Разработка урока
план-конспект урока по физике по теме

Захарова Наталья Валерьевна

Испарение и конденсация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: Физика. Урок изучения нового материала.

Тема: Испарение и конденсация..

Продолжительность: 45минут

Класс: 8 класс

Используемое ПО: Microsoft Office Power Point.

 Урок на тему « Испарение и конденсация» в 8 классе.

Цели урока:

Образовательные - формировать понятия о явлениях испарения и конденсации и выяснить  условия, от которых зависят эти процессы;

Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, объяснить явление испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества;

Воспитательные – прививать культуру умственного труда;

Дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, ватные палочки, салфетки, пинетки, опорные схемы.

План урока.

1.Организационный момент (2-3 мин)

2.Содержание опроса  ( повторение пройденного, 5 мин)

3. Мини тест ( 5 мин)

3.Освоение нового материала (20 мин)

4.Закрепление знаний учащихся (5 мин)

5.Задание на дом (3-4 мин)

6.Подведение итогов ( 3 мин )

Ход урока.

        1. Орг- момент. (Презентация слайды 1,2)

2.Содержание опроса. (Презентация. Слайды 3,4)

1. Что такое плавление?

2. Объясните, где сильнее стынут ноги: на заснеженном тротуаре или на тротуаре, посыпанном солью?

3. Какой процесс называют кристаллизацией?

4. Почему лед не сразу тает, если его внести с мороза в натопленную комнату?

5. Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?

3. Мини тест. (Приложение к уроку)

Тест учащиеся выполняют на листочках, после окончания времени объмениваются листочками и проверяют ответы. сами ставят оценки.

Ответы к тесту ( Презентация слайд 5)

4.Освоение нового материала.

Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.

  1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?
  2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
  4. Какая существует связь между скоростью движения молекул и температурой тела?
  5. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?
  6. Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему?
  7. Почему зимой птицы садятся на лед, покрывающий реки и озера?

Прежде всего, учащимся необходимо напомнить, что в жидкостях молекулы движутся с различными скоростями. Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Если молекула, обладающая энергией, большей средней кинетической энергии, приближается к поверхности жидкости, то она, преодолевая притяжение соседних молекул, вылетает за пределы жидкости. Совокупность таких вылетающих молекул образует пар. Испарение проходит при всякой температуре. Испаряться могут не только жидкости, но и твердые тела.

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.

Определяем испарение как явление перехода молекул из жидкости или твердого тела в пар.(Презентация слайды 6-9)

От каких факторов зависит скорость испарения?

Демонстрируем испарение разнородных жидкостей с поверхности стекла, одновременно отвечаем на следующие вопросы:

  1. Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?
  2. Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?
  3. Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?
  4. Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную погоду или безветренную погоду?

Ученики ставят эксперимент и выясняют, что испарение зависит:

  • от температуры,
  • от площади поверхности жидкости,
  • рода вещества,
  • скорости ветра. ( Презентация слайды 10-13)

Демонстрируем  термометр, марлю смачиваем спиртом. Делаем вывод:

при испарении происходит понижение температуры, т.к. внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. ( Презентация слайд 14)

Конденсация.

На столе находится сосуд с горячей водой. Закроем сосуд с крышкой. Происходит ли испарение жидкости в сосуде? Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется?

Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.

Конденсация – это процесс обратный испарению. (Презентация слайд 15)

При конденсации происходит выделение энергии, т.е. связана с повышением температуры окружающего воздуха. Процесс конденсации происходит интенсивнее в том случае, если имеются центры конденсации. Роль которых выполняют взвешенные в воздухе частицы, электрически заряженные молекулы.

Явление охлаждения при испарении используют в медицине при несложных операциях, а также в холодильных установках.( Презентация слайды 16-19)

5.  Закрепление знаний учащихся.

Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи.

1.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

2.Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните почему?

3.Почему на юге питьевую воду держат в глиняных кувшинах, не покрытых глазурью?

4.Почему образование тумана задерживает понижение температуры воздуха?

5.Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору всегда ниже температуры окружающего воздуха?

6. Стоматологи для исследования иногда используют зеркальце.

При этом его предварительно нагревают до температуры выше 37 С. Зачем? (Презентация слайды 18-20)

6.Домашнее задание.

         Параграфы 16,17, упр.9 ( Презентация слайд 21)


7.Подведение итогов.

Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

        Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...