Рабочая программа дополнительного образования "Веселая лепка" для детей с ОВЗ, с ТМНР
рабочая программа

Алпатова Виктория Викторовна

 

 

Рабочая программа дополнительного образования «Веселая лепка»

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

Автор и составитель программы: Алпатова В.В.

 

 

 

 

 

Москва, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочного коррекционно-развивающего занятия художественно-эстетической направленности «Веселая лепка» образовательной области «Изобразительная деятельность»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с умеренными, выраженными и глубокими нарушениями интеллектуального развития, которые могут сочетаться с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведения,  расстройствами аутистического спектра и геномными нарушениями.

Программа по лепке включает два раздела: «Лепка из пластилина» и «Пластилинография». Во время занятий по лепке необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Направленность программы дополнительного образования «веселая лепка» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности обучающихся с ТМНР и направлена на формирование эстетических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с предметами окружающей действительности посредством лепки как одного их видов изобразительной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Художественно-творческая деятельность обучающихся представлена основными приемами лепки и основами пластилинографии, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

Уровень освоения программы – ознакомительный:

I уровень- репродуктивный - с помощью педагога;

II уровень- репродуктивный без помощи педагога.

Срок реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»»(дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).

Все учащиеся перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.

Программа рассчитана на 34 занятия в год. Согласно программе, учащиеся занимаются в объединении один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью в 5 человек.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
  • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (лепке, пластилинографии);
  • развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в лепке;
  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  •  коррекция мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • воспитывать интерес к изобразительному искусству через лепку;
  • развитие навыков продуктивной деятельности (лепка, пластилинография);
  • формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • расширять художественно-эстетический кругозор;
  • уметь организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
  • уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • уметь правильно использовать материалы для лепки;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
  • освоить разные виды изобразительной деятельности (лепка, пластилинография);
  • формировать умение создавать простейшие художественные образы;
  • воспитывать у учащихся умение согласованно и продуктивно работать в группе, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективная работа»).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Знакомство и обследование детей. Знакомство с детьми, выявление уже имеющихся умений и навыков при работе с пластилином.Знакомство с материалами и их предназначением. 

2. Техника безопасности при работе в мастерской.Техника безопасности на занятиях при работе с пластилином, стекой. Учить организовывать свое рабочее место.

3.Основные приемы работы с пластилином: разминание, отщипываниепримазывание, лепка шара, колбаски, отрезание нужного куска пластилина от целого куска, от колбаски, от шара. Учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приё­мы. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

4. Выполнение объёмных поделок из пластилина: помидор, гриб, пирамидка, сова, бусы, снеговик, новогодняя ёлочка, жираф, улитка, мышка.Продолжатьучить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приё­мы. Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

5. Пластилинография:дымковская барыня. Продолжатьучить детей  приемам работы с пластилином (отщипывание и примазывание). Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

6. Знакомство с народными промыслами на примере дымковской игрушки. Познакомить с видами народных промыслов, просмотр видеосюжетов о народных промыслах. Демонстрация фигурок дымковской игрушки, просмотр иллюстраций.

 

Учебно-тематический план(34занятия)

Название темы

Количество занятий

Знакомство и обследование детей. Знакомство с материалом.

 1

Техника безопасности при работе в мастерской.

          1

Шар.Яблоко.

          1

Лепим овощи: помидор, огурец.

2

Сдавливание шара. Гриб.

1

Мои игрушки: пирамидка.

1

Размазывание пластилина: осенние листья.

2

Отрывание пластилина от куска: осеннее дерево.

2

Совушка-сова.

2

Шары разных размеров.

1

Бусы для мамы.

1

Снеговик.

2

Новогодняя ёлочка.

2

Размазывание пластилина: мяч, кубик.

1

Размазывание пластилина: яблоко, груша, ананас.

1

Разноцветные варежки.

1

Жираф

2

Улитка

2

Мышка

2

Знакомство с дымковской игрушкой

2

Пластилинография: дымковская барыня

4

 

 

 

 

Ожидаемые результаты выполнения программы

Предполагается, что учащиеся будут:

  • знать названия инструментов (пластилин, картон, стека) и использовать их по назначению;
  • уметь соотносить основные цвета указанных материалов и натуральных объектов;
  • уметь работать с трафаретами и шаблонами;
  • проявлять интерес и активность в процессев художественно-эстетической деятельности.

Техническиесредства обучения

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

- соответствующее помещение, рабочие места;

- методический материал по предлагаемым темам работы;

- игрушки, муляжи, фотографии;

- инструменты, плакаты, картон, пластилиновая масса, природный материал,

- Интернет-ресурсы, компьютер.

Формы оценки результатов программы:

1. Общешкольные мероприятия

2. Выставки

3. Участие детей в конкурсах и фестивалях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по лепке27.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 2124 "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Заместитель директора по содержанию образования

ГКОУ «Школа 2124»

Протокол № ___  от «__» ______ 2022г

_________________________________

_________________________________

Рабочая программа дополнительного образования «Веселая лепка»

на 2022-2023 учебный год

Автор и составитель программы: Алпатова В.В.

Москва, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочного коррекционно-развивающего занятия художественно-эстетической направленности «Веселая лепка» образовательной области «Изобразительная деятельность»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с умеренными, выраженными и глубокими нарушениями интеллектуального развития, которые могут сочетаться с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведения,  расстройствами аутистического спектра и геномными нарушениями.

Программа по лепке включает два раздела: «Лепка из пластилина» и «Пластилинография». Во время занятий по лепке необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Направленность программы дополнительного образования «веселая лепка» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности обучающихся с ТМНР и направлена на формирование эстетических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с предметами окружающей действительности посредством лепки как одного их видов изобразительной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Художественно-творческая деятельность обучающихся представлена основными приемами лепки и основами пластилинографии, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

Уровень освоения программы – ознакомительный:

I уровень- репродуктивный - с помощью педагога;

II уровень- репродуктивный без помощи педагога.

Срок реализации 

Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»» (дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).  

Все учащиеся перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.

Программа рассчитана на 34 занятия в год. Согласно программе, учащиеся занимаются в объединении один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью в 5 человек.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
  • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (лепке, пластилинографии);
  • развитие зрительного восприятия формы, величины, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в лепке;
  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  •  коррекция мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • воспитывать интерес к изобразительному искусству через лепку;
  • развитие навыков продуктивной деятельности (лепка, пластилинография);
  • формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • расширять художественно-эстетический кругозор;
  • уметь организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
  • уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • уметь правильно использовать материалы для лепки;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
  • освоить разные виды изобразительной деятельности (лепка, пластилинография);
  • формировать умение создавать простейшие художественные образы;
  • воспитывать у учащихся умение согласованно и продуктивно работать в группе, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективная работа»). 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Знакомство и обследование детей. Знакомство с детьми, выявление уже имеющихся умений и навыков при работе с пластилином. Знакомство с материалами и их предназначением.  

2. Техника безопасности при работе в мастерской. Техника безопасности на занятиях при работе с пластилином, стекой. Учить организовывать свое рабочее место.

3. Основные приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание примазывание, лепка шара, колбаски, отрезание нужного куска пластилина от целого куска, от колбаски, от шара. Учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

4. Выполнение объёмных поделок из пластилина: помидор, гриб, пирамидка, сова, бусы, снеговик, новогодняя ёлочка, жираф, улитка, мышка. Продолжать учить детей основным приемам работы с пластилином, сочетая разные способы и приёмы. Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

5. Пластилинография: дымковская барыня. Продолжать учить детей  приемам работы с пластилином (отщипывание и примазывание). Учить анализировать натуральный объект или образец, учить определять форму и цвет предметов. Наглядно показывать этапы работы. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

6. Знакомство с народными промыслами на примере дымковской игрушки. Познакомить с видами народных промыслов, просмотр видеосюжетов о народных промыслах. Демонстрация фигурок дымковской игрушки, просмотр иллюстраций.

Учебно-тематический план (34 занятия)

Название темы 

Количество занятий

Знакомство и обследование детей. Знакомство с материалом.

          1

Техника безопасности при работе в мастерской.

          1

Шар.Яблоко.

          1

Лепим овощи: помидор, огурец.

2

Сдавливание шара. Гриб.

1

Мои игрушки: пирамидка.

1

Размазывание пластилина: осенние листья.

2

Отрывание пластилина от куска: осеннее дерево.

2

Совушка-сова.

2

Шары разных размеров.

1

Бусы для мамы.

1

Снеговик.

2

Новогодняя ёлочка.

2

Размазывание пластилина: мяч, кубик.

1

Размазывание пластилина: яблоко, груша, ананас.

1

Разноцветные варежки.

1

Жираф

2

Улитка

2

Мышка

2

Знакомство с дымковской игрушкой

2

Пластилинография: дымковская барыня

4

Ожидаемые результаты выполнения программы       

Предполагается, что учащиеся будут:

  • знать названия инструментов (пластилин, картон, стека) и использовать их по назначению;
  • уметь соотносить основные цвета указанных материалов и натуральных объектов;
  • уметь работать с трафаретами и шаблонами;
  • проявлять интерес и активность в процессе в художественно-эстетической деятельности.

Технические средства обучения

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

- соответствующее помещение, рабочие места;

- методический материал по предлагаемым темам работы;

- игрушки, муляжи, фотографии;

- инструменты, плакаты, картон, пластилиновая масса, природный материал,

- Интернет-ресурсы, компьютер.

Формы оценки результатов программы:

1. Общешкольные мероприятия

2. Выставки

3. Участие детей в конкурсах и фестивалях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...