Календарно-тематическое планирование по естествознанию
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Шавина Елена Александровна

Данная образовательная коррекционно-развивающая  программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе авторской программы Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную  подготовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_6_klass.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная образовательная коррекционно-развивающая  программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе авторской программы Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Естествознание», 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013г.

Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой перестройку школьного курса естествознания.

Данная программа существенно отличается от традиционной, апробированной в течение многих лет. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную  подготовку.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Основными задачами преподавания естествознания являются:

1)обобщения учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;

3)проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в  школьном уголке природы.

5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека

Общая характеристика предмета

При изучении раздела «Неживая природа» учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой,  из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы. Предмет призван дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышения интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Курс раздела «Неживая природа» состоит из 5 блоков: введение, вода, воздух, полезные ископаемые, почва.Школьники должны понять, что человек-часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

Такое построение программы позволит сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, покажет единство материального мира, позволит им познать свою Родину как часть планеты Земля.

     

Коррекционные цели

  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, познавательного интереса;
  • формирование умения участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
  • формирование умения высказывать собственное суждение и личностное отношение к изучаемым темам;
  •  обучение умению составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы;
  • развитие способности концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале;
  • развитие умения работать с иллюстрацией;
  • формирование умение извлекать новые знания из прочитанного текста и выделять главное в читаемом;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • обучение умению работать с планом и с книгой;
  • обучение умению устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
  • обучение умениюанализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • формирование навыка пересказа материала учебника.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Естествознание» в базисном учебном плане специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида отнесён к федеральному компоненту и изучается в качестве обязательного в 6 классе в объёме – 66 часов  в год, 2 ч в неделю.

Результаты освоения учебного предмета

В результате освоения курса «Естествознания», к концу учебного года обучающиеся 6 класса должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Предметным результатом освоения курса «Естествознание» является сформированность следующих знаний и умений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень (достаточный)

Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

-характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

-текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

-обращаться с простым лабораторным оборудованием;

-определять температуру воды и воздуха;

-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

2-уровень (минимальный)

Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении;

-текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

-определять температуру воды и воздуха;

-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Личностным результатом освоения предмета «Естествознания» в 6 классе является формирование следующих умений и качеств:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации  и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося,  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Содержание учебного предмета.

Введение.

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода.

Вода в природе и быту. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества.

Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единицы измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Работа воды в природе. Образование пещер,оврагов, ущелий. Наводнение. Значение воды в природе.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  2. Растворение соли, сахара в воде.
  3. Очистка мутной воды.
  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  5.  Расширение воды при замерзании.

Практические работы

Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.

Воздух.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ураган.

Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)
  2. Воздух занимает объем.
  3. Воздух упругий.
  4. Воздух – плохой проводник тепла.
  5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
  6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи.
  7. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.
  8. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.

Практические работы

Зарисовка барометра и флюгера. Определение направления ветра по модели флюгера.

Полезные ископаемые.

 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

 Горючие полезные ископаемые.

 Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и использование.

 Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование.

  Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Прдукты переработки нефти: бензин, керосин и др.

Природный газ, Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемых, которые используются для получения минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна) Свойства черных металлов. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.

Алюминий. Внешний вид и свойства. Распознавание алюминия.

Медь. Свойства меди. Распознавание меди. Ее применение.

Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.

Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.

Демонстрация опытов:

1.Определение некоторых свойств горючих ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов.

3. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.

Практические работы

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различныз изделий из этих металлов.

Экскурсии в краеведческий музей.

Почва.

Почва – верхний слой земли. ЕЕ образование. Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы. Перегной -  органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Почвы и растения. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.
  2. Выделение песка и глины.
  3. Выпаривание минеральных солей.
  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы.

Определение типов почв своей местности. Различение песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на пришкольном участке.

Экскурсии к почвенным обнажениям

Повторение. (2ч)

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

ВВЕДЕНИЕ

4

1

Природа живая и неживая.

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна;

2

Предметы и явления неживой природы.

1

Раскрывать ценность явлений и предметов неживой природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

3

Твердые тела, жидкости, газы.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

4

Для чего нужно изучать неживую природу.

1

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты неживой природы.

ВОДА

15

5

Вода в природе и быту.

1

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов

6

Свойства воды как жидкости. Опыт.

1

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

7

Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Опыт.

1

Проводить опыт, доказывающий, что вода растворяет некоторые твердые вещества: сахар, соль, лимонная кислота. Формулировать вывод по теме с консультативной  помощью учителя.

8

Расширение воды при замерзании. Опыт.

1

Наблюдать и характеризовать свойства воды расширяться при замерзании. Делиться собственными наблюдениями.

9

 Учет и использование свойств воды.

1

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей.

10

Растворимые и нерастворимые вещества.

1

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

Вода прозрачная и мутная. Очистка мутной воды. Опыт.

1

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

12

Растворы в природе: минеральная и морская вода.

1

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

13

Выпаривание солей из питьевой и морской воды. Опыт

1

Проводить опыт, доказывающий, что морская и минеральная вода являются растворами. Формулировать вывод по теме с консультативной  помощью учителя.

14

Три состояния воды.

1

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

15

Температура и ее измерение. Практическая работа.

1

Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах.

16

Температура плавления льда и кипения воды.

1

Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах.

17

Работа воды в природе.

1

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе)

18

Наводнение.

1

Наблюдать и описывать погоду, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра.

19

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве

1

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

ВОЗДУХ

15

20

Свойства воздуха.

1

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха.

21

Упругость воздуха. Опыт.

1

Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять упругость воздуха

22

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Опыт.

1

Рассказывать о результатах своих наблюдений, доказать,что воздух при нагревании расширяется. при охлаждении сжимается.

23

Движение воздуха. Опыт.

1

Рассказывать о результатах своих наблюдений, на примере со свечей наблюдать за движением теплого и холодного воздуха.

24

Теплопроводимость воздуха. Опыт.

1

Проводить опыт, доказывающий, что воздух плохой проводник тепла. Рассказать, где в быту применяется это свойство. Формулировать вывод по теме с консультативной  помощью учителя.

25

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Опыт.

1

Проводить опыт, доказывающий, что воздух содержится в пористых веществах. Формулировать вывод по теме с консультативной  помощью учителя.

26

Состав воздуха.

1

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха

27

Кислород и его свойства.

1

Анализировать текст учебника с целью знакомства с кислородом и его свойствами, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28

Значение кислорода в природе и в жизни человека.

1

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29

Углекислый газ и его свойства.

1

Анализировать текст учебника с целью знакомства с углекислым газом и его свойствами, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30

Ветер. Работа ветра в природе.

1

Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы.

31

Практическая работа. Зарисовка барометра и флюгера.

1

Пользуясь таблицами, уметь зарисовывать барометр и флюгер. Рассказывать о назначении этих приборов.

32

Практическая работа. Определение направления ветра по модели флюгера.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; наблюдать опыт по определению направления ветра  помощью модели флюгера.

33

Чистый и загрязненный воздух.

1

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

34

Значение воздуха в природе.

1

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

20

35-36

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

2

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

37

Горючие полезные ископаемые.

1

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

38

Торф и его свойства. Опыт.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

39

Каменный уголь. Опыт.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

40

Добыча и использование каменного угля.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

41

Нефть и ее свойства.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

42

Добыча  и продукты переработки нефти.

1

Знакомиться по рисунку учебника с продуктами переработки нефти: бензин, керосин и т.д. Читать в учебнике текст о добыче нефти и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию добыче нефти и продуктах ее переработки.

43

Природный газ и его свойства.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

44

Добыча, использование и правила обращения в быту.

1

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника правила обращения с газом в быту, формулировать правила безопасности.

45

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

46

Калийная соль и ее свойства. Опыт.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

47

Фосфориты и их свойства.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

48

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

49

Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам..

1

Исследовать с помощью лупы предложенные образцы металлов, различать черные и цветные металлы, формулировать выводы. Работать в паре.

50

Цветные металлы их свойства и применение.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

51

Алюминий. Его свойства

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

52

Медь. Свойства меди и применение.

1

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

53

Местные полезные ископаемые. Их использование.

1

Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых

54

Охрана недр.

1

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в паре.

ПОЧВА

10

55

Почва – верхний плодородный слой земли.

1

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

56

Экскурсия к почвенным обнажениям.

1

Рассказывать на основе экскурсии к почвенным обнажениям о составе почвы на территории региона. Обрабатывать материалы экскурсии. Оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.

57

Состав почвы. Опыт «Выделение воздуха и воды из почвы».

1

Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. Наблюдать выделение пузырьков воздуха, при опускании кусочка почвы в стакан сводой.

58

Перегной – органическая часть почвы.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; различать органическую и минеральную часть почвы.

59

Минеральная часть почвы – песок, глина, минеральные вещества. Опыт.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; различать органическую и минеральную часть почвы.

60

Песчаные и глинистые почвы. Опыт.

1

Песок и глина. Проведение опыта по распознаванию песчаных и глинистых почв

61

Плодородие – основное свойство почвы. Черноземные почвы.

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о плодородии почве, об их значении в сельском хозяйстве.

62

Местные типы почв, краткая характеристика.

1

Почвы как природные объекты, их разнообразие Представление о значении типов почв для выращивания различных культур в сельском хозяйстве. Распознавание типов почвы.

63

Обработка почвы: вспашка, боронование.

1

Представление о способах обработки почв. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.

64

Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

1

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в паре.

65

Повторение

1

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о неживой природе. Готовить сообщения.

66

Повторение.

1

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Никишов А.И. Биология: Неживая природа 6 класс. Учебник для СКОУ YIII вида – М. Просвещение, 2014 г.

2.Косымова А.Н.Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология № 5, с.30-35, 2006 год.

3. Лифанова Т.М. Воспитательное значение уроков естествознания во вспомогательной школе, М 1985г.

4.Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Природоведение, Пособие для педагогов. – М, ГНОМ,2001г.

5.Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для учителя-М,ВЛАДОС,2005г.

6. Кузнецов В.Ю. Уроки и  экскурсии во вспомогательной школе, Екатеринбург, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...