методическая разработка
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Жердева Людмила Сергеевна

После экскурсии на крейсер"Аврора" и ледокол "Красин" был проведен урок конференция по теме "Транспорт и экология". До экскурсии учащимся было дано задание придумать задачи с экологическим содержанием по теме "Динамика", а также подготовить доклады: 1.Как изменяется состав атмосферы приеё загрязнении и к чему это приводит.2. Виды фильтров и их применение. 3. Подготовить опыт по определению наличия свинца в талой воде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_transport_i_ekologiya_10_klass.docx82.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике «Транспорт и экология», 10 класс

Жердева Людмила Сергеевна,

Учитель физики

Целевой компонент урока:

Педагогические цели:

  1. Закрепление знаний по теме «Динамика».
  2. Раскрыть экологический аспект.
  3. Научить применять научные знания при выборе решений по отношению к природе.
  4. Активизация творческо-поисковой работы на этапе подготовки к уроку.
  5. Организация индивидуальной и групповой работы по выполнению заданий.

Ожидаемый результат:

  1. Осознание экологической ответственности.
  2. Понимания ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде.
  3. Осознание природы как национально-общественного достояния.
  4. Умение предвидеть последствия поведения человека.
  5. Умение взаимодействовать в группе, выражать свою точку зрения, слушать других.
  6. Умение отбирать и систематизировать информацию.
  7. Ученики расширяют свои знания по теме урока, творчески перерабатывают информацию.
  8. Умение оценить свою деятельность, высказать своё отношение к теме урока.

Используемая технология: развитие поисково - исследовательской и

 аналитической деятельности.    

Методы обучения: репродуктивно –исследовательский.

Организационные формы урока: групповая, фронтальная

Оснащение урока:

  1. Мультимедиа
  2. Задания по группам
  3. Карты инструкции по выполнению задания
  4. Приборы для эксперимента.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный

Приветствие

Приветствие

Создание мотивации для работы на уроке

Участие в беседе

Обсуждение формы проведения урока. Постановка проблемы.

Обсуждение важности проблемы.

Информационно-групповой

Представление выступающих, презентации мини-исследований 4-х учащихся

Выступление двух учащихся с презентацией, один проводит эксперимент, один решает на доске придуманную им задачу по теме урока.

Координирование деятельности учащихся

Запись в тетрадях, составление таблицы, решение задач.

Рефлексивный

Обсуждение выступлений, проверка решений задач и составленной таблицы. Проверка домашнего задания: пословицы и поговорки с экологическим содержанием. Подведение итогов и домашнее задание

Обсуждение выступлений, читают подобранные пословицы и поговорки с экологическим содержанием.

Записывают домашнее задание.

Сценарий урока

Перед уроком ребята были на автобусной экскурсии «Ледокол «Красин» и крейсер «Аврора»». Им было дано задание: придумать задачи с экологическим содержанием и по теме «Динамика», а также подготовить доклады:

1 .Как изменяется состав атмосферы при её загрязнении и к чему это приводит.

2.Виды фильтров и их применение.

3.Подготовить эксперимент по определению наличия свинца в талой воде.

Вводно-мотивационный этап.

Учитель читает стихотворение М.Дудина

           Полу отравленная газом,

 По нефтяным болотам - вплавь

 Куда ты рвёшься? Где твой разум?

 Взгляни в себя разумным глазом,

Нельзя же все богатства разом -

Чуть-чуть грядущему оставь!

Сегодня мы поговорим о некоторых экологических проблемах. Совершим небольшое, но самостоятельное исследование и узнаем прочность ваших знаний, решая задачи и обобщая изученный материал. Мы рассмотрим экологические ситуации и попробуем найти пути выхода из них. Этот урок является заключительным по теме «Динамика». Давайте вспомним , на какой вопрос

отвечает этот раздел физики?

Учащиеся. Этот раздел отвечает на вопрос «Почему?» и рассматривает причины движения.

Учитель. С чем ассоциируется понятие движение?

Учащиеся. С транспортом.

Учитель. Действительно, это первое, что приходит на ум. За двадцатое столетие человек создал огромный прорыв в области техники. Нас окружают сложнейшие механизмы, без которых мы уже не мыслим своего существования. Например

транспортные средства. С ними и будет связан сегодняшний урок. Запишем тему: «Транспорт и экология».

Давайте вместе подумаем, а затем запишем в тетради, какие «плюсы» Даёт транспорт. Записывают в тетрадь. Кто хочет поделиться своими соображениями?

Учащиеся. Комфортные условия для человека,

быстрое передвижение, экономическое развитие.

Учитель. А «минусы»?

Учащиеся. Негативное влияние на состояние здоровья человека, загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов, повышение

температуры окружающей среды.

Учитель. На уроках биологии и химии вы уже говорили о качественном составе атмосферы. Давайте вспомним, из чего она состоит? Как транспорт загрязняет атмосферу, как изменяется её состав и к чему это приводит? Об этом нам расскажет……

Учащийся. Атмосфера состоит на 78% из азота, на 21% - из кислорода, на 1% - из аргона, остальное - углекислый газ, пары воды, гелий, неон, криптон, водород, а также взвешенные твёрдые частицы (аэрозоли). В отработанных газах содержатся оксиды углерода и азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензопирен -всего около 200 компонентов. Оксид углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики - эритроциты, - что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе. Когда мы вдыхаем оксиды азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникают не только раздражение слизистых оболочек, но и весьма тяжёлые заболевания. Считается, что оксиды азота в 10 раз опаснее для организма, чем оксид углерода. Типичным представителем канцерогенных веществ, т.е. веществ, способствующих возникновению раковых опухолей, является бензопирен. К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относятся и соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В атмосферном воздухе свинец содержится почти исключительно в виде неорганических соединений. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально его содержанию в воздухе. Последнее ведёт к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородом и, следовательно, к нарушению обменных процессов в организме.

Учитель. Во время весеннего паводка все вредные вещества, содержащиеся в талом снеге, попадают в воду, в том числе и питьевую. Мы решили провести исследование, о котором нам расскажет:

Учащийся: В талую воду из снега, взятого с проезжей части дороги, добавляют сульфат или сульфид, при этом образуется осадок жёлтого цвета, что говорит о наличии свинца в талом снеге. Учитель. Что помогает снизить содержание вредных веществ, выпускаемых вместе с отработанными газами? Учащиеся. Различные фильтры. Учитель. О фильтрах нам расскажет: ……..

Учащийся: Снизить содержание вредных веществ, выделяемых транспортными средствами в

атмосферу, помогают фильтры. Рассмотрим работу инерционного фильтра. В его основе лежит явление инерции - сохранение частицами пыли и сажи направления своего движения, (схема, заранее подготовлена на половине листа ватмана.) При резком изменении направления движения воздуха более массивные, чем молекулы воздуха, частицы пыли , обладающие и большей инертностью, сохраняют направление движения и оседают на дно фильтра. Воздух же выходит из него чистым. Наряду с инерционными фильтрами для очистки воздуха применяют каталитические нейтрализаторы, которые снижают уровень СО в отработанных газах на 80%, СН - на 70%, а  NОx- на 50%. В целом токсичность выбросов уменьшается в 10 раз. Процесс окисления СО и СН, по Существу беспламенный и протекает при прохождении отработанных газов через слой катали-" затора. Лучшим катализаторм является платина, но это дорогостоящий металл, поэтому применяются чуть менее эффективные оксиды меди, хрома, никеля.

Современные каталитические нейтрализаторы выполняются в виде двухкамерного реактора. Отработанные газы через отверстие 1 попадают на катализатор 2, где происходит  восстановление О. Через отверстие  3 обеспечивается дополнительная подача воздуха. После катализатора 2 газ подаётся на катализатор 4, где происходит окисление угарного газа и углеводородов. Такие нейтрализаторы применяются на автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.

Учитель. Ребята, а как уменьшить выбросы газов в атмосферу, не используя фильтры?

 Учащиеся. Это возможно при использовании альтернативных видов топлива, например, природного газа. Переход на этот вид топлива экономически и технически оправдан. Газ лучше бензина смешивается с воздухом, поэтому полнее сгорает в двигателе, а значит, и вредных веществ в отработанных газах меньше. Этот вид топлива приобретает всё большую популярность, уже есть заправки для транспорта, использующего в качестве топлива газ.

Учитель. Существуют ли экологически чистые транспортные средства?

Учащиеся. В последнее время всё чаще говорят об использовании так называемых альтернативных источников энергии - солнца и ветра. Создаются электромобили на солнечной энергии, на солнечных батареях. На Ульяновском автозаводе выпускаются электромобили на кислотно-щелочных аккумуляторах, причём их подзарядка производится непосредственно от городской сети.

Учитель. Давайте заполним таблицу, в которой отобразим «плюсы» и «минусы» использования транспорта, а также пути решения экологических проблем. (Записать в тетрадь).

Плюсы

Минусы

Пути решения экологических проблем

Способствует экономическому развитию

Создаёт комфортные условия для человека.

Удовлетворяет потребности человека в быстром передвижении.

Загрязняет атмосферу.

Способствует повышению температуры окружающей среды.

Истощает природные ресурсы.

Негативно влияет на организм человека.

Использование альтернативного топлива.

Использование альтернативных двигателей.

Использование альтернативных источников энергии.

Оздоровление окружающей среды.

Воспитание экологической культуры водителей а/м.

Учитель. Приступаем к решению задач. Учащийся составил задачу и сейчас решит и объяснит её у доски.

Учащийся. Сколько кислорода расходуется при 8-часовой работе двигателя автобуса, если для сжигания 1кг бензина требуется 2,5 кг кислорода? Расход бензина 19 кг/ч. Сколько времени необходимо, чтобы 1га леса выделил необходимое количество кислорода, если за сутки «вырабатывается» 200 кг?

Дано:

t1=8час

mб =1кг

mо  =2,5 кг(О2 )

VБ  =19кг\ч

S =1 га

t 2=1 сут.

 m (О2)2=200кг

mб1 = VБ х t1

m (О2)1= mох mб1/ mб 

Vлес= m (О2)2/ t 2

       

t л= m (О2)1/ Vлес

mб=19кг\ч х 8ч=152 кг

m (О2)1=152кг х 2,5кг=380кг

t л=380кг/200кг/с =1,9 сут.

m (О2)л-?

t л -?

Ответ. При 8-ми часовой работе двигателя расходуется 380кг О ; такое количество кислорода выделяет 1га леса в течение почти двух суток.

Учитель. Почему накопление в атмосфере углекислого газа приводит к парниковому эффекту?

Учащийся. Слой углекислого газа не пропускает тепловое излучение, но пропускает видимое. В результате тепло остаётся в приземном слое, что ведёт к глобальному потеплению.

       Учитель. Почему переход автомобилей на газовое   топливо приводит к меньшему загрязнению воздуха?

Учащийся. Газ лучше смешивается с воздухом, чем бензин, поэтому полнее сгорает в двигателе, продуктов сгорания образуется меньше.

Определите ускорение автобуса, если он,

стартуя, набирает за 8с скорость 95 км\ч.

Дано:

V=95км/ч=26м/с

t=8с

V0=0м/с

V= V0+а t

V= а t

а= V/ t

а=26м/с/8с=3,3м/с2

Ответ: ускорение автобуса 3,3м/с

а-?

Учитель. На прошлой неделе вам было дано задание подобрать к сегодняшнему уроку пословицы и поговорки экологического содержания. Кому удалось что-нибудь найти?

Учащиеся. Чист источник - чист и ручей. Как относишься к лесу, так и лес к тебе. Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.

Чистый воздух - враг болезней. Много леса - не руби, мало леса - -береги, нет леса - посади.

Учитель. Сегодня я дам вам необычное домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Земля в XXI1 веке». Отразите, каким вы представляете себе транспорт будущего. А закончить сегдняшний урок мне хочется словами Валерия Хатюшина (стихотворение читается на фоне видеоролика, смонтированного из фрагментов документальных фильмов.

Под этим небом Человек - единственно разумный.

Он всемогущ, он вопреки своей природе может

Одним движением руки природу уничтожить.

Тогда сам Бог не защитит своей Земли нетленной,

И шум лесов, и пенье птиц замолкнут

во Вселенной.

Чей разум станет воскрешать наш мир во мраке мёртвом?

Тебе, разумному, решать - быть Богом или

Чертом?

Твоя Земля живёт, скорбя. Умерь её страданья!

С мольбой, с надеждой на тебя взирает

мирозданье.

За две недели до урока вывешивается список литературы. Часть её есть в кабинете физики, часть в библиотеке, часть данных взята из рассказа экскурсовода, вопросы и задания были даны ребятам перед экскурсией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...