метод конструирования одежды, был разработан в 1966-1967 году (специалистами Центральной опытно-технической швейной лаборатории) с целью совершенствования  процесса изготовления изделий по индивидуальным заказам населения. При построении конструкций (выкройки) одежды по этой методике используются измерения конкретного человека (заказчика), а не расчеты, что облегчает построение конструкции на любую фигуру и обеспечивает наилучшую посадку изделия на фигуре. В основном данный метод применяется для индивидуального производства одежды.

Единая методика конструирования одежды (ЕМКО СЭВ) была разработана как результат обобщенного опыта работы конструкторов различных стран Восточной Европы в конце 80-ых - начале 90-ых годов прошлого столетия. Методика предназначена для проектирования плечевой и поясной одежды для массового и индивидуального производства. Являясь достаточно универсальной и   обоснованной  с научной точки зрения, она получила широкое распространение на швейных предприятиях массового производства одежды. Используемые в методике размерные признаки фигур для основных расчетов чертежа полностью соответствуют данным современных размерных стандартов. 

Немецкий метод кроя "Мюллер и сын" – основан в конце 19 века Михаэлем Мюллером. Крой Мюллера занимает одно из первых мест в Европе, и на 70% применяется для готовой одежды европейских жителей. Крой отличают очень точные базовые конструкции основ, рукавов, воротников и регланов. Однако из-за различия типовых фигур немцев и славян эта методика не совсем подходит российским потребителям. Метод требует большого опыта и интуиции при работе с нестандартным клиентом (фигурой). Достоинство метода – в очень точных конструкциях на типовую европейскую фигуру, на мужские фигуры. Недостаток – в громоздкости построения на нетиповую женскую фигуру. (По мнению любителей шитья, пользователей соц. сетей эта методика идеальна для построения женских брюк и юбок).  

Французский метод Лин Жака. Первая книга-брошюра издана в 70-х годах прошлого столетия. Отсутствие сложных формул сделало эту систему очень популярной. Многие опытные модельеры и конструкторы Франции, а затем и других стран пользовались им с успехом. По отношению к методикам кроя, существующим в то время, метод был прогрессивен и очень облегчал труд конструктора: прекрасно дано построение базовых основ на условно стандартную фигуру, а также грамотно и просто дано моделирование основ. Очень многие закройщики до сих пор на практике с успехом пользуются этим методом.

Среди российских методик известны методики, максимально рассчитанные на индивидуального клиента. Это методики Валентины Бочкаревой, Любови Аксеновой («Любакс»), «генетика кроя Галии Злачевской», «Унимекс» - универсальная методика скоростного кроя Ларисы Днепровской.  

Широко используются в России различные зарубежные методики  конструирования: английская, итальянская, китайская.  

Все эти методы являются расчетно-графическими, то есть включают в себя расчеты и графические построения для предварительной разработки чертежей кроя.

Существуют современные инженерные методы. Самый яркий пример инженерного метода - 3D манекен. Метод сложный, но за ним, как считают, многие, будущее.

Итак, я перечислила лишь самые известные системы кроя. На самом деле их множество.

Посмотрите  на чертежи (на слайдах) и скажите, в чем их отличие? (один чертеж – удлиненный, другой – укороченный,  на одном обозначение дано в цифрах, на другом – в буквах, на одном  линии подписаны, на другом – нет, построение немного отличается и т.д.)

Скажите, какое, на ваш взгляд, главное отличие в чертежах? (чертежи построены по разным методикам).

Молодцы, вы все правильно назвали. Эти чертежи построены по разным методикам: ЕМКО СЭВ  и Лин Жак. В каждой из этих методик используется различное количество размерных признаков.

В процессе обучения, мы с вами будем строить конструкции по французской методике Лин Жака. Как было сказано выше, эта система довольно проста и не требует применения сложных формул, лекала по этой методике  выполняются просто и быстро.

  1. Введение в практическую часть

Для построения конструкции основы плечевого изделия нам необходимы следующие мерки (педагог показывает на слайде и называет, учащиеся повторяют за ним):

             

1.Обхват груди

2.Обхват талии

3.Обхват бедер

4.Длина переда до талии

5.Длина спины до талии

6.Длина плечевого ската

7.Ширина спины

8.Ширина груди

9.Высота груди

10.Расстояние между наиболее

выступающими точками

 грудных желез

11.Глубина горловины

12.Глубина проймы

13.Положение линии бедер

14.Обхват шеи

15.Глубина вытачки по талии переда

16.Глубина вытачки по талии спинки

17.Глубина юбки до пола

18.Длина юбки по моде

Для построения конструкции используются первые основные 13 мерок, остальные мерки вспомогательные, то есть, используются, если необходима корректировка.

Все мерки записывают сокращенно (обх. тал.; обх. гр.; дл. пл. и т.д.) и в полном размере (обх. тал. - 66; обх. гр. – 88; дл. пл. – 14 и т.д.)

Измерение фигуры  

Из школьного курса «Технология» вам известно, какое значение для готового изделия имеют правильно снятые мерки. Давайте вспомним эти правила.

Учащиеся перечисляют правила снятия мерок:

- Одежда должна быть легкой, облегающей.

- Талию предварительно опоясать  шнурком.

- При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

- При снятии мерок необходимо стоять в непринужденной, естественной позе, не сгибаться и не выпрямляться.

Очень хорошо. Вы обозначили главные моменты, на которые необходимо обращать особое внимание при снятии мерок - нужно быть точным и внимательным.

Если при измерении фигуры будут допущены ошибки и погрешности, что может произойти потом? (эти ошибки потом перенесутся на чертеж и окажут влияние на посадку изделия и его внешний вид, устранение недочетов в готовом изделии потребует больших затрат времени и сил).                                        

Правильно.

Важно знать: Когда вы снимаете мерки, не следует делать никаких прибавок, так как они служат дополнением к снятым меркам. Прибавки с учетом вида и назначения одежды даются при построении чертежа выкройки, а припуски на срезы швов - при раскрое. Каждая снятая мерка является постоянной величиной, независимо от вида одежды.  

Объяснение и показ приемов снятия мерок  

Педагог объясняет и показывает приемы снятия мерок, представленные на слайдах, группа в тетрадях записывает обозначения размерных признаков.

1.Обхват груди (обх. гр.) - Обхват груди - очень важное измерение, на основе которого рассчитываются другие размерные признаки, измеряют, находясь сзади. Сантиметровая лента проходит через выступающие точки грудных желез, через задние углы подмышечных впадин и через выступающие точки лопаток. Сантиметровая лента не должна быть расположена горизонтально - сзади она приподнята. Сантиметровую ленту замкнуть на середине спины и удерживать большим и указательным пальцами.

2. Обхват талии (обх. тал.)  естественную линию талии фиксируют лентой или шнуром, она должна быть расположена на теле строго горизонтально. Сантиметровая лента замыкается спереди, она проходит по шнурку (ленте), которая фиксирует линию талии.

3. Обхват бедер (обх. бед.) - при получении этого размерного признака следует встать сбоку и взять сантиметровую ленту примерно на середине предполагаемого обхвата в правую (или левую) руку. Сантиметровая лента проходит горизонтально по наиболее выступающим точкам ягодиц, замыкается и удерживается спереди большим и указательным пальцами.

4. Длина переда до талии (дл. пер. до тал.)  - от точки пересечения линии плеча с окружностью шеи и до линии талии сантиметровая лента свободно лежит на груди, проходя через самую выпуклую точку. Чтобы правильно снять эту мерку, точно определите линию плеча: если смотреть на фигуру в профиль, она должна делить лиф ровно пополам, не уходя ни вперед (что создает видимость сутулой спины), ни назад (что вызывает трудности при черчении горловины спинки). В принципе, линия плеча должна быть продолжением середины руки.

5. Длина спины до талии (дл. сп.до тал.). Измерьте длину всего лифа. Если талия правильно обозначена поясом, а сантиметровая лента проходит по пересечению линии плеча с линией окружности шеи, то длина по точкам А, В и С будет длиной всего лифа.

Чтобы снять мерку Длины спины до талии, положите сантиметровую ленту вертикально по телу от талии и вверх к плечу, чтобы мерная лента прошла рядом с шеей.

6. Длина плеча. (дл.пл.) - измеряют от точки основания шеи до плечевой точки (до начала прижатой к туловищу руки). 

7. Ширина спины (шир. сп.) - измеряют между задними углами подмышечных впадин, располагая сантиметровую ленту горизонтально с некоторым натяжением по наиболее выступающим точкам лопаток. Измеряют горизонтально по лопаткам между подмышечными впадинами сзади, захватывая при этом подкожные жировые отложения. Мерка ширины спины имеет первостепенное значение, поэтому для точности можно снять две мерки: первую — при опущенных руках, а вторую — с руками, положенными спереди на живот. Средняя величина будет меркой ширины спины.

8. Ширина груди (шир. гр.) - всегда рассчитывается с помощью формул:

Ширина груди при Обх гр от 80 см = 1/8 Обх гр - 1,5 см

Ширина груди при Обх гр от 80 см = 1/4 Обх гр - 4,0 см

Ширина груди - измеряется над грудными железами между подмышечными впадинами.

9. Высота до наиболее выступающей точки груди. (выс. гр.) - измеряется от талии.

10. Расстояние между наиболее выступающими точками груди (рас. межд. гр. желез.) - измеряется по горизонтали от одной точки до другой.

11. Глубина горловины переда (гл. горл.). Измерение начинается от точки пересечения линии плеча с основанием шеи. Чтобы легко отмерить глубину горловины, приложите горизонтально линейку к основанию шеи и поддерживайте ее в случае необходимости.

12. Глубина проймы (гл. проймы). Это расстояние от подмышечной впадины до талии. Чтобы его измерить, просуньте линейку под прижатую к корпусу руку и измерьте расстояние от верхнего края линейки до линии талии. 

13. Положение линии бедер (пол. лин. бед.) - измеряется от талии до наиболее выступающей точки таза. 

 

  1. Практическая  работа

Мы познакомились с основными размерными признаками для построения базовой основы плечевого изделия и приемами снятия мерок с женской фигуры. Сейчас вам предстоит провести практическую самостоятельную работу.

Разделитесь попарно так, чтобы ваша пара была приблизительно такого же роста, как и вы. Это нужно для   того, чтобы правильно и удобно было снимать мерки. Проверьте, все ли у вас подготовлено для работы. (На столах предварительно подготовлены тетради, ручки, линейки, сантиметровые ленты, шнурки для подпоясывания талии).

Задание:  Один из учащихся снимает мерки со своего напарника и записывает полученные данные в таблицу. Затем вы меняетесь местами. На выполнение задания вам дается 20 минут. Приступаем.

Учащиеся выполняют практическое задание. Педагог наблюдает, консультирует и корректирует деятельность учащихся.

  1. Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов

Итак, девочки, сегодня вы учились снимать мерки с женской фигуры, записывали результаты. Интересно вам было? С какими трудностями вы столкнулись (ответы учащихся).

Не так давно мы с вами знакомились с профессиями в области дизайна одежды, работу какого специалиста  вы сегодня осваивали  на практике? (закройщика)

Давайте закрепим полученные знания.

По какой методике вы снимали мерки?

Сколько размерных признаков необходимо для построения конструкции по методике Лин Жака, (сколько основных, сколько дополнительных)?

Какой размерный признак определяет размер одежды (обхват груди).

Какие правила нужно соблюдать при снятии мерок?

С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Хорошо. Вы, молодцы, хорошо усвоили новый материал. Вы ответственно и вполне профессионально подошли к делу и показали, что умеете работать сообща.  На следующем занятии мы продолжим тему. А сегодня я с вами прощаюсь. Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Список литературы

  1. Конструирование одежды/ Э.К. Амирова, О.В. Сакулина, А.Т. Труханова. – М: Министерство, 2002, - 496 с.
  2. http://kompkroy.ru/s-chego-nachat/italyanskaya-metodika-kroya/pravila-snyatiya-merok
  3.  http://wellconstruction.ru/konstr2/harakteristika-metodiki-emko-sev
  4. http://uni-mecs.com/sections/history_cutting.shtml
  5. http://konstruirovanie.zajkovo2.edusite.ru/p3aa1.html
  6. .http://lookmystyle.ru/soveti/odezhda/kak-uznat-svoy-razmer.html
  7.  http://go.mail.ru/search_images?fr
  8. http://www.kakras.ru/interesn/razmer.html 
  9. http://www.atr-spb.ru/for_clients_open.php?id=3
  10. http://wellconstruction.ru/konstr2/o-razlichiyah-v-metodikah-konstruirovaniya 
  11. http://www.season.ru/arxiv/metodyi-konstruirovaniya-odezhdyi.html 
  12. https://club.season.ru/index.php?showtopic=13829 
  13. http://www.redcafe.ru/muller-and-son-how-to-take-measurements
  14. .http://www.kakprosto.ru/kak-47069-kak-uznat-razmer-bryuk#ixzz4SArcNgka 
  15. http://go.mail.ru/search_images?fr 
  16. http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2854-postroenie-vykroyki-osnovy-platya.html 
  17. http://www.redcafe.ru/how-to-take-body-measurements 
  18. http://dushka-li.ru/post224866697 
  19. https://yandex.ru/images/search?text 
  20. http://psycabi.net/vdokhnovlyayushchie-tsitaty-i-aforizmy/627 
  21. https://ru.wikipedia.org/wiki
  22. http://www.beloshveyka.com/view_cat.php?raz=3&cat=12 
  23. http://wellconstruction.ru/konstr2/harakteristika-metodiki-emko-sev
  24. .http://magrart.ucoz.ru/publ/konstruirovanie/osnovnye_ponjatija/osnovnye_metodiki_konstruirovanija_odezhdy/17-1-0-28 
  25.  http://wellconstruction.ru/konstr2/harakteristika-metodiki-emko-sev
  26.  http://uni-mecs.com/sections/history_cutting.shtml
  27.  http://www.season.ru/arxiv/metodyi-konstruirovaniya-odezhdyi.html
  28. http://slovorus.ru/index.php?ID 

Приложение 1

Используемые термины

Размерный  признак -   размерная характеристика тела, представленная в виде отдельных измерений.  

Типовая фигура - это фигура, которая по размерам и форме характерна для большинства населения.

Базовая основа конструкции - рациональная конструкция основных деталей одежды (спинки, полочек, рукавов и т. д.

Конструктивная прибавка - составная часть конструктивного отрезка, которая увеличивает или уменьшает размерный признак, учитывает толщину пакета одежды, свободу между телом и одеждой, модное направление, силуэт, физиолого-гигиенические и динамические требования, всегда входит в размерные параметры готового изделия. Конструктивные прибавки Пк являются составной частью размеров готового изделия; они включают в себя прибавку на толщину пакета материалов Пп и прибавку на свободное облегание Пс.

Массовое производство – непрерывное изготовление в течение длительного периода одинаковой продукции (изделий, деталей, заготовок) при строгой повторяемости производственного процесса на участках, линиях и рабочих местах. Основано на поточном методе производства (его высшая форма – автоматическая линия).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Введение лексики по теме "Одежда"

План-конспект урока в четвертом классе по теме "Одежда". Цель урока -ввести новую лексику и провести первичное закрепление на уроке....

План - конспект урока «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».

Класс: 7 класс.Цели урока: Образовательный аспект: ознакомить учащихся с понятием: «Силуэт», «Стиль в одежде», с видами женского легкого платья и требованиями к одежде.Развивающий аспект:  умение...

План-конспект урока английского языка 6 класс "Одежда и аксессуары" учебник Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.

Данный урок дает полное представление о структуре урока в рамках требования ФГОС....

План-конспект урока по технологии Раздел: Уход за одеждой. Ремонт одежды Тема: Декоративная заплатка

Тема: Уход за одеждой.  Ремонт одежды. Декоративная заплатка-аппликация.Цель урока: Научить выполнять ремонт одежды с помощью заплат, аппликации;Способствовать расширению знаний учащихся о н...

План-конспект урока в 7 классе «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».

Урок технологии (девочки) в 7 классе с использованием обучающих структур по Сингапурской методике...

«Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом» План- конспект урока технологии для 6 класса

Работа содержит план - конспект и презентацию по теме «Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом», технология 6 класс по УМК Симоненко В.Д....

План - конспект открытого урока - игры по теме "Одежда" для учащихся 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на воспитание корректного отношения к своему внешнему виду и толерантного отношения к внешнему виду иностраных людей....