Профориентационная Квест-игра "Туризм, как профессия"
методическая разработка (5 класс) по теме

Кызлакова Евгения Ивановна

Методическая разработка профориентационной квест-игры "Туризм, как профессия", презентация к игре. Рекомендована учащимся 5-6 классов. Игра предназначена для повышения интереса учащихся к профессиям в сфере туризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx95.08 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kvest-igry_.ppt979 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

ТУРИЗМ, КАК ПРОФЕССИЯ

методическая разработка профориентационного квеста-игры

Выполнили:

Кызлакова Е.И.,  

Кетова Н.И.,

Сафаров С.В.,

педагоги д/о

МБУ ДО СДЮТЭ

Таштагол,

2018


Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Ход квест-игры «Туризм, как профессия»………………………………6

Заключение………………………………………………………………....9

Список литературы………………………………………………………...10

Приложение 1………………………………………………………………11

Приложение 2………………………………………………………………12

Приложение 3………………………………………………………………17

Приложение 4………………………………………………………………18


Введение

Вопросы профессионального самоопределения молодежи становятся все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для общества. Входя в рынок труда, молодой человек сталкивается с конкурентной борьбой за рабочее место. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность вчерашнего выпускника, является отсутствие или незначительный опыт профессиональной деятельности. И здесь туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся.

В туристской деятельности трудовое воспитание сливается с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки: пошив и ремонт рюкзаков, палаток, спальных мешков, изготовление и совершенствование оборудования, участие в строительстве временных туристских сооружений.

В настоящее время в Таштагольском районе, приоритетным направлением экономики является развитие туризма, а именно разработка новых туристских возможностей, развитие спортивных горнолыжных комплексов.

Туризм представляет собой одну из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Развитие туризма способствует созданию значительного количества рабочих мест, выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года Таштагольский район определен как точка роста экономики Кемеровской области, и имеет потенциал для размещения на своей территории особой экономической зоны рекреационного типа.

В Таштагольском районе продолжает развиваться детско-юношеский туризм, который базируется в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий».

Занятие туризмом помогает молодым людям найти свое дело в жизни. Этому содействуют ролевые позиции ребят в туристской группе, устанавливающиеся при получении ими походной должности. И даже пусть они не станут специалистами - эти навыки нужны и в личной жизни. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика туристской деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них.

Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края, ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.

Для овладения детьми необходимыми навыками в туристической деятельности нами разработан квест-игра «Туризм, как профессия».


Цель: Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания о профессиях  в сфере туризма;
  2. Приобрести знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  3. Формировать умения работать в группе.

Категория участников: учащиеся 5-7 классов.

Время проведения: 1, 5 часа.

Условия осуществления: Количество команд – 5 (не должно превышать  количества этапов). Наличие у детей начальных туристических навыков.

Место проведения: школьный стадион

Оборудование: бумага, маркеры, шариковые ручки, для полосы препятствий – гимнастическое бревно, жерди, лаги, основная веревка, репшнуры, комплект ОЗК (общевойсковой защитный комплект).

Этапы профориентационного квеста

  1.  Подготовительный этап:
  • формирование команд;
  • подготовка реквизита;
  • подготовка распорядителей на станциях.
  1. Введение в игру:

Выступление организатора.

  1. Станции квеста-игры:

1 станция «Туроператор»;

2 станция «Спасатели»;

3 станция «Спортивный туризм»;

4 станция «Графический диктант;

5 станция «Словарь туриста».

  1.  Заключительный этап: подведение итогов, награждение.


Ход квеста-игры

Профориентационный квест «Туризм, как профессия» проводится с учащимися 5-7 классов не более 5 групп (количество участников - 8 человек в группе). Время проведения мероприятия 1,5 часа.

Первым этапом осуществляется подготовительный этап:

  • Формирование команд. На основе  коллектива одной учебной группы или во время общего сбора учащихся на мероприятие путем распределения цветовых жетонов. Количество команд в игре не должно превышать количества станций. Составы команд должны быть максимально равнозначными по возрасту участников и их количеству.
  • Подготовка реквизита. В соответствии с предполагаемым количеством команд заготавливаются маршрутные листы (приложение № 1), таблички с названиями станций, реквизиты на станции.
  • Подготовка распорядителей на станциях. Распорядителями могут быть учащиеся старших классов, педагогические работники, получившие необходимую установку и консультацию организаторов мероприятия.
  • Как в любой игре, где предполагается выявление победителя, при подведении итогов должен присутствовать и момент награждения. В качестве наград могут быть как медали по количеству участников команды, так и сладкие призы и дипломы.

Второй этап квеста – введение в игру: 

Объяснение правил, инструктаж, настрой на работу.

Цель: повысить групповую активность участников, создать доброжелательную атмосферу.

(выступление организатора)

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы с вами проведем квест и выявим самых быстрых и смекалистых участников. Познакомимся с нашими командами-участницами игры. Поприветствуем команды (название команд и девиз).

На каждой из станций вашу команду будут ожидать станционные распорядители с заданиями, соответствующими тематике станции. Максимально за выполнение задания вы можете получить – 5 баллов.  Путеводителем по игре вам будут служить маршрутные листы с названием станций, но говорить поочередность станций мы вам не будем, вы должны сами по заданному АЗИМУТУ определить направление на следующую станцию, используя компас. Насколько правильно вы угадаете, настолько быстро вы пройдете испытание.

В добрый путь! Хорошего вам путешествия и новых необходимых для дальнейшей жизни знаний!

Третий этап квеста:

После объяснения правил проводится активная часть игры.

Цель: Формирование профессионального самоопределения личности учащихся.

1 станция «Туроператор»

Задание: необходимо узнать 5 туристических маршрутов Таштагольского района по описанию (Приложение 2).

2 станция «Спасатели»

Задание: Одеть на время по очереди костюм ОЗК (общевойсковой защитный комплект):

- защитные чулки,

- защитный плащ,

- противогаз,

- защитные перчатки.

3 станция «Спортивный туризм»

Задание: Пройти полосу препятствий:

3.1. Жерди (участники укладывают жерди на «лаги», до выхода из опасной зоны).

3.2. Кочки (участник преодолевает препятствия по кочкам на расстояние длинного шага - сантиметров 80-90). При касании земли – возвращение на  начало этапа.

3.3. Маятник (задача участника, держась за кольцо руками перепрыгнуть за финишную черту).

3.4. Паутина (между деревьями или кустами делается коридор затянутый веревкой, так, чтобы получилась своеобразная «паутинка», через которую и надо пройти не коснувшись).

3.5. Параллельные перила (задача участника пройти этап, не коснувшись  земли).

3.6. Метание конца Александрова (участник должен попасть в заранее отмеченный квадрат. Предоставляется 3 попытки.)

4 станция «Графический диктант»

Задание: По сторонам горизонта составить графический рисунок

(Приложение 3).

5 станция «Словарь туриста»

Задание: По описанию определить, о чем идет речь. Записать слова в клетки кроссворда. Составить рассказ из слов по горизонтали (Приложение 4).

Заключительный этап:

После испытаний сбор на отправной точке, победитель определяется по времени прибытия к конечной точке. Подведение итогов, награждение.



Заключение

Туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие — испытать себя на прочность. Натянутые нервы и тяга к соревнованиям тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость. Этому служит набирающий силу во всем мире, и особенно в России, спортивный и экстремальный туризм.

Задача же профориентации повысить готовность учащихся выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Участие несовершеннолетних в  данном профориентационном квесте ориентирует их на более осознанный выбор будущей профессиональной карьеры в сфере туризма.

Занятия туризмом и краеведением создают условия для самоопределения и самореализации личности ребенка посредством активного познания мира.


Список литературы

1.        Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.; СПб: «Невский фонд», 2000. – 416с.

2.        ПРОФориентир  [Электронный  ресурс] :  сборник  работ  участников

областного конкурса / cост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева. – Кемерово:

ГОУ «КРИРПО», 2014. – 650 Мб.

3.        Килина, И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях [Текст]: методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахаровой. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 150 с.

4.        Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000. – 153с.

5.        www.turclubmai.ru/heading/papers/49/


Приложение 1

Маршрутный лист команды

________________________________________________
     (название команды)

Этап (станция)

Баллы

Комментарий помощника

Туроператор

Спасатели

Спортивный туризм

Графический диктант

Словарь туриста



Приложение 2

Эталонные маршруты в окрестностях города Таштагола

Маршрут: «Сосняк»

Нитка 1 маршрута:

МБУ ДО СДЮТЭ – ул. Ноградская – ул. Энергетиков – безымянная вершина (540 м) – сосняк выше ул. Веселая – перевал (620 м) – ул. Коммунальная – остановка г. Таштагол

Протяженность: 5,5 км

Чистое ходовое время (ХВ): 01ч. 20 мин.

Подъем 231 м.

Спуск 235 м.

Информация по маршруту:

Маршрут начинается от МБУ ДО СДЮТЭ, далее через ул. Ноградская выходим к мосту через р. Кондома, переходим дорогу в районе остановки АЗС, поднимаемся на ул. Энергетиков. Затем поднимаемся по грунтовой дороге на безымянную вершину. Далее с вершины, двигаемся по грунтовой дороге к сосняку выше ул. Веселая через искусственный отстойник. Поднимаемся на перевал выше сосняка, спускаемся к ул. Фрунзе, затем по ул. Коммунальная спускаемся к мосту через р. Кондома, выходим к центральной остановке г. Таштагола.

Дополнительная информация:

На маршруте нет воды, рекомендуется воду брать с собой. Приготовление пищи рекомендуется в сосняке выше ул. Веселая.

Рекомендации:

Для приобретения навыков начальной туристской подготовки. Маршрут работает в обе стороны.

Маршрут: «Старая Метеостанция»

Нитка маршрута:

МБУ ДО СДЮТЭ – ул. Поспелова – мост через р. Кондома – Алчковское кладбище – старая метеостанция – ул. Бородина – памятника событиям на Чернобыльской АЭС.

Протяженность: 5,8 км

Чистое ходовое время (ХВ): 01ч. 20 мин.

Подъем 231 м.

Спуск 235 м.

Информация по маршруту:

Маршрут начинается от МБУ ДО СДЮТЭ, далее через ул. Поспелова выходим к мосту через р. Кондома в районе церкви, далее выходим на грунтовую дорогу через Алчок по тропинке. Поднимаемся по грунтовой дороге до старой метеостанции и старой автодороги до пгт. Спасск. Спускаемся по старой автодороге до ул. Бородина, и по ней выходим к мосту через р. Кондома. Конечная точка маршрута возле памятника событиям на Чернобыльской АЭС.

Дополнительная информация:

На нет воды, рекомендуется воду брать с собой. Пищу лучше готовить в районе старой метеостанции.

Рекомендации:

Для приобретения навыков начальной туристской подготовки. Маршрут работает в обе стороны.

Маршрут: «Аэропорт»

Нитка маршрута:

МБУ ДО СДЮТЭ – ул. Макаренко – ул. Партизанская – ручей напротив аэропорта – ул. 7 Ноября – остановка Автовокзал

Протяженность: 7,2 км

Чистое ходовое время (ХВ): 01ч. 20 мин.

Подъем 231 м.

Спуск 235 м.

Информация по маршруту:

Маршрут начинается от МБУ ДО СДЮТЭ, далее через ул. Макаренко выходим к мосту через р. Шалым в районе ул. Партизанская, двигаемся по ней до ручья напротив аэропорта г. Таштагола. Поднимаемся в пригорок, и выходим на грунтовую дорогу идущую в д. Бахаревка. Продолжаем движение по ней и выходим на узел грунтовых дорог в районе вершины 70 лет Победы. Продолжаем движение и спускаемся по логу ручья выходящего на ул. 7 Ноября. Через мост выходим на автобусную остановку Автовокзал

Дополнительная информация:

На маршруте практически нет воды, рекомендуется воду брать с собой. Воду возможно взять на ручье напротив аэропорта и ручье ул. 7 Ноября. Приготовление пищи рекомендуется на ручье выходящий на ул. 7 Ноября.

Рекомендации:

Для приобретения навыков начальной туристской подготовки. Маршрут работает в обе стороны.

Маршрут: «70 лет Победы»

Нитка маршрута:

МБУ ДО СДЮТЭ – ул. Ульянова – вершина 70 лет Победы (585 м) – ул. Куйбышева – МБУ ДО СДЮТЭ

Протяженность: 4,7 км

Чистое ходовое время (ХВ): 01ч. 20 мин.

Подъем 231 м.

Спуск 235 м.

Информация по маршруту:

Маршрут начинается от МБУ ДО СДЮТЭ, далее через ул. Макаренко выходим к мосту через р. Шалым, поднимаемся на ул. Ульянова. Затем переходим на параллельную улицу находящуюся выше ул. Ульянова, и по ней поднимаемся на вершину 70 лет Победы. Затем с вершины, двигаясь в сторону пгт. Шерегеш выходим на грунтовую дорогу выходящую на ул. Куйбышева. Переходим мост в районе автобусной остановки «ул. Куйбышева», и двигаясь по береговой полке р. Шалым идем в сторону МБУ ДО СДЮТЭ, в районе кафе «Шершавель» выходим на пешеходную дорожку и продолжаем движение до МБУ ДО СДЮТЭ

Дополнительная информация:

На маршруте нет воды, рекомендуется воду брать с собой. Приготовление пищи рекомендуется на вершине 70 лет Победы, либо на спуске ул. Куйбышева, на данных участках больше дров.

Рекомендации:

Для приобретения навыков начальной туристской подготовки. Маршрут работает в обе стороны.

Маршрут: «5 км»

Нитка маршрута:

МБУ ДО СДЮТЭ – безымянная вершина (532 м) – безымянная вершина (642 м) – ул. Юбилейная – ост. Таштагол

Протяженность: 5,3 км

Чистое ходовое время (ХВ): 01ч. 20 мин.

Подъем 231 м.

Спуск 235 м.

Информация по маршруту:

Маршрут начинается от МБУ ДО СДЮТЭ, далее переход через автодорогу ЦМК – Таштагол по пешеходному переходу. Подъем к остановочной платформе 571 км, затем переход через ж/д, подъем на безымянную вершину (532 м). Существует два варианта подъема, первый - штурм в лоб, второй - выход на насыпь старой дороги, далее движение по этой дороге в сторону центральной остановки Поспелова, напротив здания полиции подъем к молодому сосняку по тропе, далее выход на грунтовую дорогу, идущая на вершину. Затем движение продолжать по грунтовой дороге идущая на безымянную вершину (642 м) мимо лога ул. Северная, стадиона, опоры ЛЭП-500, в сторону старого города. Грунтовая дорога выходит на пересечение ул. Юбилейная и ул. Кирова. Спуск по ул. Юбилейная на центральную остановку г. Таштагола.

Дополнительная информация:

На маршруте нет воды, рекомендуется воду брать с собой. Приготовление пищи рекомендуется на безымянной высоте (642 м), на данном участке больше дров.

Рекомендации:

Для приобретения навыков начальной туристской подготовки. Маршрут работает в обе стороны.


Приложение 3

Графический диктант №1

(стороны горизонта)

https://arhivurokov.ru/multiurok/5/6/7/567296ad5986089c246ee4c8e6efad8f0c82afd9/grafichieskiie-diktanty-po-azimutam-i-storonam-gho_1.jpeg

Задание.

Сторона горизонта

Количество клеток

Север

4

Юго-восток

3

Юго-запад

1

Восток

2

Юго-запад

2

Запад

3

Север

2

Восток

3


Приложение 4

http://nikols3.at.ua/_si/0/09708606.jpg


Вопросы к кроссворду

По вертикали:

1. Получение белков, жиров, углеводов

2. Время, когда можно «вытянуть ноги»

3. Походная кастрюля

4. Направление похода

5. По нему переходят реку

6. Без него туристу просто нельзя

7. Чем больше дров, тем ярче

8. Он всегда укажет правильное направление

9. Приспособление для натягивания переправы

10. Туристическая «вылазка»

По горизонтали:

10. Ее натягивают над пропастью

11. Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью

12. Начало соревнований

13. Любитель ходить в походы

14. Место для ночлега

15. Туристический «чемодан»

16. Туристический лагерь 

Составить рассказ со словами по горизонтали.

Ответы:

По вертикали:

1 - обед, 2 - привал, 3 - котелок , 4 - маршрут, 5- мост, 6-юмор, 7 - костер,

8 - компас, 9 - карабин, 10 - поход.

По горизонтали:

10 - переправа, 11 - азимут, 12 - старт, 13 - турист, 14 - палатка, 15 - рюкзак,

16 - бивак


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Игра-квест «Туризм, как профессия» КызлаковаЕ.И., Кетова Н.И., Сафаров С.В., педагоги д/о Таштагол, 2018

Слайд 2

Возраст участников Учащиеся 5-7 классов. Игра предназначена для повышения интереса к профессиям в сфере туризма среди учащихся МБУ ДО СДЮТЭ.

Слайд 3

Возраст участников Учащиеся 5-7 классов. Игра предназначена для повышения интереса к профессиям в сфере туризма среди учащихся МБУ ДО СДЮТЭ.

Слайд 4

Кадровое обеспечение Осуществляется за счет педагогических работников Станции туристов, привлечения спасателей ПАСО г. Таштагола. Условия участия в игре Наличие у детей начальных туристических навыков

Слайд 6

Квест-игра Цель игры: Формирование профессионального самоопределения учащихся. Задачи: систематизировать и обобщить знания о профессиях в сфере туризма; приобрести знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности; формировать умения работать в группе.

Слайд 7

Этапы игры: Подготовительный этап: Формирование команд Подготовка реквизита Подготовка распорядителей на станциях Подготовка наградного фонда. Введение в игру: Объяснение правил Раздача маршрутных листов

Слайд 8

Проведение игры: 1 станция «Туроператор» Задание : необходимо узнать 5 туристических маршрутов Таштагольского района по описанию 2 станция «Спасатели» Задание: Одеть на время по очереди костюм ОЗК 3 станция «Спортивный туризм» Задание: Пройти полосу препятствий 4 станция «Графический диктант» Задание: По сторонам горизонта составить графический рисунок 5 станция «Словарь туриста» Задание: По описанию определите, о чем идет речь. Записать слова в клетки кроссворда. Составить рассказ из слов по горизонтал и

Слайд 9

Заключительный этап: После испытаний сбор на отправной точке, победитель определяется по количеству набранных баллов и времени на дистанции. Подведение итогов, награждение. Этап (станция) Баллы Комментарий помощника Туроператор Спасатели Спортивный туризм Графический диктант Словарь туриста Маршрутный лист команды ________________________________________________ (название команды)

Слайд 10

Туризм прекрасен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Профориентационное мероприятие "Знакомство с профессией"

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполн...

Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»

Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности"Моя будущая профессия".

Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса воспитанников к выбору профессии....

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Детско - родительская профориентационная игра Тема «Выбор профессии - это серьезно»

Детско - родительская профориентационная играТема «Выбор профессии - это серьезно»...