ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН профессионального самообразования педагога дополнительного образования
материал на тему

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН профессионального самообразования педагога дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН

профессионального самообразования

педагога дополнительного образования Филатовой Елены Валерьевны

на 2016-2017 уч. г.

Содержание:

Аналитическая записка        2

Актуальность программы:        4

Содержание и механизм реализации.        11

Перспективы программы самообразования:        24

Список литературы.        26

Аналитическая записка

Филатова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования,

высшее педагогическое образование, педагогический стаж - 10 лет, в данном учреждении – 10 лет.

Наличие курсов повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации за последние 5 лет:  1) «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС», Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкий институт развития образования, 72 часа, 2012 год; 2) «Информационные технологии в  образовании», Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Стратегия», 72 часа, 2013 год.

Наличие наград и званий:

1)грамота за участие в городском Фестивале педагогических идей и достижений системы дополнительного образования детей, Департамент образования администрации г. Липецка, 2013 г.

2)грамота за проявление инициативы и создание организационных условий проведения фестиваля компьютерного творчества «Поколение IT» в 2013 году, Департамент образования администрации г. Липецка, 2013 г.

3)почетная грамота за достигнутые успехи в формировании культурного и нравственного развития личности учащихся, Департамент образования, Липецк, 2014 год;

4)грамота за создание фильма «Липецк Православный» в рамках проведения Недели Православной Культуры «Духовное наследие Липецкого края», ДДТ «Октябрьский», 2013 год;

5)диплом победителя (2 место) V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов», 2014 год

6) диплом победителя (3 место) V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов», 2014 год

7) диплом победителя (2 место) V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов», 2014 год

8) диплом победителя (1 место) V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов», 2014 год

9)грамота за плодотворную работу в деле воспитания и образовании подрастающего поколения и в связи с 55-летием Дома детского творчества «Октябрьский», ДДТ «Октябрьский», 2015 год;

10)диплом Дома детского творчества «Октябрьский», 3 место конкурса профессионального мастерства «Мое педагогическое кредо» в номинации «Корифеи», 2013 год;

11) благодарственное письмо за творческий вклад, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни и активное участие в проведении мероприятий городской акции «Мой выбор – здоровье!», 2012 год.

2. Актуальность программы:

Общая методическая тема ДТ «Октябрьский» г. Липецка

«Эффективный педагог: ресурс качества, ресурс развития».

Тема отдела прикладного и художественного творчества  «Музейная педагогика».

Тема самообразования: «Использование информационно-коммуникационных технологий  в музейной педагогике. Виртуальный музей». 

Актуальность:

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Это ставит перед образованием новые задачи:

  • расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
  • гармонизация развития творческой личности,
  • формирование национальной идеологии,                                                      сохранение традиций,
  • возвращение к исконно духовным ценностям;
  • патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • создание новой музейной аудитории;
  • расширение пространства влияния музея.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и образовательного учреждения, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

 Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.   Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов: 

1.Стихийность создания и работы музеев;

отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини- музеев в образовательной практике. 

2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини-музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини-музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 

 3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на достойном профессиональном уровне.

Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.

Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны. 

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.    Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям.  С другой стороны, современные социокультурные условия требуют от музеев расширения и видоизменения традиционных форм работы. Музейная педагогика на сегодняшний момент времени востребована многими российскими музеями, которые «активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы». В многочисленных статьях, монографиях, диссертация, на семинарах и конференциях ведутся дискуссии по наиболее важным проблемам музейно-педагогического дела, которые свидетельствуют о том, что музейный мир шагает в ногу со временем, и в свете развития информационных технологий, реализует свою деятельность и в этом направлении. В результате этой взаимосвязи  рождаются новые уникальные технологии и методы музейного дела, новые формы экспонирования и способы работы с разными аудиториями.

Перспективы развития музейной педагогики связаны с освоением музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики, которая, к сожалению, остается пока «неоткрытым континентом» для многих педагогов. Но, несмотря на это, виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии. Поначалу это были сайты реальных музеев. Затем появились собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога. На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчивое. В действительности виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. Характерным примером данного типа музея является виртуальный «Музей ГУЛАГА», цель которого - сохранение памяти о коммунистическом терроре, так как, по мнению авторов, эта память «не стала целостной и неотъемлемой составляющей национальной памяти и по-прежнему представляет собой фрагментарное воспоминание о локальных событиях, не связанных общей понятийной сущностью». Сегодня – это лишь «совокупность разбросанных географически, разобщенных тематически и методологически инициатив энтузиастов и авторских коллективов. Где-то это мемориальный комплекс или специализированный музей, где-то - стенд в  краеведческом музее, где-то - отдельные свидетельства минувшего: дневники, фотографии, письма и документы, хранящиеся в школьном или частном музее». И вот теперь этот ценнейший фактический материал объединили в виртуальном «Музее ГУЛАГА». В сети можно встретить и весьма экстравагантные и необычные музеи. К примеру, если вы никогда не были в коммунальной квартире, то теперь у вас есть уникальная возможность окунуться в гущу постсоветского коммунального быта современного Петербурга. Для этого достаточно посетить виртуальный музей «Коммунальная квартира». Представляет интерес и «Виртуальный музей русского примитива», авторы и создатели которого хотели доказать и доказали, что «музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами».

И действительно, с помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные музеи, режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года). Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; демонстрировать шедевры в самой необычной среде (например – в пейзаже), имитировать «родную» атмосферу творений искусства: египетскую пустыню с пирамидами и африканским солнцем или флорентийские сады Медичи. Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея. Одновременно открываются и новые  возможности для творческой деятельности педагогов. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, они могут проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы, видеофильмы. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают пользователям сети не просто слайд-шоу, а панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду. Наряду с этим виртуальные экскурсии помогают учащимся легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. Ведь проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует большого профессионального мастерства, умения владеть собой в незнакомой обстановке, держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии), администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность, наконец, погодные условия порой не позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, а наличие пробок в крупном мегаполисе нередко затягивает автобусную экскурсию на длительное время и мешает в достаточно короткий срок познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым явлениям культуры. Конечно, абсолютизировать даже такое «продвинутое» виртуальное общение с ценностями культуры, которое предлагают Лувр и Эрмитаж, не стоит, так как «любое общение учеников с произведением через Интернет является суррогатом настоящего восприятия искусства». И поэтому работа с произведениями искусства в сети Интернет должна осуществляться либо как подготовительная к восприятию этого произведения в реальности, либо в качестве замены восприятия реального произведения искусства при невозможности увидеть или услышать его в подлиннике. При этом самое главное на данном этапе сформировать у учащихся интерес и желание проверить свои впечатления в живом общении с музеем.

Виртуальные музеи образовательных учреждений позволяют «Сохранить» большое количество экспонатов, и познакомить с ними учащихся в случае, когда сделать это традиционным способом не представляется возможным,  так как такие музеи чаще всего не имеют достаточных площадей не только  для хранения огромного количества материала, но часто даже и для их демонстрации.

3. Содержание и механизм реализации.

Цель темы самообразования:

 изучить условия, необходимые для создания виртуального музея (или отдельных виртуальных экскурсий)  в ДТ «Октябрьский», выявить их  преимущества и недостатки, определить степень влияния на исследовательскую мотивацию и на развитие личности учащихся   в целом, повысить свой профессиональный уровень.

Музейная педагогика - это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения. В последние годы в педагогической науке и практике все чаще можно встретить другой термин — педагогика музейной деятельности, который, несмотря на свою «молодость», уже прочно вошел в оборот. Под ним понимается освоение способов познания мира, адекватных природе музея, способность личности переносить этот опыт на все сферы собственной деятельности. При этом организаторами такой познавательной исследовательской работы выступают педагоги, которые работают в тесном сотрудничестве со специалистами музея.

Перспективы  для развития музейной педагогики связаны с освоением виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики.

Создаются виртуальные музеи или веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии. Поначалу появились сайты реальных музеев. Затем собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога.

История музея декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский» началась в 1994 году, инициаторами его создания выступли: бывший  директор Валентина Константиновна Наумова, педагог дополнительного образования Людмила Юрьевна Тюмина и методист по краеведению Елена Алексеевна Кольцова, при помощи всех педагогов и воспитанников дома творчества. Музей прикладного искусства имеет достаточно узкую специализацию – занимается изучением и сохранением народных художественных промыслов и ремесел Липецкого края. В Музее ДПИ более 800 экспонатов, в основном фонде — 500 подлинных экспонатов. Среди уникальных экспонатов — предметы крестьянского быта жителей Липецкой области конца  XIX – начала XX вв., глиняная игрушка Добровского, Задонского, Липецкого и Измалковского районов, народный костюм жителей Липецкой области, Елецкое кружево, вышивка, образцы современных народных промыслов нашего края. Особую ценность коллекции Музея ДПИ представляют народные костюмы Задонского, Становлянского и Чаплыгинского районов Липецкой области, авторская романовская глиняная игрушка мастера Гункина И.Ф.

Фонды музея пополняются в летних исследовательских экспедициях по Липецкой области (с 1996 года воспитанники и педагоги Дома творчества побывали в 16 районах Липецкой области). Музей ДТ «Октябрьский» является центром деятельности учреждения по краеведению: организуются областные и городские семинары по краеведению, проводятся экскурсии по темам «Крестьянский быт Липецкого края», «Народные промыслы Липецкой области», «Народный костюм Липецкого края», «Народная игрушка»; мастер-классы по народным ремёслам, занятия по программе «Художественное краеведение» для участников экспериментальной площадки ЛИРО «Краеведение как фактор интеграции основного и дополнительного образования».

 Музей ДПИ известен не только в Липецке, но и в области. Возможно сделать популярным его и по всей  Росси, так как экспозиции музейного комплекса являются неотъемлемой частью всей русскуй культуры, которой интересуются многие, но не все желающие с ним познакомиться имеют возможность посетить его. Поэтому создание виртуального музея ДПИ ДТ  «Октябрьский»  может стать популярным для пользователей Интернета.

Еще одним проектом ДДТ «Октябрьский» и клуба исторической реконструкции «Северный Берег» является «Музей Живой Истории».  В нем собраны оружие, доспехи, украшения, предметы русского быта, костюмы Древней Руси и Среденвековья, а также её соседей.  Все вещи сделаны руками реконструкторов по археологическим находкам, изобразительным или летописным источникам. В отличие от узконапрапвленного музея ДПИ, Музей живой истории охватывает разные эпохи Руси, а также соседних стран, поэтому вполне может быть интересен всему мировому сообществу. И действительно, в настоящее время, отечественные клубы, имеющие достаточно длительную историю, хорошо знают и ценят за рубежом, признавая большую точность воспроизведения деталей одежды и амуниции. Постепенно и отечественные фестивали приобретают статус международных. 

Цель создания виртуального музея:

  • ознакомление широкого слоя населения с жизнью и деятельностью музеев ДТ «Октябрьский»;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся;
  • организация исследовательской работы и создание проектов на основе богатого материала музейных комплексов.

Педагогами и обучающимися школы, сотрудниками музейного комплекса ведутся исследовательские работы, проводятся научные конференции. В этой области создан богатый и интересный материал, но результаты труда остаются нередко неиспользованными. Создаваемый виртуальный музей может послужить службу в публикации исследований и пропагандировать работу музейного комплекса.

Виртуальный музей – новая реальность. 

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое.

Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для виртуального музея служит реальный музей и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.). Но создатели виртуального музея,  создавая свой особый виртуальный музей, привносят что-то свое.

Особенностью виртуального музея является также и то, что зритель (он же пользователь) посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с виртуальным музеем личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании.

Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой "сценарий": это его структура, план, карта, но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку.

Разделы, экспозиции и архив виртуального музея постоянно пополняются, тематические экскурсии дополняются, корректируются, идет постоянное усовершенствование работы виртуального музея.

Как и музей, реальный виртуальный музей выполняет следующие основные функции:

  • комплектование;
  • научно-исследовательская функция;
  • образовательная функция;
  • экспозиционная функция.

Организация работы виртуального музея. 

При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной. Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала педагог должен ознакомиться с информацией сайта. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания они должны выполнить. Если вы хотите подготовить и провести занятие  или внеклассное мероприятиев форме виртуальной экскурсии, то он может включать следующие основные этапы:

                    оргмомент, целеполагание и мотивация;

                    виртуальная экскурсия или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту;

                    выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем;

                    выбор самого интересного рассказа, составленного за время занятия;

                    рефлексия.

В настоящее время наблюдается заметный интерес к проектной технологии, под которой понимают совокупность учебно-познавательных приемов и методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. В связи с этим можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют свои знания, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности.

Как и разработка любого проекта подготовка виртуальной экскурсии будет эффективной при реализации следующих учебно-методических подходов. Во-первых, это индивидуальный подход, следует учитывать индивидуальные особенности учащихся. Во-вторых, инженерно-педагогический подход, который предполагает этапность работы над созданием виртуальной экскурсии. С учетом этого подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов:

 диагностический,

 подготовительный,

 исполнительский,

 заключительный,

 аналитический.

Материалы проектной деятельности помогут постоянному и систематическому обогащению содержания виртуального музея. Учащиеся занимаются исследовательской и общественно-полезной деятельностью, т.е. практико-ориентированной деятельностью по формированию универсальных учебных действий, что является одной из главных требований ФГОС нового поколения.

Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для каждого учащихся (групп учащихся) разрабатывается индивидуальный маршрут деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и т.д.).

На подготовительном этапе определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования.

В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. После того как учащиеся отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый из них составить карточку. В случае если во время выступления учащийся забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами и в ней может быть представлена следующая информация:

         наименование объекта;

         историческое событие, с которым связан экспонат, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес;

         описание памятника;

         источник сведений о памятнике.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологический, тематический или тематико-хронологический последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учащихся, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего на аналитическом этапе необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления.

Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

 

Виртуальный музей – одна из форм реализации требований ФГОС нового поколения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся.

 

Федеральный государственный стандарт  одной из важных целей ставит воспитание патриотизма, уважение к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим традициям. Помочь в реализации этих целей может историческое краеведение, которое предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностей и общих закономерностей, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведение воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и определяет представление о месте родного края в регионе, в России.

Историческое краеведение позволяет систематизированно обратиться к изучению истории родного края, биографиям выдающихся земляков. Все это, несомненно, послужит целям гражданского и патриотического воспитания учеников.

В успешном претворении требований ФГОС по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию можно весьма успешно использовать современную информационно-компьютерную технологию через создание виртуального музея. В наше время информационно-коммуникационные технологии определяют сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Поэтому объединение исторического краеведения и ИКТ предоставляет возможность посетить виртуальный музей, не считаясь ни временем, ни расстоянием.

Поэтому, есть возможность  создать единый виртуальный музей ДТ Октябрьский, состоящий из нескольких разделов:

  • Музей ДПИ
  • Музей реконструкции или живой истории;
  • Тематические экскурсии.
  • Исследовательские работы учащихся;
  • Музейная педагогика (педагоги ДТ “Октябрьский”)
  • Краеведение в системе учебно-воспитательной работы (из опыта ДТ “Октябрьский”)
  • Сетевые проекты и др.

 Материалы виртуального музея можно создавать средствами простых офисных программ, Microsoft Word и Power Point, и потому будут просты и удобны для пользования. Каждый раздел можно обновить, дополнить или исправить, ввести материалы своих исследований и проектов. Таким образом, виртуальный музей можно сделать открытым для всех пользователей.

 Вывод:  

При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей – это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов.

Таким образом, виртуальный музей – это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире.

Задачи темы самообразования:

  • совершенствование теоретических знаний, практического опыта в области музейной педагогики в целом и виртуального музея в частности;
  • овладение новыми формами, методами, приемами обучения и воспитания детей, базируясь на средства виртуальной музейной педагогики;
  • изучение этапов создания и возможностей внедрения в практику виртуального музея, как новой педагогической технологии в ДТ «Октябрьский».

Виды самообразования:

  • Систематический просмотр литературы по данной теме;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по музейно педагогике;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, по данной теме самообразования, посещение занятий с использованием средств виртуальных экскурсий (средствами Интернет-ресурсов);
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами по теме самообразования;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • изучение возможности организация  занятий  с использованием виртуальной музейной педагогики;
  • изучение информационно-компьютерных технологий, позволяющих реализовать план создания виртуального музея/экскурсии;
  • посещение виртуальных экскурсий в сети Интернет;
  • презентация собственных разработок  на педагогических сайтах.  

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме самообразования
  • посещение виртуальных экскурсий
  • обмен опыта с коллегами, использующими виртуальный экскурсии в своей работе,
  • разработка методических пособий, статей,  программ, сценариев, с применением виртуальных экскурсий;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания;
  • доклады, выступления;
  • разработка методических рекомендаций по применению виртуальных экскурсий как новой педагогической технологии;

Формы предоставления результатов педагогической деятельности:

методические разработки по  теме самообразования; доклады, сообщения, консультации.

Задачи:

  1. создать условия для  изучения  научных представлений о сущности, структуре и особенностях использования виртуальной музейной педагогики на практике;
  2. создать условия для систематизации полученных знаний;
  3. создать условия для обеспечения творческой среды на занятиях, через введение в учебно-воспитательную деятельность процесса виртуального музея;
  4. создать условия для изучения и обобщения позитивного опыта использования идей виртуальной музейной педагогики в объединении для развития творческой среды на занятиях, разработки методических материалов.
  5. создать условия для применения рекомендаций по использованию идей виртуальной музейной педагогики в развитии творческой среды на практике педагогам УДОД.  

Методы реализации:

 Ведущими методологическими ориентирами в механизме реализации программы самообразования выбраны: личностно ориентированный подходы и креативный  в воспитании, обучении и развитии; единство системно-целостного и деятельностного подходов к рассмотрению педагогических процессов; принципы: гуманизации, демократизации, творчества, единства теории и практики, интеграции, преемственности.

Методы самообразования:

  • Теоретические методы: изучение нормативно-правовой и педагогической литературы, обобщение источников педагогического наследия педагогов-новаторов, опыта работы образовательных учреждений, использующих принципы и концептуальные идеи виртуальных музеев.
  • Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы с обучающимися, их родителями, совместная творческая деятельность.

Источники самообразования.

• интернет

•  Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

•  видео, аудио информация на различных носителях

• семинары и конференции

• мастер-классы

• мероприятия по обмену опытом

• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия - виртуальные

• курсы повышения квалификации

Формы самообразования педагога

• Индивидуальная форма самообразования;

• Групповые формы самообразования (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

Перспективы программы самообразования:

        Представленная программа самообразования предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДТ «Октябрьский» изменит свое направление с традиционного обучения на инновационное. Свободное время воспитанников будет наполнено глубоким смыслом личностного  развития. Личностные отношения станут основным фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Обучение ребенка в объединении станет вариативным, с учетом потенциальных возможностей, которые ему необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

     Осуществление этих планов поможет расширить сферу учебно-воспитательной деятельности в объединении, обогатит опыт педагога и родителей, педагогического коллектива, как в образовании, так и в воспитании детей. Создаст предпосылки к профессиональной ориентации подростка в будущем. Откроет новые перспективы развития личности детей, родителей, педагога, как в творческом, так и в социальном плане. Создаст условия для внедрения концептуальных идей музейной педагогики в учебно-воспитательную деятельность объединения и образовательного учреждения.

Показать, что виртуальный музей — это идеальная площадка для его создателя, который для размещения своего музея не связан ни помещением, ни физическим местонахождением экспонатов либо необходимостью их транспортировки, к примеру. Существуют, например, конкретные частные коллекции по какой-то определенной тематике, они разобщены, каждая имеет своего хозяина, но нет помещения для их демонстрации. При этом владельцы хотели бы объединиться и ознакомить с ними тех, кому это интересно, не сдавая свои экспонаты в существующие реальные музеи для организации выставки. В этом случае виртуальный музей частных коллекций — это именно та структура, в которой они могут реализовать свое желание, организовав совместный проект. Их идея в этом случае найдет в виртуальной среде свое адекватное воплощение.

Виртуальный музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, которая по старинке записана на бумажных или магнитных носителях и которая со временем может быть утрачена, то есть  виртуальный музей снимает вопрос о сохранности своих образцов, что так актуально для реальных музеев.  При этом место для сохранности любой информации в виртуальном музее  практически не ограничено.

  У реальных и виртуальных музеев разные отношения к сети Интернет. Первый — рассматривает сеть Интернет как способ представительства своей деятельности, а второй — как способ ведения самой деятельности, то есть способ существования. Реальный музей размещает в сети Интернет справочную информацию о работе музея, анонсы временных выставок, обзор основных разделов музея. Его задача — заинтересовать человека через Интернет в реальном посещении музея.

Виртуальный Музей размещает в Интернете собственно экспозицию музея и собственно выставки. Его задача — показать посетителю виртуального музея здесь и сейчас то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет. Состав экспозиций и выставок и их количество определяются лишь концепцией виртуального музея. Реальный музей не использует в полную силу Интернет, у него, как правило, отсутствует страница ссылок, для него Интернет лишь одна из рекламных площадок своей деятельности. Для виртуального музея само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые ресурсы, электронные конференции, совместные проекты, без участия в которых о нем никто не узнает. Поскольку виртуальный музей не связан с конкретным помещением (зданием), то для него Интернет — это сфера и жизнедеятельности и среда обитания.

 

Список литературы.

В. В. Кучурин, кандидат исторических наук  «Виртуальная музейная педагогика: современные возможности и перспективы»;

Т.П. Мышева кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова, С.Ю. Шалова кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова, «СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ», Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики;

ТРОЯНСКАЯ С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ;

Министерство образования РС(Я) МКУ “Муниципальный орган управления образоввания” администрации МР “Сунтарский улус (район)”

ГОУ ЦДОД “Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е.Бессонова”, МБОУ “Тойбохойская СОШ им.Г.Е.Бессонова”

Виртуальный музей Г.Е.Бессонова: реальность и перспективы

http://www.rusmuseum.ru/education/child-center/ Русский музей

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...

Индивидуальный план профессионально-личностного самообразования педагога дополнительного образования МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

В последнее время наблюдается падение интереса обучающихся к изучению основ декоративно-прикладного творчества. Проблема состоит в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уде...

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Тема программы саморазвития педагога: «Инструменты разработки и реализации учебных проектов».Сроки реализации: 2023 г.Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональ...