Практическая работа для учащихся 10 класса Исследование состава почвы
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему

Пономарева Марина Юрьевна

Практическая работа для учащихся 10 класса

Линия УМК «Естествознание» 10-11 классов под ред. О.С.Габриеляна

Исследование состава почвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_sostava_pochvy_new.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Практическая работа для учащихся 10 класса

Пономарева Марина Юрьевна, учитель химии МБОУ СОШ №117 г. Нижний Новгород

Линия УМК  «Естествознание» 10-11 классов под ред. О.С.Габриеляна

Исследование состава почвы

«И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землею...»

М.В. Ломоносов

Цель:  изучить различные типы почв и методы определения их механического состава.

Оборудование: пробирки, воронка, бумажный фильтр, химический стакан, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, держатель, стеклянная пластинка, спиртовка, лупа, влажные салфетки.

Реактивы: образцы почв, дистиллированная вода, индикаторная бумага.

Ход работы:

  1. Определение типа почвы методом раскатывания шнура
  • Почву смачивают водой и разминают пальцами (как тесто). Затем раскатывают почву на ладони, образуя из нее шнур небольшой толщины (3мм), и сворачивают кольцо диаметром 3см. Вид этого шнура показывает тип почвы (табл. 1).

Таблица 1

Определение типа почвы методом раскатывания шнура

Свойства шнура из почвы

Вид шнура из почвы

Тип почвы

Шнур не образуется

Песчаная

Зачатки шнура

Супесчаная

Шнур при сгибании легко дробится

    

Суглинистая

Шнур сплошной, кольцо содержит много трещин

Тяжелый суглинок

Шнур сплошной, кольцо стойкое

Глинистая

  • Запишите результаты исследования. Определите вид почвы исследуемого вами образца, используя данные таблицы 1.

  1. Определение механического состава почвы
  • Поместите немного почвы в фарфоровую чашку, нагрейте на спиртовке и поднесите к почве холодное стекло. Запишите ваши наблюдения.
  • Поместите кусочки почву в стакан, прилейте дистиллированной воды, объем которой в 3 раза превышает объем почвы. Наблюдайте за интенсивностью выделения пузырьков воздуха. Подумайте, о чем свидетельствует наблюдаемое явление.
  • Перемешайте содержимое стакана. Наблюдайте за осаждением частиц почвы с помощью лупы. Запишите ваши наблюдения.
  • Оцените приблизительное содержание гумуса в образце почвы по её цвету, используя данные таблицы 2.

Таблица 2

Определение содержания гумуса в почве

Окраска почвы

Содержание гумуса, %

Категория почвы

Очень черная

10−15 %

Высокогумусная, высокоплодородная

Черная

7−10 %

Гумусная, плодородная

Темно-серая

4−7%

Среднегумусная, среднеплодородная

Серая

2−4%

Малогумусная, среднеплодородная

Светло-серая

1−2%

Малогумусная, низкоплодородная

  1. Получение почвенного раствора и его изучение
  • Профильтруйте полученный в предыдущем опыте раствор через бумажный фильтр в чистую пробирку (фильтрат — почвенная вытяжка).
  • Несколько капель почвенного раствора поместите на стеклянную пластинку, с помощью держателя подержите над спиртовкой до выпаривания воды (ОСТОРОЖНО!). Зарисуйте ваши наблюдения. Сделайте вывод, о чем могут свидетельствовать результаты этого опыта.
  • Нанесите стеклянной палочкой несколько капель почвенного раствора на индикаторную бумагу. Используя эталонную шкалу рН, определите кислотность почвы.
  • На основании определенной вами кислотности почвы определите, какие микроэлементы могут извлекать растения из вашего образца почвы, используя данные таблицы 3. (Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений).

Таблица 3

Содержание микроэлементов в почве в зависимости от ее кислотности

Кислотность почвы

Cr3+

Co2+

Ni2+

Cu2+

Zn2+

Cd2+

Hg2+

Pb2+

Кислые

СП

СП

СП

П

П

П

П

СП

Нейтральные

СП

СП

СП

СП

П

СП

СП

ПН

Щелочные

ПН

ПН

ПН

СП

СП

СП

СП

ПН

ПН - практически неподвижные         СП — слабо подвижные      П -   подвижные

  1. Оформление результатов

Укажите, откуда взят исследуемый вами образец почвы.

Результаты исследования образца почвы оформите в виде таблицы.

№ п/п

Ход работы

Наблюдения

Выводы

Используя различные источники информации, определите, для произрастания каких видов растений наиболее благоприятна исследованная вами почва. Предложите способы улучшения данной почвы.

  1. Ответьте на вопросы и выполните задания
  1. Что называют почвообразованием? Перечислите основные звенья почвообразовательного процесса.
  2. Подумайте, какова роль живых организмов в почвообразовании. Как влияют растения на почвообразование?
  3. Что представляет собой почвенный раствор и какова его роль в жизни растений?
  4. Что называется гумусом? Перечислите источники гумуса в почве. Как химический состав почвы влияет на гумификацию органических остатков?
  5. Какую роль играют микроэлементы в жизнедеятельности растений?
  6. Содержание каких химических элементов в почве представляет наибольшую опасность для здоровья человека? Каковы источники загрязнения почвы этими опасными с точки зрения их токсичности элементами? Подумайте, почему не стоит употреблять в пищу растительные продукты, выращенные вдоль автомобильных дорог.
  7. Предложите меры борьбы с избыточной щелочностью и кислотностью почвы.

Литература

1. Качинский Н.А. Механический и микроагрегатный состав почвы, методы его изучения. -

М.: АН СССР, 1958 г.

2. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem4/index4.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы для учащихся 8 класса

Практические работы из серии "Изучаю себя" позволяют при помощи простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы) применить физические знания на практике и исследовать возможности и особенно...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Практическая работа "Получение водорода и исследование его свойств"

Практическая работа "Получение водорода и исследование его свойств" ( 8 класс)...