Конспект открытого занятия объединения "Стендовый судомоделизм"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Узоровский Владимир Александрович

конспект открытого занятия в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zan.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

– Дом детского творчества

г.Аркадака Саратовской области

Конспект

открытого занятия

  в объединении «Стендовый судомоделизм»

 на тему: «Модель фламандской каракки»

2 группа, 2-ой год обучения

педагог дополнительного образования

Узоровский Владимир Александрович

Январь, 2017г.

Цель:  Постройка модели «Фламандской каракки», знакомство с караккой, её  особенностями и отличиями от предыдущих судов.

Задачи:

  • Изучить внешнюю архитектуру корабля, его основные надстройки и боевое вооружение;
  • развитие творческих способностей  обучающихся в области судомоделизма;
  • воспитание у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности.

Оборудование: ножницы, резаки, клей, простой карандаш,  шаблоны корпуса корабля.

Ход занятия:

Организационный момент:  Проверка готовности детей к занятию, порядок на столе, готовность инструментов. Объявление темы.

Теоретическая часть.

Объяснение новой темы:

      Кара́кка  — большое парусное судно XVXVI веков, распространённое во всей Европе.      Каракки впервые появились в XIV веке в Португалии и предназначались для океанских плаваний в Атлантическом океане. Позже распространились в ИспанииВенеции, а затем в Англии, Франции и Турции[2].

     В XV—XVI веках каракка была крупнейшим парусным судном Европы.

За этот период были построены сотни каракк. Ниже упомянуты корабли, наиболее интересные с точки зрения конструкции и технологий.

     В 1418 по заказу короля Англии Генриха V было спущено на воду крупнейшее судно тех времён, каракка «Грейс Дью». Длина его была 60 метров, ширина — 15, водоизмещение по разным оценкам — от 1400 до 2750 тонн, экипаж 250 человек.

      В XV веке ещё не было корабельной артиллерии, суда не имели пушечных портов вдоль борта. Поэтому вооружение этого большого корабля составляли только 3 пушки.

     В 1462 году первый раз упоминается построенная во Франции каракка водоизмещением 800 тонн "«Пьер из Ла-Рошели» (позже более известна под названием «Петер из Данцига» — первое крупное судно на Балтийском море, обшивка которого сделана по технологии вгладь.

     Предположительно в 1500 году на каракке «Шарент» французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты.

       В 1511 году в Англии спущена на воду каракка «Мэри Роуз» длинной по ватерлинии 38,5 метров и водоизмещением 500 тонн.

      «Мэри Роуз» — английская трёхпалубная каракка. Флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Это массивное судно было спущено на воду в Портсмуте в 1510 году. Название каракка получила, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров.
     Корабль был вооружен тяжелыми пушками нового типа, которые могли открывать огонь через недавно изобретенные орудийные порты, пробивая борта вражеских кораблей близко к ватерлинии. Генрих VIII очень любил это судно. В 1528 и 1536 гг. корабль модернизировали: число орудий было увеличено до 91, водоизмещение доведено до 700 тонн. Также после модернизации 1536 года «Мэри Роуз» стала одним из первых кораблей, которые могли открывать бортовой огонь. На ее главной орудийной палубе было 14 больших пушек, включая две, которые стреляли 64-фунтовыми чугунными ядрами (29 кг).

     Размеры и водоизмещение. В качестве типовых для каракки размеров обычно приводятся следующие данные: длина до 50 метров, ширина до 12, высота борта до 9 метров.

      Но размеры каракк были самые разнообразные. Типичная для трёхмачтовых каракк конца XV века — начала XVI века, таких как нао Колумба «Санта-Мария» и корабли Магелана, длина была 20-30 метров, водоизмещение 100—200 тонн.

    В начале и середине XVI века с развитием корабельной артиллерии типичная длина больших четырёхмачтовых каракк достигает 50 метров, а иногда и до 70 метров (шотландская каракка 1514 года «Михаил»). Водоизмещение таких каракк 500—1000 тонн.

     Для каракк характерны очень округлые формы корпуса, соотношение длины корпуса к ширине — от 3:1 на ранних до 6:1 на более поздних каракках.

     Грузоподъёмность каракки водоизмещением 1600 тонн составляла 900 тонн. Количество человек, которое большая каракка XVI века могла взять на борт было от 500 до 1200 человек.

      Вместимость же каракк XV — начала XVI века была значительно меньше, так экипаж 5 кораблей Магелана составлял 265 человек — от 30 до 60 человек на каждом судне водоизмещением 75-120 тонн.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Rigging-carrack.svg/190px-Rigging-carrack.svg.png

Типичное парусное вооружение 2-мачтовой малой каракки

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/Carrack_rigging.png/190px-Carrack_rigging.png

Типичное парусное вооружение 3-мачтовой каракки

     Парусное вооружение. Количество мачт на каракке обычно три, на больших кораблях было четыре мачты. Можно встретить упоминания о пятимачтовых каракках , но следует учитывать, что бушприт тогда тоже считали за мачту. Небольшие суда раннего периода, тоже относимые к караккам, имели 1-2 мачты.

     Парусное вооружение — прямое на фоке и гроте, и косое на бизани. Если мачт было четыре, то вторая, малая бизань (бонавентура) также несла косой парус.    На фок- и грот-мачтах часто дополнительно ставились марсели. В XVI веке на фоке и гроте больших каракк появляются также и брамсели, а на бизани второй косой парус.

      Для каракк характерно наличие больших марсовых корзин на мачтах, в которых, помимо вперёдсмотрящего во время походов, во время боя размещались стрелки из луков и арбалетов и пращники.

      На иллюстрации из Свитка Энтони (англ.)русск. (1546 год) видно, что грот-мачта «Генри Грейс э’Дью» имеет грот-стеньгу, чего не наблюдается на более ранних изображениях кораблей.

Конструкция корпуса. Отличительной чертой каракк являются развитые высокие надстройки на баке и юте — форкастль и ахтеркастль соответственно. Такие конструкции в более примитивном виде характерны для более ранних кораблей Европы, в том числе для распространённых на севере Европы коггов.

До развития корабельной артиллерии на этих надстройках, защищённых щитами, размещались вооружённые воины, лучники и арбалетчики.

Благодаря этим конструкциям, в английских средневековых источниках каракки иногда называются «башенные корабли».

Специфичным именно для карак был высокий, «многоэтажный» полубак, выступавший вперёд за форштевень. Сменивший каракки галеон в первую очередь отличается как раз более скромным и сдвинутым от форштевня к фоку полубаком.

Ещё одной отличительной чертой каракк была «луковичная» форма корпуса — борта были закруглены и загибались внутрь. Помимо конструктивных соображений, такая форма борта затрудняла абордаж, а до развития корабельной артиллерии, в эпоху расцвета каракк, абордаж был основной формой морского боя.

Вообще, каракки, обладая наибольшими среди судов того времени размерами, прочным корпусом с закруглёнными бортами и многочисленным хорошо вооружённым экипажем, были самыми мощными кораблями своего времени, и даже одинокая каракка была очень сложной добычей для пиратов или другого противника.

Так, например, в 1594 году эскадра капера английской королевы Елизаветы Джорджа Клиффорда, графа Камберленд, состоявшая из 3 кораблей, целый день атаковала каракку «Синко Льягас», но так и не смогла её захватить.

А за два года до этого, в 1592 году четыре английских корабля захватили каракку «Мадре Де Диос» лишь после яростного боя.

Со второй половины XV века на каракках и каравеллах обшивка стала выполняться вгладь. Такая технология обеспечила корпусу бо́льшую прочность, в отличие от технологии обшивки внакрой (кромка на кройку), которая, со времён дракаров, применялась тогда повсеместно на коггах и других типах судов. В результате эта технология позволила строить суда бо́льших размеров с бо́льшей грузоподъёмностью. Что и предопределило вытеснение коггов каракками.

Управление рулём осуществлялось на малых судах с помощью румпеля, а на больших применялся колдершток[2]Штурвалов тогда не было, они появились лишь в начале XVIII века[2].

Каракки XVI века имели до 4 палуб[2].

Вооружение. В XV веке артиллерия на флоте практически не применялась, единственной тактикой морского сражения был абордаж. Единичные, тогда ещё примитивные орудия, установленные на каракках не были достаточно эффективны и решающим фактором было наличие многочисленной хорошо вооруженной команды для абордажа. Также значительный урон команде врага наносили пращники, лучники и арбалетчики, размещавшиеся в высоких надстройках — «кастлях» и на марсах.

На каракках применялись абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно.

С 1500 года, с развитием артиллерии, на каракках появляются артиллерийские порты и количество орудий корабля значительно возрастает.

Типичное вооружение каракки XVI века составляло 20-40 пушек, установленных на палубах и ещё несколько десятков лёгких поворотных орудий класса ручных кулеврин.

Практическая часть:

Объяснение и показ  действий обучающихся:

1.Копирование килевой рамки;

2. Копирование  шпангоутов и полуплоскостей ватерлинии;

3. Оклеивание деталей.

Самостоятельная работа.

Оказание педагогом помощи обучающимся.

Подведение итогов:

- Сегодня мы начали изготовление новой модели. Как она называется? («Фламандская каракка»).

- Мы изготовили килевые рамки, шпангоуты и полуплоскости ватерлинии. Остальные детали мы продолжим изготавливать на следующем занятии. Занятие законченно, До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...