Мастер-класс на тему "Испарение и конденсация"
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме

В работе представлены сценарий мастер-класса и презентация. В основе занятия лежит проблемный подход к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx16.47 КБ
Файл master-klass_kondrakova.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Испарение и конденсация»

Кондраковой Натальи Васильевны

учителя физики

МБОУ СОШ №13 города Ставрополя

Цель: способствовать формированию понятий  физических явлений  испарение и конденсация.

Задачи:

1. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры, природы веществ, площади поверхности, наличия ветра.

2.Продолжить формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.

3.Связать изученные физические явления с практическим применением.

Оборудование: мультимедийное оборудование; приборы и материалы.

Ход занятия

Вас я приветствую,  друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья  (слайд 1)

         Прошу внести черный ящик (музыка). Перед вами черный ящик. Вам достался вопрос ученика 8 класса  школы №13 Сарапулова  Геннадия. Вопрос:  «Я ль на всех милее?». Какому физическому телу задавала царевна данный вопрос из сказки Пушкина (ответ: зеркалу).  Вызывает слушателя открыть черный ящик. Достают зеркало, учитель просит подышать на  поверхность зеркала и объяснить наблюдаемое явление (ответ: происходит запотевание ). Рассматривают этот предмет через несколько секунд.  Перед слушателями  зеркало с  сухой  поверхностью.

Какие физические явления вы наблюдаете? (предполагаемый ответ)

Итак, тема нашего мастер - класса «Испарение и конденсация» (слайд 2)

 Мы приступаем к изучению факторов, влияющих на процесс испарения.

Опыт 1.Перед вами  по 2 термоса: с горячей и холодной водой одинакового объёма жидкости. Откройте их и посмотрите на внутреннюю поверхность крышек. Что вы наблюдаете? (возможный вариант ответа: поверхность одной крышки запотела сильнее другой).  Как  вы думаете, от чего зависела интенсивность данного процесса?  (возможный вариант ответа: от температуры)

Первый фактор – температура. Зависимость испарения от температуры прямая пропорциональная: чем выше температура, тем  выше скорость испарения.

Опыт 2. Перед вами склянки со спиртом и водой. Наберите жидкость пипеткой равных объёмов и нанесите на одну ладошку спирт, на другую – воду. Что наблюдаете? (предполагаемый ответ: спирт испаряется быстрее). От чего это зависит? (предполагаемый ответ)

Второй фактор: от природы веществ, одни вещества более летучи, другие менее летучи.

Опыт 3.Возьмите две салфетки и нанесите на их поверхности по  капле спирта. С помощью веера создайте движение воздуха над одной из них. Что наблюдаете? (возможный ответ: при движении воздуха испарение происходит быстрее).

Третьим фактором является влияние на испарение ветра.

Опыт 4. Возьмите два листа бумаги и нанесите на них с помощью пипетки по капле спирта. Далее один лист оставьте на столе, а другой поставьте вертикально, чтобы капля спирта растеклась по поверхности листа. Что вы наблюдаете?  (предполагаемый ответ).

Четвёртый фактор – испарение зависит от площади поверхности (слайд 3).

 

Слушателям предлагают пробирки с кристаллами йода. Рассматривают их на белом фоне и наблюдают процесс испарения твёрдого тела.

Вывод: вы видите, что испаряются не только жидкости, но и твёрдые тела.

      Из этого следует: тела состоят из молекул, они движутся с разными скоростями. Более быстрые могут преодолеть притяжение других молекул и  силу давления воздуха и улететь. Таким образом, испарение – процесс парообразования, происходящий с поверхности тел. (слайд 4)

        Дело в том, что одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.  

Тени вечера сгущаются

Воздух влажен и душист

И росою умывается

На деревьях каждый лист (слайд 5).

Почему вечером выпадает роса?  (возможный ответ: за счёт конденсации)

     Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью. Именно конденсацией можно объяснить появление тумана, росы, образование облаков и др. Молекулы водяного пара, находящегося в атмосфере, при понижении температуры воздуха группируются в мельчайшие капельки воды, образуя туман.  Эти явления находят большое применение в природе, в быту и технике. Вы с ними хорошо знакомы из курса природоведения, географии, биологии (слайд 6). Протрите влажной салфеткой руки и еще раз убедитесь  в эффективности процесса испарения.

Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полета!
Все это дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновеньем
 (слайд 7)

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вас я приветствую, друзья! Сегодня в мир науки с вами, Постигнув мудрость бытия, Войдем мы твердыми шагами. Работа мысли и стремленье к знаньям Поможет вам понять всю сущность мирозданья .

Слайд 2

Испарение и конденсация.

Слайд 3

Факторы, влияющие на процесс испарения: температура вещества; природа вещества; влияние ветра; площадь поверхности.

Слайд 4

Испарение – процесс парообразования, происходящий с поверхности тел.

Слайд 5

Тени вечера сгущаются Воздух влажен и душист И росою умывается На деревьях каждый лист

Слайд 6

Применение явлений испарения и конденсации в быту и технике

Слайд 7

Смотрите! Что-то получилось! Итог обыденной работы- Восторг волшебного полета! Все это дивное явленье- Урок, рожденный вдохновеньем …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....