План-конспект учебного занятия.
план-конспект занятия (11 класс)

Родионова Александра Александровна

План-конспект учебного занятия по дисциплине:

 Дополнительное образование детей и взрослых

в вокально-театральной студии «ВОКАЛИЗ»

 

Государственном профессиональном образовательном учреждении «Кузнецкий индустриальный техникум»

 

на тему «Эстрадный вокал»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx204.24 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект  учебного занятия

по дисциплине:

 Дополнительное образование детей и взрослых

в вокально-театральной студии «ВОКАЛИЗ»

Государственном профессиональном образовательном учреждении «Кузнецкий индустриальный техникум»

на тему «Эстрадный вокал»

                                                Разработала:    Родионова А.А.

                                                                          ( ФИО)

                                                слушатель курсов профессиональной                                                         переподготовки  «Педагогика

                                                     дополнительного образования

                                                     детей и взрослых »

                                                Проверила: Бобылева И.В.

                                                 Заведующая отделом по ВР

                                                 (ФИО руководителя практики)

                                                   Новокузнецк  2017

      Тема занятия: «Эстрадный вокал»

Дата проведения 9.06.2017

Состав учебной группы: 7 человек, мальчиков 2, девочек 5, от 15 до 17 лет. Вокально-театральная студия «ВОКАЛИЗ»

Цель учебного занятия по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала учащихся, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования.

    Задачи занятия по вокалу:

  • Рассказать о строении голосового  аппарата, показать строение голосового аппарата (Приложение №2).
  • Рассказать о нижнереберном диафрагмальном дыхании.
  • Подготовить дыхательную систему, мышечную систему и голос к вокальной работе. Включить и активизировать дыхательную систему, дыхательные мышцы, координацию.  Добиться правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики (Приложение №1)
  • Добиться плавного певческого вдоха.
  • Активизировать певческую опору.
  • Добиться чистой интонации в упражнениях.
  • Добиться чистой интонации в пении.
  • развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;
  • осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
  • развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке ,желание исполнять ее;
  • всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового.
  • формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
  • прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;
  • формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;
  • приобщение учащихся к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;
  • стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;
  • обучение учащихся пользоваться различными техническими средствами.

Задача руководителя: Привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.

Форма учебного занятия: Практические занятия.

Фома организации работы: Индивидуально-групповая.

В качестве главных форм обучения использованы методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется и  нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих: тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.  

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.  

Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы,  развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:

-  постановка дыхания;

-  работа над расширением певческого диапазона;

-  развитие музыкального слуха и ритма.

Материально-техническое оснащение занятия:

    Микрофон, электроаппаратура, компьютер

    Учебные пособия: Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

(Приложение №1) Строение голосового аппарата (Приложение №2)

План занятия:  Занятие проходит в 3 этапа:

1 этап занятия: Беседа о строении голосового аппарата и гигиене голоса. Дыхательная гимнастика.

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

  • Подготовительная часть.

Рассказ о строении голосового аппарата, показ строения голосового аппарата (Приложение №2)

  1. Гортань.
  2.  Диафрагма.
  3. Легкие.

Рассказ о гигиене голоса.

  1. Болезни.
  2. Уход.
  3. Общее состояние голосового аппарата.

10

  • Дыхательная гимнастика.

Комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой  (Приложение №1):

1. «Насос»

2. «Обними себя»

3. «Большой маятник»

Дыхательная ритмика.

15

  • Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Задание на самостоятельную подготовку.

5

Вывод: Студенты  получили информацию о строении голосового аппарата и гигиене голоса. Им удалось включить и активизировать дыхательную систему, дыхательные мышцы, координацию.  Добиться правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

2 этап занятия: Работа над певческим вдохом. Работа над интонацией..

Учебные пособия: дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой. (Приложение №1)

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

  • Подготовительная часть.

Упражнения, направленные на правильный, плавный певческий вдох:

  1. Плавный вдох.
  2. Плавный вдох на три счета.
  3. Плавный вдох на три счета и плавный выдох на три счета...вдох.

Упражнения, которые активизируют певческую опору:

  1. «Кшш», повторить 3 раза.
  2. «Кшш-ссс-прр», повторить 3 раза. Последний звук продлить.
  3. «Кшш-ссс-прр», сверху вниз по 5, 3, 1 ступеням мажорного трезвучия. Добавить приседание с пружиной на последнем звуке.

10

  • Работа над голосом, работа над интонацией.

Упражнения, направленные на активизацию певческой опоры.

  1. «Прр-прр-кшш», по звукам трезвучия сверху вниз.
  2. «Пить-лить-ввить», по 1, 3, 5 ступеням трезвучия вверх.
  3. «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

Упражнение,  направленное на собранный звук, глиссандо и открытый звук.

  1. «Дадада-аааа», тройное «да» на 1 ступени мажорного трезвучия, третью «да» открываем на звук «а» вверх глиссандо до 5 ступени.

Упражнение, направленное на выравнивание регистров.

  1. «Да-а-а-о-о-о-да», вверх и вниз по мажорному трезвучию 1-3-5-1-5-3-1.

15    

  • Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Задание на самостоятельную подготовку.

5

Вывод: Студенты добились плавного певческого вдоха. В упражнениях над голосом добились чистой интонации.

                                                             

3 этап занятия: Работа с песней.

Учебные пособия: Минус песни «Гимн Молодёжи»

Раздел занятия

Содержание занятия

Время

(мин)

  • Подготовительная часть.

Упражнения, направленные на правильный, плавный певческий вдох:

  1. Плавный вдох.
  2. Плавный вдох на три счета.

5

  • Работа над голосом.

Упражнения, направленные на активизацию певческой опоры.

  1. «Прр-прр-кшш», по звукам трезвучия сверху вниз.
  2. «Пить-лить-ввить», по 1, 3, 5 ступеням трезвучия вверх.
  3. «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

10

  • Работа с песней.

1. Учим вокальную строчку.

2. Поем 1,2 куплет и припев. активизируя опору.

3. Проговариваем текст песни.

4. Поем 1 куплет и припев с текстом.

10

  • Заключительная часть.

Задание на самоподготовку.

      5

Вывод: Студенты  отработали плавный певческий вдох, что позволило плавно вести вокальную строчку в песне "Гимн Молодёжи». Интонация точная.

jCwtR0nIL-I

                             

 

                                                                                                             Приложение №1

                     Основной комплекс дыхательной гимнастики,

                            разработанной А. Н. Стрельниковой.

Основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой, содержит 12 упражнений. Но мы рассмотрим 3 основных.

Постепенное их освоение будет способствовать формированию необходимых навыков правильного дыхания.

1. «Насос»

Исходное положение – стоя на полу, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно опущены вдоль туловища, их мышцы максимально расслаблены.

Перед выполнением вдоха следует наклониться вперед, выгнуть спину «горбом», затем резко вдохнуть через нос. После вдоха необходимо постепенно выпрямиться (но не до исходного положения), одновременно выдыхая воздух.  

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются выраженный остеохондроз в стадии обострения, гипертоническая болезнь, камни в желчном пузыре или почках, повышенное внутричерепное давление, межпозвоночная грыжа, глаукома, нарушение взаимного расположения межпозвонковых дисков, миопия средней и высокой степени, сотрясение головного мозга.

2. «Обними себя»

Исходное положение – стоя на полу, спина прямая, ноги расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и выставлены вперед (горизонтально) на уровне плеч, пальцы сжаты в плотные кулаки.

Выполнение упражнения следует начать с резкого шумного вдоха через нос. Одновременно с поступлением воздуха в легкие необходимо постараться отвести кисти рук как можно дальше за спину, при этом продолжая удерживать руки параллельно друг другу. После завершения вдоха можно сделать медленный расслабленный выдох, одновременно разводя руки в стороны.

3. «Маятник»

Исходное положение – стоя на полу, спина выпрямлена, ноги расставлены на ширину плеч, руки свободно висят вдоль тела. Перед началом упражнения необходимо наклониться вперед, одновременно выгибая спину «горбом», мышцы рук должны оставаться расслабленными. В таком положении следует выполнить резкий короткий вдох через нос, затем выпрямиться, слегка прогнуть спину назад и одновременно согнуть руки в локтевых суставах, отвести кисти за спину и медленно выдохнуть, чувствуя, как мышцы грудной клетки постепенно расслабляются.

 

                                                                                                             Приложение №2

Краткие сведения о голосовом аппарате.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.  

Голос и слух.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым. Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.  

Органы голосового аппарата.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно

продолжается в трахею. Гортань выпоhttp://www.startvocal.clan.su/_pu/0/s71324.jpgлняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами. 

Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно. 

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы. Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой.  По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболеванhttp://www.startvocal.clan.su/_pu/0/83496.jpgии эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрощениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука. 

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке. Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы.  

Процесс голосообразования.

Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

Что такое резонаторы?

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы).

Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку....

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №2

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку...

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №3

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку. Задачи занятия:1.     Повешение уровня быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и общей выносливости.2....

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе тренера-преподавателя Монгуш Айдына Олеговича

План-конспектоткрытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбетренера-преподавателя Монгуш Айдына Олеговича...

План- конспект открытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу

План – конспектоткрытого учебно – тренировочного занятияТема: БаскетболТренер- преподаватель: Антинг Александр СергеевичЗадачи: 1) Разучить комплекс упражнений для развития координации....

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...