Методическая разработка
методическая разработка на тему

Бекназаров Александр Менгликулович

Предлагаю вашему вниманию конспект первого занятия по вокалу «Путешествие в город пения». 

 

Цель: Введение детей в мир пения.

 

Задачи:

 

  • Обучающая: Познакомить с элементами программы «Гармония». 
  • Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры. 
  • Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.

 

Оборудование, дидактический материал:

 

  • Фортепиано, 
  • музыкальная аппаратура, 
  • нотный сборник, 
  • видеоролик,
  • проектор, 
  • бумажные сердечки, 
  • карандаши, 
  • коробка, 
  • воздушные шарики.

 

Методическая литература:

 

  • Е.М.Пекерская "Вокальный букварь", 
  • Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
  • Скороговорки для развития дикции у вокалистов, 
  • Эффективные распевки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_vokalu_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю вашему вниманию конспект первого занятия по вокалу «Путешествие в город пения». 

 

Цель: Введение детей в мир пения.

 

Задачи:

 

  • Обучающая: Познакомить с элементами программы «Гармония». 
  • Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры. 
  • Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.

 

Оборудование, дидактический материал:

 

  • Фортепиано, 
  • музыкальная аппаратура, 
  • нотный сборник, 
  • видеоролик,
  • проектор, 
  • бумажные сердечки, 
  • карандаши, 
  • коробка, 
  • воздушные шарики.

 

Методическая литература:

 

  • Е.М.Пекерская "Вокальный букварь", 
  • Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
  • Скороговорки для развития дикции у вокалистов, 
  • Эффективные распевки.

 

План музыкального занятия:

 

1. Организационный момент (знакомство с детьми)

2. Изучение новой темы.

3. Творческая часть.

4. Подведение итогов занятия. 

 

Конспект занятия по вокалу «Путешествие в город пения»

 

 

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои!   

Ответ детей.

Педагог: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся. 

Проводится игра «Откроем сердце другу».

Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Педагог идет с шляпой по кругу. Дети громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого педагог второй раз проходит по кругу. Теперь задача детей — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

Педагог: Спасибо. Я вижу, после проведения игры у вас хорошее   настроение. И я предлагаю вам отправится в интересное приключение под названием: «Путешествие в город Пения». 

 

А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить, что нужно:

  • быть вежливыми и аккуратными на занятии;
  • не включать и не трогать никакую аппаратуру  самостоятельно.
  • в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и  прочие посторонние предметы.
  • не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

 

2. Изучение новой темы (35 мин.)

Педагог: Теперь мы с вами готовы к «Путешествию в город пения». А хотите узнать, какой будет маршрут (ответы детей)?

Педагог: Тогда я вам предлагаю внимательно посмотреть небольшой ролик про путешествие.

Педагог: Ребята, вы посмотрели  видеоролик. Согласны ли вы на такое путешествие (ответы детей).

Педагог: Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А как же мы туда доберёмся (ответы детей)?

Педагог: «Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы  на большом воздушном шаре. Полетели (звучит музыка, под которую дети отправляются в полёт)!»

Педагог: Приземляемся на бульвар «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и начинаем пешеходную прогулку через бульвар. Мы идем, и поём обо всём хорошем и видим, что перед нами вырастают старые деревья. Поднимите, пожалуйста, руки вверх, пальчики раздвиньте. Покачались всем корпусом в разные стороны. Замечательно. А теперь продолжаем качаться и в это же время открываем широко рот и на букве «А» кряхтим, хрипим – это упражнение помогает расслабить связки в горлышке (дети изображают старые деревья на фоне звучащей музыки).

Педагог: А теперь ручки поставьте на пояс, в таком положении наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание ветра (дети имитируют шум ветра на фоне звука ветра).

Педагог: Продолжаем держать руки на поясе, только теперь поворачиваем корпус влево, а теперь вправо. Губы делаем трубочкой и говорим букву «У».

Дети имитируют сову, звучит звуки напоминающие птицу.

Педагог: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим, чередуя динамику громче – тише и наоборот (дети кричат как чайки на фоне музыки).

Педагог: И мы как чайки вылетаем из бульвара «Звуков» и перед нами вырастает район «Язычка». Я предлагаю вам удобно сесть на стульчики, закрыть глаза. Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем  зарядку не простую, а для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. Вы внимательно смотрите на меня и повторяете.

 

Начинаем (фоном звучит музыка):

  • поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
  • сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
  • облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

 

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен (ответ детей)? 

 

Педагог: Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим  к следующему ряду упражнений: 

  • верхнюю губку тянем  вниз и возвращаем в исходное положение
  • нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
  • вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
  • вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
  • упражнение «Поцелуй» 
  • растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
  • упражнение «Рыбка» 
  • упражнение «Машинка»

 

Педагог: Мы с вами завершили зарядку на районе «Язычка» и продолжаем нашу прогулку на проспект «Скороговорок».  А как вы думаете, чем же мы здесь будем заниматься (ответы детей)?

Педагог: Вы очень догадливы, мои маленькие друзья. Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для чего это нужно (ответы детей)?

Педагог: И на этот вопрос вы правильно ответили. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Может кто-то из вас хочет самостоятельно проговорить скороговорки (ответы детей)?

Педагог: Замечательно. Одну из них мы возьмём в работу. Говорим в медленном темпе скороговорку «Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Сначала говорю я, а вы потом за мной повторяете (работаем над скороговоркой до тех пор, пока не получиться).

Педагог: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот. 

Педагог: Отлично. Вам понравилось (ответы детей)?

Педагог: А скажите мне какое у вас настроение (ответы детей).

Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу. Сначала я вам, потом вы друг другу. А потом вы все мне (дети улыбаются друг к другу и потом к педагогу).

Педагог: Какие же мы с вами молодцы. А перед нами открывается прекрасная улица «Распевания». Ребята, кто из вас знает, зачем нужны распевания или как их ещё называют вокальные разминки? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии (ответы детей)?

Педагог: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

 

Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

 

Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. 

Начинаем  с распевок-попевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» (восходящее и нисходящее движение по хроматизму).

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении. 

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему  хроматическому движению поём песенку «Едет, едет паровоз».

Упражнение № 4

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении. 

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (дети поют все вместе, потом разделяются на две команды».

Упражнение № 6

До-ре-до;  до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём попевочку «Горошина» вверх по хроматизму. 

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Напомните мне,  с чего начался наш маршрут (ответы детей)?

Педагог: Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались на площади «Песен». И сегодня здесь праздник новой песни, давайте в нём поучаствуем и выучим новую песню. Чтобы приступить к её разучиванию, я предлагаю вам её послушать. Дети с педагогом слушают, а потом переходят к разучиванию песни «Шарики воздушные».

3. Творческая часть (6 мин.)

Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на площади им. Артистов. Кто из вас желает объявить название песни (ответы детей)? 

Педагог: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму.  Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие артисты  перед зрителями! 

4. Подведение итогов занятия (2 мин.)

Педагог: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо. Вам понравилось в городе Пения. А кто напомнит, какой был маршрут (ответы детей)?

Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, то давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Я думаю, что не раз еще заглянете на бульвар «Звуков», район «Язычка», проспект «Скороговорок»,  улицу «Распевания», будете мурлыкать выученную сегодня песню. А может кто-то из вас станет постоянным жителем города «Пения». И мы его увидим на концертной площадке парка им. Артистов.

А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).

Педагог: Спасибо ребята. 

 

На этом занятие по вокалу «Путешествие в город пения» завершается. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...