Факультативный курс по экологии
календарно-тематическое планирование по экологии (8 класс) на тему

"Природа и экология Омского Прииртышья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

календарно – тематическое  планирование

факультатива  

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ   ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

 

Класс: 8

Учитель:  Магнушевская Е.П.

Количество  часов   35, в  неделю:  1 ч.

Тематическое    планирование составила:

учитель географии  

Магнушевская Е.П.

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ   ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Пояснительная записка

Содержание раздела «Природа и экология Омского Прииртышья» может быть использовано для формирования у обучающихся представлений о том, что:

природа — единое целое, в котором все компоненты взаимосвязаны, человек является одним из компонентов;

состояние природы зависит от хозяйственной деятельности населения и от отношения к ней; нарушение человеком природного баланса ухудшает состояние природы и здоровье самого

человека;

знание научных основ географии, биологии и экологии является основой формирования разумного отношения к природе и соответствующих предметных умений, необходимых для социально значимой практической деятельности в сфере «человек — природа». Раздел предназначен для формирования целостного представления о природе Омского Прииртышья, основ экологической культуры, соответветствующей современному уровню экологического мышления, для развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятеятельности в жизненных ситуациях.

При использовании дидактических единиц раздела в урочной и внеурочной деятельности обучающихся могут быть решены следующие задачи:

освоение знаний об особенностях природы Омского Прииртышья; освоение умений, востребованных в повседневной жизни, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире и являются важными для сохранения и восстановления природы посредством включения обучающихся в социально значимую практическую деятельность;

формирование положительного образа природы Омского региона и бережного отношения к ней.

Выбор объектов природы произведен в соответствии с принципами, перечисленными в общей пояснительной записке, а также с учетом особенностей структуры учебных предметов «География» и «Биология».

Раздел представлен следующими содержательными линиями: «Географические особенности Омского Прииртышья», «Биологическое разнообразие Омского Прииртышья», «Охрана природы Омского Прииртышья».

Содержательная линия «Географические особенности Омского Прииртышья» раскрывает взаимодействие и взаимовлияние трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства на территории Омского Прииртышья.

Содержательная линия «Биологическое разнообразие Омского Прииртышья» включает сведения о многообразии и отличительных признаках живых организмов, обитающих на территории Омской области.                                                                        Содержательная линия «Охрана природы Омского Прииртышья» раскрывает особенности изменения природных сообществ под воздействием антропогенных факторов и природоохранной деятельности в Омском регионе.

Интеграция дидактических единиц данных линий с обязательными предметными областями «Обществознание, естествознание» и учебным предметамом «Окружающий мир» в начальной школе; «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» и учебными предметами «География» и «Биология» в основной школе будет способствовать формированию положительного образа региона. Содержательная линия «Географические особенности Омского Прииртышья» интегрируется с учебным предметом «География». (5, 6 и 8 классы). Содержательная линия «Биологическое разнообразие Омского Прииртышья» может быть использована при изучении учебного предмета «Биология» (5-7 классы). Содержательная линия «Охрана природы Омского Прииртышья» может быть интегрирована с этими двумя предметами в 5-8 классах.

Кроме этого, содержание данного раздела может быть использовано для разработки программ учебных курсов по выбору, программ внеурочной деятельности общеинтеллектуального, духовно-нравственного и др. направлений при формировании участниками образовательного процесса содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образовнания.  Применение содержания раздела «Природа и экология Омского Прииртышья» в образовательном процессе будет способствовать достижению следующих планируемых результатов:

личностных

Начальное общее образование

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
    единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Основное общее образование

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню раз
    вития науки и общественной практики;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
    экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
    оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Среднее (полное) общее образование

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
  • приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

метапредметных

Начальное общее образование

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления причинно-следственных связей;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Основное общее образование

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску и решению практических задач, применению различных методов познания;

Основное общее образование География

формирование представлений о географических знаниях, как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и

акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к ее изменяющимся условиям;

формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектов экологических проблем.

Содержание раздела «Природа и экология Омского Прииртышья»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Географическое положение, население и история изучения Омского региона

Особенности и виды географического положения Омского региона: геополитическое, экономическое, транспортное, эколого-географическое. Географический центр Омской области. Отрицательные и положительные аспекты географического положения региона, их влияние на природу и жизнедеятельность населения. Территориально-административное устройство Омской области.

История географических исследований территории края. Изучение края в XVIII-XIX вв.: работы Гумбольдта А., Валиханова Ч.Ч., Горшенина К.П., Драверта П.Л., Певцова М.В., Потанина Г.Н. Современные исследования природы Омской области: Фиалков Д.Н., Огурцов С.А. Вклад Омского регионального отделения Русского географического общества в изучение Омского Прииртышья.

История заселения и хозяйственного освоения территории Омской области. Влияние природных условий на особенности размещения населения Омского региона.

Динамика численности населения Омской области. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение. Национальный и религиозный состав населения Омской области. Городское и сельское население. Особенности урбанизации Омской области.

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы Омской области

Особенности рельефа Омской области как результат геологической истории формирования ее территории. Тектоническое строение, основные формы рельефа: гривы, западины.

Горные породы, слагающие территорию Омской области: осадочные и метаморфические.

Минеральные ресурсы: глины, пески, сапропели, нефть, газ, торф, цирконо-ильменитовые руды, химическое сырье, подземные воды. Проблемы рационального использования минеральных ресурсов.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие процессы.

Климатические особенности Омской области

Характерные особенности времен года для территории Омской области. Факторы, определяющие особенности климата Омской области: подстилающая поверхность, удаленность от Атлантического океана, близость Северного Ледовитого океана. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Омской области. Суточные и годовые колебания температур на территории Омской области. Климатические рекорды Омской области: максимальные и минимальные температуры.

Неблагоприятные метеорологические условия. Стихийные климатические явления на территории Омской области. Значение народных предсказаний для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения Омской области.

Внутренние воды Омского региона

Разнообразие вод Омской области. Реки Омской области: Иртыш, Омь, Тара, Шиш, Уй, Оша, Туй, Ишим, Большой Аёв, Бича. Питание, характер течения и режим рек. Экологический портрет Иртыша.

Озера Омской области: Крутинские озера (Ик, Тенис, Салтаим), Муромцевские озера (Да-нилово, Линево, Щучье). Происхождение озерных котловин.

Верховые и низинные болота Омской области: Васюганское, Китлинское, Яровское, Ки-лейное.

Размещение подземных источников и минеральных вод в Омской области.

Почвенные ресурсы Омской области

Основные типы почв: подзолистые, серые лесные, черноземы. Условия образования различных типов почв на территории региона. Почвенная карта Омской области. Распространение основных типов почв по территории Омской области.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Многообразие живых организмов Омского Прииртышья

Основные таксономические группы, представленные на территории Омского Прииртышья.

Многообразие грибов: грибы-паразиты, съедобные, ядовитые грибы. Грибы-паразиты растений и животных: головня, спорынья, фитофтора, трутовик. Съедобные грибы Омской области: груздь, маслёнок, сыроежка, лисички, опята, подберезовик, подосиновик, белый гриб,

рыжик, шампиньон. Ядовитые грибы Омской области: мухомор, ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка.

Многообразие лишайников Омского Прииртышья: цитрария, кладония, уснея, гипо-гимния. Роль лишайников в природе Омского региона.

Важнейшие представители споровых растений во флоре Омской области: водоросли (хламидомонада, хлорелла, спирогира, хара), моховидные (кукушкин лён, сфагнум, маршанция), плауновидные (плаун булавовидный, плаун годичный), хвощевидные (хвощ полевой, хвощ приречный, хвощ лесной), папоротниковидные (щитовник шартрский, орляк обыкновенный, страусник обыкновенный). Роль споровых растений в природе Омского региона.

Наиболее распространённые представители растений, произрастающих на территории Омской области. Голосеменные: сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская. Покрытосеменные: шиповник, лапчатка, рябина, боярышник как представители розоцветных; белена, паслен; бобовые: солодка, астрагал, чина, клевер (паслёновые); полынь, тысячелистник, пижма, василёк (астровые); пастушья сумка, ярутка полевая, сурепка (крестоцветные); вороний глаз, рябчик малый, купена, лилия кудреватая (лилейные); ковыль, костер, мятлик, тимофеевка (злаковые). Роль семенных растений в природе родного края, их практическое значение.

Экологические группы растений, произрастающих на территории Омской области: по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые), воде (ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты), к свойствам почвы (бедные и богатые, засоленные почвы).

Сельскохозяйственные растения Омского Прииртышья: рожь, ячмень, пшеница.

Наиболее распространённые представители простейших животных Омского Прииртышья: саркодовые (амеба обыкновенная), жгутиконосцы (эвглена), инфузории (инфузория туфелька). Специфика среды и мест обитания простейших. Роль простейших в природе Омского региона.

Многообразие беспозвоночных животных: кишечнополостные (гидра пресноводная), черви (планария, бычий цепень, кошачья двуустка, аскарида, острица, нематода, дождевой червь), моллюски (беззубка, прудовик), членистоногие (рак, паук-крестовик, тарантул, майский жук, жук-плавунец, муравьи, крапивница, павлиний глаз, шмель и другие). Значение беспозвоночных в природе Омского региона.

Многообразие позвоночных животных, обитающих на территории Омской области: рыбы (окунь, карп, судак, щука, карась), земноводные (жаба, лягушка), пресмыкающиеся (гадюка, уж, ящерица), птицы (синица, снегирь, свиристель, варакушка, зяблик, чибис) и млекопитающие (насекомоядные: еж, крот, бурозубка; рукокрылые: ночница, кожанок, кожан; грызуны: белка, ондатра, полевка, хомяк, суслик; зайцеобразные: заяц беляк, заяц русак; хищные: ласка, хорек, рысь, волк, лисица обыкновенная, бурый медведь; парнокопытные: лось, косуля, кабан). Значение позвоночных в природе Омского региона.

Животные Омской области — возбудители и переносчики заболеваний: дизентерийная амёба, малярийный плазмодий, цепни, аскарида, нематоды, таёжный клещ, чесоточный зудень, малярийный комар, грызуны.

Сельскохозяйственные животные Омской области.

Промысловые животные Омской области: белка, ондатра, речной бобр, заяц, соболь, куница, горностай, колонок, хорек, барсук, лисица обыкновенная, выдра, американская норка, росомаха, рысь, волк, бурый медведь, лось, косуля, кабан.

Промысловые птицы Омской области: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка.

Растительный и животный мир ландшафтных зон Омского Прииртышья

Темно-хвойные, хвойные и смешанные леса Омского Прииртышья. Основные лесообра-зующие породы: сосна, берёза, осина, ель, пихта. Растения подлеска: рябина, боярышник, жимолость, черемуха, бузина, шиповник, ива. Доминанты травяного покрова подзоны южной тайги — кислица, линнея, майник, седмичник, вороний глаз, сныть, грушанка, папоротники. Злако-разнотравный покров подзоны лиственных лесов подтайги: скерда, вика (горошек), чина, костянка, подмаренник, василистник, золотарник, ястребинка, злаки. Важнейшие предста-

вители животных, обитающих в подзонах южной тайги и лиственных лесов подтайги. Насекомые: жуки-листоеды, жуки-долгоносики, паук-крестовик, таёжный клещ. Основные представители пернатых: черный дятел, трехпалый дятел, зарянка, певчий дрозд. Типичные таежные обитатели: грызуны — красная, красно-серая и темная полёвка, речной бобр, белка обыкновенная, летяга, бурундук; парнокопытные — лось; насекомоядные — равнозубая и крупнозу-бая бурозубки; рукокрылые — северный кожанок; хищные — медведь, рысь, росомаха, речная выдра, лесная куница, соболь, американская норка.

Основные представители растительного и животного мира лесостепи Омского Прииртышья. Травянистые и остепнённые осиново-берёзовые леса, луговые степи лесостепной зоны. Многоярусный травяной покров лугово-лесного разнотравья: чина, подмаренник, клевер, тысячелистник, лабазник, лапчатка, пижма, подорожник, вероника, люцерна, полынь, злаки. Комплексная растительность галофито-луговых и степных сообществ. Типичные представители насекомых: бабочки-пяденицы, листовертки, жуки-хрущи, муравьи, некоторые виды клопов. Основные представители пернатых: лесной конек, белошапочная овсянка, зяблик, зеленая пересмешка, большая синица, иволга. Состав млекопитающих: типичные лесные обитатели (лесные полёвки, колонок) и представители открытых остепненных ландшафтов— грызуны (большой тушканчик, суслики, полевая мышь), парнокопытные (косуля), зайцеобразные (заяц беляк, русак), хищники (барсук, степной хорь, корсак и т.д.).

Растения и животные степной зоны Омского Прииртышья. Растения разнотравно-ковыльных степей: вероника, полынь, молочай, тимьян, астрагал, гвоздика, бурачок, подорожник, шалфей, ковыль, овсяница. Типичные представители фауны насекомых: кузнечики, саранча, бабочка-ночница, совка. Основные представители пернатых степной зоны: черный жаворонок, журавль-красавка, курганник. Типичные степные обитатели: грызуны (краснощекий и большой суслики, тушканчик, полевая мышь и др.), зайцеобразные (заяц русак), насекомоядные (бурозубка, ушастый еж), хищные (степной хорь, корсак), мелкие куньи (горностай, ласка), лисица и барсук.

ОХРАНА ПРИРОДЫ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Изменение природных сообществ под воздействием антропогенных факторов

Изменение рельефа человеком. Овражно-балочная сеть на территории Омской области. Загрязнение воздуха под влиянием хозяйственной деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы области, меры по их сохранению и восстановлению. Источники загрязнения вод Омской области: нефтехический комплекс, животноводческие комплексы, жилищно-коммунальное хозяйство. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв, мелиорация.

Экологические проблемы городов и сел Омской области.

Особо охраняемые природные территории: статус, виды, характеристики

Нормативно-правовая база природоохранной деятельности на территории Омской области.

Заказники: охотничьи (зоологические) — Баировский, Степной; ботанические (потенциальных кедровников) — Бакшеевский, Тевризский, Васисский; ботанические (сосновых боров) — Сборно-Соснинский, Усть-Тарский, Муромцевский; комплексные — Верхнеильинский, Пойма Любинская.

Памятники природы Омской области. Геологические памятники природы: «Берег П.Л. Дра-верта, «Берег И.Д. Черского», урочище «Провал земли», пик «Чертов палец», обнажения «Новая Станица», «Картошовский Яр», «Бешаул». Гидрологические памятники природы: озера Ульжай, Эбейты, Сухое, Кривое, Соленое. Ботанические памятники природы: «Дендрологический парк поселка Подгородка», «Дендрологический парк им. П.С. Комисарова», «Бакшеевские липняки». Зоологический памятник природы — «Колония пеликанов на озере Теннис». Комплексные памятники природы: «Амринская балка», лог «Агат», «Колония Рахтовских муравейников».

Красная книга Омской области. Редкие и исчезающие животные, растения и лишайники, занесенные в Красную книгу Омской области.

Методические рекомендации

Учитель самостоятелен при структурировании учебного материала, определении способов и места включении содержания раздела в образовательный процесс по предметным областям: «Общественно-научные предметы» (география), «Естественно-научные предметы» (биология). В зависимости от особенностей используемых "учебно-методических комплектов Федерального перечня учитель имеет право вносить коррективы в последовательность включения дидактических единиц программы «Омское Прииртышье» в организацию учебной деятельности обучающихся. Пример взаимосвязи дидактических единиц раздела «Природа и экология Омского Прииртышья» с учебными предметами «Окружающий мир», «География», «Биология».

Тема

Дата

1

Географический центр Омской области.

2

Особенности и виды географического положения Омского региона: геополитическое, экономическое, транспортное, эколого-географическое.

3

Отрицательные и положительные аспекты географического положения региона, их влияние на природу и жизнедеятельность населения.

4

Территориально-административное устройство Омской области.

5

Особенности рельефа Омской области

6

Горные породы, слагающие территорию Омской области: осадочные и метаморфические.

7

Минеральные ресурсы: глины, пески, сапропели, нефть, газ, торф, цирконо-ильменитовые руды, химическое сырье, подземные воды.

8

Проблемы рационального использования минеральных ресурсов.

9

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие процессы.

10

Изменение рельефа человеком. Овражно - балочная сеть  на территории Омской области

11

Характерные особенности времен года для территории Омской области. Факторы, определяющие особенности климата Омской

12

Закономерности распределения основных элементов климата на территории Омской области

13

Неблагоприятные метеорологические условия. Стихийные климатические явления на территории Омской области.

14

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность  населения Омской области.

15

Загрязнение воздуха  под влиянием хозяйственной деятельности человека

16

Разнообразие вод Омской области. Реки Омской области

17

Разнообразие вод Омской области. Озера Омской области

18

Разнообразие вод Омской области. Верховые и низинные болота Омской области

19

Размещение подземных источников и минеральных вод в Омской области.

20

Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы области, меры по их сохранению и восстановлению

21

Основные типы почв, их распространение по территории Омской области.

22

Изменение почв в процессе их хозяйственного использования

23

Практическая работа по разделу "Географические особенности Омского Прииртышья"

24

Наиболее распространённые представители растений, произрастающих на территории Омской области.

25

Многообразие животных  и их значение в природе Омского региона.

26

Красная книга Омской области

27

Практическая работа по разделу "Биологическое разнообразие Омского Прииртышья"

28

Экологические проблемы городов и сел Омской области.

29

Особо охраняемые природные территории. Заказники: охотничьи, ботанические (потенциальных кедровников, сосновых боров), комплексные

30

Памятники природы в Омской области - геологические

31

Памятники природы в Омской области - гидрологические

32

Ботанические памятники природы  Омской области

33

Зоологический памятники природы  Омской области

34

Комплексные памятники природы  Омской области

35

Практическая работа по разделу "Охрана природы Омского Прииртышья"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Экология нашей местности"

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в це...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Факультативный курс (10 час) «Экология человека» (8-9 классы)

Факультативный курс (10 час)«Экология человека»(8-9 классы)...

Факультативный курс "Литература и экология"

Факультативный курс «Литература и экология» направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и бо...

Факультативный курс " Экология "

Данный курс рассчитан на обучение и ознакомление учащихся 7 класса коррекционной школы с основами экологических знаний....

Программа факультативного курса Юный эколог

Программа факультативного курса Юный эколог...

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...