Факультативный курс "Литература и экология"
материал по литературе на тему

Хузина Амина Мутыковна

Факультативный курс «Литература и экология» направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и богатство.

 

   Интеграция двух предметов (литература и экология) позволяет раскрыть учащимся огромную ценность для человека, воспитывает у них ответственность за своё поведение, не только созерцательное отношение к природе, но и созидательное, что особенно важно.

 

   Знание сельскими детьми окружающего мира, ежедневное соприкосновение их с жизнью флоры и фауны родного края, их жизненные наблюдения и впечатления позволяют им исследовать и анализировать. Литература учит их логически мыслить, облекать мысли в красивую форму, выступать перед аудиторией и анализировать своё выступление. Этому способствуют разнообразные формы работы на факультативных занятиях: конференции, диспуты, устные журналы, сочинения и т.д.

 

   Читая, анализируя произведения, высказывая свои мысли, впечатления, ребята приобщаются к большой работе по охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс « Литература и экология»

Пояснительная записка

« Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать...»

                                                                  Игорь Шкляревский

Программа разработана в соответствии с концепцией регионального общего среднего образования и рассчитана на 34 часа.

    Литература, как учебный предмет, обладает большими возможностями воздействовать на процесс формирования отношений учащихся к природе. Включённые в программу курса художественные произведения позволяют раскрыть преимущественно нравственно-эстетические аспекты проблемы взаимоотношений человека и общества с природой.

    В процессе работы формирование отношения к природе должно выступать как одно из сторон нравственного, патриотического, эстетического воспитания. «Природа – единственно возможная среда нашего существования, другой нет. Хотя никто не хочет умирать, мало кто умеет беречь жизнь – и оттого литературе, которой свойственно искать смысл жизни, нынче уже есть смысл уберегать самое жизнь. То есть природу. И делать это, соотнеся человека не только с человеком, но и с природой. И чем шире и глубже, проникновеннее это будет делаться, тем скорее сформируется то наше мироощущение, которое может противостоять разрушению природы», - писал Сергей Залыгин.

 

Задачи курса:

- воспитание у детей средствами литературы любви и ответственного отношения к природе

- формирование умения понимать и ценить её красоту и богатство

- формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения её от загрязнения и разрушения

- воспитание привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности.

     Данная программа предполагает знакомство школьников с теми произведениями, которые входят в список для самостоятельного чтения, и основными теоретико-литературными понятиями, знание которых предусмотрено учебной программой.

    Курс позволяет разнообразить формы организации учебного процесса, интегрировать с другими видами искусства (живопись, музыка, кинематография).

Содержание программы.

  1. Роль литературы в экологическом образовании. Место курса «Литература и экология» в системе гуманитарных дисциплин.
  2. Родная природа в стихах русских поэтов ( Н. Рубцов, А. Прасолов, О. Чухонцев, И. Шкляревский, И. Жданов и др.). Изображение разных времён года, природных явлений. Человек – неотъемлемая часть природы.
  3. В. Шукшин. Рассказы. ( По выбору). Нравственная и социальная проблематика рассказов.
  4. А.А. Ким. «Белка», «Отец-лес», «Нефритовый пояс». Мир природы. Особенности поэтики.
  5. С.П. Залыгин. Повести. «На Иртыше». Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй-кормилицей.
  6. В. Астафьев. «Ода русскому огороду», «Последний поклон».

«Боже праведный, подаривший нам этот мир и жизнь нашу, спаси и сохрани нас.»

  1. Ч. Айтматов. Роман «Плаха». «Жить праведно и честно».
  2. Ф. А. Абрамов. «Дом», «Две зимы и три лета». Истоки человеческого в человеке. Проблема ответственности человека за судьбы мира.
  3. О.В. Волков. « И дым Отечества», «Клад Кудеяра», «Тут граду быть», «В конце тропы».
  4. В. Белов. «Привычное дело», «Лад», «Плотницкие рассказы». Энциклопедия жизни крестьянина.
  5. Е. Носов – мастер малой прозы, создатель новелл и повестей. «В чистом поле за просёлком», «Кукла» и т.д. «Усвятские шлемоносцы» - повесть о хлебе и земле.
  6. М. Алексеев. Роман «Драчуны». Великий смысл детского общения с природой.
  7. Писатели Кубани об экологии: С.Н.Хохлов, В.И. Лихоносов, В.В. Бакалдин, Г.Н. Денисов, А. Софронов и др.
  8. В. Распутин. Рассказы: «Что делать вороне?»,»Наташа», «Век живи – век люби». Слово, необходимое России.

Литература для учителя и учащихся.

  1. Произведения писателей и поэтов (по содержанию программы).
  2. Методический журнал «Литература в школе».
  3. В.И. Головков «Экология Кубани».
  4. Журнал «Природа и человек». («Свет»).
  5. Литературно-критические статьи о писателях.

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

1

2-3

4-5

6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18-19

20-21

22-23

  24-25

26

27-28

29

30-31

32-33

34-35

Роль литературы в экологическом образовании. Место курса «Литература и экология» в системе гуманитарных дисциплин

Составление письма-обращения к сверстникам. «Помоги природе выжить», «Дай природе шанс!»

Оформление стенгазеты.

Родная природа в стихах русских поэтов ( Н. Рубцов, А. Прасолов, О. Чухонцев, И. Шкляревский, И. Жданов и др.). Изображение разных времён года, природных явлений. Человек – неотъемлемая часть природы.

Я пишу стихи... (Сочинение собственного стихотворения о природе и её защите).

В. Шукшин. Рассказы. ( По выбору). Нравственная и социальная проблематика рассказов.

 

А.А. Ким. «Белка», «Отец-лес», «Нефритовый пояс». Мир природы. Особенности поэтики.

С.П. Залыгин. Повести. «На Иртыше». Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй-кормилицей.

В. Астафьев. «Ода русскому огороду», «Последний поклон».

«Боже праведный, подаривший нам этот мир и жизнь нашу, спаси и сохрани нас.»

Ч. Айтматов. Роман «Плаха». «Жить праведно и честно».

Сочинение-эссе. Темы: «Останови жестокую руку», «Человек-царь природы?»,

«Сочи сегодня и через 100 лет.

Ф. А. Абрамов. «Дом», «Две зимы и три лета». Истоки человеческого в человеке. Проблема ответственности человека за судьбы мира.

О.В. Волков. « И дым Отечества», «Клад Кудеяра», «Тут граду быть», «В конце тропы».

В. Белов. «Привычное дело», «Лад», «Плотницкие рассказы». Энциклопедия жизни крестьянина.

Е. Носов – мастер малой прозы, создатель новелл и повестей. «В чистом поле за просёлком», «Кукла» и т.д. «Усвятские шлемоносцы» - повесть о хлебе и земле.

М. Алексеев. Роман «Драчуны». Великий смысл детского общения с природой.

Писатели Кубани об экологии: С.Н.Хохлов, В.И. Лихоносов, В.В. Бакалдин, Г.Н. Денисов, А. Софронов и др.

В. Распутин. Рассказы: «Что делать вороне?»,»Наташа», «Век живи – век люби». Слово, необходимое России.

«Цветы – любимому писателю»

Литературно-музыкальный вечер « Экологический смерч наступает»

Экологическая экскурсия в лес

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

«Круглый стол»

Групповой практикум.

Конкурс чтецов. Конкурс рисунков

Практикум

Литературный вечер

Беседа

Лекция. Творческая работа.

Исследование

Читательская конференция

Практикум (сочинение)

Диспут

Семинар (доклады учащихся)

Беседа

Викторина. Чтение.

Лекция

Устный журнал

Семинар-практикум

Устный журнал

Вечер

Экскурсия

Рецензия

на факультативный курс «Литература и экология».

Факультативный курс «Литература и экология», разработанный учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 43 Хузиной А.М., направлен на воспитание у школьников средствами литературы любви и ответственного отношения к природе, формирование умения понимать и ценить её красоту и богатство.

   Интеграция двух предметов (литература и экология) позволяет раскрыть учащимся огромную ценность для человека, воспитывает у них ответственность за своё поведение, не только созерцательное отношение к природе, но и созидательное, что особенно важно.

   Знание сельскими детьми окружающего мира, ежедневное соприкосновение их с жизнью флоры и фауны родного края, их жизненные наблюдения и впечатления позволяют им исследовать и анализировать. Литература учит их логически мыслить, облекать мысли в красивую форму, выступать перед аудиторией и анализировать своё выступление. Этому способствуют разнообразные формы работы на факультативных занятиях: конференции, диспуты, устные журналы, сочинения и т.д.

   Читая, анализируя произведения, высказывая свои мысли, впечатления, ребята приобщаются к большой работе по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Экология нашей местности"

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в це...

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Факультативный курс (10 час) «Экология человека» (8-9 классы)

Факультативный курс (10 час)«Экология человека»(8-9 классы)...

Факультативный курс " Экология "

Данный курс рассчитан на обучение и ознакомление учащихся 7 класса коррекционной школы с основами экологических знаний....

Программа факультативного курса Юный эколог

Программа факультативного курса Юный эколог...

Факультативный курс по экологии

quot;Природа и экология Омского Прииртышья"...