Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Родионова Людмила Александровна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-8.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена  на основе Примерной программы для 7-9 классов основного общего образования по физике. А также программы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин «Физика 7-9классы». Дрофа 2001г.

Рабочая программа    ориентирована     на     использование: 

  1. А.В. Перышкин, Учебник.  Физика-8 кл, М., Дрофа. 2009
  2. А.В Перышкин и др. Сборник задач по физике. 7-9классы. Изд. «ЭКЗАМЕН» 2008 г.
  3. Н.А. Родина. Дидактические материалы по физике в 7-8классах. Просвещение, 1991
  4. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Контрольные работы по физике 7-9 классы. Просвещение.2003

Программа рассчитана на изучение физики в 8 классах по 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста.

Цель обучения физики в 8 классе: 

усвоить целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта в  содержании рабочей программы   реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • освоить знания о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладеть умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для  изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развить познавательный интересов, интеллектуальные и творческие способности  в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения. экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 часа в неделю, всего - 68 ч

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Тепловые явления

24

2

2

Электрические явления

31

5

2

Электромагнитные явления

4

2

-

Световые явления

7

1

1

Итоговое повторение

3

-

1

Всего

68

10

6


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ    

1.Тепловые явления (24 часа)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды  разной температуры.

2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2.Электрические явления. (31 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

8.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7.Измерение работы и мощности электрического тока.

8. Сборка электромагнита и испытание его действия

9. Изучение электрического двигателя постоянного тока( на модели)

3.Световые явления. (7 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение,  отражение и преломление света. Луч.  Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

10.Получение изображения с помощью линзы.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя

  1. Примерная программа основного общего образования по физике.
  2. Е.М. Гутник, А.В.Перышкин. Программы «Физика 7-9классы». Дрофа 2001г
  3. А.В. Перышкин. Учебник.  Физика-8 кл, 2009, М., Дрофа
  4. А.В Перышкин и др. Сборник задач по физике. 7-9классы. Изд. «ЭКЗАМЕН» 2008 г.
  5. Приложение: ЦОР «Физика. Учебник для 8 класса», ООО «Бином. ЛЗ» 2007
  6. В. А. Волков, С. Е. Полянский «Поурочные разработки по физике. 8 класс», , 2005 г.
  7. Л. А. Прояненкова, Г. П. Степанова, И.   Я. Крутова «Сборник задач и упражнений по физике. 7 класс», 2006 г.
  8. Л. А. Кирик .«Физика-8. Самостоятельные и контрольные работы», 2006 г.
  9. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе, ч. 1, под ред А.А.Покровского, 1979 г.
  10. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»  
  11. Журнал «Физика в школе» 

Литература для учащихся

  1. А. В. Перышкин .Учебник «Физика-8», , 2010 г.
  2. А.В Перышкин и др. Сборник задач по физике. 7-9классы. Изд. «ЭКЗАМЕН» 2008 г.

ЦОРы

  1. «Физика. Учебник для 8 класса», ООО «Бином. ЛЗ» 2007.

Сайты для учителя

  1. Архив газеты 1 Сентября.
    Подборка статей по методике проведения уроков физики.
    http://archive.1september.ru/fiz/index.htm 
  2. Методика преподавания и инновации в сфере образования.
    Cтатьи из журналов "Физика в школе", "Открытая школа"
    http://www.cl.ru//education/lib/methods78.htm
  3. Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.
    Большая подборка методических разработок учителей, форум учителей-физиков, тесты к урокам.
    http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm 
  4. Нормативные и методические материалы Московского комитета образования
    http://www.educom.ru/Norm_metod/NormMet.htm 

Методический справочник учителя физики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...