Рабочая программа дополнительного образования "Веселая лепка" для детей с ОВЗ, с ТМНР
рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая лепка»
на 2022-2023 учебный год
Автор и составитель программы: Алпатова В.В.
Москва, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочного коррекционно-развивающего занятия художественно-эстетической направленности «Веселая лепка» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с умеренными, выраженными и глубокими нарушениями интеллектуального развития, которые могут сочетаться с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведения, расстройствами аутистического спектра и геномными нарушениями.
Программа по лепке включает два раздела: «Лепка из пластилина» и «Пластилинография». Во время занятий по лепке необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Направленность программы дополнительного образования «веселая лепка» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности обучающихся с ТМНР и направлена на формирование эстетических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с предметами окружающей действительности посредством лепки как одного их видов изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Художественно-творческая деятельность обучающихся представлена основными приемами лепки и основами пластилинографии, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Уровень освоения программы – ознакомительный:
I уровень- репродуктивный - с помощью педагога;
II уровень- репродуктивный без помощи педагога.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»»(дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).
Все учащиеся перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Согласно программе, учащиеся занимаются в объединении один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью в 5 человек.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (лепке, пластилинографии);
- развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в лепке;
- коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- коррекция мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству через лепку;
- развитие навыков продуктивной деятельности (лепка, пластилинография);
- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- расширять художественно-эстетический кругозор;
- уметь организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- уметь правильно использовать материалы для лепки;
- развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
- освоить разные виды изобразительной деятельности (лепка, пластилинография);
- формировать умение создавать простейшие художественные образы;
- воспитывать у учащихся умение согласованно и продуктивно работать в группе, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективная работа»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство и обследование детей. Знакомство с детьми, выявление уже имеющихся умений и навыков при работе с пластилином.Знакомство с материалами и их предназначением.
2. Техника безопасности при работе в мастерской.Техника безопасности на занятиях при работе с пластилином, стекой. Учить организовывать свое рабочее место.
3.Основные приемы работы с пластилином: разминание, отщипываниепримазывание, лепка шара, колбаски, отрезание нужного куска пластилина от целого куска, от колбаски, от шара. Учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
4. Выполнение объёмных поделок из пластилина: помидор, гриб, пирамидка, сова, бусы, снеговик, новогодняя ёлочка, жираф, улитка, мышка.Продолжатьучить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
5. Пластилинография:дымковская барыня. Продолжатьучить детей приемам работы с пластилином (отщипывание и примазывание). Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
6. Знакомство с народными промыслами на примере дымковской игрушки. Познакомить с видами народных промыслов, просмотр видеосюжетов о народных промыслах. Демонстрация фигурок дымковской игрушки, просмотр иллюстраций.
Учебно-тематический план(34занятия)
Название темы | Количество занятий |
Знакомство и обследование детей. Знакомство с материалом. | 1 |
Техника безопасности при работе в мастерской. | 1 |
Шар.Яблоко. | 1 |
Лепим овощи: помидор, огурец. | 2 |
Сдавливание шара. Гриб. | 1 |
Мои игрушки: пирамидка. | 1 |
Размазывание пластилина: осенние листья. | 2 |
Отрывание пластилина от куска: осеннее дерево. | 2 |
Совушка-сова. | 2 |
Шары разных размеров. | 1 |
Бусы для мамы. | 1 |
Снеговик. | 2 |
Новогодняя ёлочка. | 2 |
Размазывание пластилина: мяч, кубик. | 1 |
Размазывание пластилина: яблоко, груша, ананас. | 1 |
Разноцветные варежки. | 1 |
Жираф | 2 |
Улитка | 2 |
Мышка | 2 |
Знакомство с дымковской игрушкой | 2 |
Пластилинография: дымковская барыня | 4 |
Ожидаемые результаты выполнения программы
Предполагается, что учащиеся будут:
- знать названия инструментов (пластилин, картон, стека) и использовать их по назначению;
- уметь соотносить основные цвета указанных материалов и натуральных объектов;
- уметь работать с трафаретами и шаблонами;
- проявлять интерес и активность в процессев художественно-эстетической деятельности.
Техническиесредства обучения
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- соответствующее помещение, рабочие места;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- игрушки, муляжи, фотографии;
- инструменты, плакаты, картон, пластилиновая масса, природный материал,
- Интернет-ресурсы, компьютер.
Формы оценки результатов программы:
1. Общешкольные мероприятия
2. Выставки
3. Участие детей в конкурсах и фестивалях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 2124 "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ"
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Научно-методическим советом ГКОУ «Школа № 2124» | Заместитель директора по содержанию образования ГКОУ «Школа 2124» |
Протокол № ___ от «__» ______ 2022г _________________________________ | _________________________________ |
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая лепка»
на 2022-2023 учебный год
Автор и составитель программы: Алпатова В.В.
Москва, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочного коррекционно-развивающего занятия художественно-эстетической направленности «Веселая лепка» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с умеренными, выраженными и глубокими нарушениями интеллектуального развития, которые могут сочетаться с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведения, расстройствами аутистического спектра и геномными нарушениями.
Программа по лепке включает два раздела: «Лепка из пластилина» и «Пластилинография». Во время занятий по лепке необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Направленность программы дополнительного образования «веселая лепка» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности обучающихся с ТМНР и направлена на формирование эстетических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с предметами окружающей действительности посредством лепки как одного их видов изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Художественно-творческая деятельность обучающихся представлена основными приемами лепки и основами пластилинографии, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Уровень освоения программы – ознакомительный:
I уровень- репродуктивный - с помощью педагога;
II уровень- репродуктивный без помощи педагога.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»» (дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).
Все учащиеся перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Согласно программе, учащиеся занимаются в объединении один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью в 5 человек.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (лепке, пластилинографии);
- развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в лепке;
- коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- коррекция мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству через лепку;
- развитие навыков продуктивной деятельности (лепка, пластилинография);
- формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- расширять художественно-эстетический кругозор;
- уметь организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- уметь правильно использовать материалы для лепки;
- развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
- освоить разные виды изобразительной деятельности (лепка, пластилинография);
- формировать умение создавать простейшие художественные образы;
- воспитывать у учащихся умение согласованно и продуктивно работать в группе, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективная работа»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство и обследование детей. Знакомство с детьми, выявление уже имеющихся умений и навыков при работе с пластилином. Знакомство с материалами и их предназначением.
2. Техника безопасности при работе в мастерской. Техника безопасности на занятиях при работе с пластилином, стекой. Учить организовывать свое рабочее место.
3. Основные приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание примазывание, лепка шара, колбаски, отрезание нужного куска пластилина от целого куска, от колбаски, от шара. Учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
4. Выполнение объёмных поделок из пластилина: помидор, гриб, пирамидка, сова, бусы, снеговик, новогодняя ёлочка, жираф, улитка, мышка. Продолжать учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
5. Пластилинография: дымковская барыня. Продолжать учить детей приемам работы с пластилином (отщипывание и примазывание). Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
6. Знакомство с народными промыслами на примере дымковской игрушки. Познакомить с видами народных промыслов, просмотр видеосюжетов о народных промыслах. Демонстрация фигурок дымковской игрушки, просмотр иллюстраций.
Учебно-тематический план (34 занятия)
Название темы | Количество занятий |
Знакомство и обследование детей. Знакомство с материалом. | 1 |
Техника безопасности при работе в мастерской. | 1 |
Шар.Яблоко. | 1 |
Лепим овощи: помидор, огурец. | 2 |
Сдавливание шара. Гриб. | 1 |
Мои игрушки: пирамидка. | 1 |
Размазывание пластилина: осенние листья. | 2 |
Отрывание пластилина от куска: осеннее дерево. | 2 |
Совушка-сова. | 2 |
Шары разных размеров. | 1 |
Бусы для мамы. | 1 |
Снеговик. | 2 |
Новогодняя ёлочка. | 2 |
Размазывание пластилина: мяч, кубик. | 1 |
Размазывание пластилина: яблоко, груша, ананас. | 1 |
Разноцветные варежки. | 1 |
Жираф | 2 |
Улитка | 2 |
Мышка | 2 |
Знакомство с дымковской игрушкой | 2 |
Пластилинография: дымковская барыня | 4 |
Ожидаемые результаты выполнения программы
Предполагается, что учащиеся будут:
- знать названия инструментов (пластилин, картон, стека) и использовать их по назначению;
- уметь соотносить основные цвета указанных материалов и натуральных объектов;
- уметь работать с трафаретами и шаблонами;
- проявлять интерес и активность в процессе в художественно-эстетической деятельности.
Технические средства обучения
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- соответствующее помещение, рабочие места;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- игрушки, муляжи, фотографии;
- инструменты, плакаты, картон, пластилиновая масса, природный материал,
- Интернет-ресурсы, компьютер.
Формы оценки результатов программы:
1. Общешкольные мероприятия
2. Выставки
3. Участие детей в конкурсах и фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"
Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
