Главные вкладки

    "Воспитание экологического сознания с позиций биоэтики"
    статья (естествознание) по теме

    Степаненко Елена Михайловна

    Аннотация. Показаны преимущества интегративного подхода в образовании, музейной педагогики, проведения занятий по биологии непосредственно в природе. На примере  двух занятий  «Растения и человек» и  «Значение животных в природе и в жизни человека» показана значимость биоэтического подхода  в образовательном процессе для формирования экологической культуры учащихся.

    Ключевые слова: экологическая культура, интегрированный подход, биоэтика, музейная педагогика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitanie_s_poziciy_bioetiki_statya.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

    С ПОЗИЦИЙ  БИОЭТИКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

     Степаненко Е.М., Санкт-Петербург

    Аннотация. Показаны преимущества интегративного подхода в образовании, музейной педагогики, проведения занятий по биологии непосредственно в природе. На примере  двух уроков «Растения и человек» и  «Значение животных в природе и в жизни человека» показана значимость биоэтического подхода  в образовательном процессе для формирования экологической культуры учащихся.

    Ключевые слова: экологическая культура, интегрированный подход, биоэтика, музейная педагогика.

     Во всех областях жизни современному человеку не обойтись без  инноваций. Система образования обновляется по всем компонентам, ориентируясь при этом на качественно иные образовательные результаты. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов отражены обновленные подходы к образовательному процессу, заметно сужен круг репродуктивной деятельности учащихся, основанный на традиционных технологиях.

    Перед учителем стоит задача не только обучить, обеспечить усвоение некой системы знаний, отработать всевозможные умения и навыки, что, безусловно, является инструментальной основой компетенций учащегося, но приоритетным в деятельности педагога становится процесс развития личности, необходимость обретения социального опыта. В этом контексте становится все более значимым воспитание экологической культуры учащихся. Молодые люди должны обрести опыт работы в проектном режиме, инициативно принимать необходимые решения, уметь прогнозировать ситуацию, выдвигать гипотезы, креативно мыслить, искать нестандартные решения. Меняется ли при этом система ценностей? Думаю, что изменения неизбежны, но останутся вечные истины и человеческие ценности.

    При отборе материала к уроку очень важно учитывать, что перенасыщение урока разными видами и формами деятельности в ущерб разноуровневому способу организации добывания и осмысления знаний не принесет пользы. Интегративный подход, основанный на синтезе знаний разных «языков»  постижения мира: языка музыки, поэзии, техники, информационных технологий, очевидно, способствует повышению качества образования. К особенным умениям учителя биологии и экологии хотелось бы добавить знание еще одного языка, который является залогом успеха в процессе обучения и воспитания школьников – языка природы! Именно этот язык позволит учителю быть не просто предметником, а учителем-педагогом!

    Не только в классе, но в открытом музейном пространстве города можно сочетать процесс получения новых знаний и развивать экологическую культуру учащихся. Поделюсь опытом проведения таких занятий.

    Содержание открытого занятия по теме «Растения и человек» было разработано и проведено для учащихся 6-го класса. Место проведения – Ботанический музей (хотя местом проведения может быть оранжерея, например, Эколого-биологического центра «Крестовский остров» и др.) способствовало созданию замечательных условий для восприятия новой информации, знакомства с экспозициями музея, для воспитания экологической культуры учащихся.

    Занятие построено в технологии диалогового общения. Стоит отметить эффективность применения данной технологии в экологическом воспитании, особый доверительный тон в общении с учащимися, интересный и разнообразный фактический материал для проведения занятия. Отметим значимость участия на таких занятиях учащихся старших классов, которые задают позитивный тон всему уроку, своим примером они демонстрируют умение строить диалог, сотрудничать в поиске оптимального решения поисковых задач.

    Ребятам очень понравились разноуровневые задания и разноплановые вопросы учителя, оживленный ход урока. Дети были активны в обсуждении вопросов, что является необходимым условием организации проблемно-поискового познания. На уроке выступили старшеклассники, которые представили занимательные факты о растениях, загадали ребятам загадки. Особенно ценно то, что именно в диалоге происходит формирование самостоятельного мышления и коммуникативной компетенции учащихся, а учитель, как опытный дирижер, задает нужный тон, определяет ход урока, по крупицам выстраивая понимание ценности жизни растений на Земле.

     В конце урока ученики-старшеклассники провели небольшую викторину «Верите ли Вы?» для учителей района, присутствовавших на открытом занятии.

    Логическим продолжением урока является посещение оранжерей с живыми коллекциями Ботанического сада. Нас очень порадовали цветущие азалии, австралийская акация, вересковые и другие красивые растения. Ребята подготовили замечательные стихи о некоторых растениях. Считаем, что практику интегрированных уроков в музеях стоит развивать и продолжать творческое сотрудничество с заинтересованными педагогами. Например, этот же урок мы проводили совместно с учителем английского языка. При этом происходит совершенствование языковой практики учащихся специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков. Полученные навыки оказались необыкновенно востребованными при проведении экскурсий самими учениками для группы иностранных учащихся, которых наша школа принимает в рамках совместных образовательных проектов.

    Именно на таких занятиях с живыми объектами  учитель формирует новое отношение к окружающему миру, воспитывая потребность беречь все живое, развивая умение видеть красоту природы в причудливых формах растений, в чуть заметных оттенках окраски, в хрупкости и ранимости чудесных цветов…

    Экологическое сознание рождает чувство ответственности за все, что нас окружает. Нас окружает стремительно развивающийся техногенный мир и, задача экологического воспитания состоит еще и в том, чтобы развить экологическую культуру наших воспитанников до принятия идеи ответственности и сопричастности к тому, что принято считать «красотой природы». Раскрывая в процессе обучения экологические взаимосвязи, мы подводим ребят к нравственному выбору: каким быть миру природы, если именно я не стану внимательнее к тем проблемам, которые необходимо решить, чтобы каждой весной можно было любоваться цветущими растениями родного края, изучать их мир, который так уязвим!

    В качестве второго примера проведения интегрированных занятий или уроков в природе, безусловно формирующих экологическую культуру учащихся, можно представить занятие по теме «Я подозвал коня…»

    Это занятие можно рекомендовать как заключительное в теме «Значение животных в природе и в жизни человека» для обучающихся 7 класса. Почему именно это занятие? Говоря об экологических проблемах с детьми, мы часто приводим проценты, страшные цифры, рисуем пессимистичные прогнозы. Мне ближе не воспитание фактами, не бесконечная декларация того, что все уже очень запущено. Не должны ребята ощущать безысходность в решении экологических проблем. Я стремлюсь найти опору в том, что у многих детей есть, все же, некий «стержень нравственности». Они и без уроков зоологии многое понимают, знают и даже делают.

    В 60-е годы ХХ века появилось новое направление в экологии – биоэтика. Возможность выехать с учащимися на природу, провести занятие о лошадях позволило показать многие аспекты жизни человека в природном окружении, ведь проблемы использования лошадей существуют, и понятие «биоэтика» реально оживает именно на таких занятиях.

    На занятии в конноспортивном клубе «Исток» буквально каждый получает «прививку от равнодушия», есть возможность говорить о недопустимости потребительского отношения к природе, обсудить проблему «Человек и животные в современном мире». Ребята как будто попадают из будней мегаполиса, из привычного «школьного дня» и от родительской опеки в некую «зону ответственности не только за себя, но и за других. Животные – часть нашего мира. Ребята видят, что чем человечнее относиться к животному, тем разумнее выглядит человек в окружении природы. Лошадь рядом с человеком живет столетия. Это друг, партнер, умное и чуткое животное. Она сама  может многому научить…

    На подготовительном этапе мы вместе с ребятами обсуждаем проблему отношений «Человек – домашние животные», традиции в отборе пород животных, проблемы содержания лошадей, проблемы использования лошадей для определенных целей, неоднозначное отношение к конному спорту.

    К процессу подготовки можно привлечь старшеклассников, членов кружка, заинтересованных родителей. Они собирают очень интересные материалы об истории отношений человека и лошади, уходящей своими корнями в доисторическое прошлое. В мире современных технологий использование лошадей в хозяйственных целях практически сошло на нет. Но, по-прежнему, ни одно другое животное, кроме  собаки, не имеет столь большого значения для человека! На таком уроке необходимо задать эмоциональный, позитивный тон всему занятию, ясно и эмоционально представить вниманию ребят отобранные материалы об особенностях этих животных, о достижениях селекции лошадей, о многообразии пород и проблемах конного спорта, о некоторых аспектах ветеринарии, о съемках лошадей в кинофильмах, работе в цирке.

    С подготовленными материалами выступают сами ребята. Особенно ценным нам кажется воспитание чувства благодарности и уважения к этому удивительному животному и людям, которые посвятили себя работе с ними. Мало кормить, хорошо содержать, заботиться о лошади… ее нужно научиться понимать! Кульминацией занятия была известная песня на стихи В.Слуцкого «Лошади в океане», в которой описаны реальные события. Чувство сопереживания, как мы убедились, у наших ребят просто безгранично. Они очень тепло «общались» с добрыми, обученными, послушными лошадями. Катание на лошадях вызвало бурный восторг! Кому-то это оказалось просто, а некоторые ребята впервые преодолели страх и неуверенность.… Проведение этого урока стало доброй традицией, каждый раз появляется множество новых фактов, ярких эмоций и позитивного общения.

    Думаю, именно в природе эффективность экологического воспитания наиболее высока, ведь партнером в воспитании становится сама природа!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

    Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

    Здоровый образ жизни человека с позиции биоэтики

    Биоэтика – это определенная область философского знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует гуманизации биомедицины и этиче...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

    Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

    Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

    Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

    Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

    В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

    статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...