АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
рабочая программа по природоведению

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Природа вокруг нас» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

для 4  класса

Составитель программы

учитель начальных классов

Зайцева   О.С.

Москва  2019

                                        Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Природа вокруг нас» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет  34 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  4 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Природа вокруг нас» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета

Программа  имеет особое значение в формировании  у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Задачи курса « Природа вокруг нас»:

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Природа вокруг нас»

Особенностями реализации программы  являются:

Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

 Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение игр,

анкетирование

Метапредметнымирезультатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

различать объекты живой и неживой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

сравнивать объекты природы и делить их на группы;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты природы и рукотворного мира.

Планируемые результаты

развитие познавательных способностей и логического мышления детей;  

повышение интереса к окружающему миру.                                                                                                        

участие в различных конкурсах  разного уровня

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

тестирования,

Содержание  программы с указанием тем и количества часов.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.  Делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность и работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в интересный и увлекательный  мир, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – окружающий мир.

В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

 Основные виды деятельности учащихся:

- экскурсии;
- оформление газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с окружающим миром;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.

Формы и методы занятий ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся: игра, проектная деятельность, творческие работы,  конкурсы, различные задания поискового характера.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Человек - часть природы

4 ч

2

Значение растений в жизни

8 ч

3

Братья наши меньшие

6 ч

4

Пернатые друзья

3 ч

5

Водное царство

6 ч

6

Чудо на подоконнике

3 ч

7

Интерьерный дизайн

3 ч

Итоговый урок

1 ч

Итого

34 ч

Тематический план



 Тема

Кол-во часов


1.

Что такое природа? Живая и неживая природа.Беседа.Рассказ о природе живой и неживой.Восприятие рассказа учителя.Формирование представления о живой и неживой природе.


1

2.

Правила сбора растений.Беседа, практическое занятие.Экскурсия по сбору растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений под прессом и в пучках.Знакомство с правилами засушивания растений под прессом и в пучках.Формирование знаний о правилах засушивания

1

3.

Круговорот воды в природе.Беседа, практическое занятие.«Волшебница вода»Аппликация из бумаги.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

4.

Радуга. Воздух-невидимка. Солнце.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги.«Бабочка». Монотипия.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

5.

Цветочный ковер.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги. «Ромашки», «Земляника»Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

6.

Деревья хвойные и лиственные.Экскурсия.Рассказ о хвойных и лиственных деревьях.Восприятие информации получаемой от учителя.Формирование знаний о хвойных и лиственных деревьях.

1

7.

Осенний лес. Дерево осенью.Беседа, практическое занятие.Рассказ об осеннем лесу.Аппликация из бумаги.Коллективная работа.Формирование умения работать в коллективе при создании аппликаций.

1

8.

Дерево зимой. Кустарники.Беседа, практическое занятие.Техника рваной бумаги.Обучение техники рваной бумаги.Формирование навыка использования техники рваной бумаги.

1

9.

Растения леса. Растения луга.Беседа.Флористика. Лесные травы. Луговые цветы.

1

10.

Грибы.Практическое занятие.

Помощь при составлении аппликации. Аппликация из пластилина.

1

11.

Растения огорода.Практическое занятие.Помощь при составлении аппликации.Аппликация из бумаги. Садим и солим.

1

12.

Розы и астры. Ваза с цветами на столе.Практическое занятие.Помощь при изготовлении объемной поделки. Объемная бумагопластика.

1

13.

Хомяки. Особенности их содержания.Беседа, практическое занятие.Рассказ о хомяках, условиях их содержания. Объемная бумагопластика. «Мышь»

1

14.

Еж в живом уголке.Практическое занятие.Помощь в создании поделки из пластилина и шишек.Создание поделки из пластилина и шишек.

1

15.

Дикие животные.Практическое занятие.Помощь в создании масок.Маски. Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски.

1

16.

Домашние животные.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация из пуха и перьев.

1

17.

Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация (Манка + гуашь). Леопард, тигр.

1

18.

Животные пустыни и степи.Практическое занятие.Объяснение приемов использования техники жатой бумаги. Помощь при создании поделки.Поделка. Техника жатой бумаги.  Черепаха.

1

19.

Кто такие птицы?Перелетные птицы. Зимующие птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о перелетных и зимующих птицах.Создание коллажа. Синица. Дятел. Голубь.

1

20.

Комнатные птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных птицах.Поделка. Техника жатой бумаги.  Попугай.

1

21.

Забота человека о птицах.Беседа, практическое занятие.Рассказ о том, как люди заботятся о птицах. Изготовление кормушки для птиц.

1

22.

Жители болота.Беседа, практическое занятие.Рассказ о лягушках. Лягушка. Аппликация из семян.

1

23.

Киты. Дельфины. Акулы.

Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги.

1

24.

Рассказ о китах, акулах и дельфинах. Аппликация из пластилина.

1

25.

Экзотические виды рыб.Беседа, практическое занятие.Рассказ об экзотических видах рыб. Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика.

1

26.

Кораблик.Практическое занятие.Помощь в конструировании из бумаги.Аппликация. Конструирование из бумаги.

1

27.

Морское дно.Практическое занятие.Помощь в конструировании.Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа.

1

28.

Комнатные растения. Растения пустыни в квартире.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из пластилина. Аппликация из бумаги. Колючая семейка.

1

29.

Субтропики на подоконнике.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из бумаги.

1

30.

Тропические растения в нашем доме. Бегония.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатныхрастениях, помощь в создании аппликаций.Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин.

1

31.

Комнатные горшочки.Практическое занятие.Помощь при декорировании цветочных горшков.Декорирование цветочных горшков. Пластилин + семена и косточки.

1

32.

Цветы. Вазы.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки.Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки.

1

33.

Пасхальные фантазии.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки. Игрушки из яичной скорлупы.

1

34.

Итоговый урок.

1

 Список литературы

  1. Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2011.
  2. Моложавенко В.С. Тайна красоты. - М:ПЕДАГОГИКА-Пресс,2012.
  3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,2011.
  4. Букет зимы суровой. Альбом. - М.:2013.
  5. Е.В.Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,2012.
  6. М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.2011.
  7. Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2013.
  8. Э.К. Гульянц, И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,2011.
  9. В.С.Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 2011.
  10. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Природа вокруг нас"

Занятие в форме КВН для детей дошкольного возраста по игровой экологии по теме "Природа вокруг нас"...

«Природа вокруг нас"

Программа ««Природа вокруг нас"  направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, св...

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС

Классный час для учащихся 7-8 классов на тему защиты окружающей среды....

Адаптированная программа по курсу "Мир вокруг нас (физика и химия в быту)" для детей с ОВЗ

Программа содержит учебный материал по курсу «Ми.р вокруг нас (физика и химия в быту)» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью данного курса является формирование знани...

Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...

Серия уроков "Зима пришла. Изменения в неживой природе" по предмету Мир вокруг 9 класс специальная школа

Серия уроков "Зима пришла. Изменения в неживой природе"  по предмету Мир вокруг 9 класс специальная школа. В конспекты поурочного планирования включены коррекционные задания...