Информационная культура учащихся
методическая разработка по физике по теме

Карасева Ирина Викторовна

Технологии личностно-ориентированного образования направлены на развитие личности ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений.

     Примером может быть обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informac.kultura_uchashch.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры школьников на уроках физики.

     Технологии личностно-ориентированного образования направлены на развитие личности ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений. Отсюда вытекают цели:

Учителя – создать условия для формирования ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.

Ученика – принять ответственные решения.

Хорошо известно, что наилучший результат достигается, когда ученик самостоятельно строит модель, соответствующую познавательной ситуации, самостоятельно ее преобразует и использует в своей учебной деятельности. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д.  В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов.  Поэтому в конце 8-го и 11-го классов мы с учащимися проводим конференцию по атомной энергетике. Учащиеся создают свои проекты, работая над вопросами достоинств и недостатков АЭС, допустимости создания и использования ядерного оружия и т.д.  Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Затем – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Результаты работы ученикам предлагается представить в виде презентации. Причем, презентации предполагаются не только в компьютерном варианте (Power Point), но и в виде создания газет, плакатов, выступления с докладом и др. Такое разнообразие форм позволяет учащимся успешно представить результаты своей деятельности в наиболее приемлемой для них форме. Примерные темы проектов: «Воздействие АЭС на окружающую среду», «Пути развития атомной энергетики», «Применение атома в мирных целях», «Распространение ядерного оружия» и т.д.

Изучая учебный материал по темам атомной и ядерной физики, учащиеся знакомятся с биографией ученых и историей открытия явлений, приведших к основанию ядерной энергетики, изучают основы теории радиоактивного распада и деления урана, знакомятся с мирным применением энергии атомного ядра и с ядерным оружием. Подробно рассматривается работа АЭС, оцениваются преимущества и недостатки АЭС по сравнению с другими электростанциями. В качестве ознакомительного материала предлагается история Чернобыльской катастрофы. На примере Чернобыльской трагедии учащиеся приходят к пониманию экологических проблем современного мира.

     С учащимися 9-х классов мы уже второй год участвуем в интернет-проекте по физике. Работая над предложенными заданиями,  школьники узнают много нового и интересного не только в области физики, но и в различных сферах нашей жизни, учатся применять полученные знания для объяснения физических явлений. Так в этом году темой проекта было 50-летие полета первого космонавта. Изучая различные материалы по данной теме,  школьники узнают  многие неизвестные широкой публике факты освоения космоса; побывают  в виртуальном космическом полете и на Луне; попробуют  себя в роли исследователей лунных кратеров и командиров космических кораблей. Все задания проекта носят развивающий характер, некоторые предлагаются в форме игры, результаты учащиеся представляют в электронном виде. Параллельно продолжается формирование информационно-коммуникативной компетенции. В процессе изучения ученикам приходится работать с текстовыми документами, с ссылками на сайты в Интернете, что формирует компьютерную грамотность, необходимость соблюдения авторских прав и т.д.

Таким образом, они активно используют интернет-ресурсы, СМИ, печатные материалы, проводят опрос различных слоев населения, подключаясь  к обсуждению не только экономических, но и политических вопросов современной жизни, что способствует формированию информационной культуры учащихся.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...

Формирование информационной культуры учащихся.

Работа мастера производственного обучения по формированию информационной культуры учащихся....

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику. Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год

Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, кот...

Формирование информационной культуры учащихся на кружке «Издательское дело»

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возм...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...