урок в 9 классе
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

проведение урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx655.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник: 9 класс.  А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.

Тема: «Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора!

Цель: Сформировать понятие «конденсатор» и на примере плоского конденсатора, установить зависимость его емкости от геометрических характеристик.

1.Повторение: Подготовка к восприятию нового материала.

Вспомним, что мы знаем о емкости проводника (фронтальная беседа с классом).

Вопросы:

1.Физический смысл электроемкости

2. Единица электроемкости?

3.Почему на практике часто используются меньшие единицы измерения?

4.Как увеличить электроемкость уединенного проводника?
Емкость этой системы будет определяться по формуле:

5.Почему значение заряда и потенциала берутся по модулю?

Ответы учащихся:

Правильные ответы демонстрируются на экране.

1.Электроемкость уединенного проводника есть физическая величина равная отношению заряда проводника к потенциалу этого проводника. (1балл)

2.(1Ф-Фарад) (1балл)

3.1Ф - такой электроемкостью обладает сфера, радиусом в 13 раз больше радиуса Солнца, С земли = 0\7мФ.  (1балл)

4.Взять систему из двух параллельных проводников. (1балл)

5. Емкость как свойство системы не может быть отрицательной, поэтому используются модульные значения этих величин(1балл)

Оборудование: Электрометр,  две плоские пластины,  пластина из оргстекла, эбонитовая палочка,  20 шт. металлических пластин, 10 стеклянных пластин,                           5 штангенциркулей,  10 линеек измерительных,  ИКТ.

Содержание урока.

  1. Изучение нового материала 

                        Объявляется тема урока.

Большей электроемкостью обладает система из двух проводников, называемая конденсатором (показ слайда). Рисунок                                    

                             

Устройство: Два проводника, разделенных слоем  диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводника.                                 

 Проводники называются  обкладками.

Обозначение  

Заряды на пластинках конденсатора одинаковы по модулю и противоположны по знаку. Электрическое поле сосредоточено между обкладками конденсатора, электрическое поле окружающих тел почти не проникает между обкладок (показ слайда)

Электроемкость системы двух параллельных пластин определяется по формуле:

                                        (1)

Установим зависимость емкости конденсатора от его геометрических размеров.   Для этого вспомним ранее известные формулы:                                                                   1.Формула, связывающая напряжение и напряженность электрического поля. U=Ed

2.Напряженность электрического поля заряженной пластины в среде.

       Е =

3. Принцип суперпозиции полей.

Е = Е+Е

Вычисление электроемкости сводится к расчету разности потенциалов U между пластинами. В однородном поле плоского конденсатора с напряженностью Е   между

пластинами равна:  U =E d.

 Напряженность пластин:  Е = , тогда из формулы (1)

получим (слайд):


Делаем         вывод:
Теоретически,  мы видим, что электроемкость конденсатора  зависит как от его геометрических характеристик (площади пластин, расстояния между ними), так и от относительной диэлектрической проницаемости вещества, заполняющего пространство между пластинами. 

Докажем это экспериментально (опыт):

1.При наличии диэлектрика электрическое поле ослабевает, а электроемкость

увеличивается.

  1. При увеличении расстояния между пластинами, увеличивается разность потенциалов, емкость уменьшается.
  2. При смещении пластин, уменьшая площадь, увеличиваем разность потенциалов,         уменьшаем         емкость.  

                                                 

Виды конденсаторов: переменной и постоянной емкости (слайд).

Типы конденсаторов постоянной емкости  (слайд).                                             1. Керамические конденсаторы. Обкладками являются тонкие слои серебра, нанесенные на диэлектрик методом вжигания. В качестве диэлектрика применяется керамический материал (например, фарфор).

Применяются:  в колебательных контурах и других цепях, где требуется стабильная емкость при изменении температуры.

                                   

2,Бумажные конденсаторы. Обкладками служит фольга, а диэлектриком — специальная бумага. Чередующиеся фольговые и бумажные ленты сворачиваются в рулон и помещаются в корпус.

Применяются: в сглаживающих фильтрах блоков питания,          в выпрямительных  схемах.                                                                                                                                                            

3.Слюдяные конденсаторы - обкладками являются фольга или тонкие слои серебра. В качестве диэлектрика применяется слюда.

Применяются: в радиотехнической аппаратуре.

4. Электролитические конденсаторы, В качестве диэлектрика выступает тонкий слой окиси, отложенной электрохимическим путем на поверхности алюминиевой фольги, которая образует одну из обкладок. Другой обкладкой служит специальная бумага, пропитанная электролитом и всей своей поверхностью прилегающая к покрытой окисью фольге. Используются главным образом в цепях питания радиотехнической и электронной аппаратуры.

Вывод: емкость плоского конденсатора зависит от его геометрических характеристик.

На закрепление этой формулы выполняется фронтальная лабораторная работа   (2 варианта).

Работа оценивается по 5 балльной системе с учетом ответов учащихся в начале урока и озвучивается в конце урока.

Таблица

Ф.И

учащегося

Оформление

Самостоятельность

Работа со штангенциркулем

Снятие геометрических размеров

Расчет по формуле

Ответы при повторении

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

Задание на дом: п.54  упр.45 (2,4) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...