Художественная одаренность
презентация к уроку

Кондратьева Екатерина Васильевна

Художественная одаренность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественная одаренность И.В. Афанасьева кандидат культурологии, доцент, кафедра ПВиДО КРИПКиПРО

Слайд 2

Содержание: Введение – 3 Направления художественной деятельности в ОУ ДОД – 4 - 5 Детская художественная одаренность – 6 Синкретизм художественной деятельности – 7 - 10 Принципы художественной деятельности – 11 Компонентный подход к выявлению детской художественной одаренности – 15 - 18 Трудности выявления детской художественной одаренности – 19 - 25 Комплексный подход к выявлению и развитию детской художественной одаренности – 26 - 33 Система психодиагностики А. И. Савенкова – 34 - 42 Ядро художественной одаренности – 43 - 45 Сферы реализации художественной одаренности – 46 Рекомендуемая литература – 47 - 59

Слайд 3

Способности к художественному творчеству Можно определить как потребность и способность ребёнка создавать выразительные художественные образы средствами какого-либо одного или нескольких видов искусства. Как правило, художественная одарённость – поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, хореографии, живописи, скульптуре, актёрские способности и др.

Слайд 4

Направления художественной деятельности ОО ДОД Искусство моды Декоративно-прикладное искусство Фольклор Хореографическое искусство Изобразительное искусство Театральное искусство Оригинальные жанры искусства Вокальное искусство Музыкальное искусство

Слайд 5

Задача дополнительного образования Выявить и развить способности детей в избранном виде творчества. Развить способности – значит, вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его художественной одаренности.

Слайд 6

Детская художественная одаренность - ДХО При всём видимом разнообразии все виды искусства произрастают из одного корня – их объединяет общее отношение художника к миру и общие способы выражения этого отношения в материале разных искусств. Поэтому общие художественно творческие способности ( общая художественная одарённость ) имеют приоритет перед специфическими качествами ( специальная художественная одарённость ), необходимыми для деятельности в конкретных видах искусства. На этих положениях основаны методики выявления потенциальной ДХО, разработанные и используемые А. А. Мелик-Пашаевым и его научным коллективом.

Слайд 7

Особенности художественной деятельности По мнению М. С. Кагана, художественная деятельность как специфическое проявление эстетической деятельности органически включает в себя четыре вида человеческой деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, преобразовательную, коммуникативную, которые, органически сливаясь с искусством, образуют пятый вид, обладающий органической целостностью, что говорит о синкретизме художественной деятельности

Слайд 8

Ю. Б. Борев о художественной деятельности Отмечает, что М. С. Каган, рассматривая деятельность, направленную от субъекта вовне, не касается деятельности, направленной от субъекта вовнутрь, т. е. самосозидание личности. Этот тип деятельности не самостоятелен, более того, он зависит целиком и полностью от остальных. Деятельность, направленная внутрь субъекта, обеспечивается развертыванием субъективных сил человека вовне и только через них осуществляется. С другой стороны, только определенным образом осознающая себя, свою индивидуальность, личность может вести познавательную, творческую, оценочную и коммуникативную деятельность.

Слайд 9

Синкретизм художественной деятельности

Слайд 10

Новиков А. М. выделяет ряд особенностей художественной деятельности : 1) наличие у человека, ею занимающегося, специфических психологических и художественных способностей; 2) эмерджентность – возникновение у целого новых качеств, отсутствующих у его элементов его составляющих. Эмерджентность искусства является главным его качеством, определяемое как художественность; 3) личностный тип отражения; 4) свобода выбора цели; 5) высокая степень риска неудачи.

Слайд 11

Принципы художественной деятельности

Слайд 12

Субъект создает художественный образ, являющийся отражением реальности. При этом возникает система отношений, компонентами которой являются реальность, художник и создаваемый им художественный образ.

Слайд 13

Компоненты художественного образа

Слайд 14

Особенность художественной деятельности В том, что она всегда порождает эмоции, которые являются основой для развития художественной одаренности. О. А. Конопкин так определяет влияние эмоций на деятельность: «Значение эмоциональной направленности для регуляции деятельности связано, во-первых, с ее свойством выступать в качестве непосредственной побудительной причиной деятельности. Во-вторых, «ценные» переживания, порождаемые деятельностью, могут способствовать поддержанию ее высокого функционального уровня, благодаря увлекательности самого процесса деятельности, поглощенности ею, интереса к ней.»

Слайд 15

Художественная одаренность как набор специальных способностей КОМПОНЕНТНЫЙ ПОДХОД - в основе этого подхода лежит идея о существовании набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Эти способности в зависимости от взглядов разных авторов описываются как равноценные или иерархически организованные.

Слайд 16

Пример: Б. М. Теплов исследуя музыкальные способности предлагает анализировать 3 основные компонента, составляющие ядро этих способностей: ладовое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения); способность к слуховому представлению (воспроизведение мелодии по слуху); музыкально-ритмическое чувство (способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точность его воспроизведения).

Слайд 17

Педагогические следствия использования «компонентного» подхода Заключаются в признании возможности раннего тестирования одаренности, разделения детей на способных и неспособных, а также достаточно жесткое прогнозирование будущей успешности воспитанников в том или ином виде художественного творчества.

Слайд 18

Следствия: Сторонникам компонентного подхода сложно прийти к единой теории, поскольку в зависимости от анализа вида художественной детальности выделяется различное число компонентов-способностей . В настоящее время преобладает мнение о целостной структуре художественной одаренности. Закономерно встал вопрос о существовании общих художественных способностей – по аналогии с общими интеллектуальными способностями.

Слайд 19

Трудности выявления детской художественной одаренности - ДХО Художественная одаренность многолика, отличается удивительным многообразием форм выражения, объясняющимся особенностями интеграции и своеобразия ее компонентов в их количественном и качественном проявлении. Наличие целостной художественной одарённости или отдельных способностей (даже очень высоких!) не есть прямой и достаточный показатель продуктивности и успешности в сфере художественного творчества. Двигателем творчества в любой сфере деятельности является мотивация, которая мобилизует все творческие ресурсы личности.

Слайд 20

Трудности выявления ДХО - ДХО это не свойство автономной самодостаточной личности, которая, будучи изолированной, от внешней действительности, сохраняет свой потенциал. Она не может существовать без внешних стимулов, без общения ребёнка с природой и социумом – родными и близкими, сверстниками, педагогами и специалистами, которые дают оценку его творческой деятельности, воодушевляя юного виртуоза или, наоборот, показывая ему его творческую несостоятельность. ( Иногда одна фраза, сказанная мастером, авторитетным специалистом, может кардинально изменить жизнь ребёнка – поднять его на небывалую высоту или морально уничтожить, отбить желание к дальнейшим занятиям художественным творчеством); Продолжение:

Слайд 21

Продолжение: – художественная одарённость берёт своё начало в духовно-нравственной сфере личности, определяется, главным образом, величиной её духовного «слоя», который невозможно измерить никакими тестами; – ДХО – «синтетическое образование» (В. Д. Шадриков), отличающееся особенностью интеграции способностей и качеств личности, их взаимопроникновения друг в друга, порождающего новый сплав, новое качество, которого нет в каждом отдельном компоненте; Трудности выявления ДХО

Слайд 22

Трудности выявления ДХО Диагност-психолог или педагог – не в состоянии одномоментно охватить ДХО как целостное образование, синтетическое по своей природе, и вынужден ограничиваться какой-то одной её гранью – способностью или качеством, – что уже исключает возможность её выявления, поскольку, какой бы по величине или качеству эта отдельная способность не была, она не является показателем художественной одарённости; Продолжение:

Слайд 23

Трудности выявления ДХО – степень выраженности художественных способностей ребёнка зависит во многом: а) от степени трансформации им «сырой» действительности в выразительные художественные образы, когда нейтральные способности и качества приобретают специфическую художественную окраску; б) от индивидуальных различий, проявляющихся, например, в различных темпах прохождения этапов творчества: у некоторых детей наблюдается затянутость подготовительного периода, но в дальнейшем возможно стремительное продвижение к окончательному результату;

Слайд 24

Трудности выявления ДХО – ДХО во всей её полноте можно увидеть лишь в деятельности ребёнка, а не в творческом продукте, который может не быть показателем потенциальной художественной одарённости, а является лишь актуализированной возрастной; – получить валидный результат диагностики художественных способностей ребёнка трудно в лабораторных условиях, специально созданных для этой цели. Его можно получить лишь в условиях привычных для ребёнка, в ситуации, когда он сам мотивирован к творчеству, а не исследователем его художественной одарённости, поскольку художественное творчество – процесс интимный, требующий «встречи с самим собой», расположенности ребёнка к творческому поиску, его стремления к удовлетворению потребности в самовыражении и самореализации; лишь в условиях «естественного» произвольного творчества ребёнка или подростка возможны объективные выводы об их потенциальной художественной одарённости. Продолжение:

Слайд 25

Примеров методик на выявление в специальной художественной одаренности специализированных способностей и качеств великое множество. Они не могут ставить своей целью выявление одаренности – целостного, синтетического, интегративного качества личности. Они могут играть лишь вспомогательную роль педагогическом процессе, в стратегии деятельности педагога, который должен учитывать степень развития той или иной способности и стремиться к её усовершенствованию.

Слайд 26

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ

Слайд 27

Структура художественной одаренности ребенка Личностный блок (различные сферы проявления личности ) Художественно-творческий блок ( художественные компетенции ) Деятельностный блок ( исполнительские компетенции )

Слайд 28

Личностный блок в когнитивном аспекте, выявляется степень выраженности сенсорной и эмоциональной чувствительности, психомоторики, внимания, памяти, воображения, эмоционального интеллекта во всех его формах; в психосоциальной сфере – эмпатия, усвоение социальных ролей, формы исследовательского поведения; в волевой и энергетической сфере – направляющая и предвидящая воля, различные формы ее выражения, волевые стратегии, саморегуляция, темперамент, энергетика.

Слайд 29

Личностный аспект ДХО Здесь возможно использование психологических тестов, показывающих актуальный уровень тех или иных способностей, указывающих на необходимость педагогической работы по их развитию и совершенствованию. В собственно личностном аспекте наиболее значимыми являются Я концепция ребенка и подростка , их ведущие потребности (особенно потребности в выражении своих представлений о мире, отношения к нему, самореализации), мотивации, система ценностей, личностные смыслы, познавательная активность и креативность.

Слайд 30

Своеобразие личности ребенка заключено в величине и своеобразии духовного слоя, самоуважении, в его интересах и устремленности, креативности, в перфекционизме, в жизненном целеполагании – желании изменить себя или действительность, в нравственном императиве, который обнаруживает себя в чутком и бережном отношении к природе, миру вещей, другим людям; в чувстве юмора по отношению к себе и окружающим.

Слайд 31

Эти качества раскрываются не сразу, а постепенно в процессе работы и общения с ребенком – в творческом коллективе, на природе, в творческих и житейских ситуациях, его поведении и поступках. Никакие тесты здесь не откроют правды. Здесь необходимы время, условия, в которых ребенок будет чувствовать себя естественным и раскрепощенным.

Слайд 32

Художественно-творческий блок Включает базовые, в данном случае, художественные компетенции , следует выявить способности, связанные с восприятием действительности, ее созерцанием с «авторской» и «читательской» или «зрительской» позиций: внимание, наблюдательность, чувствительность, эстетические и художественные эмоции, переживание и представление, художественное воображение, эмпатию, рефлексию, художественное мышление, практический интеллект с его компонентами – социальным и эмоциональным интеллектом, интуицию, обладание идеальной формой, эстетическими и художественными эталонами, вкусом, выразительные движения, непосредственность, артистизм.

Слайд 33

Деятельностный блок В третьем структурном блоке выявляются исполнительские компетенции , интегрирующие профессионально важные качества – специальные способности, знания, умения и опыт, позволяющие претворить в совершенную форму художественную идею, найти средства, приемы художественного выражения.

Слайд 34

Система психодиагностики одарённости А. И. Савенкова Включает три уровня: теоретический (разработка концепции и модели одарённости); методический (выбор и подготовку «инструментария»); организационно-педагогический, предполагающий четыре этапа выявления одарённости – предварительного поиска; оценочно-коррекционный; самостоятельной оценки; заключительного отбора.

Слайд 35

Этап оценочно-коррекционный Ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. Акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Занятия проводятся по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. Этот подход напоминает «принцип турникета» Дж. Рензулли и «резервуарную модель» Дж. Гауэна, но вместе с тем весьма существенно от них отличается.

Слайд 36

Этап оценочно-коррекционный В ходе занятий по специальным программам, основной задачей является не столько диагностика, сколько систематическая психокоррекционная работа. На основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального и интеллектуально-творческого развития ребёнка решаются задачи диагностического плана. Эти занятия служат базой для лонгитюдного изучения уровня одарённости.

Слайд 37

На этапе самостоятельной оценки Всем детям, участвующим в экспериментальной работе, предлагается посещать занятия по дополнительным предметам добровольно. Желание ребёнка продолжать занятия – один из важных индикаторов одарённости. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия или нет, ребёнок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных нагрузок.

Слайд 38

На этапе заключительного отбора На основе полученной ранее информации из всех четырёх источников (родители, педагоги, психологи и дети) делается заключение о степени одарённости детей, которое служит основанием для построения прогноза их развития.

Слайд 39

Выбор «инструментария» Необходимые методики А. И. Савенков делит по содержанию на три группы: Методики для выявления уровня психосоциального развития ребёнка. Методики диагностики интеллектуального уровняю. Методики уровня креативности.

Слайд 40

Для практических психологов для определения уровня интеллектуального развития тесты: Векслера Д., Дж. Равена и др.; для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)», (тест Э. П.Торренса в адаптации И. С. Авериной и Е. И. Щеблановой); «Необычное использование» (тест ДЖ. Гилфорда в адаптации И. С. Авериной и Е. И. Щеблановой), для оценки уровня психосоциального развития («16 PF» Р. Кетелла).

Слайд 41

Педагогам предлагаются: «Карта одарённости»; «Карта интересов для младших школьников»; «Анкета-характеристика» (Дж. Рензулли в адаптации А. И.Савенкова); методика «Интеллектуальный портрет».

Слайд 42

Родители работают с методиками: «Карта одарённости» (Д. Фельдхусена); «Анкета для родителей» (Дж. Рензулли); «Карта интересов для младших школьников»; «Методика оценки общей одарённости ребёнка».

Слайд 43

Ядро художественной одаренности

Слайд 44

Лаборатории психологических проблем художественного развития Психологического института РАО под началом её руководителя А. А. Мелик-Пашаева. В предлагаемых ими методах выявления потенциальной ДХО личностно-ориентированный подход осуществляется через обнаружение , которое включает в себя: 1) эстетическое отношение ребёнка к действительности – доминирующую личностную характеристику художника и первооснову способностей к художественному творчеству;

Слайд 45

2) направленность на преобразование впечатлений, порождаемых эстетическим отношением к жизни, в выразительные художественные образы (авторская позиция ребёнка); 3) художественное воображение — способность реализовать эту направленность, «вообразить» необразное, внутреннее, эмоционально-ценностное содержание, объективировать его в выразительных, чувственно-воспринимаемых образах.

Слайд 46

Сферы реализации художественной одаренности Прогноз, основанный на длительном и комплексном выявлении художественной одаренности, предоставляет педагогу, психологу и самому испытуемому широкое поле деятельности, поскольку художественная одаренность в искусстве предполагает четыре сферы – продуктивное творчество, восприятие, исполнительство и художественную критику, которые сами по себе достаточно масштабны и многообразны.

Слайд 47

Рекомендуемая литература 1. Клименко, В.В . Психологические тесты таланта [Текст] / В.В. Клименко. – Спб.: Кристалл, 1996. 2. Красило, А. И. Психология обучения художественному творчеству: Монография [Текст] / А. И. Красило. – М.: Ин-тут практической психологии, 1988. – 126 с. 3. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности [Текст] / А. Н. Малюков. – Дубна: Издательский центр «Феникс + », 1999. – 256 с. с илл. 4. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 15 – 23.

Слайд 48

Рекомендуемая литература 5. Никитин, А. А. Художественная одарённость [Текст] / А.А. Никитин. – Классика XXI, 2010. – 176 с. 6. Особенности психосоциального развития одарённых детей [Текст] // Народное образование. – 1999. – № 5. – С. 6-8. 7. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Одесса.: Мир, 1992. – 627 с. 8. Психология одарённости детей и подростков [Текст] / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

Слайд 49

Рекомендуемая литература 9. Слободчиков, В. И. Образовательная среда; реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. – М. , 1997. – Вып. 7. – С. 15 – 24. 10. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б. М. Теплов. – Рига: Латгосиздат, 1947. – 244 с. 11. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – 224с.

Слайд 50

Дополнительная литература 1 . Аверина, И. С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [Текст] пособие для школьных психологов [Текст] / И. С. Аверина, Е. Н. Щебланова. – М., 1995. – 95 с. 2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1977. – 379 с. 3. Иванников, В. А. Формирование побуждения к действию [Текст] / В. А. Иванников // Вопросы психологии – 1985. – № 3 – С. 120 – 126. 4. Ильичёва, Н. И. Диагностика доминирующих способностей. [Текст] / Н. И. Ильичева.– Барнаул, 1991. – 23 с.

Слайд 51

Спасибо!