Методическая разработка
методическая разработка

Поздняков Сергей Юрьевич

«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях в творческом объединении «Березовая сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Методическая разработка

«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях в творческом объединении «Березовая сказка»»

Поздняков С.Ю.,

педагог дополнительного образования

Мариинск

        Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. Наша страна богата лесами, поэтому дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.

           Современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками.

         На занятиях  творческого объединения «Березовая сказка»  ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать руками, ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке. И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем.

    Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям.

Одним из центральных новообразований в личности ребёнка в возрасте 11-14 лет является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым –это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников. В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда.

Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Приведу  несколько примеров   данных подходов из своей педагогической практики.

        На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, дети настраиваются на работу, и поэтому очень важно заинтересовать их. На этом этапе я использую разные педагогические приемы. Показываю картины, представляю разного рода зашифрованные надписи, ребусы, кроссворды, которые определяют тему занятия.

     На этапе актуализации понятий использую различные имитационные игры. Например, конструирование изделий методом фокальных объектов. Дизайн, замысел, проект, рисунок. Изделие простое и сложное.

Игра-задача – учащиеся предлагают три названия какого-либо предмета (одушевленного или неодушевленного). Из этих названий мы должны спроектировать изделие:

1. куб, прямоугольник, цветок. Результат – шкатулка с резьбой природного орнамента

2. квадрат, круг, котенок (детский мягкий стульчик)

3. круг, стекло, рыбки (рамка с резьбой орнамента рыбок под стекло) и т.д.

На этапе закрепления каждый учащийся самостоятельно проектирует изделия, в котором воплощает свое видение.

В этой игре учащиеся запоминают намного больше специальных терминов. Такой прием предлагает снятие всех стрессообразующих факторов, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

     При использовании такого рода игр у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. А все мы знаем – с маленькой удачи начинается большой успех!

          Работа с учащимися на занятиях строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских.

Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, где происходит знакомство с растительным миром нашего района.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.

Содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивого прута. Учающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие.

В конце каждого  учебного года устраивается итоговая выставка творческих работ учащихся, участие в которой отмечается грамотами. Умелая организация выставок творческих работ учащихся является одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности учащихся.

         В отличие от учебной деятельности творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощение его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. И наша задача – помочь встать каждому ребенку на путь его творческого развития.

                                                               Литература

Внеклассная работа по технологии/Е.В. Роголева. – Изд. 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 160 с.

Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Метод проектов в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации / сост. Л.И. Дубронская. – М.: МИПКРО, 1999. – 192 с.

Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / под ред. В.М. Казакевича. – М., 1996.

Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

Основы методики обучения технологии [текст]: учебное пособие для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Технология»/ сост. Е.В. Роголева, Л.Р. Третьякова. – Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016 – 132 с.

Основы методики трудового и профессионального обучения/ под ред. В.А Полякова. – М.: «Просвещение», 1987. – 246 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.

Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / школа и производство. – 2004.

Степанова Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 336 с.

Столярное дело Л.Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Академия», 1997. – 736 с.

Технология: Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы В.Д Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2003. – 256 с.

Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 304 с.

Тхоржевкий Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец., 2008.

Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. – М.: Ин-т практ. Психологии, 1997. – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...