Экологический урок
материал по экологии (6 класс) на тему

Лобова Ольга Васильевна

Цель: Формирование экологического сознания школьников, воспитание экологической культуры.

Задачи:

учебно-образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok_06.03.17.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский экологический урок.   «Сохраним природу - сохраним жизнь.»

Цель: Формирование экологического сознания школьников, воспитание экологической культуры.

Задачи:

учебно-образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

Оборудование: презентация, загадки, фонограмма звуков живой природы.

Форма проведения: экологический урок.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья! Этой встрече рада я!

Учитель. (под звуки живой природы)

Тише, ребята, тише!

Услышьте пенье соловья в лесочке,

Кукушки крик, лягушки кваканье на кочке,

Шуршанье листьев, звон ручья –

Природа, это музыка твоя!

2.Актуализация опорных знаний

Учитель.

Ребята, а как вы думаете, в природе есть что-нибудь бесполезное? Нет, конечно. В природе все теснейшим образом взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку. Это равновесие очень легко нарушить. Это начинают понимать все больше и больше людей. Они стараются жить в дружбе с окружающей средой. Нужно смотреть в будущее и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинять вреда окружающей среде.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши

Она твой давний, добрый лекарь

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

3. Работа над темой занятия.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Наша жизнь неотделима от природы.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной.

Это чудо – Природа. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость,формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии.

Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой светящийся шар.

 (Дети открывают глаза и видят глобус с подсветкой). Это наша планета – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается всеми красками радуги… (Слайд 2) И как важно, чтобы это продолжалось вечно..

– Без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, отгадав кроссворд. (Слайд 3)

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце.)

2. Вещество, представленное на Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода.)

3. Плодородный слой Земли. (Почва.)

4. Смесь газов. (Воздух.)

- А что такое экология?

Слово экология в переводе с греческого означает (ойкос – дом, жилище, логос — учение, знание) Экология в буквальном переводе значит – «знание о нашем доме». Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

Экологические проблемы.  (Назовите)

Поняв это, люди во всем мире задумались, как сохранить Землю.  ( Пути решения )

Международная  Красная книга.

- Какого цвета ее обложка (Красная).

- Что символизирует красный цвет обложки? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).

Книга эта необычная, в ней странички разноцветные.

Красные листы - на них записаны животные, которые находятся под угрозой полного исчезновения.

Желтые - животные, численность, которых сокращается.

Серые - малоизученные животные.

Белые - редко встречающиеся виды животных, или «редкие животные»

Зеленые - восстановленные виды животных, т е. животных которых раньше было мало, но понемногу их количество увеличиваться.

Огорчают записи на черных страницах. Почему?

На черных страницах записаны животные, которые исчезли с лица земли.

Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем,

проблема загрязнения бытовым мусором

Что такое мусор? Зачем нужно о нем говорить и почему он стал проблемой?

Основными загрязнителями считаются такие страны как Индия и Китай. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем.

 Для того чтобы узнать об этом посмотрим ролик Артемия Лебедева «ИндоЭтноЭксп №24 Как выбрасывают мусор в Индии».

В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! Посчитайте, сколько тонн мусора образуется в вашей семье? В вашем подъезде? В вашем доме? Ученые подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется три миллиона грузовиков, чтобы его вывезти.

Обсуждение проблемы.

Задумывались ли вы куда мусор попадает после того, как мы выбросили его в контейнер?

Задача . Проследим, куда девается мусор из нашего жилища. Составьте последовательную схему из карточек:

“завод по переработке мусора”, “дом”, “мусорная свалка”, “мусоровоз”, “мусоропровод”   Составление и проверка схемы.

90 % всех бытовых отходов попадают на свалки, где они никак не перерабатываются. Чем плохи свалки?    (Ответы ребят: занимают большую территорию, загрязняют воду, почву и атмосферу).

Ведущий: Давайте с вами разберемся откуда же берется столько мусора?

Основные причины (по материалам «Сделаем вместе»):

Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи

Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку.

Демонстрация ролика «Мультик про мусор».

С каждым годом количество мусора прибывает, но не успевает перерабатываться природой. Мы загрязняем природу, не оставляя своим детям, внукам и даже правнукам права на чистую окружающую среду. Мы рискуем задохнуться в вони свалок и погрязнуть в мусоре, как это происходит в Азии. Вспомните сегодняшний ролик о мусоре в Индии. Вы хотите жить в таком мире?

Что мы можем сделать? (ответы детей: перерабатывать мусор, сортировать отходы).

Мультфильм «Переосмысление»

 Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Это облегчает его переработку на заводе.

Сортировка мусора.

Весь бытовой мусор принято разделять на 4 категории:

Стекло

Пластик

Макулатура

Металл

Сегодня Россия существенно отстает от более развитых европейских стран в плане переработки твердых бытовых отходов. Это связано в первую очередь с тем, что в нашей стране практически не применяются современные системы сортировки мусора возле его непосредственного источника. Граждане не сортируют бытовые отходы, в результате чего они неотсортированные поступают на мусороперерабатывающие заводы, где сортировочный процесс также оставляет желать лучшего. Из-за этого глубина переработки мусора в нашей стране заметно отличается от стран Европы. Рассмотрим, как устроена система раздельного сбора мусора на примере Германии.

           Для каждого вида ТБО в немецких городах имеется свой контейнер.

В контейнер серого цвета несут только бумажный мусор, например, старые газеты, журналы и коробки из картона.

В желтый контейнер выбрасывают банки, бутылки, бумажную и полимерную упаковку. Контейнер зеленого цвета предназначен для сбора органических отходов, которые впоследствии перерабатываются в компост.

Для утилизации старых батареек в каждом немецком супермаркете есть специализированные приемные пункты.

Лекарства с просроченной датой также не выбрасываются вместе с бытовым мусором, а сдаются в аптеки.

Как ещё можно сделать так, чтобы было меньше мусора? Назовите способы использования ненужных предметов. (Пакет из-под молока – кормушка для птиц, пластиковые стаканчики – для рассады, металлическая коробочка – шкатулка для мелочей.)

Заключение

Я призываю ВАС охранять, беречь природу, не губить тех животных и растений, количество которых сегодня на грани вымирания и исчезновения, чтобы их не постигла участь тех животных, которые когда-то населяли нашу Земли и исчезли с лица Земли.

Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.

Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Источники информации

http://ecourok.ru/

http://ztbo.ru/

http://www.gorodche.ru/news/jkh/66260/

http://www.priroda.su/

http://www.recyclers.ru/

Видеоматериалы:

Артемий Лебедев. «ИндоЭтноЭксп №24 Как выбрасывают мусор в Индии». http://www.youtube.com/watch?v=cJbUSQrc5ZU

«Мультик про мусор» http://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

Эмма Брайс. «Что случается с выброшенным пластиком» http://www.youtube.com/watch?v=nKr37BDpvUM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок

Экологический урок в 5б классе МБОУ лицея №4 города Чехова Московской областиУчитель: Хачева Ирина ВикторовнаТема: «Человек – часть природы».Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы...

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е»

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е» (11 класс)Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-ПетербургаКуцапкина Людмила ВасильевнаЦели:  расширить представ...

Экологический урок.

Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.Познакомить учеников с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды...

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...

Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...

Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)

Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...