рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике на тему

Дисциплины «Экономика» для специальности

080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет

базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (ФИЛИАЛ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Экономика» для специальности

080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет

базовый уровень

Сургут

2014

Принята на заседании ПЦК общеобразовательных    дисциплин

«_____» __________ 20____

Протокол № _____

Председатель ПЦК_________________

Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения базовый уровень

Зам. директора по учебной работе

_____________/Г.В. Патракова/

«_____» ____________ 20___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Экономика» для специальности

080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет

базовый уровень

Автор: Ревенко Г.М.., преподаватель Сургутского института экономики, управления  и права (филиал ТюмГУ) отделение СПО

Рецензент:

Методист: Алексеева С.В.

Рабочая программа переутверждена на ________/__________ учебный год

Без изменений/ с изменениями _______________

Председатель ПЦК  ___________ протокол № ____ от "___" ______ 20__г.



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета «Экономика» в учреждениях (НПО) и (СПО). Рабочая программа составлена согласно рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.

Рабочая программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Экономика» относится к общеобразовательному циклу. Изучение  дисциплины базируется на раннее изученных учащимися предметах, прежде всего «Основы экономики», «Основы гражданского права». В объеме, предусмотренном программами начального и среднего профессионального образования.

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Целью дисциплины «Экономика» является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических явлений функционирования рыночной экономики.

Дисциплина «Экономика» включает следующие основные вопросы:

  • Экономические и правовые аспекты функционирования семьи, а также домашнего хозяйства, организации (фирмы);
  • Особенности взаимоотношений рынка и государства;
  • Характеристика рыночной экономики и особенности действия ее законов;
  • Принципы международных экономических отношений и факторы производства;
  • Цели и задачи создания в деятельности организации (фирмы) в условиях рынка;
  • Характеристика налоговой системы и основные виды налогов;
  • Банковская система и денежно-кредитная политика;
  • Рынок труда;
  • Экономические циклы, а также глобальные экономические проблемы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, из них 28 часов практические работы.

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

140

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

100

в том числе:

Лекционные занятия

72

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме                                                                                                                     Зачета

2.2. Тематический план и содержание

дисциплины «Экономика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

 освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Экономика и экономическая наука

        23

Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов.

Содержание

2

Понятие экономики. Экономические потребности общества.

1,2

Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

1,2

Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1,2

Практические занятия: Построение кривой производственных возможностей

1

Самостоятельная работа: Реферат «Свободные экономические блага». Решение задач.

2

Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность.

Содержание

2

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда

2,3

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность.

2,3

Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

Практические занятия: решение задач

2

Самостоятельная работа: Решение задач

2

Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Содержание

2

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

2,3

Тема 1.4. Типы экономических систем

Содержание

2

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности.

2,3

Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики.

Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности

Самостоятельная работа: Решение тестов

2

Тема 1.5. Собственность и конкуренция

Содержание

2

 Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

 Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

Практические занятия: Решение тестов и анализ ситуаций

1

Самостоятельная работа: Анализ ситуаций

1

Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

Содержание

2

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

Раздел 2.  Семейный бюджет

10

Тема 2.1. Семейный бюджет

Содержание

4

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход.

2,3

Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

2,3

Практические занятия: решение задач, деловая игра

2

Самостоятельная работа: Изучение семейного бюджета

4

Раздел 3. Товар и его стоимость

9

Тема 3.1. Товар и его стоимость

Содержание

4

Стоимость товара

2,3

Потребительские предпочтения

Определение плановой суммы амортизационных отчислений при равномерном способе начисления амортизации

Практические  занятия: решение задач

2

Самостоятельная работа: Написание эссе «Если бы я был предпринимателем…»

3

Раздел 4. Рыночная экономика

24

Тема 4.1.  Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

Содержание

4

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения.

2,3

Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

Практические  занятия: решение задач

2

Самостоятельная работа. Решение задач

2

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, задачи

Содержание

2

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

2,3

Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

2

Самостоятельная работа, сравнительная характеристика организационно-правовых форм

Тема 4.3 Организация производства.

Содержание

2

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.

2,3

Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.

Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы.

Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

Практические занятия: решение задач

2

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Содержание

4

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия.

Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.

Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практические занятия: решение задач

2

Самостоятельная работа.  Решение задач

2

Раздел 5. Труд и заработная плата.

12

Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата т мотивация труда.

Содержание

2

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда.

Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

Практические занятия: семинар

2

Самостоятельная работа. Свободное эссе по проблемам рынка труда.

2

Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости.

Содержание

2

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью.

Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов.

Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Практические занятия: решение задач

2

Самостоятельная работа. Презентация «Политика России в области занятости» 

2

Раздел 6. Деньги и банки.

20

6.1. Деньги и их роль в экономике.

Содержание

2

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.

Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

6.2. Банковская система.

Содержание

4

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ.

Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков.

Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Банковские операции и сделки.

Практические занятия: Решение тестов, анализ ситуаций

2

Самостоятельная работа.  Презентация «Инструменты кредитно-денежной политики»

2

6.3. Ценные бумаги-акции, облигации. Фондовые биржи.

Содержание

2

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг

Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.

Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

6.4. Инфляция и ее социальные последствия.

Содержание

4

Сущность инфляции.

Взаимосвязь инфляции спроса и издержек.

Измерение силы инфляционных процессов.

Виды инфляции. Прогнозируемость инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции.

Практические занятия: Решение тестов

2

Самостоятельная работа.  Подготовка эссе

2

Раздел 7. Государство и экономика.

22

7.1. Роль государства в развитии экономики

Содержание

2

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования.

Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

Практические занятия: семинар  «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»

2

Самостоятельная работа. Доклады по темам

2

7.2. Налоги и налогообложенире

Содержание

2

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов.

Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

Самостоятельная работа. Доклады

2

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Содержание

2

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов.

Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

7.4. Экономический рост и экономические циклы

Содержание

3

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП.

Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение.

Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

Практические занятия: тестовые задания

2

Самостоятельная работа. Презентация по теме

2

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

Содержание

3

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке.

Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Раздел 8. Международная экономика.

20

4

8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных эономик

Содержание

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.

Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

Самостоятельная работа: Инструменты государственной политики в международной торговле - презентация

2

8.2. Валюта. Обменные курсы валют.

Содержание

4

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса.

Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы.

Самостоятельная работа. Презентация – виды валютных рынков.

2

8.3. Особенности современной экономики России

Содержание

4

2

Экономические реформы в России. Экономический рост.

Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

Зачет

Самостоятельная работа

2

140

Для характеристики  уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции под руководством);
  3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: мультимедийное оборудование.

Технические средства обучения: калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

• Гомола А.И. Экономика : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. В. Жанин. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительная литература:

• Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова ; под ред. И. В. Сергеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби : Проспект, 2007.

• Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень : учебник / Ю. Н. Черемных. — М. : Инфра-М, 2008.

• Экономика организации (предприятия) : учебник / под ред. Н. А. Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2007.

• Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола. — 5-е изд., испр. И доп. — М. : ИЦ «Академия», 2007.

• Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособие. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.

• Гомола А.И. Бухгалтерский учет : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С. В. Кириллов. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

• Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. — М. : Норма-Инфра, 2010.

• Камаев В.Д. Экономическая теория : краткий курс : учебник / В. Д. Камаев. — 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2007.

• Микроэкономика : практический подход / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М. : КноРус, 2007. — (Managerial Economics).

• Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. — М. : Норма, 2008.

Адреса Интернет-ресурсов:

1. www.Konsultant.ru – справочнао-правовая система «Консультант-Плюс»;

2. www.RBK.ru- официальный сайт агенства Росбизнесконсалтинг;

3. www.prime-tass.ru- сайт Агенства экономической информации;

4. www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы;

5. www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Знания:

Потребности человека и ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость

внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы;

Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Сущность рынка; механизмы и условия формирования рынка;

внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы;

Семейный бюджет. Реальная и номинальная заработная плата

внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия,  аудиторные проверочные работы, устные опросы;

Основные признаки предприятия. Предпринимательство.

внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы, устные опросы;

спрос и предложение; цена; эластичность; потребительское поведение;

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы, тестирование;

экономический рост; инфляция.

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы;

мировой рынок; международная торговля; валютный механизм

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы.

Умения:

Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы;

Описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи государственного бюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы;

Объяснять: взаимовыгодность, добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы;

определять уровни инфляции в стране; определять механизм формирования доходов государства.

внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...