Дополнительная общеобразовательная программа ."Кронштадт-город воинской славы"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Шлендова Майя Александровна

Пояснительная записка.

 

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кронштадт – город воинской славы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014 - 2020г

 

Актуальность программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. В то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.

В условиях становления гражданского общества  необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества. Человека готового рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

 

 Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в практическом компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_2018-19_shlendova.docx94.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района  Санкт – Петербурга

ПРИНЯТА  на заседании

педагогического совета

от  «30» августа 2018г.

Протокол № 1

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СОШ №422

_____________ Богданова О.Н.

Приказ №        от  _______

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Кронштадт – город воинской славы»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся:  11-15 лет

Автор:  Шлендова М.А.,

педагог дополнительного образования

                                                                           Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кронштадт – город воинской славы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2014 - 2020г

Нормативно-правовой основой дополнительной общеобразовательной программы «Кронштадт - город воинской славы» являются:

Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных

общеобразовательных программ

Нормативные акты

Основные характеристики программ

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75)

Порядок проектирования

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).

Условия реализации

Федеральный закон №273-Ф3 (п. 1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. ЗЗ, ст.34, ст.75), СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. " (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

Содержание программ

Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1,п. 4 ст. 75),

Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008

«Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей

/распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. Ха 1726-р

Организация образовательного процесса

Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41.

Программа несёт в себе социально - педагогическую направленность туристско - краеведческого характера.

Программа двухгодичная рассчитана на общекультурный уровень освоения.

Объём программы: 72 часа в год.

Педагогическая целесообразность программы «Кронштадт – город воинской славы» связана с личностным становлением школьников, овладением речевой культуры и краеведческих знаний. Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Это поисковая, исследовательская работа с экспонатами музея, это работа в группах, в коллективе и индивидуально, приобретение навыков трудиться вместе и отдельно для общего дела.

Актуальность программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. В то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.

В условиях становления гражданского общества  необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества. Человека готового рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

 Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в практическом компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Актуальность программы заключается не только в пробуждении чувств любви к своей малой Родине, но и в глубоком изучении истории, в практическом знакомстве с ее проблемами, в выработке активной жизненной позиции учащихся.

Знакомство обучающихся с историей и культурой Кронштадта в образовательных программах по истории весьма ограниченно. Учащиеся имеют недостаточное представление о месте, где они живут, растут и учатся.

Требования к уровню усвоения программы

Уровень усвоения программы

Показатели

Целеполагание

Требование к результативности освоения программы

Срок реализации

Максимальный объём программы       (в год)

Общекультурный

   2 года

До 144 часов

Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

- Освоение прогнозируемых результатов программы; - Презентация результатов на уровне образовательной организации

                                       Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

О4.09.2017

24.05.2018

36

72

Понедельник

14.00 -14.45

14.55 -15.40

Общий        

        режим

занятий

14.00-15.40

2 год

        3.09.2018

24.05.2019

36

72

Понедельник

14.00 – 15.30

        Общий

режим

        занятий

        

14.00-15.40

14.55 -15.40

Цель программы:

Развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края; воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, своему народу.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  • Познакомить с историей и культурой города в контексте Отечественной и Мировой истории, с использованием межпредметных связей по истории, литературе, искусствоведению, географии и другим учебным предметам.
  • Изучение конкретных тем, связанных с курсом истории для средних общеобразовательных школ, в том числе и с курсом «История и культура. Санкт- Петербурга».
  • Изучение основ краеведения.
  • Подготовка учащихся к проведению экскурсий по городу.
  • профессионального опыта;

Развивающие:

  • Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за свое Отечество.
  • Формирование любви и уважения к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личное отношение к прошлому настоящему Кронштадта как района Санкт-Петербурга.

Воспитательные:

  • Формирование коллективизма, дружбы, товарищества, дисциплинированности, гордости за принадлежность к клубу краеведов общеобразовательного учреждения.
  • Превращение полученных знаний в прочные умения, навыки и жизненный опыт.
  • Всестороннее развитие учащихся на основе их индивидуальных возможностей и особенностей.
  • Приобретение и развитие соревновательных навыков и опыта поисковой работы.
  • Развитие самостоятельности мышления.

Отличительными особенностями программы являются ее ведущие идеи:

  • Город как мир.
  • Судьбы России, Санкт-Петербурга и Кронштадта.
  • Место малой Родины в истории страны.

К работе с детьми привлекаются члены общественных организаций духовно-патриотической направленности: клуб «Русич», «Ладога», клуб «Юный моряк», священнослужители церкви Владимирской иконы Божией Матери, работники Государственного историко-краеведческого музея Кронштадта, краеведы города и ветераны Великой Отечественной войны.

Условия реализации образовательной программы.

Программа «Кронштадт - город воинской славы» рассчитана на детей 11-15лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Продолжительность обучения 2 года. 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год).

Программа строится с учётом личностных потребностей, обучающихся в познавательной и краеведческой деятельности.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Содержание программы.

Программа выстроена на историко-культурологической основе, позволяющей рассматривать Кронштадт не как рядовой краеведческий объект, а как город, возникший на перекрёстке мировых идей, мировых культур. Ее содержание включает несколько крупных блоков, каждый из которых предлагает свой комплекс проблем. Взаимосвязь между ними обеспечивает интегрирование, которое служит системообразующим фактором, объединяющим разные по содержанию знания о городе.

Программа первого года обучения - ознакомительно-ориентационная. Она предусматривает сообщение основных сведений о родном крае, о его истории, крупнейших достижениях в области культуры по различным ее направлениям. Учащиеся получают основные навыки краеведческих наблюдений.

Программа второго года обучения предусматривает углублённое изучение истории города и приобретение практических навыков экскурсионной работы.

По каждому периоду истории нашего города рассматриваются вопросы:

  • Городское строительство и рост городской территории.
  • Особенности внешнего облика и архитектуры.
  • Население, занятия, быт, культура
  • Город - крепость, город - воин.
  • Развитие экономики и городского хозяйства.
  • Развитие культуры и общественной жизни.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

Теоретические занятия проводятся в форме рассказа, беседы, викторины, показ демонстрации. Перед началом изучения очередной темы педагог интересуется, что знают учащиеся по данному вопросу (теме), которые им предстоит изучить.

Это позволяет повысить активность и заинтересованность ребят в приобретении знаний. При определённом накоплении знаний педагог переходит к активным игровым формам деятельности состязательного характера.

Для проведения отдельных занятий приглашаются учителя истории, географии, биологии, а также представители отдельных организаций и предприятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, тренировок.

Для освоения программы активно используются такие формы работы как:

олимпиады, викторины, турниры знатоков, конкурсные игры, путешествия по карте, по памятным местам Санкт-Петербурга и Кронштадта, эстафеты знатоков города, конкурсы творческих работ. Защита рефератов по краеведческой тематике, сочинения о событиях и людях, связанных с Кронштадтом. Тематические экскурсионные маршруты, блицтурниры, сообщения по памятным датам - все эти конкурсы проводятся поэтапно, в три тура (класс, школа, город).

  Ожидаемые результаты первого года обучения.

Ученики должны знать:

•        Основные разделы программы.

•        Краткую историю нашего края.

•        Общие (сравнительные) сведения об истории и развитии Кронштадта и. Санкт - Петербурга.

•        Общие сведения об архитектурных и скульптурных памятниках Кронштадта.

•        Памятные даты, связанные с историей Санкт-Петербурга и Кронштадта.

•        Морские термины и исторические понятия.

•        Роль Кронштадта в истории нашей страны.

•        Методику проведения экскурсий.

Ученики должны уметь:

Составить краткое сообщение (рассказ) об этапах развития нашего края.

  • В доступной форме изложить материал о памятниках Кронштадта.
  • Вести историко-краеведческое наблюдение.
  • Систематизировать материал.
  • Написать реферат на краеведческую тему.
  • Провести экскурсию для детей.

Ожидаемые результаты второго года обучения.

Ученики должны знать:

  • Историю создания на острове Котлин уникального сооружения города-крепости города Воинской славы, архитектурные объекты как памятники истории культуры достопримечательности и символы нашего города.
  • Морские термины и исторические понятия.
  • Методику проведения исторических исследований.

Ученики должны уметь:

  • Проводить дискуссию на заданную тему.
  • Вести картотеку краеведческих объектов.
  • Вести историко-краеведческие наблюдения.
  • Систематизировать и оформить материал.
  • Подготовить реферат на краеведческую тему.
  • Пользоваться справочниками и словарями.
  • Ориентироваться на улицах города с учетом его островного положения.
  • Провести экскурсию на заданную тему для детей и взрослых
  • Анализировать исторический объект по месту нахождения, описать его географические особенности.

Формы подведения итогов реализации программы

   Формы контроля

Итоги подводятся в форме конкурсов, игр, викторин, олимпиад, турниров знатоков, брейн - рингов,

•Организация конкурсов между командами 5-х - 6-х и 7-х - 8-х классов

«Мой родной город»,

«Следы давно минувших дней на карте острова Котлин»,

«По Кронштадтским мостовым»,

«Путешествие по карте города»,

«Они прославили Кронштадт»,

«Кронштадт в истории России».

•         Проведение викторин, конкурсов знатоков, игр на уроках и во внеурочное время:

«Знай и люби свой город»,

«Памятники войны»,

«Памятники всемирного наследия Кронштадта»,

«Улицы и переулки Кронштадта»,

" Кронштадт - город моряков"

•    Организация олимпиад, зачётных работ, турниров знатоков.

 Игра «Что, где, когда?»

         Конкурс «Знаете ли вы?»

         Игра «Умницы и умники»

         Конкурс юных экскурсоводов школьных музеев

Олимпиады по историческому краеведению: «Памятники воинской славы на карте города», «Огневой щит Ленинграда», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Морская пехота на защите Ленинграда», «Петергофский десант», "Кронштадт - огневой щит Ленинграда".

Формы контроля:

- текущий (беседы по изучаемым темам, анализ качества выполненных работ, ведение дневника наблюдений краеведа);

   -тематический (подготовка и проведение экскурсий, рефератов, презентаций);

- итоговый (обобщающий – подготовка папки экскурсовода, анализ участия в выставках, конкурсах, выставка творческих работ, конкурсные игры).

     Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы «Кронштадт - город воинской славы»

        При изучении истории родного города по программе «Кронштадт - город воинской славы» обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения учащимися истории родного города:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в изучении города, его месте в истории России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение практикой поиска исторической достоверности, работы с историческими источниками, самостоятельному отбору исторических фактов, создание рефератов и презентаций;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться самостоятельно, добывать знания и применять их на практике в качестве экскурсовода музея;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости знаний истории своего края, своей малой Родины;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей коллектива краеведов и экскурсоводов;
  • проявление и развитие исторического мышления при организации своей поисковой деятельности;
  • самооценка готовности к деятельности краеведа как перспектива профессиональной деятельности в сфере краеведения и музееведения;
  • формирование основ культуры общения, соответствующей современному уровню исторического мышления; бережное отношение к памятникам истории и культуры;
  • развитие эстетического сознания через освоение исторического художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности нравственного, гражданского эстетического характера; формирование патриота своей страны;
  • умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • развитие коммуникативных качеств в общении со сверстниками, формирование уважительного отношения к мнению окружающих;

Метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися программы «Кронштадт - город воинской славы»:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в образовании и познавательной деятельности;
  •  планирование процесса познавательно - поисковой творческой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов творческого поиска в ситуациях, не стандартного выбора передачи своих знаний через музейный урок, экскурсию или беседу с одноклассниками; поиск новых форм работы у стендов музея школы;
  • выявление потребностей в создании новых выставок, имеющих интерес как у младших, так и у старших школьников; самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию рефератов, презентаций, видеороликов для сверстников;
  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию выводов о том или ином историческом факте; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно - поисковой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно - поисковой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно - краеведческой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых коллективом общественных дел;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно - краеведческой   и поисковой деятельности и творческого разнообразия при проведении экскурсий, встреч, музейных уроков; соблюдение норм и правил культуры речи, поведения в соответствии с нравственными нормами общения между людьми;
  • оценивание своей творческой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • формирование и развитие исторического мышления, умение применять исторические знания в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • овладение наиболее существенными методами изучения краеведения (наблюдения, исследования, проектирования).

Учебный план 2017-2018 года обучения

(1 год обучения)

№ п/п

учебная неделя

Тема занятия

Теория

Практика

Все

го

Формы контроля

  1.

Вводное занятие. Знакомство с Программой, Уставом клуба краеведов. Организация поисковых групп и выбор тем для исследовательской работы.

2

-

2

Беседа "Знаешь ли ты историю родного города?

 2.

Краеведение как наука. Методы и формы исторического краеведения. Выбор темы для исследовательского проекта.

1

1

2

Игра: Где? Кто? Когда?

Карта Финского залива

 3.

Историко-краеведческие наблюдения.

1

1

2

Беседа» Как правильно вести дневник краеведа"

 4 -5

Общая историко - краеведческая характеристика Северо-Западного региона. Географическое описание

2

2

4

Путешествие по карте. Кто живёт рядом?

 6-7

Знакомство с топонимикой. Топонимика как инструмент краеведения. Древние и современные географические названия с/западного региона и острова Котлин. Изучение археологического наследия. Работа с краеведческой литературой и архивными документами.

2

2

4

Словарь краеведа. Топонимика»

  От а до я". Самостоятельная работа.

 8-9

Город, где ты живёшь.  Объекты Петровской эпохи. Кронштадт глазами современников Петра Великого. Город крепость  XIX века глазами иностранцев.  Паспорт современного Кронштадта.

2

2

4

 Паспорт современного Кронштадта. Конкурс рисунков.

 10-11- 12.

Архитектурные     памятники     Кронштадта    и     Санкт-Петербурга (гражданские, военные, культовые)

4

2

6

Архитектурные памятники Кронштадта"

Стиль, время, имя архит.

13-14-15

Скульптурные     памятники     Кронштадта     и     Санкт-Петербурга. История и современность.        

   4

   2

6

Узнай кто на фото?

 16-17

Памятники научным открытиям и людям, оставившим след в развитии Отечественной науки и техники

2

2

4

Игра: Кто? Где? Когда? Узнай  памятник на фото

 18.

Памятники   техническим изобретениям в Кронштадте

1

1

2

Оформить  стенд. "Открытия, сделанные в Кронштадте"

 19.

Остров Котлин - удивительное создание природы на Балтике

1

1

2

Игра "Данетка" Найди ошибки в тексте.

 20-21- 22-23

Улицы Кронштадта. «По Кронштадтским мостовым» - путешествие по карте города

4

4

8

Соотнеси названия. Составь словарь.

 24.

День рождения города. Пётр 1 и его роль в создании крепости

1

1

2

Игра: "Почемучка"

Презентация.

 25.

Борьба за выход к морю. От времён Александра Невского до событий Северной войны. Участники и герои судьбоносных сражений на Балтике.

-

2

2

Практика: составь хронологию событий Северной войны. Карта сражений.

 26- 27.

Кронштадт – город -  крепость. Строительство казарм, укреплений и гаваней. Перевооружение крепости в XIX веке.

2

2

4

 Викторина: "Оружие обороны морской крепости  18-19 века"

 28.

Военный    совет    о    начале    строительства    морских сторожевых фортов и корабельных верфей на острове

Котлин

1

1

2

Чайнворд «Форты» "Угадай названия фортов, зашифрованных в таблице"

 29.

Форт Кроншлот - пример новаторства Петра Великого. Описание устройства крепостных и военных сооружений.

1

1

2

 Загадки Южного фарватера

 30.

Первая    боевая    тревога    в    истории    Кронштадтской крепости. Этот трудный 1705 год. Первые морские победы на Балтике.

1

1

2

Просмотр в/фильма:

Викторина "Первый бой"

 31.

Полтавская битва - новая историческая ступень развития морской крепости на острове Котлин.

1

1

2

А.С. Пушкин. Прочти отрывок из поэмы "Полтава" о самой битве.

 32.

Победы на море в Северной войне (у мыса Гангут, о. Эзель и о. Гренгам).

-

2

2

Карта. Найди на карте сражения Северной войны и отметь флажком

 33.

Рождение флота и развитие морских традиций.

1

1

2

Презентация о морских традициях. Тест: Первые военные корабли России

 34.

Кронштадт в произведениях изобразительного искусства и литературе

      1

1

2

Экскурсия  на выставку в школьный музей 1 зал.

 35.

Обобщение по курсу «Историческое краеведение»

-

2

2

Защита рефератов

 36.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Игра: «Брейн – ринг».  «Любимый город»

-

2

2

Игра «Брейн – ринг»

Всего:

35

37

72

Содержание образовательной программы

1 год обучения

Тема №1. Вводное занятие.2 часа

Организационные принципы деятельности музея. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание работы краеведческого клуба. Краеведение как прикладная научная дисциплина. Краеведческие особенности нашей местности.

Тема №2. Краеведение как наука.2 часа

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации краеведения (школьное, общественное, государственное краеведение).

Школьное краеведение, его разделы. Краеведение и туризм. Использование материалов исторического краеведения на занятиях во внешкольное и школьное время.

Практические занятия: Знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий. Запись наблюдений, воспоминаний участников исторических событий.

Тема №3. Историко-краеведческие наблюдения. 2 часа

Ведение дневника. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей. Правила фиксирования исторических событий. Хранение документов, использование письменных источников.

Практическое занятие: Составление технического задания по краеведческому объекту Кронштадта.

Тема №4- 5. Общая характеристика Санкт-Петербурга и Кронштадта.4 часа

Характеристика Северо-западного региона. Географическое положение. Характеристика природно-географической среды. Геологическое строение и рельеф местности. Природа. Климат. Внутренние воды. Земельные ресурсы и типичные ландшафты. Полезные ископаемые. Население. Развитие экономики. Промышленность, транспорт, культура, образование, туризм. Символика. Административно-территориальное деление. Районы Санкт-Петербурга. Практическое занятие: Деловая игра «Мои археологические находки».

Тема № 6 -7. Знакомство с топонимикой.  4 часа

Топонимика - важный инструмент краеведения. Археология как наука.  Древнейшая история Ленинградской области. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов.

Названия улиц и площадей. Возвращение старых названий.

Практическое занятие: Работа с картой. Нанесение на контурную карту археологических объектов.

Тема № 8-9.  Город, где ты живёшь. 4 часа

Визитная карточка города. Город петровской мечты. Объекты Петровской эпохи. Кронштадт глазами современников. Взаимосвязь города и человека. Основы этики горожанина. Топонимика города.

Практическое занятие: Составление карты - схемы основных исторических объектов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение карты острова Котлин. Определение на карте памятников Петровской эпохи. Создание эмблемы (герба) города.

Тема № 10 - 12. Памятники Кронштадта.6 часов

Памятники гражданского, военного и культового назначения. Важнейшие архитектурные стили. Выдающиеся архитекторы 18-20 веков. Строительство первых православных соборов. Общая характеристика архитектурных памятников Кронштадта, сохранившихся до наших дней: Морской собор, Владимирский Крепостной собор, Гостиный двор, Губернские дома, офицерские и служительские флигеля, Голландская кухня, Дворцовые ансамбли, Итальянский дворец.

Практическое занятие. Экскурсия в Морской собор. Экскурсия «Храмы Кронштадта». Экскурсия к Губернским домам (XVIII век - начало XIX века).

Тема № 13 - 15. Скульптурные памятники Кронштадта.6 часов

Памятники, посвящённые знаменитым людям и выдающимся событиям. Общая характеристика скульптурных памятников Кронштадта: стили и направленность. Скульптурные памятники, посвящённые выдающимся людям (Беллинсгаузен Ф., Капица П., Иоанн Кронштадтский). Скульптурные памятники военно-морской тематики. Скульптурные памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Практическое занятие. Экскурсия на Якорную площадь. Экскурсия «Памятники Летнего сада». Экскурсия в Петровский парк.

Тема №16- 17. Памятники научным открытиям в Кронштадте. 4 часа

Кронштадтский футшток, павильон мареографа. Исходный пункт нивелирной сети России. Памятники, связанные с изобретением радио и с созданием первой в России радиотехнической мастерской.

Тема №18. Памятники техническим  изобретениям в Кронштадте.2 часа

Кронштадтские доки (сухие и мокрые), доковое оборудование, каналы (обводные и проводные). Мосты Кронштадта.

Практическое занятие. Экскурсия на Морской завод «Сухие заводские доки».

Тема №19. Остров Котлин - удивительное создание природы.2 часа

Происхождение названия острова. Река Нева - труженица. Изучение плана города Санкт-Петербурга и Приладожья. География местности. Первые жители острова в древности. «Соседи» (чуть, водь, карелы, весь, сумь, емь, эсты). Геология острова и морская акватория Финского залива. Два фарватера у берегов о. Котлин.

Практическое занятие. Экскурсия в музей города. Описание Невской губы и Финского залива.

Тема № 20 - 23.Улицы Кронштадта. «По кронштадтским мостовым».8 часов

Общий список проспектов, улиц, площадей Кронштадта. «Их именами названы». Топонимическая характеристика названий улиц. Старые и новые названия. Проблема переименования улиц.

Практическое занятие. Экскурсия по улицам города. Викторина «По кронштадтским мостовым». Творческое задание: подготовить сочинение на тему «Улица, на которой я живу».

Тема № 24. День рождения города. 2 часа

Основание города. Пётр Великий и его роль в создании города. Герб Кронштадта. Практическое занятие. Описание форта Кроншлот и знакомство с документами. Нарисовать символику города, описать герб.

Тема № 25. Борьба за выход к морю. 2 часа

Знакомство с древними летописями и документами разных лет. Русские поселения на о. Котлин 8-10 вв. н.э. Путь «Из варяг в греки». Неудачи в борьбе за Неву в 13-17 вв. Первые поражения в начале 18 века. Первые победы. Северная война и ее герои Ф.С. Толбухин, П.И. Островский, К.И. Крюйс.

Практическое занятие. Работа с картой. Нанесение на контурную карту мест поселений древних славян на острове.

Тема № 26-27. Кронштадт - город крепость.4 часа

Бастионы в Финском заливе. Южный и Северный фарватеры. Первые военные сооружения. Центральная ограда - восточный и западный фронт ограды, бойницы, амбразуры - эскарпы. Имена строителей укреплений на о. Котлин. Пётр I на о. Котлин. Перевооружение крепости.

Практическое занятие. Викторина «Что? Где? Когда?». Описание фортов южного фарватера. Описание сооружения «Кроншлот» и «Военная гавань».

Тема № 28. Военный совет на Котлине по усилению сооружений.2 часа      

Строительство береговых укреплений, морских сторожевых фортов и корабельных верфей. Строительство первых православных соборов, церквей, часовен. Практическое занятие.  Экскурсия в военный порт и  Петровский док.

Тема № 29.Форт Кроншлот - пример новаторства Петра Великого.  2 часа

Описание устройства крепостных и военных сооружений. Практические занятия. Экскурсия на форт Кроншлот.

Тема №  30. Первая боевая тревога в истории Кронштадтской крепости. 2 часа

14 июня 1704 года. Шведский адмирал Де Пру во главе шведской эскадры. Первая победа русского флота у острова Котлин.

Тема № 31.Этот трудный 1705 год.  2 часа. Первые морские сражения на Балтике. Практическое занятие. Работа с картой. Описание боя.

Работа с документами. Знакомство с учебным пособием «Город морской славы».

Полтавская битва 27 июня 1709 года - исторический поворот в развитии Кронштадта.  Возвращение земли (Нарва, Рига, Выборг, Ивангород).

Практическое занятие. Нанесение на историческую карту мест сражений.

Тема №  32. Победы на море. 2 часа

Практические занятия. Работа с картой и документами. Нанести на карту места сражений: Мыс Гангут и полуостров Ханко (лето 1714 г.), Эзель (1719 г.), Остров Гренгам (1720г.), Ништадт (1721 г.). Россия становится империей.

Тема №  33. Рождение Российского флота и морских традиций. 2 часа

Первые Российские корабли (17 век). Судоверфи допетровской эпохи. Первая русская балтийская эскадра.

Практическое занятие. Работа с документами. Описать состав флота России и участников сражений во время Северной войны (439 гребных, 207 парусных судов, в том числе 88 линейных кораблей и фрегатов, 28 тысяч моряков).

Тема №  34.Кронштадт  в изобразительном искусстве и литературе. 2 часа

Графика, живопись, эстамп. Художники - маринисты: Айвазовский И.К., Беггров А.К., Верещагин В.В. Писатели  и поэты о море и моряках. Проза, лирика, мемуары, очерки, научно-популярная литература.

  Практическое занятие. Викторина «Славлю имя твоё - Кронштадт».

Тема№35-36. Итоговые занятия. Обобщение по курсу «историческое краеведение». 2 часа.

 Деловая игра «Я - петербуржец». Путешествие по карте. Рефераты на тему «Мой родной город». Выставка лучших работ в школьном музее. Показ и защита презентаций.

              Учебный план 2017-2018 года  (2 год обучения)

№ п/п

Наименование тем

Теория

Практика

Всего часов

Формы контроля

1.

Вводное занятие. Организация работы. Инструктаж по ТБ. Задачи на учебный год. Особенности местности. О. Котлин геологическое образование. Население.

1

1

2

        Беседа: Что ты знаешь о своём городе? Карта: Кто наши древние соседи?

2.

Историческое краеведение. Объекты изучения. Экскурсионная теория. Цели, задачи. Формы краеведения. Исследовательская работа. Карта местности.

1

1

2

Найди на карте древний «путь из варяг в греки». Нарисуй этот путь на контурной карте и укажи главные остановки.

3.

Краеведческое наблюдение как наглядный процесс познания мира, процесс изучения предметов и явлений в естественной обстановке. Ведение дневника записей, схемы, таблицы, экспонаты, документы.

1

1

2

Оформи дневник наблюдений краеведа. Внеси первые экспонаты музея с пометкой «древние»

4.

Характеристика Северо-Западного региона, геофизическое описание местности. Использование новых научных открытий о происхождении острова Котлин. Рельеф, природа, климат.

1

1

2

Карта. Подпиши географические названия нашего региона на контурной карте.

5.

Топонимика. Топонимы Кронштадта -  основной инструмент исторического краеведения. Изучение названий местности: острова, города, улиц.

1

1

2

Таблица: Соотнеси названия старых и новых улиц города.

Словарь: Объясни термин.

6.

Археологические находки в нашей

Местности. Доисторические сведения. Дискуссия о происхождении острова

1

1

2

Экскурсия по экспозиции музея: занеси в свой дневник наблюдений 5-6 экспонатов музея и опиши их.

7.

Пётр 1- становление личности. Начало правления. Реформы в армии и во флоте.

1

1

2

Собери материал о Петре 1 для будущего реферата

8.

Северная война. Сражения на Балтике. Полтавская битва. Памятники  истории.

1

1

2

Хронологический диктант: Когда? Где? Кто?

9.

Героические битвы (Гангут, Гренгам, Эзель). Рождение флотских традиций. Ништадтский мир 1721 г.

1

1

2

Составь ленту времени: «События Северной войны»

10.

Флотоводцы и полководцы Северной войны. Сподвижники Петра 1 (Ф. Толбухин, А.Д. Меншиков, К.И. Крюйс, С. Иванов, Б.П. Шереметев). Памятники героям Балтики.

1

1

2

Расшифруй послание Петра. Кому он его послал и по, какому поводу? Найди на фото ответ на вопрос.

11.

Рождение морской гвардии. Флот и флотские традиции. Памятники боевой славы. Стела городу воинской славы

2

-

2

Игра двух команд: Что? Где? Когда? Назвать флотские традиции, рождённые в 19 веке.

12.

Форты Кронштадта. Кроншлот -  принял первый бой. Форт А. Шанц у Котлинской косы. Батареи Северного фарватера.

2

-

2

На фото - форты Кронштадта. Выбери 3, где показан Кроншлот

13.

Кроншлот – свидетель и участник  сражений. 18-19 вв. Описание, составление карт, рассказы о героях. Битвы: Гангут, Эзель, Гренгам

1

1

2

На карте Кронштадта и вдоль фарватеров указано 18 фортов. Подпиши их названия

14.

Укрепления морской крепости. Первые гавани, доки, пристани. Начало каменной застройки острова. Перевооружение Кронштадта в ходе Крымской войны, Первой Мировой и Второй Мировой войн. Герои сражений.

-

2

2

Составь ленту времени сражений 18,19 и 20 веков, распредели события в хронологическом порядке. К каждой дате подбери картинку сражения

15.

Литературный Кронштадт. Поэты и писатели о Кронштадте. Стихи А. Лебедева. Ю. Инге. Произведения В. Вишневского о героях-моряках Имена писателей и поэтов в топонимике города.

1

1

2

Правильно соотнеси:

Портрет писателя, поэта, его стих, название улицы и отметь на карте.

16.

Морские сооружения за 200 лет. Создание первых военных кораблей. Новые судоверфи России. Имена выдающихся адмиралов, служивших на Балтике в разные исторические эпохи. Их имена на карте.

1

1

2

Игра: «Угадайка»

Угадай по тексту, о ком из адмиралов идёт речь?

Узнай по картинке имя корабля.

Назови первые форты Кронштадта.

17.

Кронштадт в изобразительном искусстве.

Графика, живопись, эстамп. Художники маринисты: Айвазовский И.К., Беггров А.К., Верещагин В.В.

1

1

2

Викторина. «Узнай автора» Путешествие по выставке художников-маринистов. На экране -  картины Айвазовского И.К. Беггрова А.К., Верещагина В.В.

18.

Символика города: герб, флаг Петербурга и Кронштадта. Андреевский флаг - символ ВМФ России. Смотры кораблей на Балтике в День Военно-морского флота.

1

1

2

Нарисуй по памяти старый герб Кронштадта, Андреевский флаг и флаг России.

19.

Наше духовное наследие. Святые покровители земли русской: Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Александр Невский, Борис и Глеб. Православные соборы на острове Котлин.

1

1

2

Игра «Данетка»

На карточке текст о святых покровителях России. Отметь словом «да» правильный ответ, а неправильный - словом «нет»

20.

Имена подвижников, служивших в Кронштадте. Житие св. праведника Иоанна Кронштадтского. Новые имена подвижников. Священнослужители на полях сражений.

1

1

2

Напиши эссе об Иоанне Кронштадтском, используя его книгу «Моя жизнь во Христе»

21.

Соборы, церкви, часовни Кронштадта от основания города до наших дней.

2

2

4

Работа с контурной картой.

Размести на карте фото 3-х соборов Кронштадта и 3 –х часовен, восстановленных в наши дни

22.

Морское и военное духовенство в Российской армии и флоте.

1

1

2

Найди материал для рассказа о служителях церкви - участниках военных конфликтов

23.

Романовы и Кронштадт. Хронология событий и деятельность Романовых в Кронштадте.

2

2

4

Экскурсия по фотовыставке

24.

«Все флаги в гости будут к нам». Развитие торговли с Европой.

    2

-

2

Викторина: Как Россия начала торговлю с Европой?

25.

Памятники истории  и культуры Кронштадта (18 -19 век). Показ и защита рефератов.

2

2

4

Кроссворд: Памятники истории в Кронштадте

26.

Экскурсии к памятникам истории и культуры по маршруту. Практика.

-

2

2

Экскурсия к памятникам истории 19 века. Самостоятельный маршрут

27.

Литературный Кронштадт. Разработка тематических экскурсий.

2

2

4

Разработка самостоятельного маршрута по городу

28.

Духовное наследие. Православные храмы Разработка тематических экскурсий по городу Подготовка презентации «Православные храмы»

2

-

2

Конкурс презентаций: «Православные храмы Кронштадта»

29.

Памятники о событиях  Великой Отечественной войны. Описание: когда открыт, автор, событие.

-

2

2

Зачёт по тематическому маршруту экскурсоводов «Памятники войны»

30.

Кронштадт – город воинской славы. Посещение музеев города с целью сбора данных для написания рефератов по теме: «Кронштадт – город воинской славы»

2

2

4

Практикум. Сбор материалов о городе воинской славы. Оформить в папке как отчёт экскурсовода

   31

Итоговое занятие. Практикум. Защита рефератов по выбранной теме.

-

2

2

Конференция. Защита рефератов по избранной теме.

Всего:

36

36

72

Содержание образовательной программы (2 год обучения)

Тема №1.Вводное занятие. (2 часа)

Организация работы. Инструктаж по технике безопасности. Задачи на учебный год. Особенности местности о. Котлин - геологическое образование.

Тема №2. Историческое краеведение (2 часа)

Объекты изучения. Экскурсионная теория. Цели, задачи. Формы исторического краеведения. Исследовательская работа.

Тема №3. Краеведческое наблюдение (2 часа)

Краеведческое наблюдение - наглядный процесс познания мира.

Процесс изучения предметов и явлений в естественной обстановке. Ведение дневниковых записей, зарисовки. Составление схем, таблиц. Хранение экспонатов и документов.

Тема №4. Характеристика Северо-Западного региона (2 часа)

Геофизическое описание местности. Использование новых научных открытий о происхождении острова, речной и озерной систем. Рельеф, природа, климат, первые поселения.

Тема №5.Топонимика. Топонимы Кронштадта (2 часа)

Топонимика - основной инструмент исторического краеведения. Изучение топонимических названий местности: острова, города, улицы.

Тема №6. Археологические находки в нашей местности.(2 часа)

Доисторические сведения об острове  Котлин. Дискуссия о происхождении и названии острова. Раскопки в наши дни и находки петровских сооружений: ряжевые укрепления на форте Константин, фрагменты крепостного деревянно-земельного укрепления, фундаменты домов построек 18 века на улице Петровской.

Тема №7.Пётр 1- становление личности. (2 часа)

Начало правления. Реформы в армии и во флоте. Строительство морской крепости. Сооружения для стоянки кораблей: гавани, доки. Верфи. Казармы для моряков и офицеров. Морская этика, морская символика. Жители морского города.

Тема №8. Северная война(2 часа)

Сражения на Балтике. Памятники истории разных эпох. Первые памятники героям сражений на Якорной площади и в Летнем саду. Имена тех, кто строил Кронштадт и фортификационные сооружения на острове.

Тема №9. Героические битвы Северной войны. (2 часа)

Героические битвы в ходе Северной войны (Ниеншанц, Гангут, Гренгам, Эзель).  Рождение военного флота, флотских традиций. Россия - морская держава.

Тема №10.Флотоводцы и полководцы Северной войны (2 часа)

 Сподвижники Петра 1 (Ф. Толбухин, А.Д. Меншиков, К.И. Крюйс, С. Иванов, Б.П. Шереметев)

Памятники героям Балтики. Скульптурные сооружения в честь героев Отечества. Военно-морская техника на улицах города.

Тема №11Рождение морской гвардии.(2 часа)

Морская гвардия (1705 год) Описание событий, рассказ об участниках этих событий. Экскурсия к памятникам боевой славы. Стела в честь награждения Кронштадта званием "Город воинской славы"  в 2009 году.

Тема №12 Форты Кронштадта (2 часа)

Кроншлот - первый форт у острова Котлин. Первые сражения у острова Котлин в июне 1705 года. Строительство укреплений на Кронштадтской косе. Форт Александр Шанец. Установка батарей вдоль Северного фарватера.

Тема №13. Кроншлот – первый форт у острова Котлин. Свидетель сражений 18-19 вв. (2 часа)

Форты на острове Котлин, их роль в ходе борьбы за возвращение исконно-русских земель. Сражения Северной войны. Описание, составление карт, рассказов о героях, описание битвы при Гангуте, Эзель и Гренгам.

 Сражения времён Крымской войны: описание состояния дел по укреплению и реконструкции фортов. Десантные операции англо-французской эскадры. Отражение неприятеля. Составление карты-схемы.

Тема №14. Укрепление морской крепости. Сражения 18-20 вв.(2 часа)

Первые гавани и пристани. Закладка крепостной ограды в 1723 году. Начало каменной застройки острова. Перевооружение Кронштадта в ходе Крымской войны, Первой Мировой и Второй Мировой войн. Герои сражений. Имена, события, факты

Тема №15. Литературный Кронштадт.(2 часа)

Поэты и писатели о Кронштадте. Стихи А. Лебедева. Ю. Инге. Произведения А. Соболева, В. Вишневского о героях-моряках и их подвигах во имя Победы. Имена писателей и поэтов в топонимике города. Викторина: "Литературный Кронштадт".

    Тема №16.Морские сооружения у о. Котлин  за 200 лет (2 часа)

    Создание первых военных кораблей. Новые судоверфи России. Имена  выдающихся адмиралов, служивших на Балтике в разные эпохи. Их имена на карте России.

Тема №17.Кронштадт в изобразительном искусстве. (2 часа)

Графика, живопись. Художники маринисты: Айвазовский И.К., Беггров А.К., Верещагин В.В.

Тема №18.Символика города (2 часа)

Символика города: герб, флаг Петербурга и Кронштадта. Андреевский флаг - символ ВМФ России. Смотры кораблей на Балтике в День Военно-морского флота (23 июля)

Тема №19.  Наше духовное наследие. (2 часа)

 Святые покровители земли русской: Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Александр Невский, Борис и Глеб. Первые православные соборы на острове Котлин. Образы Божией Матери в православных соборах Кронштадта.

Икона Владимирской Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери.

Тема №20. Имена подвижников, служивших в Кронштадте.(2 часа)

Жизнеописание святого праведника Иоанна Кронштадтского. Новые имена подвижников митрополит Кирилл, адмирал Ушаков Ф.Ф., Николай Симо.

Тема №21. Соборы, церкви Кронштадта от основания города.(2 часа)

Храмы - памятники для моряков, Никольский Морской собор. Крепостной собор Владимирской иконы Божией Матери, Андреевский собор, церковь Николая Чудотворца, церкви Александра Невского, церкви на православном кладбище.

Тема №22. Морское и военное духовенство в Российской армии. (2 часа)

Исторические источники о службе священников в армии и флоте. Духовная потребность в Божественном слове и религиозном наставлении. Примеры высокого подвижничества и мужества военных священников. Возрождение православных традиций.

Тема №23- 24. Романовы и Кронштадт. (4 часа)

Хронология исторических событий и деятельность Романовых в Кронштадте от основания крепости (1704 г.) до 1917 года.

Тема №25. "Все флаги в гости будут к нам". (2 часа)

Развитие торговли с Европой от начала 18 века до наших дней. Хронология событий.

Тема №26-27. Памятники истории и культуры Кронштадта.(4 часа)

Историческая справка о памятниках Кронштадта. Показ и защита презентаций по выбору учащихся. Практикум.

Тема№28. Экскурсии к памятникам истории и культуры(2 часа)

Разработка маршрута к памятникам истории и культуры нашего города. Практика. Проведение экскурсии учащимися  у памятников Кронштадта.

Тема №29-30. Литературный Кронштадт(4 часа)

Подборка материалов о писателях, поэтах, журналистах, творчество которых связано с морской крепостью Кронштадт. Разработка тематических экскурсий. Самостоятельная работа с текстом.

Тема № 31. Духовное наследие. Храмы, соборы, часовни. (2 часа)

Разработка тематических экскурсий по городу. Подготовка рефератов, эссе и презентаций "Православные храмы".

Тема №32. Памятники событий Великой Отечественной войны. (2 часа) Описание памятника: когда открыт, кто автор, с какими событиями связан. Экскурсия к одному из памятников.

Тема № 33 – 34. Кронштадт - город воинской славы (4 часа)

Экскурсия в музей истории Кронштадта. Сбор материалов для рефератов о городе воинской славы.

Тема №35- 36. Итоговое занятие. Практикум. (4 часа)

Защита рефератов. Конкурсные игры. Награждение лучших краеведов.

Календарно - тематический план второго года обучения (2018 -2019 уч год)

№№

п/п

Уч. неделя

Разделы и темы  программы

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактич. дата проведения

1.

Вводное занятие, Организация работы. Инструктаж по тех. безопасности. Задачи на учебный год.

2

        0        309

2.

Историческое краеведение. Объекты изучения. Экскурсионная теория. Цели, задачи. Формы краеведения. Исследовательская работа. Карта местности

2

10.09

3.

Краеведческое наблюдение - наглядный процесс познания мира. Ведение дневниковых записей, Хранение экспонатов.

2

17.09

4.

Характеристика Северо-Западного региона. Геофизическое описание местности. Рельеф, природа, климат, поселенцы.

2

24.09

5

Топонимика. Топонимы Кронштадта

2

01.10

6.

Археологические находки в нашей местности

2

08.10

7.

Пётр 1 – становление личности.

2

15.10

8.

Северная война.

2

22.10

9.

Героические битвы Северной войны

2

29.10

10.

Флотоводцы и полководцы Северной войны

2

12.11

11

Рождение морской гвардии.

2

19.11

12.

Форты Кронштадта

2

26.11

13.

Кроншлот – первый форт у острова Котлин.

2

03.12

14.

Укрепление Морской крепости. Сражения 18-20 вв.

2

10.12

15.

Литературный Кронштадт

2

17.12

16.

Морские сооружения у острова Котлин за 200 лет

2

24.12

17.

Кронштадт в изобразительном искусстве. Графика. Живопись. Художники – маринисты.

2

14.01

18.

Символика города

2

21.01

19.

Наше духовное наследие

2

28.01

20.

Имена подвижников, служивших в Кронштадте

2

04.02

21.

Соборы, церкви Кронштадта от основания города

2

11.02

18.02

22.

Морское и военное духовенство в армии и флоте России

2

25.02

23

24

Романовы и Кронштадт

4

04.03

11.03

25

Все флаги в гости будут к нам

2

18.03

26

27

Памятники истории и культуры Кронштадта

4

25.03

01.04

28.

Экскурсии к памятникам истории и культуры

2

08.04

29

30

Литературный Кронштадт

4

15.04

31.

Духовное наследие. Храмы, соборы, часовни

2

22.04

29.04

32.

Памятники о событиях Великой Отечественной войны

2

06.05

13.05

33

34

Кронштадт - город воинской славы

4

20.05

35

36-

Итоговое занятие. Практикум

4

27.05

Методическое обеспечение образовательной программы

Формы подведения итогов, формы контроля

п/п

Наименование тем

Формы контроля

1.

Вводное занятие

Собеседование по правилам техники безопасности

2.

Историческое краеведение

Зачет по теме «Формы и методы исторического краеведения»

3.

Историко-краеведческие наблюдения

Выполнение практического задания Викторина. Находки на острове Котлин.  Где? Когда? Кто?

4.

Общая    краеведческая    характеристика Северо-Западного региона

Викторина «Знай и люби свой край»

Выбери объект, опиши событие.

5.

Знакомство с топонимикой. Топонимика как инструмент краеведения.

Топонимическая игра «Следы давно минувших дней». Задание: найти на карте старые улицы и объекты 18 века.

6.

Изучение археологического наследия

Собеседование. Музейные экспонаты 2 зала: животный и растительный мир. Что ты знаешь об экспонате?

7.

«Город, где ты живёшь»

Ролевая игра «Я - петербуржец»

8.

Архитектурные памятники Кронштадта и Санкт-Петербурга

Экскурсия «Губернские дома. Служительские и офицерские флигеля» Составь маршрут.

9.

Скульптурные памятники Кронштадта

Описание памятника. Паспорт: имя, автор, год открытия, архитектор, место нахождения, событие.

10.

Памятники науки в Кронштадте

Экскурсия к футштоку - исходной точке нивелирной сети России. Описание маршрута и памятника.

11.

Памятники технике в Кронштадте

Конкурс рисунка: рубка п/л С-156, торпедный катер, футшток

12.

Остров Котлин - удивительное создание природы на Балтике

Защита рисунка: «Мой любимый уголок природы в Кронштадте»

13.

Улицы Кронштадта. По кронштадтским мостовым»

Викторина: «По кронштадтским мостовым», «Улицы старого города»

14.

День рождения города

Конкурс рисунка «Символика морского города»

15.

Битва за выход к морю. Победные сражения у острова Котлин.

Нанесение на контурную карту мест сражений у острова Котлин и в устье реки Невы

16.

Кронштадт - город-крепость

Викторина «Что? Где? Когда?»

17.

Полтавская битва

Нанесение на историческую карту места сражения и схему боя

18.

Кронштадт  в произведениях изобразительного искусства

Кроссворд: «Кронштадт в произведениях изобразительного искусства»

19.

Кронштадт в произведениях литературы

Викторина «Кронштадт в произведениях литературы»

20.

Флот и флотские традиции.

Игра: что? где? когда?

21.

Наше духовное наследие. Соборы, церкви, часовни Кронштадта от основания города.

Чайнворд. Расшифруй послание Иоанна Кронштадтского будущему поколению людей с помощью морских терминов на карточках с цифрами.

22.

Образы Божией Матери в православных соборах Кронштадта.

 Беседа: Что я знаю об образе Девы Марии? Как художники изображают Матерь Божию? Посетить Морской и Владимирский соборы, найти описание икон для эссе.

23.

Имена подвижников, служивших в Кронштадте. Морское и военное духовенство в Российской армии и флоте

Конкурс на лучшую творческую работу по теме: «Морское и военное духовенство. Подготовка к защите реферата на районной конференции.

24.

Обобщение по курсу: «Историческое краеведение»

Игра по станциям: «Мой школьный музей» для 5-6-х классов по краеведению

25.

Обобщение по теме: «Великая Отечественная война»

Игра по станциям: «Мой школьный музей» для 6-7-х классов. Найти экспонаты, рассказывающие о героях войны, о событиях на фронтах, о блокадных днях Ленинграда.

26.

Итоговые занятия

Конкурс рефератов. Представление работ, защита и выставка рефератов. Награждение лучших работ.

Учебный план

1 год обучения

п/п

Наименование тем

количество часов

Форма контроля

        

Всего        

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие

2

2

-

Входящий контроль.

Педагогическое наблюдение

2.

Краеведение как наука

8

6

2

Текущий контроль

Теоретическое задание:

Игра «Данетка»

3.

«Город, где ты живёшь»

28

16

12

Текущий контроль

Викторина  «Памятники на улицах города»

По фото узнай, где стоит, кому поставлен этот памятник.

4.

Кронштадт – город-крепость

24

14

10

Викторина: «Что? Где? Когда?»

5.

Кронштадт в литературе и искусстве

4

2

        

        2

Викторина: «Славлю имя твоё, Кронштадт»

6.

Обобщение по курсу

«Историческое краеведение»

2

-

2

Итоговый контроль

Игра: «Что? Где? Когда?»

7.

Итоговое занятие

4

-

4

Брейн – ринг «Любимый город»

                               Всего:

72

40

32

Учебный план

2 год обучения

п/п

Наименование тем

количество часов

Форма контроля

        

Всего        

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие

 Из истории заселения о. Котлин

2

2

0

Беседа «История освоения острова Котлин»

2.

Историческое краеведение

12

8

         4

Зачёт: «Методика исторического краеведения»

3.

Пётр 1- становление личности. Начало правления. Реформы в армии и флоте

20

12

8

Работа по карте. Военные действия армии Петра 1

4.

Архитекторы    города Кронштадта

8

6

2

Текущий контроль.

 Тест «Улицы Кронштадта»

5.

Наше духовное наследие

14

4

        

        10

Конкурсные работы: эссе, рассказы, презентации о памятниках Кронштадта

6.

Экскурсия к памятникам истории и культуры

12

4

        8

Итоговый контроль

Защита обзорных и тематических экскурсий

7.

Итоговые занятия

4

-

       4

Брейн – ринг «Любимый город»

                       Всего:

72

36

      36

Дидактический материал:

аудио-видео аппаратура, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты с записью фильмов, магнитофон, аудиокассеты с записью мелодий, мультимедийный проектор, компьютер, диски, карты и схемы города, острова Котлин, северо-западного региона, дамбы, окружной автомагистрали, побережья Финского залива; видеотека презентаций об истории школы №422.

видеофильмы:

 «Танго над городом» ;«С днём рождения, Кронштадт!»;

«Морской Никольский собор в Кронштадте»;

«Дамба -  грандиозное инженерное сооружение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга, СПб, 2002.
  2. Винокуров И.П. Кронштадт, Л., 1963.
  3. Даринский А.В. и др. География Санкт-Петербурга, СПб, 1996.
  4. Достопримечательности Ленинградской области, Л., 1979.
  5. Зодчие Санкт-Петербурга: 19 - начало 20 века, (Сост. Исаченко В.Г.), СПб, 1998.
  6. Зодчие Санкт-Петербурга: 20 век, (Сост. Исаченко В.Г.), СПб, 2000.
  7. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга: справочник-путеводитель, СПб, 2002.
  8. Калинин Б.Н. и др. Памятники и мемориальные доски Ленинграда, Л., 1979.
  9. Кепсу С. Петербург до Петербурга: история устья Невы до основания города Пег СПб, 2000.
  10. Мавродин В.В. история Санкт-Петербурга, Л., 1983.
  11. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Л., 1983.
  12. Памятники истории и культуры Ленинграда, Л., 1985.
  13. Петров Г.Ф. Кронштадт, Л., 1985.

         Для педагога:

  1. Антонов В.В. и др. Святыни Санкт-Петербурга: историко-церковная энциклопедия СПб 2003.
  1. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: рубеж 19-20 веков, 2000.
  2. Вчерашний Р. Энциклопедия развлечений, М., 2001.
  3. Гдалин и др. Час экологической игры, Методические рекомендации, СПб, 1992.
  4. Даринский А.В. и др. География Санкт-Петербурга, СПб, 1996.
  5. Историческая застройка Санкт-Петербурга: перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность: справочник, СПб, 2001.
  1. Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ, «Воспитательная раба в школе №2», 2004.
  1. Краткий справочник по педагогической технологии, под ред. Щурковой Н.Е.. М.. 2007
  2. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: справочник. СПб, 2000.
  3. Примерные программы краеведческих курсов для средних школ Санкт-Петербурга. СПб 1995.
  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм:  М., 1982.
  2. Синдаловский Н.А, Петербург. От дома к дому... от легенды к легенде: путеводитель СПб, 2000.
  3. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 10 000 городских имён, СПб, 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...