Разработка урока
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Федорова Татьяна Николаевна

Обобщающий урок по механике с повторением правил ДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fizika_i_pdd.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 46

Номинация:

“Методические разработки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Название работы:

Повторительно-обобщающий урок по физике и правилам дорожного движения в 9 классе по теме: «Физика и ПДД»

Автор:

Федорова Татьяна Николаевна

Место работы:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

Должность:

Учитель физики

Домашний адрес:

450017, г. Уфа, ул. Ирандык, д. 4, кв. 124

Телефоны:

Рабочий (МОУ СОШ № 46) 278-29-05,

Домашний 278-24-11,

Сотовый 8-917-42-76-845

Номинация:

“Методические разработки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Название работы:

Повторительно-обобщающий урок по физике и правилам дорожного движения в 9 классе по теме: «Физика и ПДД»

Цели урока:

Повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь.

Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.

Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Задачи:

1. Общеобразовательные: - повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь;

показать  неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;

формирование навыков применения полученных знаний при решении задач; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

2. Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:

воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;

расширить словарный запас;

воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;

повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

3. Развивающие:

способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;

развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, интерактивная доска.

В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point. Слайды меняются по щелчку, используется анимация.

Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика 9 для общеобразовательных учреждений, автор Перышкин А.В.  . и др. Москва “Дрофа” 2003, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационная основа урока.

3. Повторение темы “Скорость. Инерция. Законы Ньютона ” с помощью презентационного материала.

4. Решение задач.

5. Подведение итогов, оценки за урок.

6. Домашнее задание.

Краткое содержание урока.

Вводная часть урока. Постановка цели урока.

Повторение материала, изученного в 7, 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций.

Решение задач  на расчет скорости тела, тормозного пути, времени обгона и др. Обсуждение полученных результатов в ходе фронтальной работы с классом.

Фронтальная работа с классом по правилам дорожного движения .

История создания автомобилей.

Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП.

Данный урок был проведен в 9 б классе в марте 2009 г. учителем Федоровой Т.Н. В ходе урока учащиеся повторили и закрепили необходимый программный материал по физике, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Учащимся данной возрастной группы  исполнилось по 14 лет, приближается летний период и многие из них сядут на велосипеды. Поэтому полученные знания  и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут им избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка.

Содержательная часть

1. Вводная часть. Постановка цели урока. Слайд 1.

Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их работы трассы заранее размечают на равные отрезки (километражными столбиками) так, что наблюдателям остается следить за временем по своим часам. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов.

Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают  ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Цель  нашего урока: мы  сегодня с вами повторим понятия «средней скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем  неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знания, которые  вы получаете на таких уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

Слайд 2.

2. Основная часть урока.

Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?

Ситуация 1. (Слайд 3) Пусть вам сообщили, что скорость автомобиля 50 км/ч. Что означает это число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно по 50 км? Вряд ли. Были участки, когда за час автомобиль проходил больший или меньший путь. В среднем по 50 км? Но автомобиль мог вообще ехать меньше одного часа и пройти путь меньше 50 км. Кроме того мы не получили никакой информации о направлении движения автомобиля, а это важно. Без указания направления нельзя считать информацию полной. Физика дает строгое определение скорости, мгновенной скорости, средней скорости.

Давайте вспомним что такое мгновенная скорость? Средняя скорость?

Ситуация 2. О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? О какой скорости идет речь при обсуждении технических характеристик гоночных машин?

Слайд 4 Что означают  знаки показанные на доске?

 


6.1


6.2

"Общие ограничения максимальной скорости"
Общие ограничения скорости, установленные
Правилами дорожного движения Российской Федерации.

 

"Рекомендуемая скорость"

Скорость, с которой рекомендуется движение
на данном участке дороги. Зона действия знака
распространяется до ближайшего перекрестка,
а при применении знака 6.2 совместно с предупреждающим знаком определяется
протяженностью опасного участка.

Ситуация 3.( Слайд 5) Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40 км/ч это 11 м/с.) Дальше можно обсудить с ребятами вопрос о том, что в нашей жизни мы сталкиваемся с разными единицами измерения скорости, и скорости эти надо уметь сравнивать.

Теория.   Трение поругивают, когда оно препятствует движению (“опять безобразное скольжение”), похваливают, когда трение способствует движению (“сменил покрышки – теперь благодать”, “очень удобно подобрал смазку – никакой отдачи”), а, в общем, к трению привыкли за 400 лет со времени его открытия. Трение встречается на каждом шагу, без него и шагу не сделаешь. В каких знаках правил дорожного движения указывается на силу трения? Давайте вспомним про  тормозной путь автомобиля.

Ситуация 4 (Слайд 6): Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (=117м).

          После решения задачи обсуждение вопросов:

Почему автомобиль не смог остановиться сразу? О каком физическом явлении идет речь в задача?

Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая (камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители. (Слайд 7)

         Для того чтобы не случилась беда необходимо переходить дорогу строго в местах для того отведенных?

Посмотрите на картинку (Слайд 8)и скажите, в чем была ошибка мальчика при переходе мальчиком проезжей части

Какие знаки указывают на места переходов и что они означают? (Слайд 9,10)

   Дорога особенно полна неожиданностями в городах. Какие принимаются меры, чтобы уменьшить тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах, подошвах? Почему осенью появляются плакаты “Берегись юза!”, “Осторожно, листопад!” и т.д. Посмотрите на знаки и скажите, что они означают? (Слайд 11)


1.13
"Крутой спуск"


1.14
"Крутой подъем" 


 1.16
"Неровная дорога"
Участок дороги, имеющий
неровности на проезжей части
(волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное

                                                                                        


1.32
"Прочие опасности"
Участок дороги, на котором имеются
опасности, не предусмотренные
другими предупреждающими знаками.

Теория: Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь.

Ситуация 5 (Слайд 12): Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный международный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди на 20 м?

Решение. Задача решается на основе принципа относительности Галилея. Решим её в два приёма, рассматривая движение легкового автомобиля: 1) в системе отсчёта «грузовик», причём движение автобуса рассматривать не будем совсем; 2) в системе отсчёта «автобус», а движение грузовика рассматривать не будем.

1. Для определённости за положительное направление примем направление движения легкового автомобиля и грузовика. Тогда в системе «грузовик» легковая машина будет двигаться относительно грузовика со скоростью лг = л – г. С этой скоростью ей придётся проехать расстояние s до грузовика и расстояние l (которое из соображений безопасности оговаривается правилами дорожного движения [5]), чтобы оказаться перед грузовиком. На прохождение расстояния s + l потребуется время

.         (4)

2. Рассмотрим движение легкового автомобиля в относительной системе отсчёта «автобус». В ней скорость легковой машины относительно автобуса ла =|л – а| = л + а. Пусть первоначальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом L. Его автомобиль пройдёт за время:

         (5)

3. Обгон считается безопасным, если легковой автомобиль в конце обгона окажется на 20 м впереди грузовика, не доехав при этом до автобуса:

         (6)

Рассчитаем минимальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом, когда ещё можно начать обгон:

Проанализируем формулу (6). Очевидно, что обгон возможен, если легковой автомобиль движется быстрее грузовика: л > гр, иначе расстояние l получается отрицательным. Также бессмыслен обгон при равных скоростях: л = гр. Итак, поставленная задача решена в рамках теории относительности, законов равномерного прямолинейного движения и, наконец, с рассмотрением принципа независимости движений.

 Посмотрите на знаки и скажите, что они означают. (Слайд 13)


3.20


3.21

"Обгон запрещен"
Запрещается обгон всех транспортных средств.

 

"Конец зоны запрещения обгона"


3.22


3.23

"Обгон грузовым автомобилям запрещен"
Запрещается грузовым автомобилям
с разрешенной максимальной массой более 3,5 т
обгон всех транспортных средств.

 

"Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям"

Теория:

А теперь мы с Вами поговорим о истории создания автомобилей: (Слайд 14)

Выступления учащихся (сопровождаются демонстрациями слайдов на доске)

  1. (Слайд 15)Карл Бенц (1844-1929) в 1885 году построил в Мангейме свой первый автомобиль  
  2. (Слайд 16)Все началось в 1913 году с идеи объединения двух фирм Rapp Motorenwerke  и Otto Flugzeugwerke (отец Отто за четыре года до этого создал четырехтактный двигатель), оба предпринимателя были увлечены самолетостроением,С 1917 года вся продукции BMW носит знак, символизирующий крутящийся пропеллер. 1919 Авиационный двигатель BMW устанавливает мировой рекорд. В июне 1919 года тест-пилот Франц Зено Димер устанавливает на самолете с двигателем BMW IV мировой рекорд высоты полета на самолетах с открытой кабиной без кислородной маски. Высота полета составляла 9670 метров.
  3. (слайд 17) Мазда - компания, история которой началась с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева занималась компания основанная Дзюдзиро Мацуда в 1920 году. В 1931 году компания начала выпускать чисто Японские автомобили. С 1960 года «Мазда» начала выпускать легковые автомобили. На сегодняшний день «Мазда» делает упор на авто малого и среднего класса, а также на спортивные модели.

Нельзя не сказать о самом любимом всеми детьми виде транспорта – велосипеде. (Слайд 18)

Ситуация 6: (Слайд 19) Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).

(Слайд 20)

Скоро растает снег и многие из вас начнут кататься на велосипедах. Поэтому давайте вспомним основные правила дорожного движения, которые должен знать каждый велосипедист (Слайд 21)

Подведение итогов:

Мы сегодня с вами не только повторили основные физические понятия, такие как скорость, тормозной путь, инерция и трение, но и рассмотрели их практическое применение, повторили правила дорожного  движения и дорожные знаки.

Надеюсь, что данные знания помогут вам в жизни.

(Выставление оценок активным ученикам)

Домашнее задание:

Составить кроссворд содержащий основные физические понятия и понятия из правил дорожного движения.

Литература:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. – СПС «Консультант Плюс».

2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

3. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил.

4. Детская энциклопедия. За безопасность на дорогах. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 8-2006.

5. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 11-2007.

6. Безопасная дорога детства. Пособие по обучению детей дорожной грамоте. Составитель И.З. Булгаков. – 2007.

7. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...