Главные вкладки

    План-конспект на тему:
    Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии» (литературная гостиная) педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны

    Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

     

    Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии, знакомство с логогрифами.

     

    Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово,

    развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.

     

    В ходе занятия дети знакомятся с разновидностями слов-логогрифов,

    логогрифами - стихами, основанными на построчном убывании начальных звуков, 

    а также с родом шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и

    образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв. 

    В завершение занятия ребята сами пробуют сочинить четверостишия с заданными рифмами или с логогрифами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии»

    (литературная гостиная)

    педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

    Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны

    Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии.

    Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово, развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.

    Методы:

    1. Объяснительно-иллюстративный -

    1.1. рассказ;

    1.2. выразительное чтение стихотворений.

    2. Демонстрационный -

    2.1. обращение к материалам презентации «Эксперименты в поэзии»;

    2.2. книжная выставка с примерами экспериментальной (комбинаторной) поэзии.

    3. Практический, экспериментальный.

    Оборудование:

    - тетради;

    - выставка книг и периодической литературы;

    - ММП;

    - фоновое музыкальное сопровождение.

    Время проведения – 07 апреля 2017 года, 16.00 – 16.45.

    Место проведения – музыкальный зал.

    Участники – учащиеся творческого объединения «Проба пера», 1 группа.

    Ход занятия:

    Слайд 1

    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, любители поэзии!

    Сегодня мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить о поэзии, о стихах, о волшебной силе звуков, которые, сочетаясь необычным способом, способны удивлять, восхищать, поражать нас. Мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и, как обычно, о технике стихотворчества.

    Для начала разговора проведём небольшую языковую разминку - вспомним скороговорки. Слайд 2

    1. Вступительное слово хозяйки гостиной. Слайд 3

    А теперь перейдём на лирический лад. Говорить прозой о поэзии трудно потому, что стихи воспринимаются сердцем, чувствами, так же, как музыка, а попробуйте сказать о музыке!

    Слушая музыку или читая стихи, каждый по-своему ощущает красоту, каждому они говорят о своем и по-своему, каждый находит и любит в стихах что-то своё, необходимое его внутреннему миру. А любовь к поэзии, к музыке, вообще к искусству – естественная потребность человеческой души.

    Поэзия, как музыка и живопись, как всякое великое искусство, существовала и будет существовать вечно, помогая каждому человеку отвечать на бесконечно многие жизненные вопросы, делить с ним печаль, радость, раздумья и трепет, сомнения, озабоченность и восторг.

    Жизнь многообразна и всегда индивидуальна. Каждый день всходит солнце, каждый день поют птицы, каждый день смеются дети, но всё и всегда-особо. Всякий раз привычное открывается неожиданной стороной, озаряет тебя первозданностью чувств.

    Истинная поэзия оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному.

    2. Выразительное чтение детьми любимых стихотворений.

    Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас поделились с нами любимыми стихотворениями, прочли слушателям их со сцены.

    Учащиеся читают стихи по своему выбору.

    3. Об экспериментах в поэзии. Слайд 4

    Как мы договаривались, мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и о технике стихотворчества.

    ЛОГОГРИФ (от греч. logos - слово и griphos - сеть) – фраза или стихи, основанные на построчном убывании начальных звуков.

    Идеальный логогриф современной поэтессы Ольги Анисимовой: 

           Усталая

           стала я.

           Талая.

           Алая.

           Лая?

           А?.. Я?..

           Я.

    Логогрифы, или «Как ель садится на мель»

    Логогриф в переводе с греческого по другой версии означает «словесная загадка» (logos — слово, grifos — загадка). Это род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв. Логогрифы используются в поэзии. Стихи-логогрифы Татьяны Нужиной:

    СОЧИНИТЕЛЬ Слайд 5

    Мечтал он СОЧИНИТЬ,

    И перья ОЧИНИТЬ,

    Но ручку стал ЧИНИТЬ —

    Утратил мыслИ НИТЬ.

    ПОХЛЕБКА Слайд 6

    Похлебка ГУСТА,

    Помазал УСТА,

    Считал до СТА —

    На вкус — не ТА!

    ТУРИСТ Слайд 7

    Смотрел в КОСТЕР,

    Дым едок, ОСТЕР,

    Я ноги СТЕР,

    Глаза лишь ТЕР.

    ТЕМА ДЛЯ ОДЫ Слайд 8

    Серьезный ПОВОД —

    Укусил ОВОД,

    Вблизи ВОД —

    Тема для ОД.

    ИСТОК Слайд 9

    Слетел ЛИСТОК

    В реки ИСТОК,

    Смотрю на СТОК,

    Бьет счастья ТОК,

    Все в жизни ОК!

    Исходя из определения, можно сразу понять, что играть в логогрифы гораздо сложнее, чем в другие игры со словами. Попробуем разобрать разные варианты. Кстати, игру, когда логогрифы образуются путем добавления букв, иногда называют «Добавки». Естественно, то, что можно добавить в одном слове, в новом можно вычеркнуть, поэтому попытаемся свести все в одну таблицу, чтобы иметь наглядное представление, как образуются новые слова.

    Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале слова:

    Слайд 10

    Анна — ванна

    рот — крот

    вал — овал

    игры — тигры

    том — атом

    тес — утес

    лен — клен

    рубка — трубка

    ров — кров

    кол — укол

    кит — скит

    быт — сбыт

    дача — удача

    рань — грань

    рис — ирис

    ось — лось

    тройка — стройка

    лак — злак

    арка — марка

    осы — косы

    ушки — пушки

    омар — комар

    топор — штопор

    Волга — иволга

    уха – муха

    кран – экран

    рама – драма

    окот — рокот

    Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в конце слова

    Слайд 11

    бал — балл

    дол — долг

    боб — бобр

    хор — хорь

    зуб — зубр

    буря — бурят

    пена — пенал

    пыл — пыль

    круп — крупа

    сан — сани

    рот — рота

    фон — фонд

    пар — парк

    тир — тире

    вол — волк

    век — веко

    трюм — трюмо

    завод — заводь

    ура — Урал

    мы — мыс

    туш — тушь

    сон – сонм

    Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале и в конце слова

    Слайд 12

    гол — угол – уголь

    Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в середине слова

    Слайд 13

    роль — рояль

    кант — канат

    вена — весна

    семя — семья

    плот — пилот

    дама — дамба

    река — рейка

    хор — хлор

    пуд — пруд

    банк — бланк

    веер — ветер

    пакт — пакет

    кошки — крошки

    каска — краска

    орава — отрава

    кот — крот

    руль — рубль

    пара — парта

    ноша — юноша

    кобра — кобура

    сон – слон  

    отава — отрава

    А теперь немного о логогрифах, которые образуются путем прибавления слогов. Хотя чаще подобные прибавления слогами не являются, скорее даже новое слово появляется путем слияния двух других.

    В начале слова Слайд 14

    Дача — за+дача

    ура — кон+ура

    ода — бор+ода

    В середине Слайд 15

    уран — ураган

    Слова-матрешки: к каждому новому слову добавляется одна буква Слайд 16

    ель — мель — хмель

    овцы — ловцы — пловцы

    пол – полк – полка – Полкан

    роза — гроза — угроза

    мол — моль – мольба – мольберт

    Некоторые авторы считают, что слова, образованные путем перестановки букв или слогов, тоже являются логогрифами. Хотя слова, образованные путем перестановки букв, называются анаграммами. Если переставляются слоги и образуется новое слово, то это тоже скорее разновидность анаграмм, чем логогрифов, где буквы именно добавляются или убираются.

    4. Творческое задание: стихи-буриме или эссе «Слово о весне». Слайд 17

    А давайте попробуем сами сочинить маленькие стихотворения. Чтобы стихи у нас получились ладные да складные, вспомните основные правила стихосложения. Кто скажет, что отличает стихотворную строку от прозы? (ритм и рифма)

    Для рифм можно использовать логогрифы.

    Задание: попробовать себя в творчестве!

    5. Заключительное слово хозяйки гостиной.

    Подведём итог занятия в нашей литературной гостиной. Чем мы сегодня занимались?  Какие новые для вас, необычные формы стихосложения вы сегодня узнали?

    Я могу вам сказать, что их на самом деле намного больше, чем мы смогли охватить на сегодняшнем занятии.

    Остаётся только удивляться разнообразию поэтических форм и изучать литературу, поэзию, стихию стихосложения и стиховедения.

    Источники: OLEJNIKOVA.ru, http://www.stihi.ru/2006/01/27-1939.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект открытого занятия "Зима в лесу"

    Конспект открытого занятия "Зима в лесу" с презентацией...

    Отчет по программе летнего отдыха МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр" "Литературное лето - 2015"

    Выступление -отчет по программе летнего отдыха МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр" "Литературное лето - 2015" на презентации инновационных проектов образовательных учреждений Нижневартовского района, реализованны...

    Конспект открытого занятия по риторике "Поэзия - великий дар"

    Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"...

    Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".

    Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".Цели: Логопедическая: дефференциация звуков "Р" и "Л" в словах, предложениях, скороговорках.Психологи...

    Конспект открытого занятия для 9 класса на тему: «Основные понятия о здоровом образе жизни».

    Конспект открытого занятиядля 9  класса на тему:«Основные понятия о здоровом образе жизни»....