Программа "Развитие творческих способностей на основе интеллектуальных игр"
рабочая программа (8 класс)

Френкель Мария Владимировна

Зачастую, в школе развивается стиль учения, ориентированный на правильный ответ, на умение действовать по алгоритму, на усвоение конкретных фактов, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных практических и теоретических задач. Реальность жизни такова, что чаще всего нет однозначно правильного ответа на жизненный вопрос, в отличие от учебного задания. Умение творчески, нешаблонно, свободно мыслить требует целенаправленного обучения и развития. На это и направленна программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igry_elektiv.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, а так же чтобы был самоценной личностью, умеющей правильно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

      В связи с этим перед школой  встает важная задача развития творческого потенциала подростков. При организации процесса обучения особое внимание должно уделяться не только усвоению детьми определенных знаний, но и формированию умения гибко использовать эти знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий и обстоятельств.

      Недооценка значимости творческой продуктивной деятельности учащихся является серьезным недостатком в обучении, приводящим к формированию стереотипного, шаблонного мышления.

Зачастую, в школе развивается стиль учения, ориентированный на правильный ответ, на умение действовать по алгоритму, на усвоение конкретных фактов, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных практических и теоретических задач. Реальность жизни такова, что чаще всего нет однозначно правильного ответа на жизненный вопрос, в отличие от учебного задания. Умение творчески, нешаблонно, свободно мыслить требует целенаправленного обучения и развития.

Актуальность программы заключается в том, что развивая интеллект, мы тем самым дадим учащимся мощное орудие для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психологическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления. Получить такую личность, и есть высшая цель образования.

     Программа «Развитие творческих способностей на основе интеллектуальных игр» является межпредметным курсом,  направленна на развитие компонентов, лежащих в основе творческих интеллектуальных способностей: быстроты реакции, памяти, внимания, воображения, умения решать логически – поисковые и стандартные, творческие задачи. Все это может помочь в любой дальнейшей работе, так как именно творческая личность, способная принимать оригинальные решения, всегда будет востребована.

     Новизна состоит в том, что впервые предприняли попытку ввести курс, целью которого является преодоление мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и свобода в решение проблем.

     Основная цель курса – развитие общеинтеллектуальных умений, расширение у учащихся их интеллектуальных навыков, развитие эрудиции, логики, фантазии, умение принимать решение в критических ситуациях, обучение собранности,  привитие интереса к работе с книгами и другими источниками знаниями.

     Из этой цели вытекают конкретные задачи:

1. Развивать общие свойства творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность и пр.)

2. Познакомить с базовыми знаниями мировой истории, науки и культуры, с многообразием способ самопознания и самодиагностики.

3. Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях.

4. Развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом.

5. Привить интерес к познавательной деятельности.

6. Научить культуре мышления, культуре общения.

7. Раскрыть творческие задатки, способности.

   В основе программы лежат интеллектуальные игры, выполняющие следующие функции:

а) обучающая функция – развитие общеучебных умений, навыков: память, внимание, восприятие.

б) коммуникативная функция – установление эмоциональных контактов, объединение коллектива учащихся.

в) интегрирующая функция – объединение знаний из разных областей для решения поставленных задач.

г) развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательные приключения.

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что в основу программы внесена игра, как основная форма проведения занятий. Это обусловлено тем, что в настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого учащегося.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.

      В целом программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, задач, упражнений, интеллектуальных игр, позволяющих интегрировать знания в различных областях человеческой деятельности, а так же прочих заданий, используемых в системе занятий по развитию творческих способностей учащихся. Выстроенные в определенной последовательности, они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимание, речи, развивают интуицию, нестандартное, творческое мышление, повышают интерес не только к конечным  результатам работы, но и, что особенно важно, к самому процессу познания.

На занятиях учащиеся знакомятся с приемами работы с информацией, формируется установка на приобретение новых знаний и их обработку, овладевают приемами генерации новых идей, также учащиеся должны активно вести командную работу, принимать участие в турнирах и других мероприятиях. Учащиеся постоянно получают домашние задания, где самостоятельно должны подбирать материал к играм, конкурсам и другим заданиям.

За выполнение каждого задания учащиеся получают определенное количество баллов, что дает возможность присваивать им индивидуальный рейтинг.

Оценкой уровня подготовки учащихся будет результативность участия в соревнованиях, выполнение самостоятельных творческих домашних заданий.

Основные подходы (принципы):

- Основным принципом данной программы, является широкая вариативность и модульность. Содержание отдельных викторин, игр и прочих заданий подбираются с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся.

- Принцип мягкого соревнования

- Сотрудничество и кооперация

- Благоприятная психологическая атмосфера (на занятиях создается ситуация успеха, которая обеспечивается доброжелательностью учащихся и педагога, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации. Основанием для ситуации успеха становится сравнение учащегося с ним самим).

- Подход к реализации содержания заключается в том, что обучение одновременно несет в себе содержательный и развивающий компоненты. Оно выступает не только как процесс передачи знаний, но, прежде всего как средство развития мышления.

      В программе предусмотрены различные формы и методы проведения занятий: преимущественно игровая деятельность, включающая индивидуальные, групповые соревнования; творческая, турниры, конкурсы, упражнения, викторины; большая роль отводится  самостоятельной работе.

Занятия можно выстраивать разными путями, мы сочли для себя приемлемым следующую схему:

 -  разминка  (для создания определенного положительного эмоционального фона)

- тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (память, внимание, воображение, мышление и пр.)

- знакомство учащихся с правилами, историей игры, непосредственно сама игровая деятельность, а так же решение логических, поисково-творческих и творческих задач.

     Программа рассчитана на обучение 8 -11  классов. Это могут быть учащиеся с любым уровнем подготовки. В зависимости от возраста меняется объем и сложность заданий. Продолжительность обучения 70 часов. Занятия длятся 2 академических часа.

     Ожидаемые результаты: (должны уметь, знать)

- Развитие навыков работы со справочной дополнительной литературой

- Развитие творческих задатков, способностей

- Выработка коммуникативных навыков, умение работать в коллективе

- Знание правил основных интеллектуальных, деловых игр, а также форм их проведения

- Развитие организаторских способностей

- Активизация познавательной деятельности

- Развитие логической культуры

- Выработка аналитических навыков (алгоритмов мышления)

- Нахождение решения поставленной интеллектуальной задачи за ограниченное время

- Развитие самостоятельности и креативности мышления

- Овладение базовыми знаниями мировой истории, науки и культуры

- Повышение эрудиции

- Улучшение усвоения школьной программы

- Приобретение навыков саморазвития, владение разнообразными способами самопознания, самодиагностики

- Самостоятельное составление игровых заданий

- Организовать, подготовить содержательную часть, провести и оценить результат изученных по курсу игр

- Разработать сценарий и провести интеллектуальный фестиваль

Средства обучения

- Карточки с заданиями

- Схемы, таблицы

- Логические задачи, головоломки, другой игровой материал

- Раздаточный материал: тесты, опросники, бланки с заданиями

- Развивающие, деловые игры

-Доска

 

Литература для учителя

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981

2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 1. – М. Росткнига, 2002

3. Винокурова Н.К.  Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3. –      М.: РОСТ, 1998

4. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 5. – М.: Росткнига, 1999

5. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 6. – М.: Росткнига, 2002

6. Ермолаева Н.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2005

7. Зак А.З. Как развить логическое мышление. -  М.: АРКТИ, 2001

8. Игры – обучение, тренинг, досуг. / под ред. Петрушинского, М., Новая школа, 1994

9. Мелик- Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -  М.: Знание, 1981

10. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/ д.: Рост. Ун-т, 1993

11.Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. – М.: ТЦ Сфера, 2002

12. Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Наша Земля. Кроссворды, викторины, задания. – М.: Рост, 1999

13. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1999

14. Родионов В.А.. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. -  Ярославль: Академия развития, 2005

15. Розетт И.М. Психология фантазии. – М., 1991

16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы. -  Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004

17. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996

18. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сб. интеллектуальных игр. – М.: Интеллект- центр, 2002

19. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания для развития творческих способностей. – М.: Росткнига, 2002

Литература для учащихся

1. Вопросы и ответы. / под ред. В.В. Любимцева, М., «Дрофа», 1995

2. В лабиринтах игр и головоломках. / под.ред В.Н. Белова, Лениздат, 1992

3. Главная книга для умных и веселых. Киев. Сталкер. 1997

4. Дж. Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

5. Занимательная арифметика. / под ред. Я.И. Перельмана, М., АО Столетие, 1994

6. Занимательная география. / под ред. В.И. Платонова, Калининград, 1992

7. Залка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии – 1993№2

8.Зассенок В.П. Подумай и ответь. М., ИОЦ МУСПО, 1996

9. Знаешь ли ты свой город? Лен. Городской Двроец Творчества Юных, 1991

10. Настольная книга для умных и веселых . Киев, Сталкер. 1997

11. Неизвестное об известном . / под ред. В.В. Любимцева, М., Дрофа, 1995

12. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – Бишкек, 1992

13. Подумай и ответь. / под ред. Л.А. Шкатовой, М., просвещение, 1989

14. По страницам занимательной географии. / под ред. Пивоварова, М., Просвещение, 1990

15. Прогулки по Петербургу. / под ред. П.Я. Канни, СПб., Палитра, 1994

16. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. / под ред. В.И. Тимохова, Триз- Шанс, СПб., 1996

17. Твое свободное время. / под ред. В.Н. Болховитинова, М., Дет. лит –ра, 1975

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ П\П

Разделы, темы

Кол – во часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Определение творческих способностей

6

2

4

1.1

1.2

Начальное, заключительное тестирование (анкетирование)

Заключительный интеллектуальный фестиваль - конкурс

3

3

1

1

2

2

Практикум

Тестирование

Творческие работы учащихся

Фестиваль – конкурс

2

Интеллектуальные игры

49

11

38

2.1.

Разминки

Логические игры (Контакт, Реалии, Ситуации)

17

3

14

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Проверка усвоенного материала в игровой форме

2.2.

Игры со словами (Анаграммы, Метаграммы, Омонимы, Полиглот, Хвостоглав, Из одного слова)

15

4

11

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление вопросов, игровых заданий

2.3.

Игры на эрудицию (Логические цепочки, Эрудит – лото, Своя – игра, Самый быстрый эрудит, Верю – не – верю)

17

4

13

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление игровых заданий, вопросов

3

Командные игры

15

4

11

3.

Командные игры (Надуваловка, Балда, Антибалда, Анаграммбол, Что? Где? Когда? )

15

4

11

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление игровых заданий, вопросов

Итого :

70

17

53

Содержание программы

Содержательные блоки включают сведения из различных сфер знания, что позволяет сформировать целостный взгляд на мир.

1. Знакомство. Начальное, заключительное тестирование (в конце курса). Определение исходной базы знаний. Анкетирование. (3 часа).

- знакомство с целями, особенностями программы

- тестирование (результаты сообщаются индивидуально)

- определение исходной  базы данных и выяснение приоритетных интересов учащихся к тем или иным областям человеческого знания.

2. Интеллектуальные игры:

    2.1.  Разминки (для определения быстроты реакции). (6 часов).

В течение ограниченного времени, учащиеся в быстром темпе отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции

    Логические игры. «Контакт», «Реалии», «Ситуации». (11 часов).

В разминках используются задания с ограниченным временем на выполнение. В них чередуются вопросы и задания из различных областей знаний. В качестве разминки так же, могут используются логические игры, не требующие специальной подготовки:

    - «КОНТАКТ»- отгадывание задуманного слова

    - «РЕАЛИИ»- отгадывание задуманного реально существующего объекта

    - «СИТУАЦИИ» - понимание сути приведенной ситуации, истории.

Цель – отгадывание чего- то (кого- то) задуманного при помощи определенного числа вопросов.

    2.2.  Игры со словами.   (15 часов).

     -  АНАГРАММЫ  Это получение нового слова из какого-нибудь слова путем перестановки в нем букв. Цель -  развитие комбинаторного мышления, грамотности.

В зависимости от возраста используются разные виды анаграмм:

- простая – ЛОГИКА – ИГОЛКА

- сложная – УЧТИ И НАЦЕЛЬ – УЧИТЕЛЬНИЦА

- фразовая – ОТБИЛ НУТРО – ТРОНУ- БОЛИТ

Данный вид заданий можно включать в первую часть занятий (разминки), отдельным конкурсом как индивидуальный турнир, где задания подбираются по разным темам.

Практическая работа. Самостоятельное составление анаграмм.

- МЕТОГРАММЫ

Цель – развитие комбинаторного мышления и грамотности, обогащение словарного запаса.

Суть игры – изменяя одну букву в слове необходимо получить новое, при этом необходимо написать как можно больше слов. Как вариант метаграммы – это «цепочки», где дается первое и последнее слово. Изменяя каждый раз одну букву, нужно пройти от первого до последнего слова.

Например: МЯЧ – меч – мел – мол – ГОЛ. Здесь уже приоритетом пользуется наиболее короткая цепочка.

Данная игра включается в раздел разминок.

Практическая работа. Самостоятельное составление метаграмм.

    - ОМОНИМЫ

Цель – развитие ассоциативного мышления и обогащение словарного запаса.

Задание состоит из 2- 3 слов, к которым надо подобрать дно слово – омоним, подходящее к каждому из предложенных.

Например : АРТИЛЛЕРИЯ (…………………) ОТОПЛЕНИЕ

Ответом будет: БАТАРЕЯ

Практическая работа. Самостоятельное нахождение омонимов из книг или других источников.

- ПОЛИГЛОТ

Игра основана на том, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

Цель: привитие интереса к родному языку.

Зная значения слов, можно избежать неоправданного и необдуманного применения иностранных слов в речи. Игровой материал подбирается не только учителем, но и самостоятельно учащимися. Данная игра может проводиться по схеме: «вопрос- ответ», «вопрос – обсуждение - ответ».

Пример: - Как на персидском языке будет – король умер? (ответ: ШАХ МАТ (ы))

               -  Переведите с польского шпаргалка? (ответ: НЕНУЖНАЯ БУМАЖКА)

- ХВОСОГЛАВ

Цель – развитие комбинаторного мышления и активизация словарного запаса.

Правила: Нужно заполнить словом пропуск так, чтобы получилось два новых слова.

Например: АМ - … - АН            (ответ : амБАРан)

    - ИЗ ОДНОГО СЛОВА. Составление новых слов  (в Им. падеже, ед. числе) из букв предложенного (желательно чтобы слова получались подлиней) слова. Выигрывает тот, кто сможет составить больше слов за определенное время.

    2.3. Игры на эрудицию. (17 часов).

     -ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ. Предлагается  3 - 4  слова и некоторые утверждения. Необходимо определить относится ли данное утверждение ко всем словам или соответствует одному только слову. Игра требует определенного уровня внимательности.

     -ЭРУДИТ  - ЛОТО. Работа осуществляется в карточках. На каждый поставленный вопрос предлагается 4 варианта ответа, в имеющийся карточке учащийся отмечает тот ответ, который ему кажется правильным из предложенных. По окончанию подсчитывается общее количество правильных ответов.

Разновидность эрудит – лото: с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами или тематические.

Чемпионат в течение всего курса с промежуточным результатом.

Практическая работа. Составление одной игры эрудит – лото на выбранную тему.

     - СВОЯ ИГРА . Вопросы должны быть на знания, в соответствии с возрастом играющих. Предлагается 6 тем по 5 вопросов в каждой разного уровня сложности В синем раунде вопросы имеют стоимость от 10 до 50 очков. В красном раунде от 20 до 100. В желтом раунде делаются ставки, не выше набранной суммы очков, которые у них есть к концу игры.

Практическая работа: составление вопросов на любые 3 темы.

Чемпионат в течение курса с промежуточным результатом. Форма проведения: групповая (командная).

- САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЭРУДИТ

Учащимся на выбор предлагается несколько тем (до 10). Например: страна, города, реки, известные личности, виды спорта, растения и пр. произвольно выбирается любая буква. По команде игроки – учащиеся должны записать по одному названию на каждую тему. Все записи прекращаются, как только кто – то из учащихся заполнил все темы. Кто первым заполнил все темы, произносит вслух свои варианты. Все совпадения вычеркиваются. Остаются только слова, встретившиеся всего одни раз. Т.о. победителем оказывается тот, у кого встретились более редкие варианты. Игра может повторяться с использование разных слов.

     - Интуитивно -  познавательная игра «ВЕРЮ – НЕ - ВЕРЮ». 

Цель – развитие интуиции.. В ответ на высказываемое учителем утверждение, учащийся верит в него или нет. Ответившие правильно продолжают игру.

Вопросы для игры должны нести в себе достаточно интересную, познавательную информацию, иногда даже, м.б. парадоксального свойства.

 Серия вопросов м.б. подобрана по какой – нибудь теме, ориентированная на определенные знания (например знания по географии) или без определенной тематики, юмористические.

Практическая работа. Самостоятельно составить по 10 вопросов.

      Чемпионат в течение всего курса с промежуточным результатом. Форма проведения: индивидуальная.

 

3. Командные игры. ( 15 часов).

     - Интуитивно – познавательная игра «НАДУВАЛОВКА». 

Цель – привить интерес к познавательной деятельности, расширить кругозор, научить работать со справочной литературой, развить культуру речи.

Команде предлагается 5 -6 слов, значений которых они почти наверняка не знают. Они должны придумать к этим словам убедительные наукообразные определения. Затем зачитываются определения команд, плюс, взятое из словаря. Участники говорят, во что они поверили. За правильно угаданное определение получают 2 балла, за каждую обманутую команду – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше всех баллов.

Практическая работа. Составление, подбор к данной игре  4-5 слов для других команд.

Чемпионат в течение всего курса с промежуточным результатом.

    -БАЛДА и АНТИБАЛДА. Конструирование слов путем добавления одной буквы к  уже имеющимся буквам в квадрате («Балда») и поиск уже существующих слов («Антибалда»).

    -АНАГРАММБОЛ. Команда готовит для соперников анаграммы  5 – 7 слов, потом команды меняются анаграммами и расшифровывают их фиксированное время.

    - ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Цель – привить интерес к знаниям, развить логическое мышление, научить применять знания в нестандартных ситуациях.

Это командная игра, здесь вопросы  должны быть построены таким образом, что даже не зная правильного ответа, учащиеся смогли бы его получить при помощи логических рассуждений и сопоставления фактов из различных областей знаний.

Практическая работа. Составление 10 вопросов к данной игре. Чемпионат в течение всего курса с промежуточным результатом.

Подготовка и проведение заключительного интеллектуального конкурса. Подведение итогов по результатам курса ( определение индивидуальных рейтингов для учащихся.) (3 часа)

    Учащиеся готовят ряд заданий командами. Задания должны быть разнообразны, разноуровневые.

Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п

Название разделов, тем

Форма проведения занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.1

1.2

Начальное, заключительное тестирование (анкетирование)

Заключительный интеллектуальный фестиваль - конкурс

Практическое занятие

Соревнование- праздник (фестиваль - конкурс)

Демонстрация лучших работ

Проекты

Словесные (объяснительно- иллюстративный)

Раздаточный материал

Памятки

Показ лучших работ

Практикум

Тестирование

Творческие работы учащихся

Фестиваль – конкурс

2.1.

Разминки

Логические игры (Контакт, Реалии, Ситуации)

Практическое занятие – игра

конкурс

Иры, упражнения

Работа по образцу

Бланки с заданиями

И другой раздаточный материал для упражнений

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Проверка усвоенного материала в игровой форме

2.2.

Игры со словами (Анаграммы, Метаграммы, Омонимы, Полиглот, Хвостоглав, Из одного слова)

Практическое занятие - игра

Тренинг

Соревнования

Работа с различными источниками информации

Работа по образцу

Частично- поисковый

Разные источники информации (книги)

Таблицы

Бланки с заданиями

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление вопросов, игровых заданий

2.3.

Игры на эрудицию (Логические цепочки, Эрудит – лото, Своя – игра, Самый быстрый эрудит, Верю – не – верю)

Защита творческой работы

Практическое занятие - игра

Тренинг

Соревнования

Обучение  друг друга

Составление и решений игровых  заданий

Работа со справочной литературой

Стимульный материал

Литература (Книги )

Бланки с заданиями

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление игровых заданий, вопросов

3.

Командные игры (Надуваловка, Балда, Антибалда, Анаграммбол, Что? Где? Когда? )

Работа в группах

Интеллектуальный конкурс

Обсуждение в группе

Игровые задания

Практическая работа

Карточки с  заданиями

Доска

Практические работы

Участие в турнирах интеллектуальной направленности

Соревнования

Самостоятельное составление игровых заданий, вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интеллектуального мышления и творческих способностей учащихся"

В работе представлен опыт работы по формированию  интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Приводятся теоретичекие основы данного процесса и практические рекомендации. Подробно изложе...

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...