Урок физики "Давление" в 7 классе
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Матиенко Ольга Яковлевна

Урок физики " Давление" в 7 классе. Используется технология критического мышления, системно-деятельностный подход. В ходе урока учащиеся изучают новую физическую величину,  ссоставляют кластер, выполняют практические задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_davlenie.rar19.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока (Физика 7 класс)

Тема: «Давление».

Учитель физики МБОУ Смирненская основная общеобразовательная школа Кулундинского района Алтайского края Матиенко Ольга Яклвлевна

Цели урока:

Образовательная цель – сформировать представления учащихся о давлении, помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.


1 стадия

Вызов


- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учащимся собственных целей обучения











2 стадия


Осмысление содержания



- получение новой информации;

- корректировка учащимся поставленных целей обучения




































Системно-функциональный подход































Возвращение к стати вызова






Закрепление учебного материала








3 стадия



Рефлексия

















Д/З

Учитель эмоционально настраивает учащихся на позитивное восприятие информации,

  1. Если бы вы пошли в поход в зимний лес, то какое средство передвижения бы выбрали:

- велосипед,

-лыжи;

-  автомобиль?

Обоснуйте свой выбор?

     

По болоту прошли человек и лось. Чьи следы глубже? (Далее следует обсуждение.)


Можете ли вы ответить на все вопросы? Какова будет цель нашего урока?

         


Цель урока – получить знания, которые помогут научно обосновать выбор практических вещей, применить знания на практике.


Проведем экспериментальное исследование.

Работа в группах

  1. Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями шляпками в песок в зависимости от массы груза (на каждой парте 1 экспериментальная установка: песок, доска с вбитыми гвоздями, гирька)

Ответьте на вопросы:

  1. Какова цель исследования?
  2. Изменяется ли сила, с которой доска давит на песок при изменении массы груза?
  3. Куда направлена эта сила? Как эта сила направлена по отношению к поверхности?
  4. Как зависит глубина погружения гвоздей в песок от действующей силы?

Подготовьте выступление по выполненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.


  1. Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями острием  в песок, поставив на нее  гирю, в двух случаях (на каждой парте 1 экспериментальная установка: песок, доска с вбитыми гвоздями, гирька)

Ответьте на вопросы:

  1. Какова цель исследования?
  2. Изменяется ли сила, с которой доска давит на песок при повороте доски?
  3. Как изменяется площадь опоры  при повороте доски?
  4. Как зависит глубина погружения от площади опоры?

Подготовьте выступление по выполненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.


  1. Определите, какая конструкция кнопки позволяет прилагать меньшие усилия для ее «вонзания» в дерево. (на каждой парте несколько различных кнопок)

Ответьте на вопросы:

  1. Какова цель исследования?
  2. Куда направлена сила, с которой вы давите на кнопку? Как эта сила направлена по отношению к поверхности?
  3. Одинаков ли диаметр иглы у кнопок?
  4. Кнопка, с какой площадью иглы требует меньшие усилия для «вонзания» ее в доску?
  5. Кнопка, с какой площадью шляпки требует меньшие усилия для «вонзания» ее в доску?
  6. Сделайте вывод: как зависят прикладываемые усилия от площади иглы и шляпки кнопки?

Подготовьте выступление по выполненному вами исследованию, включив в него ответы на вопросы.



Обобщим  результаты трех исследований. От чего зависит результат действия тела на опору? Какова эта зависимость?

  1. От величины силы давления;
  2. От площади опоры.

 

Результат действия силы на поверхность зависит от величины этой силы, приходящейся на каждую единицу площади или, иначе говоря, от давления.

Итак, знакомимся с новой физической величиной. Что мы должны узнать о величине? (Уч-ся отвечают - нужно заполнить таблицу о величине)


Пользуясь текстом учебника стр 77-78 самостоятельно заполните таблицу

«Сведения о величине «давление»


1

Формула давления

Р=F/S Р- давление, F- сила давления,   S- площадь поверхности

2

Определение давления

Давление- величина, равная отношению перпендикулярно действующей силы к площади этой поверхности

3

Что принято за единицу величины в СИ

Такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности

5

Вывод наименования единицы величины в СИ

1м2/1Н= 1 Па

6

Другие единицы давления

1 гПа гектопаскаль,

1 кПа килопаскаль


Итак кто готов рассказать  о величине ДАВЛЕНИЕ?


Работа по выявлению практического применения давления в природе и технике.

Можем ли мы изменять давление в различных условиях? Если, то как?

На основе полученных знаний и собственного опыта составим кластер  (приложение1)

Выступление с результатами работы.

Найдем практическое применение изученному материалу. Вернемся к вопросам начала урока.

1)Обоснуйте  свой выбор транспорта для похода   с научной точки зрения.

2) Чьи следы глубже?



Решение качественных задач:

Как можно увеличить ваше давление на пол в два раза? (продемонстрировать)

Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?

Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?

Разведчик должен пересечь реку по тонкому льду. Придумайте устройство, уменьшающее риск такой переправы.

Почему дома строят на фундаменте?




  1. Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.
  1. Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
  2. Больше всего мне сегодня запомнилось…
  3. Самым интересным было…


Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?

На какие вопросы вы не получили ответа?

Ученик выражает свои ощущения от своей учебной деятельности, дорисовав рисунок  «Смайлика»:




- многое понял,  научился(Смайлик улыбается)

- я удовлетворен  работой на уроке (выражение Смайлика спокойное)

- как мало я знаю, мне надо многому научиться (Смайлик  грустит)





Домашнее задание (учитель комментирует запись на доске).

§33,34 (уч. «Физика. 7 класс А. В. Перышкина), упр. 12 (1-2),Повторить записи в тетради. Доп. Задание: Индийский факир может выспаться на постели из которой торчат 10000 гвоздей. Легче ли ему будет заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?

Проведите испытание, пусть роль факира выполнит кусок пластилина.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...